Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Дела лихие и греховные. Противодействие правом > Убить человека > Славяне и российские этносы (XVII век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

Убить человека. Славяне и российские этносы (XVII век)

Немоевский, Буссов, Коллинз, Корб, Маржерет, Хутеерис, Ниенштедт, Олеарий, Пётр I, Витсен, Челобитье, Мнишек, Шаум, Шаум, Невилль, Паерле, Желябужский, Разряд, Разряд, Таннер

Статья № 1
Станислав Немоевский, 1606–1608

Можайск

Государыня (Марина Мнишек — Прим. ред.) остановилась в боярском доме. Здесь наши несколько заработали на неприязни от Москвы, убивши брата князя Масальского — поспорили из-за сена.

Москва, восстание 26–27 мая 1606 г. Синодик убиенных

Дня XXVI-гo, того же [года]

Список главнейших лиц нашего народа, умерщвлённых на Москве.
Наперёд (из) слуг великого князя и челяди, что была при них:

Г. Склиньский сам — 17 (то есть господин и столько-то слуг или челядинцев)
Г. Липницкий сам — 11.
Г. Вонсович сам — 8.
Г. Борша сам — 2.
Г. Голуховский, который был также придворным его в-ва короля, сам — 8.
Г. Иваницкий сам — 8.
Г. Чановицкий сам — 8.

Из комарников и лиц при них:

Г. Пелчицкий сам — 4.
Г. Грапковский сам — 8...

Дня XXVIII-гo, того же

Так как от раннего утра чернь теснилась у трупов убитого вели кого князя и его воеводы (царя Димитрия и Басманова — Прим. ред.), которые лежали на земле, то бояре прика зали поставить два биндюга с досками: на них были положены отде льно оба трупа, чтобы можно было их лучше видеть...

* * *

(Всего по списку — 524 жертвы. — Прим. ред.)

восстание 1606 в Москвесинодик убиенныхстатистика Немоевскогоисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.7]

Статья № 2
Конрад Буссов, 1601–1613

Тогда они завопили во всё горло своё «Crucifige» (Распните его! — Прим. ред.): Бей его! Не оставляйте его (лже-Димитрия — Прим. ред.) в живых и т. п. Князья и бояре выхватили свои сабли и ножи, один ударил его по голове спереди, другой, наоборот, сзади опять по тому же месту, так что у него выпал из головы кусок шириною в три пальца и остался висеть на одной только коже, третий рубанул ему по руке, четвертый по ноге, пятый проткнул ему насквозь живот.

Другие вытащили его за ноги из палат на то же крыльцо, на котором был заколот и сброшен вниз его верный рыцарь Петр Басманов, а отсюда они сбросили его вниз, приговаривая: «Вы были дружными братьями в жизни, так не отличайтесь друг от друга и в смерти»

Так внизу в грязи валялся гордый и отважный герой, который ещё вчера восседал в большом почёте и своею храбростью прославился во всём свете. Так свадебное ликование на девятый день после бракосочетания (C Мариной Мнишек — Прим. ред.) превратилось для жениха, для невесты и для всех свадебных гостей в великое горе. Поэтому всякому следует остерегаться ездить на такие свадьбы, как московская и парижская. Этот Димитрий (†1606) царствовал без трех дней 11 месяцев...

Через пять лет, в 1611 году:

В церквах они (Поляки — Прим. ред.) снимали со святых позолоченные серебряные ризы, ожерелья и вороты, пышно украшенные драгоценными каменьями и жемчугом. Многим польским солдатам досталось по 10, 15, 25 фунтов серебра, содранного с идолов, и тот, кто ушёл в окровавленном, грязном платье, возвращался в Кремль в дорогих одеждах; на пиво и мёд на этот раз и не смотрели, а отдавали предпочтение вину, которого несказанно много было в московитских погребах — французского, венгерского и мальвазии. Кто хотел брать — брал.

Из спеси солдаты заряжали свои мушкеты жемчужинами величиною с горошину и с боб и стреляли ими в русских, проигрывали в карты детей знатных бояр и богатых купцов, а затем силою навсегда отнимали их от отцов и отсылали к их врагам, своим родителям и родственникам.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.6]

Статья № 3
Самуэль Коллинз, 1658–1666

Законы их (Поляков — Прим. ред.) самые варварские, какие существуют, потому что убийца может откупаться денежной пенею. За убийство крестьянина платят крону (a Crown - как я помню), и таким образом цена возвышается, смотря по состоянию убитого.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.10]

Статья № 4
Иоганн-Георг Корб, 1698

Один голландский матрос, поссорясь с царским воином, был от него пронзен копьем.

Нашли на улице убитого человека, тело которого было покрыто многими ранами и обагрено кровью; жена покойного, поместив останки его перед собой в повозке, повезла их домой с печальными и жалобными воплями...

Сто пятьдесят мятежников (Стрелецкий бунт — Прим. ред.) проведены к Яузе. Говорят, что царь отрубил мечом головы восьмидесяти четырем мятежникам, причем боярин Плещеев приподнимал их за волосы, чтобы удар был вернее. Три меча были приготовлены для этого употребления. Один из них, когда царь им замахнулся, разлетелся вдребезги, и удар не последовал.

Казаки, участвовавшие в этом мятеже, были четвертованы и после того посажены на позорный кол, для того, чтобы все знали, какая казнь ожидает впредь тех, которые, побуждаемые беспокойным духом, решатся на подобное дерзкое преступление. Пяти другим, имевшим более коварные замыслы, отрублены сперва руки и ноги, а потом и головы...

Вблизи Новодевичьего монастыря поставлено было тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов, заслуживших более жестокое наказание, повешены. Трое зачинщиков страшного мятежа, подавших челобитную царевне Софии о том, чтобы она приняла кормило правления, повешены на стене Новодевичьего монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Тот из трех, кто висел в середине, держал привязанную к мертвым рукам челобитную, конечно, для того, чтобы усугубить мучения Софии за совершённое ею.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.1]

Статья № 5
Жак Маржерет, 1600–1606

Наконец в субботу 27 мая (здесь, как и в других местах, подразумевается новый стиль, хотя русские считают по старому стилю), в шесть часов утра, когда менее всего помышляли об этом, наступил роковой день, когда император Дмитрий Иванович был бесчеловечно убит и, как считают, тысяча семьсот пять поляков зверски убиты, потому что они жили далеко друг от друга.

Главой заговорщиков был Василий Иванович Шуйский. Пётр Фёдорович Басманов был убит в галерее против покоев императора и первый удар получил от Михаила Татищева, которому он незадолго до этого испросил свободу, и были убиты несколько стрелков из телохранителей.

Императрица — супруга сказанного императора Дмитрия (Марина Мнишек — Прим. ред.), её отец, брат, зять и многие другие, избежавшие народной ярости, были заключены под стражу, каждый в отдельном доме. Покойного Дмитрия, мёртвого и нагого, протащили мимо монастыря императрицы — его матери — до площади, где сказанному Василию Шуйскому должны были отрубить голову, и положили сказанного Дмитрия на стол длиной около аршина, так что голова свешивалась с одной стороны и ноги — с другой, а сказанного Петра Басманова положили под сказанный стол.

Они три дня оставались зрелищем для каждого, пока сказанный глава заговора Василий Иванович Шуйский, тот, о котором мы столько говорили, не был избран императором (хотя это королевство не выборное, а наследственное, но, поскольку Дмитрий был последним в роду и не оставалось никого из родственников по крови, сказанный Шуйский был избран в результате своих интриг и происков, как сделал Борис Фёдорович после смерти Фёдора, о чём мы упоминали выше); он велел зарыть сказанного Дмитрия за городом у большой дороги.

В ночь после того, как он был убит, наступил великий холод, продлившийся восемь дней, который погубил все хлеба, деревья и даже траву на полях, чего прежде не бывало в это время. Поэтому по требованию тех, кто следовал партии сказанного Шуйского, несколькими днями спустя Дмитрия вырыли, и сожгли, и обратили в пепел.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.22]
Комментарии

Статья № 6
Антонис Хутеерис, 1615–1616

14 марта [1616 года] видели мы одного русского, которого повар нашёл утром лежащим на огне в кухне. Он был болен и не мог оказать сопротивления другим молодым людям, которые бросили его в огонь, и он сгорел заживо.

Это они сделали от зависти, ибо сделавшие это, совершенно голые и черные как мавры от голода, лишений и грязи, рассуждали так, что чем больше свиней, тем жиже пойло. Они зашли на кухню с улицы чтобы время от времени покрутить вертел, и ползли друг по другу к печке. Грубые, жестокие и немилосердные, они без церемоний отбросили убитого в сторону и оставили его лежащим в грязи как собаку.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.24]

Статья № 7
Франц Ниенштедт, †1622

Тогда они (Московиты — Прим. ред.) признали князя Димитрия (лже-Димитрия — Прим. ред.) и он сейчас женился на дочери воеводы сендомирского; они ему привезли ее вместе с многими поляками в Москву; там он 8 мая 1606 г. и венчался.

Он взял с собой нескольких иезуитов и хотел принять папскую религию; говорят, что поляки также производили много бесчинств, чем московиты так возмутились, что убили Димитрия на десятый день (17 мая) после его свадьбы в его спальне, вместе с 1700 поляков и избрали великим князем князя Василия Шуйского.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [16.21]

Статья № 8
Адам Олеарий, 1634.. (†1671)

По дороге в Персию. Кавказ, местность Бойнак.

На том же месте, где мы расположились, на возвратном пути стал лагерем польский посол [Феофил фон Шенеберг], которого мы встретили в Персии. Он также попал в ссору с бойнаками, но оказался слишком слабым для борьбы с ними, его одолели и убили со всеми его людьми, за исключением лишь трех слуг, которые спрятались в долгие.

Три беглеца вернулись обратно по дороге в Дербент. Отсюда мехемандар, доставивший посла до этого города, взял их обратно в Персию, где, по распоряжению шаха Сефи, каждый из них получал по талеру в сутки для пропитания, пока через 9 месяцев не пришел к шаху русский посланник, взявший их с собой в Москву.

Таким образом доброму господину Феофилу фон Шен[е]бергу, видному храброму мужчине, пришлось закончить свою жизнь, будучи убитым в посольстве в варварской стране. Тем более мы должны благодарить Бога, что с нами не случилось ничего подобного.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.34]
Комментарии

Статья № 9
Пётр I, 1700

Указ, Февраль, 14. О неношении остроконечных ножей и о непродаже оных в рядах

На Москве и в городах всяких чинов людям ножей остроконечных никому с собою в день, в ночь и ни в какое время не носить, для того, что многие люди в дорогах, на съездах и на сходах, в домах, в ссорах и в драках, и в пьянстве меж собою такими ножами друг друга режут до смерти, а воры и нарочно с такими ножами ходят по ночам для своего воровства, и людей режут и грабят.

И с сего великого государя указу, в ножевом ряду таких остроконечных ножей не делать, и не держать, и никому не продавать, а которые ножи ныне у них в рядах есть, те ножи им переделать и сделать тупоконечными.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [21.56]

Статья № 10
Николаас Витсен, 1665

Москва, 6 февраля

Теперь мы, идя по улицам, заметили озорство русских: в сумерках у некоторых из наших отняли ружья, и нам сказали, будто за одну ночь были убиты 12 человек, им перерезали горло, и что это здесь часто случается.

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.39]

Статья № 11
Челобитье вдовы Федоры Желябужской, 1614

Об отпуске сына со службы из-под Смоленска для погребения дочери, убитой мужем.

Царю, государю и великому князю Михаилу Θедоровичу всеа руси бьетъ челомъ горькая вдова Григорьевская жена Желябужскаго Θедорица.

Въ прошломъ государь, во 121 году, дала я, государь, дочеришко свое Таньку замужъ за Θедора Иванова сына Нащокина, и нынѣ, государь, грѣхомъ моимъ тотъ Θедоръ дочеришко мое Таньку убилъ до смерти, а тѣло ея лежитъ не погребено, а сынишко, государь, мой Ивашка на твоей государевѣ службѣ подъ Смоленскомъ, опричь его вступиться некому.

Милостивый государь, царь и великий князь Михаиль Θедоровичъ всеа русіи, покажи милость, пожалуй меня горькую вдовицу, призри на мои сиротьи бѣдныя слезы своимъ царскимъ милостивымъ призрѣніемъ, вели, государь, сынишка моего Ивашка съ своей государевы службы отпустити не на многое время къ Москвѣ погребсти тѣло дочеришка моего. Царь, государь, смилуйся пожалуй!

Боярскій приговор:
«генваря въ 24 д. Бояре приговорили ево съ службы отпустить»

историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.53]
Комментарии

Статья № 12
Авраам Рожнятовский (Дневник Марины Мнишек)

Дорожная карта «Царь Дмитрий-1 (-2)» авторства Мнишка-Сапеги

1606. Апрель
Дня 1. Список свиты, поезда, который переехал границу, следующий: пан воевода, собственной персоной — один, а двор с жолнерами (Солдаты — Прим. ред.) и пехотой 445 человек, лошадей же всех 411; царица, собственной персоной — одна, двор ее 251 человек, всех лошадей 251; пан староста красноставский, собственной персоной — один, в его дворе 107 человек, лошадей 115; князь Вишневецкий, обственной персоной — один, его двор с жолнерами 415 человек, лошадей 411; пан староста луковский, собственной персоной — один, его двор 87 человек, лошадей 96; пан Тарло, хорунжий пшемысльский с женой своей — два человека, его двор 21 человек, лошадей 69... пани Тарлова, супруга старосты сохачевского, собственной персоной, с нею 24 человека, лошадей 17.

Вдобавок армян и купцов при пане воеводе, кроме тех, что на свой кошт поехали, было 12 человек, лошадей 16.

Всех было, в соответствии с этим, 1969 человек, лошадей же 1991. Сей подсчет касается только той челяди и лошадей, которых было позволено взять в свиту, но к ним пристало до 300 человек, также и лошадей, поэтому при тех двух дворах царицы и воеводы могло быть числом сверх списка до двухсот человек, также и лошадей...

Май
Дня 24
Угощала царица всех панов московских в своих палатах (На Никитской — Прим. ред.). Уже в ту ночь собиралась «москва» на улицах, охваченная злобой, готовясь к нападению. И потому жолнеры были вооружены и в полной готовности, понимая, что люди должны взбунтоваться против поляков. Говорили царю, что эти сборища не без причины, чтобы остерегался измены, которой уже были явные свидетельства. Но он был в таком расположении духа, что и говорить об этом себе не дал, а тех, кто говорил, приказал наказать. Поэтому и другие, которые также видели неладное, молчали из боязни...

Дня 26, в пятницу.
Пришли жолнеры к пану воеводе, заявляя ему, что становится явно небезпасно. Пан воевода сразу доложил царю. Царь на это посмеялся, удивляясь и говоря, что поляки весьма малодушны. Все-таки он сразу приказал Басманову ночью по всем улицам поставить стрелецкую стражу, чтобы стерегли поляков, ибо уже «москва» явно начала бунтовать и явные признаки возмущения нашим давала. Уже в ту ночь впустили в город разными воротами толпу, бывшую только в миле от Москвы, 18 000 человек, о которых царь знал, только думал, что эти люди должны идти в Крым, ибо ежедневно высылал туда войска. Всеми 12 воротами уже завладели изменники и уже ни в крепость, ни из крепости никого не хотели пускать, а особенно ночью.

Дня 27
Злосчастный мятеж, для которого изменники уже давно объединились, составляя конфедерации и присягая. Их предводителем в том деле был нынешний царь — Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности...

До этого уже наших очень много побили, особенно на улице Никитской, где располагался царицын двор... когда они сдались, спросили их сперва, который старший пан между ними? Отозвались: «Склиньский». Схватив его, положили крестом на стол и там же, отрубив ноги и руки, распоров брюхо, посадили на кол... А которых Господь Бог сохранил, тех совсем обобрали. Из тех, что в живых остались, много было раненых, поколотых.

Притеснения в жестокости свирепые и неслыханные! Над бездыханными трупами измывались. Кололи, пороли, четвертовали, жир из них вытапливали, в болото, в гноище, в воду метали и совершали всяческие убийства. Большую добычу с той улицы взяли, ибо много там было зажиточных и богато одетых...

Убили Целаря, краковского купца, и все драгоценности и товары захватили. Другого купца — Баптисту оставили, приняв за мертвого. Его Господь Бог возвратил к жизни, но оставил голым, он потерял большие суммы в золоте и серебре. Также и других купцов немало убили и забрали у них много денег, золота, серебра и других товаров. А более всего пропало драгоценностей, которые приобрел у них царь, но не успел заплатить за них...

Всех убито, как по имевшейся у нас ведомости и реестрам, так и по известному от самой «москвы» подсчету трупов — до 500 человек, а «москвы» — вдвое больше.

Около полудня этот дебош унялся. Несколько раз снова возникали стычки и нашим чинились жестокие притеснения и мучения. Более всего нашим вреда творили чернецы и попы в мужичьей одежде, ибо и сами убивали, и чернь приводили, приказывая нас бить, говоря, что «„литва“ приехала нашу веру рушить и истреблять»... Но народу не прикажешь, ибо в то время большая у них сила была, чем у бояр. Ибо и всегда там больше мир может, нежели сенат, а особенно когда случаются избрание царя или бунты.

В конце мая, когда уже разослали по всем государствам известие о новом царе, начали съезжаться и приносить ему присягу. Жолнеров пана воеводы, пехоту, также и царскую роту и других вывезли из Москвы до границы. Назначили оставить с паном воеводой 230 человек, однако же нас осталось больше — до 300 человек только челяди воеводской и царицыной.

Смутное времяМосковский бунтдорожная карта «Царь Дмитрий»историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.134]
Комментарии

Статья № 13
Матвей Шаум, 1614

Уход в мир иной прима-опричника Ивана-4

За сим Борис (Годунов — Прим. ред.) столько огорчен был вероломством и отступлением Русских (под натиском войск лже-Дмитрия-1), что 29-го Апреля, 1605 года, скончался скоропостижно. Некоторые думают, что он в таком недоумении и горести отравил сам себя, или отравлен был ядом.

Лже-Дмитрий вырезал всё семя Годунова

Услыша cиe, народ собрался, захватил и умертвил упомянутого Феодора (Сына Бориса Годунова — Прим. ред.), мать его и все племя. Феодора, вместе с его матерью, Гришка велел умертвить в темнице, под тем видом, как будто они, сами на себя наложили руки.

убийство Годуновапобеда лже-Дмитрияказнь царской семьидвуличие поповисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.138]
Комментарии

Статья № 14
Матвей Шаум, 1614

Гибель Ивана Ивановича-4 Рюрика

Тиран (Иван-4 — Прим. ред. ) имел трех сыновей: Ивана, Феодора и Димитрия, и Старшего заколол он сам заостренною своею тростью, за то, что сын уговаривал и униженно просил отца не поступать так бесчеловечно с бедными пленниками...

Тиран, подозревая, что он заранее домогается короны и скипетра, ударил его в ярости, между разговором, палкою, выколол ему глаз когда несчастный от отца хотел убежать, то сей начал топтать его, ударил головою, об стену, от чего он получил неизлечимое кружение головы и умер при тщетном старании лекарей...

гибель сына Ивана-4историяинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.138]

Статья № 15
Де ла Невилль, 1698

Также много и женских монастырей, правилом в которых является посылать пожилых монахинь для сбора пожертвований у армянских и европейских купцов, под предлогом покупки их товаров; эти монахини убивают их, вытянув из них все самое ценное. Так происходит с теми, кто не осведомлён о благочестии этих святош и позволяет завести себя к ним, надеясь на прибыль...

Лучший друг убивает в этой стране своего товарища, если подозревает, что тот может украсть копейку или су. Для того, чтобы ослабить беспорядки, довольствуются усилением отрядов стражников, но солдаты, столь же корыстные, как и все остальные, приходят только после того, как дело сделано, и ограничиваются своей долей добычи, так что преступник уверен, что спасется. В этой стране не ужасаются, находя каждый день убитых людей на улицах.

монашки-убийцыбандиты в рясахкоррупция полициибандитский беспределкриминальная столицаисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.140]
Комментарии

Статья № 16
Георг Паерле, 1606–1608

Между тем вдова Борисова приготовила весьма сильный яд, которым хотела отравить и себя и детей своих за обедом, сын выпил с нею смертную чашу, не зная, что в ней было, но дочь (девица редкой красоты) замешкала и не успела принять отравы, которая уже начала действовать: мать и сын вдруг побледнели и упали на землю; тут царевна догадалась, что это значило, и таким образом избавилась от смерти145. Москвитяне, узнав об этом, взволновались, разграбили дом Борисов, а родственников его отчасти побили, отчасти побросали в темницы; тело же царицы и ее сына похоронили. После того князья Мстиславский и Шуйский привели граждан к присяге.

изведение семьи Годуновановая власть в Кремленравы элитисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.150]
Комментарии

Статья № 17
И.А. Желябужский

1691 год
Во 199 году пытан и казнен на площади ведомой вор и подыскатель Московскаго государства Андрюшка Ильин сын Безобразов, за то, что он мыслил злым своим воровским умыслом на Государское здоровье: присылал к Москве от себя с людьми своими грамотку, а в грамотки ево написано к жене ево, что послал он с людьми своими мельника да коновала, и тебеб; жене моей, поить их и кормить, и всем снабдевать, и на выходы Государские с людьми посылать. И по розыску и по извету, тот мельник и коновал, за злой воровской умысел, сожжен на болоте. А вора Андрюшки Безобразова поместья и вотчины розданы в роздачу безповоротно.

сожжение на костреказнь террористаисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [18.149]
Комментарии

Статья № 18
Разрядный приказ. Московский стол, 1614

№ 49-й
Челобитье вдовы Федоры Желябужской об отпуске сына ея со службы из-под Смоленска для погребения дочери ея, убитой мужем

Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа руси бьет челом горькая вдова Григорьевская жена Желябужскаго Федорица. В прошлом государь, во 121 году, дала я, государь, дочеришко свое Таньку замуж за Федора Иванова сына Нащокина, и ныне, государь, грехом моим тот Федор дочеришко мое Таньку убил до смерти, а тело ея лежит не погребено, а сынишко, государь, мой Ивашка на твоей государеве службе под Смоленском, опричь его вступиться некому.

Милостивый государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа pyсии, покажи милость, пожалуй меня горькую вдовицу, призри на мои сиротьи бедныя слезы своим царским милостивым призрением, вели, государь, сынишка моего Ивашка с своей государевы службы отпустити не на многое время к Москве погребсти тело дочеришка моего. Царь, государь, смилуйся пожалуй!

Боярский приговор: «генваря в 24 д. Бояре приговорили ево с службы отпустить».

убийство женычелобитная царюисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.206]
Комментарии

Статья № 19
Разрядный приказ. Московский стол, 1621

№ 141-й
Дело по отписке Данковскаго воеводы Перфилья Колтовскаго об убийстве полковым казаком Кл. Черношенным при обороне дворника Кирея Дудоладова

Данковский воевода в отписке от 12 ноября 1621 г. пишет: «в нынешнем 130 году октября в 26 день Данковский стрелец Ермачко Махаев звал к себе праздновать на Дмитриев день Селунскаго полковаго казака Кленку Черношеина; и в Данкове боярина Ивана Никитича Романова слободка, а в ней живут дворники, и те дворники пришли к тому стрельцу к Ермачку на двор человек с десять незваны и Данковскаго полковаго казака Кленку Черношеина учали бить ослопы пьяны, и тот Кленка, бороняся от себя, ножем зарезал до смерти дворника Кирея Дудоладова. И я того убойцу Кленку посадилъ в тюрьму до твоего государева указу».

Помета: «Отписать, чтоб поставя всех с очей на очи, роспросил подлинно: каким обычаем сдеялося, и, сыскав всяким сыском, к государю подлинно отписать».

пьяные дракипревышение самообороныисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [19.206]

Статья № 20
Бернгард Таннер, 1678

Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию

Краков
По прибытии в Краков, едва приехали мы на эту площадь — смотрим, в толпе солдат вдруг начинается ссора. Грустное было зрелище, несчастный тот солдат в толпе, которого ожидала погибель! Он дал своему более сильному противнику выхватить у себя бердыш (род острой секиры), которым защищался от нападения толпы, вслед затем своей же собственной секирой получил сильный удар в голову, повалился бедняга и при диких рукоплесканиях жестокосердой толпы испустил дух.

Бездыханного, обагрённого собственной кровью, его взяли, завернули в плащ, вынесли из города и зарыли. Я стоял тут же, дивясь на это жестокое своеволие: нечестивый человекоубийца даже не был посажен в тюрьму, а стоял себе свободно на площади!

описание Москвы XVIIубийство в дракенравы поляковисторияинтересные фактыобществоубить человекауголовное правообраз жизнинравы общества

Источник: [17.168]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,215