▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Дела лихие и греховные. Противодействие правом → Воровство, коррупция → Иные этнические системы (X век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

17.3. Воровство, коррупция. Иные этнические системы (X век)

Этельстан, Видукинд, Эккерхард IV, Фейрахи, Фадлан

Статья № 1
Законы Этельстана, 930–940

II AETHELSTAN1

Прежде всего ни один вор, пойманный с поличным, не должен быть пощажен, если он старше 12 зим и [украл на сумму] свыше 8-ми пенсов.

IV AETHELSTAN

И если вор, который совершал воровство после того, как было собрание в Thunresfelde [место, где было принято данное постановление], будет продолжать совершать [его], пусть ни в коем случае не заслужит жизни ни убежищем, ни деньгами, если [воровство] будет действительно раскрыто, будь [вор] свободный или раб, из знатных или крестьян [вилланов], госпожа или служанка, кто бы то ни был, пойман-ли [он] с поличным, или без поличного, если [это] определенно известно, то есть, если не будет очищен [от обвинения], [и] ордалией будет [признан] виновным, или каким-либо иным [образом] вина его станет известной.

Если он [вор] начнет убегать, пусть преследуют его до смерти все, кто хочет того, что хочет король, и где бы ни нашли его, его должны убить, и кто пощадит его или укроет его, будет недостоин [лишится] всего, что имеет, и жизни, как [если бы сам был] вор, разве только сможет доказать, что не знал [ни] о краже, совершенной им [вором], ни о преступлении, за которое он [бежавший] должен был отвечать жизнью.

Если [обвинена в воровстве] свободная женщина, пусть будет сброшена с горы или утоплена.

Если [обвинен в воровстве] раб, пусть явятся 60 [или] 20 рабов и побьют его камнями. И если кто-либо из них трижды промахнется, пусть трижды подвергнется бичеванию.

После того, как виновный в воровстве будет предан смерти, каждый из тех рабов возместит господину своему 3 денария.

Если рабыня [обвинена в том], что обокрала кого-либо, кроме господина своего и госпожи своей, пусть пойдут 60 и [или] 20 рабынь и принесут каждая 3 полена и сожгут эту одну рабыню, и уплатят столько же денариев, сколько должны были рабы [уплатить], или подвергнутся бичеванию, как сказано было о рабах.

Судебник города Лондона

Чтобы никто не щадил вора старше 12 зим, укравшего на сумму свыше 12 пенсов, если на основании народного права [Правды] он будет признан виновным и не сможет отрицать свою вину; и чтобы мы его убили и взяли все, что он имеет, и прежде всего должны взять из его имущества возмещение украденного, а затем остаток разделить на 3 части: одну часть жене, если она невиновна и не укрывательница преступления, остальные на две части: половину получает король, половину — объединение [для охраны] и мира [Gescipe, geferscipe — гильдия мира].

И о наших рабах мы [те], кто имеет этих людей [рабов], постановили, что если кто-либо украдет человека [раба], то [господину] возместили бы [из нашей кассы] половину фунта; если же мы взыщем [по суду] возмещение, чтобы мы заплатили [господину] сверх этого, смотря по ценности [раба], а остаток того, что мы получим [по суд], удержим для себя.

Если [раб] сам украдет, что приведет к забрасыванию его камнями, как постановлено выше, то каждый, кто имеет раба, пусть внесет пенс или половину, смотря по числу членов объединения [для охраны] мира — [гильдии мира], так чтобы можно было вернуть [господину] стоимость [раба].

Если же он [раб] убежит, пусть возместят [господину], смотря по его качеству [стоимость], и чтобы мы все предприняли поиски. Если мы его затем сможем схватить, сделаем с ним то, что делают рабу-уэльсцу, и пусть повесят его.


1 Постановление уитанов (мудрых) Англии. — Прим. ред.

Источник: [10.6]

Статья № 2
Видукинд Корвейский

Король Генрих был без сомнения достаточно строг к иноземцам, к согражданам же снисходителен во всех делах, поэтому, когда он видел, что кто-либо из воров или разбойников отличается храбростью и способностями к войне, он освобождал его от полагающегося наказания и поселял в пригороде Мерзебурге1.


1 Название «Мерзебург» состоит из двух славянских слов: «мези» и «бор», что означает «междуборье». Город Мерзебург был расположен на р. Сале, на границе германских поселений, наиболее выдвинутых на запад, окружен славянскими поселениями и уже во франкские времена с VI в. выполнял роль пограничной крепости со славянами (сербами). — Прим. ред.

Источник: [10.8]

Статья № 3
Эккерхард IV, †1060

Санкт-Галленский монастырь, начало X века. Кража монастырского имущества после пожара.

По окончании пожара с наиболее близких стен церкви был тщательно собран пепел и счищен смывной водой, и золотые таланты [украшения?] Гартмута, которые сверкали в них каплями, извлечены. Пестрая толпа живущих по соседству людей, как это бывает, сбежавшись, многое тайком унесла с собой. Мало того, сами сторожа, как рассказывали, не хранили верность своему долгу. Многие книги были похищены, потом и прочее.

Источник: [11.16]

Статья № 4
Давуд Фейрахи

Хотя вазиры при аль-Муктадире были людьми весьма опытными, старавшимися взять под свой контроль поступление налогов с провинций, однако их чиновники постоянно встречали на местах противодействие, а иногда и прямое неповиновение со стороны местных властителей-эмиров, в свою очередь добивавшихся права, в качестве представлявших халифа наместников, собирать с подвластных им территорий налоги в свою пользу. Например, так поступал правитель Азербайджана Ибн Аби-с-Саджа, присваивавший большую часть собранных налогов, а богатые Хорасан и Мавараннахр, перешедшие под управление Саманидов (819–1005 гг.), и вовсе перестали пересылать налоги в казну. Али Ибн аль-Фурат дважды отправлял армию в Фарс, первый раз, чтобы помочь Саффарадам захватить эту область, а второй — чтобы добиться от новых правителей этой области регулярной отправки дани в Багдад.

сепаратизмворовствоналогиисламдецентрализация властиподавление

Источник: [21.92]

Статья № 5
Ахмед ибн-Фадлан, 921–922

Фадлан проворовался

Когда прошло три дня по прочтении письма (халифа) и вручении подарков, он прислал ко мне. До него дошли сведения о четырех тысячах динаров и какова была хитрость христианина для58 их задержки. О них (динарах) было сообщение в письме.

Итак, когда я вошел к нему, он приказал мне сесть, и я сел, а он бросил мне письмо повелителя правоверных и сказал: «Кто принес это письмо?» Я сказал: «Я». Потом он бросил мне письмо визиря и сказал: «А это тоже?»

Я сказал: «Я». Он сказал: «А деньги, упомянутые в них обоих, что с ними сделано?»

Я сказал: «Трудно было их собрать, время было стеснено, мы боялись упустить (возможность) для приезда (сюда), так что мы оставили (их), чтобы они следовали за нами». Тогда он сказал: «Действительно, приехали вы все вместе, и то, что на вас истратил мой господин, он истратил для доставки этих денег, чтобы я построил на них крепость, которая бы защитила меня от иудеев59, которые поработили меня, что же касается (этого) подарка, то мой отрок (и сам) хорошо мог бы его доставить».

Я сказал: «Это верно, но только право же и мы (тоже) постарались». Тогда он сказал переводчику: «Скажи ему, — я не знаю тех людей, а действительно знаю тебя одного, и это потому, что эти люди не арабы, и если бы знал устад, да поможет ему Аллах60, что они доставят то, что ты доставляешь, он не послал бы тебя, чтобы ты сохранил (это) для меня и (чтобы) прочитал письмо мне и выслушал мой ответ. Я не потребую ни одного дирхема ни у кого, кроме тебя, так что отдавай деньги и это самое лучшее для тебя».

Итак, я ушел от лица его перепуганным, удрученным. А у человека (этого) был (такой) вид и величавость, был он толстый и широкий, так что как будто он говорил из (большого) кувшина.

Фадлан проворовалсянести околесицу

Источник: [10.14]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,172