▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Дела лихие и греховные. Противодействие правом → Воровство, коррупция → Славяне и российские этносы (XVI век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

17.3. Воровство, коррупция. Славяне и российские этносы (XVI век)

Статуты ВКЛ, Ульфельд, Соваж, Разрядная книга, Герберштейн, Бирджанди, Адамс, Юстен, Акты, Метрика

Статья № 1
Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Также постановляем: если бы вор вошел в чей-нибудь дом воровать и этого вора обнаружили и хотели поймать, а он защищался и не давал себя поймать и его убили бы на месте преступления, тогда на другой день тот, кто его убил, взяв понятых, окрестных соседей, должен им показать это и послать тех понятых к тому пану, чей человек, если бы пан был близко, и сообщить ему, что его человек убит при совершении кражи.

А если не будет самого пана, то должны сообщить его управляющему, чтобы тот послал или сам поехал осмотреть убитого человека. А если бы имение того пана, чей человек убит, было далеко, тогда должен с теми посторонними людьми привезти этого убитого человека на наш великокняжеский двор и о происшедшем заявить властям. И если он заявит об этом, а тот пан, чей человек, захочет взыскать головщину, то убивший не платит. А если бы убил и никому не заявил, то должен платить за убийство.

Если бы кто-нибудь в своем доме ранил вора при совершении им кражи, тогда должен повести его с поличным, то есть с тем, что украдет, к тому пану, чей человек. А если бы этот пан был далеко, тогда должен привести его с поличным на наш двор, какой будет ближе, и заявить об этом властям. А если бы этого раненого человека не вел ни к тому пану, чей человек, ни на великокняжеский двор, а держал у себя три дня и он умер бы в его доме, тот платит головщину...

Источник: [16.14]

Статья № 2
Якоб Ульфельд, 1578

Что же ещё [можно сказать]? [Эти] люди (Московиты — Прим. ред.) до такой степени лживы и далеки от стези истины, что им нельзя давать никакой веры, они не держат слова, не считают позором лгать, обманывать и красть. Они ежедневно уворовывали что-нибудь из доставлявшейся нам еды, пива, мёда, и при этом почти половину, не придавая никакого значения [тому], что это становилось нам известно и мы уличали их в краже.

Кроме того, каждый день они удерживали у себя — иногда больше, иногда меньше — лошадей и повозок, предназначенных для [перевозки] нашего имущества, и за [некоторую] сумму денег возвращали их боярам, которые должны были [их предоставлять], что создавало для нас неудобства, ведь наши слуги много раз вынуждены были идти пешком.

В результате я убедился [в том], что нет ни одной категории людей, которая была бы более лишена всякого стыда и страха, чем та, о которой мы говорили. Вот что я хотел сообщить об их характере, теперь [же] обратимся к другим [предметам].

Источник: [16.23]

Статья № 3
Жан Соваж, 1586

Item, когда мы легли на якорь, наш купец (marchand) отправился на берег говорить с начальником замка, и требовать позволения пройти к Св. Николаю (устье Сев. Двины). Он отвечал, что никогда еще не видывал здесь Французов, идущих к Св. Николаю, и что нет у него предписания давать нам пропуски для прохода туда. Видя затруднение, надлежало подарить некоторым господам (sieurs), поговорившим за нас с начальником, что стоило нам около 250 талеров (dalles), не считая подарков и расходов, нами сделанных, ибо мы прожили тут три дня.

Источник: [16.25]
Комментарии

Статья № 4
Разрядная книга, 1508

Взятка царю — и дело сделано

А князь Михайло Лвович Немец, отъехав от воевод с рубежа, приехал к великому князю (К Василию III — Прим. ред.) на подводах в четверг перед оспожиным днем августа в 10 день; а воеводы с ним прислали к великому князю Федца Яропкина; да того дни у великого князя князь Михайло Немец и ел со всеми приятели, и пировал с ним князь великий, и дары ему и приятелем ево были на пиру, а в приставех у него здесь был Федец же Яропкин.

И был у великого князя князь Михайло Немец десеть ден, а в одиннатцатой день, августа в 20 день, в неделю, князь великий ево отпустил. И бил челом великому князю князь Михайло Немец, просил людей в свои городы, в Мозырь и в Туров. И князь великий послал со князем Михаилом воеводу своего князя Василья Даниловича Несвитцкого, а людей послал с Несвитцким выбором галичан, костромич да татар городетцких, а в головах с ними послан Магмедамин Карачюков сын Шигрин.

Источник: [16.26]

Статья № 5
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Московия

Воровство редко карается смертью, даже за убийство казнят редко, если только оно не совершено с целью разбоя. Если же кто поймает вора с поличным и убьёт его, то остаётся безнаказанным, но только при том условии, что он доставит убитого на государев двор к начальству и изложит дело, как оно было...

Того, кто впервые уличён в краже, если только его обвиняют не в святотатстве или в похищении людей с целью продать их в рабство, следует карать не смертью, а всенародным наказанием, т. е. его надлежит бить палками, и судья должен взыскать с него денежную пеню.
Если же он вторично будет уличён в воровстве и у него не окажется, чем заплатить обвинителю и судье, то он должен быть наказан смертью.

Если, впрочем, у пойманного вора не будет, чем уплатить обвинителю, то его надлежит бить палками и выдать обвинителю...

Всякий, кто пожелает обвинить другого в воровстве, грабеже или убийстве, отправляется в Москву и просит позвать такого-то на суд.

Ведиеое княжество Литовское

Крестьянам без подарков преграждён путь к господам, какое бы они ни имели до них дело. А если их и допустят, то все равно отсылают к должностным лицам и начальникам. И если те не получат подношений, то не решат и не постановят ничего хорошего, т. е. к управляющему делами и более знатному, а точнее сказать (по-немецки) к Stathalter; и им тоже нужно дать.

Этот порядок существует не только для простонародья, но и для бедных дворян, если они хотят добиться чего-нибудь от вельмож. Я сам слышал, как один высший чиновник при молодом короле сказал следующее: «В Литве всякое слово — золото». Это значит: никого не выслушают и никому не помогут без денег.

Источник: [16.27]

Статья № 6
Низам ад-Дин ал-Бирджанди, †1525

Сведения о шестой географической области и о том, что к ней относится.

Начало этих мест: широта 43 ½ градуса и предел длины — один день, одиннадцать часов с четвертью (?)…

Русы — одно из тюркских племён... И если кто-нибудь из них совершает кражу, его привязывают к дереву и оставляют до тех пор, пока он не умрёт.

Источник: [16.47]
Комментарии

Статья № 7
Климент Адамс, 1553

Если кого поймают в воровстве, то заключают в тюрьму и секут розгами. За первую вину не вешают, как у нас, и это называют законом милосердия .

Кто попадется в другой раз, тому отрезывают нос и клеймят лоб; за третью вину вешают.
Вытаскивающих из карманов кошельки так много, что если б правосудие не преследовало их со всей строгостью, от них не было бы проходу.

путешествие Ченслеразакон милосердия в Московии XVIкарманники в Москве

Источник: [16.59]
Комментарии

Статья № 8
Павел Юстен (Паавали Юустен), 1569–1572

Ссылка в Муром шведского посольства

Хлеба было так много, что почти все мы покупали на его излишки кожу, чтобы сшить себе сапоги и гамаши, а также русское полотно. Если бы не такое обилие хлеба, многим из нас пришлось бы ходить разутыми и раздетыми. Но и здесь русские не пренебрегали выгодой для себя, присваивая часть хлеба.

воровство приставовсодержание шведского посольствассылка в Муром

Источник: [16.68]

Статья № 9
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1541

21. — 1541 Декабря. Правая грамота о двух беглых девках

Сей суд судил Великого Князя тиун Московской Гаврило Ондреев сын Тыртова. Тягался Михайлов да Петров человек Колупаевых детей Приклонского Сенка, и в товарища своего место Хрипуново. Тако рек Сенка: жалоба мне, господине, на Тимофеевых людей Волынского, на прикащика на Щетину, да на Барыча, да на Микитку на повара: деялось, господине, летось в Боришь день осенней, тому год будет, бежали от государей наших две девки, Чернавка да Селянка, покрадчи; а татбы, господине, взяли у государей наших, два опашня Лунской да Есской, да кортел белей хребтов, да кортел кощат, да одинцы жемчюжные, да серги бечата на серебре с жемчюги, да десять рубашок полотняных, да десять убрусов шитых, а всее, господине, татбы у государей наших те девки взяли на девять рублев с четвертию…

девицы-воровки

Источник: [19.205]
Комментарии

Статья № 10
Литовская метрика, 1510–1522

186. — 1521, после 20 июля
Постановление земскаго маршалка по деле Киевской мещанки Армянки Леньковой Демьяновича с Черкасскою мещанкою Зубриковою, которая захватила чужой товар, бывший у Леньковой

Пасан эго милость казал про память записати. Ижь тая Леньковая Урмянка на тот рок положеный, на день святого Ильи, перед нами ся ку праву становила, а Зубриковая, отозвавшися сама у праве перед паном воеводою Киэвским до нас и тот рок принемши, на тот рок перед нами не стала.

Ино коли она сама отозвавшися у праве до нас перед паном воэводою эго милостью, и сама ж не стала, а тая Леньковая становилас[я], — писали эсмо до пана воеводы Киэвского, абы эго милость, отецовавши тот товар, и казал тую суму пенязей моцне на той Зубриковой правити и Леньковой отдати.


Мягкое (хвостатое) «е» во всех фрагментах источника отображается на сайте буквой «э». — См. ст. 18.1.16.s9

Литовские Метрикизападный диалект русскогоНовгород – юрисдикция ВКЛ

Источник: [20.116]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,097