▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XVIII век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Ханты и манси, Лещинский, Прядильщиков, Эмилиан, Меншиков, Нижний, Посошков, Кафенгауз, Плейер, Потоцкий, Татищев

Статья № 1
Документы по христианизации хантов (остяков) и манси (вогулов) в XVIII в.

Массовое крещение остяков произошло в ходе миссионерских экспедиций 1712, 1713 и 1714 гг. от их «первых жилищ... по Иртышу... в трех днях... от Тобольска» и до самого Обь-Иртышского Севера. В эти годы были уничтожены особо чтимые язычниками идолы — покровителя охоты «медного гуся», покровителя рыболовства «Обского старика», «мастерков шайтана», кумира «серебрено имеющ лицо» и других; обращено в православие около 4 тысяч язычников; построены первые четыре православных храма в волостях новокрещеных.

Инструкция митрополита Тобольского и Сибирского Антония архимандриту Сильвестру о ведении миссионерской деятельности среди новокрещеных и язычников

По указу его величества императора и самодержца Всероссийского

Инструкция от преосвященного Антония, митрополита Тобольского и Сибирского, архимандриту Сильвестру.

Сего 1729 году генваря... дня по его императорского величества указу, а по определению нашего архиерейства повелеваем тебе, архимандриту, ехать из Тобольска к тюменским, туринским, пелымским, кошуцким, верхотурским и к чюсовским новокрещенным и будучи в волостях их чинить по последующим пунктам:

  1. Где в юрты к новокрещенным когда приедешь, усмотря время удобное, собрать всех к себе новокрещенных и подать им благословение Божие.
  2. Отправить молитвы по церковному чину смотря на время: аще в вечер — вечерию, аще утром — утреннюю. А потом, мало помешкав, часы и молебен и водосвятие и поучение им прочести, а потом окропити их юрты все самому или послать от себе искусного причетника.
  3. Сказать всем пост, воздержание плотское и молитвы к приуготовлению к исповеди святой и к приятию Божественных тайн.
  4. По сему учинить им исповедь святую самому или другому попу, аще будет.
  5. По исповеди святой чести часы и молебен петь или акафист. Потом достойных сподобить Божественных тайн для чего должно имети их з собою в запасе, а причащати их так, яко больных.
  6. Самих спрашивати и от других как возможно наведыватись: нет ли у них некрещенных младенцев, отроков и больших. И аще явятся окрестити их и сподобити Божественных тайн, для чего надобно имети з собою миро освященное, и елей святыи, и кресты, и прочая ко крещению приличная, облачение священническое и прочая.
  7. Восприемниками новокрещенным друг другу не допущати бывати, но самим причетником или и попу самому, чего ради всем волостным священиком и причетником повелевается дабы были к тебе в сем поверенном звании послушны неотменно.
  8. По приобщении наказать им тако ж-де, дабы жили благовеино, воздержано, яко христианом и верным истинного Бога рабом прилично.
  9. По сем спрашивати их и всячески наведыватись: не имеют ли кто по две жены, и кто имеет, таковых разлучати и велети с единою жити женою, с коею пожелают, а другую отпустить к родителем своим. Аще ли будут невенчаны, обвенчать с которою хощет, а лутше с которою прежде начав жити, с тоею и венчатися, а последнюю отпускать. Наказывати им, новокрещенным: жили бы с единою воздержано, целомудро, а не яко кои в среди, в пятки и в праздники и в пост не причащающеся.
  10. Идолов бы не имели, ни поклонялися им и жертв бы не приносили. И напоминали б идоложертвенного воспоминания им люд жидовский, которих погубил Бог за тое, что оставивши Бога идолом кланилися. Аще кто обличится в идолослужении наказати ево слегка, посредственно и взять по нем поруки, что впредь того не будет творити.
  11. Где верние живут, при тих юртах бы себе строили часовни, а по икони к нам приедить. А буде часовню где несильно построит, то крести велети ставити и на крест писати Иисус Христос, и икони можно пологати.
  12. Не чинят ли им какого излишнего взятку от потреб священницы и насилия свыше определения, усматривать того накрепко. И ежели где-то явится, давать праведную управу без всякого пристрастия. И дабы впредь таких продерзостей не было, жестоко о том запрещать.
  13. В коем приходе новокрещенные винют того прихода попа: с них брал собою, на его подводе исповедания. Да будет где на попа челобитье, с оного давать с попом праведную управу и запрещати, впредь бы не дерзал обивати новокрещенных лихоимством, но что кто бы сам дал ему, тим довольствоватися должен, что иноземцы ему от доброхота датели за ево труды.
  14. Буде отступники от веры святой явится и тых увещевати, дабы обратились паки к вере православной. И буде обратятся принимать их к церкви святой по писанному в Требнику могиленском. А буде обратитеся не похотят от своего отступничества в вере, то их увещевати и кротко, и жестоко, молением и прещением, и обращающихся принимати. А некоторые ни молением, ни прещением обратитися не похотят, тых имена и в коих улусах живут записывать и нам при своем приезде явити верно, с обстоятельством. А кресты давать и тем, у которых и по крещении явятца потеряны. Тако ж-де и сукна на чюлки неимущим давать, а топоры оставлять для построения часовен, где пристойно.

Антоний, митрополит Тобольский [РГИА. Ф. 796.0п. 11. 1730 г. Д. 428. Л. 21–22 об. Подлинник].

Доношение Антония, митрополита Тобольского и Сибирского, в Синод об избиении архимандрита-миссионера Сильвестра сибирскими язычниками

...А как те церкви строены, так и все помянутые иноземцы, которые святое крещение восприяли, жалованы были из казны его императорского величества сукнами, холстами и протчими к их нужде приличными потребностями, а князцы их и иностранными сукнами.

...для надзирания над ними, новокрещенными, и исправления, и утверждения их в вере православия и определил я за многое жилищ их местное разстояние быть дву персонам, а имянно: в пределы Тюменского, Туринского, Верхотурья и Пелымского городов архимандрита Сильвестра, а вниз по Иртышу и Обе рекам до града Березова, и до Обдори, и по окрестным тамо рекам Кодского Троицкого монастыря наместника иеромонаха Зиновия.

В прошлом-де 729 году в июне месяце верхотурской архимандрит Сильвестр приезжал в ту их волость многолюдством и принуждал их, чтоб они крестились. На что-де оне ему, архимандриту, и ответствовали, чтоб быть им в своем законе, как деды и отцы их жили. И за то-де он, архимандрит, напал на них сильною рукою и розогнал с женами и з детьми всех врознь, и от того-де они покинули домы свои и пришли в крайнее убожество и от положенных на них ясачных и оброчных податей отстали и платить не могут и живут все по лесам. Для того, что-де оной архимандрит объявил им с угрозами: «Ежели-де они креститца не будут, тоде впредь в вышеписанную волость пускать их для житья не хощет». И чтоб о том учинить решение...

И потом-де из них десять человек, в том числе двое на конях, переправившись к нему, архимандриту, на заречную сторону с саблями, стали ево, архимандрита, терзать, и святыя тайны, и Евангелие, и крест, и протчие церковные потребы отбирать, что-де все с него и сорвали... А его-де, архимандрита, связав на веревку, и бив плетьми, и палками по голове и по спине, и за волосы в воду во всем его платье, и ругательно в той воде ево таская против воднаго стремления, мучили немалое время. И как-де из воды выволокли, и паки били ево плетьми ж, и дубцами, и драли за бороду, и за волосы, и по лицу били ж, и плевали, и росклавши огонь хотели жечь, и весьма-де страхование чинили ему смертное. Да ево ж-де архимандрита, хотели и обусорманить: голову и бороду обрить и крайнюю плоть урезать, чего-де ради у бывшего сотника Каняка и щипцы наготовлены уже были.

А как-де он, архимандрит, стоял при огни о третьем часу нощи под караулом их, иноземским, один, а протчие-де служители ево были под другим караулом особно, и в то-де время приехал настоящей тое волости сотник Пермяк Бегбаев. И пришедши-де к нему, архимандриту, бранил ево всякою ж скверною бранию, и на свою-де братию крычал: «Для чего-де вы этому вору руки и ноги не связали и в реку не бросили, чтоб-де не токмо ему, но и другим впредь ездить и крестить было неповадно». И бил-де ево, архимандрита, своими руками плетью по голове и по лицу нещадно и задушил мало не до смерти. И говорил так: «Мы-де никого не боимся и сами начальники». И хотел-де его, архимандрита, отдать на позор женскому полу с таким выговором: «Как-де ты их крестил в воде, так-де и оне тебя будут мучить в воде ж, а ежели б-де зима была, то б выдолбив две пролуби, стали тебя волочить из пролуби в пролубь, и тако давно бы-де уже ты жив не был»

Антоний, Марта 15 дня 1731 года [РГИА. Ф. 796. Оп. 11. 1730 г. Д. 428. Л. 14–20 об.].

Доношение Павлу, митрополиту Сибирскому и Тобольскому, от князца Кошутской и Табаринской волостей Кирилла Халтырина об искоренении языческих обычаев у подведомственных ему новокрещеных.

По данной в прошлом 1718 году генваря 1 дня от преосвященного Феодора митрополита грамоте... велено было... от прежних своих обычаев остяцких отставили и к ним не совращались, смотрение иметь...

1751 года усмотрел я, нижайший, тех волостей над остяками, что из них некоторые в церковь Божию ходить рачения мало имеют, в посты святыя, а сверх того и в протчие постные дни мясо ядят, платье не руское, но остяцкое по прежнему носят. Да у них же, остяков, когда кто по добровольному согласию просватает за кого дочь свою, то доколе он, за которого просватана, по прежнему своему остяцкому обычаю за ту девку калыму хотя бы и через год и более не заплатит, ему не отдает в жены и содержит у себя. А калыму за тех девок платят рублев по тритцати и по пятидесят, и за таким великим взятком они, остяки, подподают в казну государеву отдачею ясака повсягодно не в состоянии и до раззорения приходят.

Того ради вашему преосвященству оное объявив прошу покорнейше в пресечении прежних их остяцких поганых обычаев, а во установление православныя христианския веры милостивую учинить резолюцию [ТФГАТюмО.Ф. 156. Оп. 1. 1761 г. Д. 100.Л. 1–1 об.].

Источник: [18.21]

Статья № 2
Ф. Лещинский (схиромонах Фёдор), 1721–1727

В 1704–1719 годах, по официальным данным, в Сибири было обращено в православие более 30 тысяч язычников и мусульман...

Челобитные в Синод

Теперь до указу вашего живу в монастыре 12 таком, котори и единаго крестьянина не имеет. Было пятьдесят крестьян с лышком и бывый губернатор велел отписать на государя, ис тех един переведен в новую Омскую крепость, а иние розбрелись. А давано вместо тех крестьян государево жалованья по сто четвертей хлеба и по двесте рублев денег, а теперь годов со два и от жалования отказано. И от того монастыря питатись мне невозможно для того, что тот монастырь без милости государевой и сам питатись не может. А при старости и немощи моей копать не могу, просити стижуся...
Тут же доношу Святейшему Правительствующему Синоду, что в великом утеснении и в бещестии духовный чин у комендантов в Сибери: явих прикащиков — попов бьют, з луков стреляют, а на Березове господин комендант Инглис игумена среде града так убил княми, что чуть живаго священци унесли в монастырь. А причина, что новокрещенных грабит комендант, и о том игумен нам известил. И он же, господин Инглис, и попов держит на цепе в приказе, в церкви окровавил подьячого, князцов новокрещенных бьет безвинно. Доношу губернаторской светлости о всем и нет управи и истязаниям. Только как наделает где комендант худо, то в иной город переменят. С Тюмени...

Татаре, которие без кабал жили и работали год по 15 и более у своих татар некрещених и отшед крестились, а теперь по челобитью татар некрещених судие надворние судят отдать татарам некрещенным, чтоб они попродали руским в холопство. А не лучше бы дать им, крещенним, землю и записать их в ясак государев?
Ясаччики прибавляют на крещенних иноземцов ясаку по своих прихотех.
Коменданти новокрещених обирают всячиною, а управи и обороны нет им ни от кого, аще и доносим...

Есть в Тобольску начальный татарин Сабанак, тот посилат в остяки своих абизов и велет, чтоб абизи научали остяков новокрещенных дабы нас позабивали до смерти: указ-де прислан государев убить архиерея. И так в тех юртах человек четирох наших перестреляно до полусмерти и мене самого вдарено с пищали под пояс, но Бог помиловал мя: пуля кругом ободраля плате, а мене не вредила. И симаны были те абизи, и седели в канцелярии, и дали сказку, что-де нас Сабанак послал остяков помутить, чтоб архиерея убили.
Аще бы возможно того Сабанака з братом взять в Сант-Питербурх на вечное житье, мощно бы и всем татаром креститись, а то он, Сабанак, великое препятие чинит крещению.

И по тому доношению прислана ко мне убогому его императорского величества грамота: ехать мне в волости неверных, кумирни их велено жеч, капища раззорять, а самых призывать ко познанию истиннаго Бога и до крещения святого

Роспись нуждам

Мужа взято в воинство, оставшия жена за нищету и за невоздержание идут замуж или приживающий детей. Как быть сему?

Воини, похищающий насилием на блуд дев и жен. Чим то исправить?

Деви или жени посягающий за иноверния. Как быть сему? Да не мужа ради и сама пойдет в ересь и погибнет душа та. Что подобает творить?
...Некрещении крещеним пакости творят, убийства, грабления и раззорения, а мирская власть как бы того и не видит. Как тому засечи?

Письмо царю

Прислана грамота от вашего императорского величества к моему смирению з милостивым словом, что окрестил вогулицкой, остяцкой и киштимов роды, а числом сорок тысящ и более. И вси тии ныне благодатию Божиею приязнивы, подобострастии и послушливы лучше, ниж как были некрещени. И в той же грамоте велено мне еще трудитись и крестити хто тилько придет от иноземцов.

И ту грамоту услышав, стали были приходить и от махометанов креститись. Но татаре, хотя тому крещению воспятити, чтоб от них нихто не крестился, били челом в Тобольску, в надворном суде судиам господину Ушакову со ассессори будто от них, татар, холопи кабальные поуходили и крестились. А на тех кабал не показали.

И тем словам лживым татарским господа судии поверили, указали новокрещенных отдать татаром и продать, хто купит, и распродано душ 13, чим учинено вашего императорского величества грамоте противность, поругание христианской веры, церкви святой соблазн. Грамоте вашего императорского величества противность, что мне велено еще трудитись и крестити, а господа судии, неведомо по какой причине не посоветовав з преосвященным Антонием, митрополитом Тобольским и Сиберским, но своим неразсудством, пресечение крещению учинили. Вери християнской поругание, когда видали новокрещених татаром продавать. И хто ж поиде креститись, когда видают продавати? Церкви святой соблазн, что пошед от татар окрестится и взял себе жену свободную, новокрещенного продано в холопи, а жена свободная за мужем не пошла в холопство и сим супружество разлучеся. Тако жив женском полу учинили. И сии господа судии до конца раззорили новокрещенных. А наконец и я стался обруган, крестить уже не смею. Грамоту вашего величества пренебрегли и презрели.

Источник: [18.53]

Статья № 3
Ф. А. Прядильщиков, 1788

В 1788 году пермский наместник Волков донес императрице Екатерине II об умножении раскольников по вверенным ему губерниям и выставил причиною "зла" то, что местное население совершенно забыто двумя своими архипастырями: оба-де они пребывают безвыездно один в Вятке, а другой в Тобольске...

Архиерей остановился у управителя заводов Я. А. Бушуева, начальника — не мешает прибавить — хотя и кроткого, но почему-то не любившего староверов... власти духовная и мирская условились приняться за проповедь сообща. Поутру, смотрим, десятские погнали раскольников со всего Ильинска и ближних деревень к дому, где остановился Лаврентий. Народа собралось множество: кто по неволе, кто из любопытства. Часов около 8-ми святитель вышел для увещания народа на балкон. Православные, при виде владыки, тотчас скинули шапки; староверы же — ни один...

Заблаговестили к обедни. Православные потянулись с площади в церковь; староверы хотели уйти домой, но их оцепили полицейские служители и поворотили в след православных.

Дорогой, конечно, не обошлось без ударов начальственными дубинками и тисканья за ворот. Кое-как, однако ж, полицейским удалось довести упрямцев до храма, втиснуть в него и запереть двери. Самым отчаянным из кержаков было объявлено от управителя, что если они осмелятся произвести хотя малейший беспорядок при службе, то будут взяты прямо из церкви в земскую, скованы тут, а затем отправлены в городе. Это поусмирило буянов.

Спустя немного времени прибыл архиерей и стал совершать литургию. Чтоб не видеть наших обрядов и не внимать пению клира, большая часть староверов стояла всю обедню закрыв глаза и зажав ладонями уши. Некоторые хитростью освободились из храма: они расковыряли себе нос до крови и потому самой же полицией были вытолкнуты на крыльцо. Пред отходом литургии епископ опять произнес слово об истинной вере. К сожалению, проповедь с амвона столь же мало имела успеха, как и проповедь с балкона: ни одна заблудшая овца не обратилась на путь истинный.

Из Ильинска преосвященный отправился по тракту в Соликамск и далее. У наших кержаков не было Лаврентию иного названия, как «гонитель»

Источник: [18.102]

Статья № 4
Франциск Эмилиан, 11 января 1701

По дороге из Азова в Москву

При этомъ ещё и оба мои извозчики стали бунтовать противъ меня, такъ что сами они стали господами, а я долженъ былъ изображать собою конюха, ходить за лошадьми и караулить ихъ, иначе потерялъ бы ихъ. Другого имени, какимъ меня они звали, у меня не было, какъ: «римскій діаволъ», «римская собака», «римскій ублюдокъ» и проч.

Я надѣялся, что ближе къ Москвѣ будетъ лучше, но вышло хуже, потому что когда русскіе узнали, что понести пораженіе при Нарвѣ (о которомъ въ Азовѣ ничего еще не было извѣстно, даже объ осадѣ не было слышно), и что два полковника убѣжали къ шведамъ, то, невозможно описать, какую они великую ненависть высказали къ нѣмцамъ, и я опять два раза едва на ноготокъ былъ отъ смерти, которой мнѣ грозили пьяные, волновавшіеся крестьяне, среди коихъ я былъ совершено одинь.

Отсюда до самой Москвы не только въ гостинницахъ, но и на общественной дорогѣ я былъ встрѣчаемъ тысячью и тысячью самыхъ тяжкихъ ругательствъ со стороны всѣхъ, такъ что съ минуты на минуту нужно было ожидать кулаковъ или ударовъ. Я не преувеличиваю, но пишу истину, что съ самым послѣднимъ негодяемъ изъ народа нельзя было бы хуже обращаться.

Источник: [18.121]

Статья № 5
Александр Меншиков, от 20 октября 1706

Полная легализация РКЦ в Московии и открытие для иезуитов транзита в Китай

Александръ Меншиковъ князь священной римской империи, кавалеръ св. Андрея и Бѣлаго Орла, генералъ-губернаторъ Ингріи и Эстоніи, священнаго царскаго величества главный начальникъ надъ конными войсками и генералъ и пр. и пр.

По данному намъ его священнымъ царскимъ величествомъ полномочію мы настоящимъ письмомъ почтительно увѣдомляемъ святѣйшаго государя, господина Климента XI, божіею волею римскаго папу, отца и вссобщаго пастыря святой римской церкви о томъ, что вслѣдствіе недавней просьбы августѣйшаго и непобѣдимѣйшаго римскаго императора Іосифа I, переданной его свѣтлѣйшему царскому величеству чрезъ уважаемаго и ученѣйшаго отца Илію Броджіо изъ ордена Іисуса, прокуратора московской миссіи, его царское величество черезъ насъ, какъ бы назначеннаго для этого полномочнаго министра, разрѣшаетъ не только свободное исповѣданіе римско-православной вѣры въ городѣ Москвѣ, но и милостиво допускаетъ, чтобы устроенное до того первоначальное училище, весьма много посещаемое московскою знатью, было преобразовано въ настоящую гимназію для обученія преимущественно юношей нашихъ вельможъ, а также даетъ полнѣйшее разрѣшеніе на то, чтобы, вмѣсто дозволенной прежде деревянной церкви, теперь была выстроена церковь изъ камня (какъ она и теперь уже строится).

Его царское величество открываетъ теперь для миссіонеровъ совершенно всѣ московскія области и страны (закрытыя было прежде), чтобы они безопаснѣе, кратчайшимъ путемъ и при нашей помощи могли отправляться въ отдаленную китайскую имперію.

Въ удостовѣреніе сего мы прикладываемъ свою княжескую печать и собственноручно подписываемся.
Дали мы эту грамоту изъ Лагеря у Піотрокова въ 20 день октября мѣсяца новаго стиля 1706 года1. Уполномоченный Александръ князь.
NВ. Подпись по московски.


1 Обратное письмо к царю с благодарностями от императора Иосифа I (документ № XLII) датируется 18 декабря. — Прим. ред.

Источник: [18.127]

Статья № 6
Нижегородский летописец, 1719

22 марта 1719 года, въ недѣлю Ваій, по царскому указу, на нижегородскую епархію назначенъ преосвященный епископъ Питиримъ, для обращенія въ православіе старообрядцевъ; прибылъ онъ въ Нижній на второй недѣлѣ петрова поста, т. е. 7 іюня.

Источник: [17.121]

Статья № 7
И. Т. Посошков, 1724

О Духовности

И кои мордва иль чюваша или черемиса крестятца, то тех уже воеводам и всяким правителем и приказным людем надлежит почитать и всячески их утешать и беречь их паче некрещеных и во всем от некрещеных чинить им милостивую отъмену, чтобы некрещеные крещеным завидывали.

формальная веравыгодановокрещёныепрозелитизм

Источник: [18.137]

Статья № 8
Б. Б. Кафенгауз

Смертная казнь за богохульство предписывалась Уложением 1649 г. В главе I Уложения о богохульниках и о церковных мятежниках указано было: «богохульника, обличив, казнить, зжечь»

еретикиаутодафеРоссиясжечькостёрклетка

Источник: [20.79]

Статья № 9
Оттон-Антон Плейер, 1710

Придворные обряды и состояние богослужения католической веры, которое вошло в эти места около 18 или 19 лет назад с дозволения ныне царствующего государя (Петра I — Прим. Ред.), при содействии императорско-королевского посольства, во утешение и душевную пользу тамошней верной общины, к распространению католической веры и для вящего Божия прославления...

прозелитизм католиковdrang nach ostenРоссия под внешним управлением

Источник: [18.142]
Комментарии

Статья № 10
Ян Потоцкий, 1797

Русская веротерпимость

Большая часть индейцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана.— У них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все что принадлежит к их религии. Я видел как: они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства.

Астраханские индейцы питаются мясом, но не едят говядины из уважения к корове. Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным. Окончив дневную работу, они прогуливаются в саду, который нанимают; курят калеун, едят сарачинское пшено; чудясь, рассматривают прекрасный цветок или травку, удивляются творцу в малейших его творениях и с довольным лицом возвращаются в свои караван-сараи.

Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темнозеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию. Прежде они и при жизни охотно туда возвращались, но теперь начинают чувствовать цену личной свободы...

В Астрахани больше купцов персидских, нежели индейских; я видел двести первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид.

Но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара. Последователи Али, проклиная в своих караван-сараях приверженцев секты Омара, могут слышать как призывают на молитву крики муедзинов сих последних, колокола греческой церкви, тамтам индейцев, и, может быть, жужжание лам. К этим разным религиям можно еще присовокупить несколько сект староверцев, и все европейские и азиатские христианине общества.

веротерпимость на Русисунниты и шииты Поволжьяиндуисты на Волге

Источник: [18.145]

Статья № 11
В. Н. Татищев о старообрядцах, 1737

В МОСКОВСКУЮ СИНОДАЛЬНОГО ПРАВЛЕНИЯ КАНЦЕЛЯРИЮ ОТ ТАЙНОГО СОВЕТНИКА ТАТИСЧЕВА ДОНОШЕНИЕ

По указом ея императорского величества из Правительствующего Сената от 28 маиа и 11 октября (1)737 г. повелено, чтоб раскольников, которых в башкирах несколько сот близь Кунгурского уезда в лесах собралось, возможными мерами о поимке их поиски чинить. И по оным ея императорского величества указом сыскано раскольников близь Кунгура по рекам Сылве и другим шестьдесят восемь, да здесь по Самаре пустынников пять, итого семьдесят три человека.

При оных взяты книги, образа и сосуды церковные, из которых книги по приложенной росписи посылаю при сем. А образов писанных, с окладами серебрянными убогими семнадцать, простых восемьдесят пять, медных литых сто один. И оные писанные весьма ветхи на коих в окладах серебра с фунт, а в медных до десяти фунтов наберется, которые за тою ветхостию не посланы затем, что оные провоза стоить не будут, и для того запечатаны и хранятся здесь.

И Синодального правления канцелярии сим почтенно представляю. Не повелено ль будет оные, с ветхих образов оклады сняв, переделать в сосуды церковные, также и из медных образов в утварь и отдать в церкви по новопостроюсчимся городкам. Из образов же писанных, кои полутче, отдать во оные же церкви и о том будут ожидать указа.
1738 г. Мая 26
В. Татищев

преследование староверовТатищев на службе РПЦ

Источник: [20.129]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,126