Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Дела лихие и греховные. Противодействие правом > Ограбить на «большой дороге» > Иные этнические системы (XIX век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

Ограбить на «большой дороге». Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель, Васильев, Соколов, Рокхилл

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай

Грабежи по дорогам редки, чему причину должно полагать в невозможности производить их, потому что большие дороги покрыты селениями и обставлены частыми караулами.

Разбои ещё реже и случаются только в тех губерниях, в которых много инородцев и ссыльных китайцев, как-то в Фу-цзянь, Сы-чуань и Юнь-нань.

разбоиКитайохранапостыкараулыисторияинтересные фактыобществограбежиразбоипиратыуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.19]

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

Странно, что народ, знавший употребление пороха задолго прежде европейцев, делает оный до сего времени самого дурного качества.

Торговля солью, как и вся заграничная торговля, состоит на откупе у одной компании, имеющей исключительную привилегию, добывать соль, привозить её в Кантон, и распродавать по установленной цене... морские разбойники сильно обеспокоивали китайскую торговлю на сём море, перехватывая все суда с солью; от чего соль в Кантоне чрезвычайно вздорожала.

Соляная компания принуждена была войти в переговоры с разбойническим начальником, и условилась платить ему некоторую сумму за каждое судно, с тем чтобы оно могло безопасно провозить соль в Кантон. На сей конец разбойнический атаман выдавал от себя таким судам пропускные билеты. Начальники сих судов сговорились с разбойниками, и тайно привозили к ним всякую провизию, муницию и все вообще, в чем те имели нужду.

Кантонское правительство узнавши о том, наложило амбарго (Так в тексте — Прим. ред.) на суда; раздраженный разбойнический начальник принужденным нашелся, силою добывать себе все потребное, сделал высадку на берег, разорил всю сию область и увез знатную добычу...

Мало-помалу экипажи и шкипера судов, перевозивших соль, подружившись с морскими разбойниками, начали снабжать их, под рукою, провиантом, аммуницией и оружием. Правительство, открыв сие злоупотребление, вдруг наложило запрещение на все с солью прибывшие ионки, или джонки. Адмирал разбойников, видя, что все подвозы припасов остановились, сделал высадку около внутреннего пролива, ведущего в Макао, и, вооруженною рукою собрав с полей всю жатву сарацинского пшена и полонив множество женщин, благополучно доставил все на свою эскадру. Сей ужасный разбойник назывался Эпо-Тси; имея под начальством своим огромный флот и до 20 000 людей, он сделался наконец столь дерзким, что перехватывал катера, перевозившие товары на корабли в Вампоа, грабил и разорял мечом и огнём в 27 верстах от Кантона.

порохКитайсольразбойникиэмбаргопиратыфлотисторияинтересные фактыобществограбежиразбоипиратыуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.20]

Статья № 3
В. П. Васильев, 1848–1849

Китай

Генерал-губернатор Фу-цзяня и Чже-цзяня рекомендует прокурора Цинь-лянь, который оказал деятельность в поимке разбойников, привлекая подарками тех из них, которые согласились передаться, и через посредство их ловя других, так что один какой-то разбойник, Чжуан-тун, после изъявления покорности, поймал более 90 человек. Прокурор награжден павлиньим пером.

Монголы-халхасцы, отправившиеся в Тибет для встречи молодого куреньского хутукты, были дважды ограблены в Ху-хэноре. В первый раз у них отняли 60 верблюдов, в другой 408 лошадей, 17 мулов и 50 верблюдов. Так показано в докладе императору какого-то Ле-биня, который, кажется, был послан от правительства провожать хутукту; вероятно однако ж, что на деле отнято еще больше.

Не показано ни время, ни место, где случился грабеж и кем был произведен,- но, без сомнения, теми непокорными тибетскими родами, которые гнездятся на пределах Сы-чуаня с Гань-су и далее на запад, и которым дают общее название го-локов, самых смелых из всех разбойников. Они, говорят, доходят иногда даже до Ладака.

Замечательно, что халхасцы слывут самыми мужественными из монголов в мнении китайцев и самих монголов, и эти-то храбрецы, которые должны бы быть воодушевлены еще более уважением к той святыне, которую они сопровождали, ограблены уже не в первый раз с Чжебцунь-дамбой; а между тем отец Иакинф (<>Н. Я. Бичурин — Прим. ред.) где-то сказал: «вообразите самую лучшую азиатскую конницу, от пределов Или до Восточного океана». — Что значила бы вся эта сволочь перед одним европейским полком!

Борьба со следствиями, но не с причинами — национальная забава не только в России:

Юаньская династия положила основание каналу, именно для того, чтобы обеспечить продовольствие столицы, когда ей стали объявлять, что флоты её с припасами теряются в водах океана. Другою причиною было именно появление морских разбойников, о которых теперь государства Запада почти не имеют и понятия. Вот вся польза от знаменитого канала, другой нет; а если купец и провозит по нему свои товары, то разве на казенных судах, где вопреки запрещению всегда находится готовое для них место в трюме, между тем, как хлеб лежит только на палубе, и матросы, не будучи судохозяевами, готовы всегда взять гораздо меньшую плату, чем тот, кто бы имел свое судно, и кого едва ли пропустили бы через шлюзы без огромной платы. Да, стоит только взглянуть на положение канала, чтоб убедиться, что его назначение не соответствует тем требованиям, которые мы в праве ожидать от такого рода национального труда. Он тянется вдоль морских берегов, а не через внутренность страны, где бы он мог облегчить сбыт произведений. Он соединяет два приморские города Тяньцзинь и Ханчжоу, сообщение между которыми гораздо скорее и дешевле морем.

Китайразбойникипиратыканалфлоткоррупцияглупофилия властиисторияинтересные фактыобществограбежиразбоипиратыуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.25]

Статья № 4
Д. Ф. Соколов, 1898–1899

Джедда. Паломники-плуты. Грабежи хаджей

Они встречают и едут с пилигримами с самых бойких пунктов: Константинополя, Багдада, Дамаска, Суэца и проч. Одни высматривают в дороге денежных паломников, следят, куда они кладут деньги, и в благоприятный момент обкрадывают, другие предлагают в пути свои услуги в качестве путеводителей, выдают себя за муллу, врача, вкрадываются в доверие и, в конце концов, также обирают наивных.

Заболевшие и умирающие паломники нередко поручают им пересылку на родину денег. Особенно много мошенников появляется в Мекке и Джедде при возвращении хаджей, когда между последними развиваются болезни; товарищи, уезжая на родину, поручают их им, мало знакомым людям, а те обирают несчастных догола.

Но самым благоприятным временем для жатвы у мошенников считаются холерные годы, когда хаджи гибнут тысячами и от паники бросают даже своих близких родственников на произвол, тогда обираются не только больные, но не брезгают и трупами.

Обманывать паломников не трудно, большинство их наивны, как дети; пока они ещё вместе, то обсуждают свои поступки, но стоит двум-трём отстать от своей группы, как они совершенно теряются и доверяются первому встречному. В Джедде обобранных и обманутых я видел много и удивлялся их наивности; двое, например, поручили какому-то проходимцу, выдавшему себя за агента компании, взять скорее билеты на пароход, и мнимый агент скрылся с их деньгами, а они остались без гроша...

Большую опасность в пути представляют систематические нападения вольных детей пустыни, бедуинов.

Толкаясь в городе, они разузнают подробно о караване, нередко сносятся с вожатыми, по дороге (В Мекку — Прим. ред.) устраивают искусные засады и внезапно нападают на середину или хвост каравана. Вожатые разбегаются, верблюды всё равно никуда не уйдут, конвоиры также народ не надёжный, и паломники должны защищаться сами. Убитых и раненых бедуины обирают догола. Жизнь единоверца разбойником не ценится ни во что; если бедуин у убитого хаджи ничего не находит, то с презрением относится к нему и жалеет потерянную пулю.

Грабежу помогают и вожатые, но они обирают больше больных и отсталых. Потерпевшие паломники рассказывали, что некоторые вожатые имели длинные палки с острыми крючками, которыми они во время сна старались зацепить и разрезать у пилигримов пояса и сумки, где хранятся деньги, причём при неудачных ударах распарывались и животы. Ответственности, ведь, в диком крае никакой...

Возвращение паломников — самое опасное время. Переполненный город страшно загрязняется; по некоторым улицам вследствие зловония нельзя пройти. Между паломниками развивается нищета. Деньги истрачены, оставлены лишь небольшие суммы для обратного проезда; у некоторых из них не хватает на покупку пароходного билета. Пароходные компании устраивают общую стачку, цена на обратный проезд увеличивается вдвое. Бедняки остаются в городе в ожидании понижения платы и проживают последние гроши. Развиваются болезни, пароходы больных берут неохотно, и родственники, земляки, поневоле оставляют их на произвол. Несчастные больные, не зная арабского языка, гибнут от голода, валяясь не только в трущобах, по дворам гошей, но и на людных площадях, улицах.

Джеддцы, гостеприимные и ласковые при встрече паломников, теперь уже относятся к ним иначе; предупредительность сохранилась только к состоятельным и влиятельным. Весёлые и сытые, они отдыхают за кальяном или со всей страстью предаются азартной игре в домино, не обращая никакого внимания на тут же умирающих своих гостей, которые месяца два тому назад были предметом их особых забот.

Месяца через два, за всеми неимущими, оставшимися в живых паломниками приходит турецкий пароход, забирает весь этот горючий материал и переправляет в Африку и Европу.

паломникиисламобманграбежинищетаМеккаДжеддаисторияинтересные фактыобществограбежиразбоипиратыуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.97]

Статья № 5
Вильям Вудвил Рокхилл, 1888–1889

Китай. Тибет

Племя Amdo-wa образует большое количество банд, каждая из которых имеет наследственного властителя, подчиненного Амбану в Hsi-ning.

Panak’a тоже делятся на банды с отдельными начальниками, но кроме того эти банды имеют двух главных начальников, живущих — один к югу от озера, другой к северу.
Из них начальствующий над бандами севернее Куку-нора только по имени зависит от Амбан, а начальствующий над бандами на юге — совершенно независим.

тибетские бандыжизнь грабежамиисторияинтересные фактыобществограбежиразбоипиратыуголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.182]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,236