▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Дела лихие и греховные. Противодействие правом → Убить человека → Славяне и российские этносы (XVI век)

17. Дела лихие и греховные. Противодействие правом

17.1. Убить человека. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Мадариага, Статуты ВКЛ, Рюссов, Масса, Акты

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

Жизнь человека считается ни по чём. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о страшных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, чтобы подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами.

Источник: [16.4]

Статья № 2
Исабель де Мадариага

О версии убийства Анастасии — жены Ивана IV:

«Недавно проведенный подсчет наличия в её костях мышьяка и ртути, то есть тех ядов, которые предположительно могли быть использованы, показал присутствие на 100 г костей 0,8 мг мышьяка и 0,13 мг ртути. Это сопоставимо с концентрацией мышьяка в костях великой княгини Елены Глинской, матери Ивана IV (умерла в 1538 году), и царя Фёдора Иоанновича (умер в 1598 году).

Но даже если допустить, что Анастасия была отравлена, что не подтверждается вышеприведенными данными, то кто был заинтересован в убийстве этой совершенно безобидной молодой женщины? Уж во всяком случае не Адашев, к тому времени сосланный в Феллин, и не Сильвестр. И разумеется, не князь Курбский.

Общий вывод, который напрашивается из всех этих рассуждений, заключается в том, что Анастасия не была отравлена, а позднейшее убеждение в этом Ивана следует отнести на счёт мании преследования, постепенно развивавшейся в нём и затуманивавшей его рассудок».

Источник: [21.14]

Статья № 3
Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Также постановляем: если бы кто-нибудь убил человека путного или бортника, головщина за человека путного двенадцать рублей грошей, а за бортника восемь рублей грошей.

Источник: [16.14]

Статья № 4
Бальтазар Рюссов, †1600

В 1570 г. зимою великий князь московский (Иван IV — Прим. ред.) в собственной земле, особенно в Новгороде и Пскове, учинил такое ужасное тиранство, какое не встречается ни в одной истории.

После того как несколько лет тому, назад он велел умертвить много народу из князей, воевод, дворян, подъячих, писарей, граждан и крестьян вместе с женами и детьми, а также брата своего отца, князя Владимира Андреевича с женой и детьми и всеми его людьми, а также брата своей жены князя Михаила Темруковича, а также сжёг много сел и деревень, людей же убивал и грабил, спускал воду из прудов, так что вся рыба засыпала, а также уничтожал скот и хлеб, так что никто не мог пользоваться им, а за год перед тем, в 69 году убил в Твери несколько тысяч людей, между которыми было также много пленных немцев и поляков, и побросал их в воду; после всего этого он двинулся на маслянице вышеупомянутого 70 года в Новгород с несколькими тысячами своих телохранителей, избранных им для своих кровожадных и тиранских намерений, и которых называли апрыстна (Опричниками — Прим. ред.).

Неожиданным образом напавши на масляницу на Новгород, они причинили большую печаль, убивая и грабя, причем не был пощажён ни один дом. Опричники также обезчестили много знатных красивых женщин и девушек, они были до того дерзки и бессовестны, что многия женщины лишили себя из-за этого жизни.

Затем он взял в плен несколько тысяч человек, связывал мужьям и женам руки вместе, а маленьких детей привязывал к груди матерям, и затем целыми кучами бросал в воду, так что большая река Волга (Ошибка: Волхов — Прим. ред.), имевшая в глубину около восьми сажен, до дна совершенно наполнилась трупами, так что их кольями проталкивали под лед, чтобы они могли уплыть дальше.

Затем несколько сот женщин и девушек раздели да нага, и привели на мост, а когда вышел великий князь и проезжал мимо, то для его потехи этих женщин толкали в воду. Затем несколько сот знатнейших граждан и начальников города Новгорода повесили за руки и подожгли одетую на них одежду, и безчеловечно жгли их живых.

Кроме того очень многих людей привязывали сзади к саням за руки и за ноги и мчались с ними по всему городу; когда же приходилось заворачивать на углах, то при быстрой гонке то одному, то другому отрывало то руку, то ногу. Невозможно вкратце описать подобные неслыханные тиранства, учиненные московитом над собственными подданными в Новгороде и Пскове...

Летом после того, в том же году, великий князь безчеловечно велел умертвить 109 человек в Москве, из них некоторые были сварены в кипящей воде; некоторых обезглавили и разрубили на несколько частей; некоторых великий князь заколол собственноручно, между последними был также знатнейший канцлер великого князя, Иван Михайлович Висковатый, отличнейший человек, подобного которому не было в то время в Москве; его уму и искуству, как московита ни чему не учившегося очень удивлялись все иностранные послы... Причина же, почему это случилось, была та, что великий князь подозревал своих людей в том, что они хотят передаться королю польскому, но это была неверная клевета.

Источник: [16.22]

Статья № 5
Исаак Масса, †1635

Версия смерти Ивана IV

... говорят, один из вельмож, Богдан Бельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом (Johan Eyloff) питье, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он в скорости умер; так ли это было, известно одному богу, верно только то, что вскоре царь умер. Это случилось 4 марта 1584 года, по старому стилю.

Источник: [20.26]
Комментарии

Статья № 6
Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства, 1568

45. — 1568. Явка Вологжанина Дмитрия Коваля, о порезании ножем сына, его Треньки крестьянином Иваном Маминым

Лета 7076, бьет челом и явку являет земским судьям, Онцифору Григорьеву сыну Естратова с товарищи, Вологжанин Митка Васильев сын Коваль, из Кобылкина монастыря от Дмитрея Святаго, на Иванова человека Ондреевича Буторлина на Ивана Мамина. Деялось, государи, по Велице дни на святой недели во вторник, в том, что тот, государи, у меня Иван Мамин поколол сынишка моего Тренку, на площади, у судебни; а вины, государи, сынишко мой над собою не ведает никоторые, про что его поколол; а ныне, государи, сынишко мой лежит в конце живота; а в долгу в его и в душегубье чтобы я в конец не загибл, и вам бы та, государи, моя явка была введоме.

мольба о справедливостипоножовщина в деревнях

Источник: [19.205]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,102