▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Иные этнические системы (XVII век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (XVII век)

Олеарий, Витсен, Даврижеци, Грузинская хроника, Идес и Бранд, Стрюйс, Чилли, Гимбутас, Есаи

Статья № 1
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Древние обитатели Эстонии, как и всей Лифляндии, были язычниками и идолопоклонниками вплоть до 1170 г. по Р. X., когда, во времена императора Фридриха Барбаруссы (как о том рассказывает Альберт Кранц в 6 книге своей «Wandalia», a Хитрей в своей «Saxonia»), они, по случаю торговых сношений, завязанных здесь бременцами и любекцами, были обращены в христианскую веру.

Как рассказывают, произошло это так: около указанного времени бременские купцы, торговавшие на Балтийском море, бурею были занесены в залив у Риги, каковое место тогда еще вовсе не было известно немцам. Здесь они познакомились и подружились с людьми, жившими у залива и по берегу до Пернова, стали менять с ними товары и начали, таким образом, торговлю.

Жители, как говорят, вначале были весьма простоваты: они выжимали мёд, которого в Лифляндии очень много, а воск выбрасывали как вещь ненужную. Когда монах Мейнард из Зегеберга узнал об этом, он, из особого благочестия и по указанию св. Духа, сел на корабль, направился туда, построил на небольшом острове на реке Двине хижину или плохонькую часовню, пребывал в ней со своим прислужником или отроком, с большим трудом изучил язык варварских народов, дружески беседовал с ними о правой вере и истинном богослужении и таким образом постепенно научал их христианской вере и многих из них обратил.

Когда же необращенный и необузданный буйный народ зачастую стал нападать на новоявленных христиан, то эти последние для защиты своей укрепили это место и назвали его Керкгольм. Так как Мейнард с неослабным прилежанием продолжал поучать люд ей, то его, по приказанию папы Александра III, архиепископ бременский посвятил в сан первого лифляндского епископа.

Источник: [17.34]

Статья № 2
Николаас Витсен, 1664

Рига

Кто здесь грешит против правил веры, должен каяться в церкви, перед всеми, одетый в белое.

Вольмар

Здесь же в тюрьме находилась старуха, которая слыла колдуньей; я говорил с ней, но она толком ничего мне не хотела рассказать; говорили, что она не тонет в воде, — спустя некоторое время её сожгли...

По пути я видел древний обычай здешних крестьян; они вешают кресты на деревья, где прежде стояли их идолы; кресты в память [умерших] женщин обмотаны красной ниткой, а связка соломы, размером с гроб, на которой лежали умершие, привязана к кресту.

Они говорят, что всякий раз, когда проходят мимо этих деревьев с крестами, то вспоминают своих умерших. Эти люди ещё крепко связаны с язычеством. Едва ли они верят в воскресение мёртвых, в рай и ад; их принудили к христианству, и они ненавидят своих господ. В определенное время года они приносят жертвы на могилы умерших — кур, вино и т. д.

Да говорят, что иногда они подбивают ступни умерших железом, чтобы те вернее могли подняться на небеса. В церкви они не хотят или не умеют ни молиться, ни петь, если пастор им всё не подсказывает. Из ненависти к шведам они не хотят учиться ни читать, ни писать.

Источник: [17.39]

Статья № 3
Аракел Даврижеци, †1670

Католик Владислав Ваза, видимо, наглядевшись на облачения армянских попов a’la францисканцы, решил с итальянскими смотрящими не связываться.

Католикос написал мудрое письмо, исполненное благоразумия, кротких слов и мольбы, королю ляхов и его князьям, архиепископу города Львова, франку по происхождению, а также папе и попросил: «Сжальтесь над несчастным народом, даруйте им церковь, не запрещайте семь таинств церковных — служителям Христовым не подобает так поступать». Когда эти грамоты прибыли в город Львов и армянское население вручило каждую по назначению — королю и другим, они приказали перевести [грамоты] на язык и письмена польские и, читая, благосклонно соглашались со всем. От слов этих смягчилось сердце короля, имя которого было Владислав (Ваза, †1668 — Прим. ред.): он приказал вернуть армянскую церковь армянам...

Общая политика смотрящих у правоверных по отношению к туземцам: мол, хотите молиться своим богам? — да, ради бога! Но только заплатите! А вот если в Ислам вдаритесь, то платить не придётся.

...отправился ко двору государя в город Казбин, (ибо в 1077 году нашего летосчисления (1628 РХ) царь шах Аббас находился там), и, являясь перед царскими нахарарами то здесь, то там, умолял их попросить государя отменить налог в сто туманов со святого Эчмиадзина.

Для обращения в Ислам смотрящие правоверных не брезговали и услугами педофилов. Но стоило парню послать одного из этих уродов к... правоверные тут же навешали на него всех собак, переведя (как и всегда в Исламе) бытовой конфликт в область религии!

Однажды, в то время когда Николайос по всегдашнему обычаю своему бродил по рынку, один человек, магометанин по вере, которого звали Махметом, подойдя к Николайосу, начал гладить рукою лицо его, обнимать, [объятый] порочным вожделением, постоянно проявляющимся и ставшим обычным у магометан. Николайос же, сильно разгневавшись, в замешательстве отгонял его прочь.

Был там ещё один магометанин, которого тоже звали Махметом; этот Махмет, который только что баловался с Николайосом, сказал ему о том Махмете, мол: «Почему это ты с тем Махметом предаешься любви и совокуплению, а со мной нет?» А Николайос сказал: «Вот с твоей матерью и его я это сделаю». И тотчас же этот Махмет сказал людям, [стоявшим] поблизости, и лавочникам: «Ради бога, будьте свидетелями, ибо вы своими ушами слышали, что он богохульствует над книгою законов наших и пророком Магометом». Собралось там вокруг них множество магометан, подобных бешеным псам; они схватили Николайоса и повели его к судье в суд; некоторые из них став обвинителями, другие свидетелями, а иные мстителями, приговорили Николайоса к смерти.

Судья спросил Николайоса, действительно ли он богохульствовал над пророком Магометом, Николайос ответил: «Я не богохульствовал, я ничего не сказал о пророке Магомете; а человек этот с порочным вожделением обнимал меня на людях и срамил меня, поэтому я и выругал его мать».

И блаженный Николайос сам протянул обе руки на камне, а палачи ударили секирой и рассекли мышцы обеих рук; затем потребовали, и он протянул ноги, и палачи раздробили берцовые кости обеих ног...

Имело место мученичество святого Николайоса в 1091 году армянского летосчисления (1642 РХ), 15 апреля, во [время] царствования над османским племенем султана Ибрагима, восседавшего в великом городе Стамбуле, и во [время] патриаршества славного патриарха владыки Филиппоса на высоком Престоле святого Эчмиадзина.

Ересь жидовствующих со своим пиком в России в 1504 году (Иван Курицын и др. были сожжены) не спала на нет, и ещё очень долго терзала спокойствие властей. Однако смотрящие отвечали иудеям и a’la иудеям, надо сказать (и это — очень мягко!), не адекватно!

Следует также знать, что, когда все евреи города Исфахана волей или неволей обратились в веру Магомета, после этого эхтимал-довлат взял у государя грамоту и послал ее (Около 1660 г. — Прим. ред.) во все области Персидского государства к властителям земель, с тем чтобы евреи, где бы они ни жили, в деревнях или городах, все оставили бы иудейскую веру и приняли бы веру Магомета.

Кто добровольно подчинится [приказу], хорошо, а кто воспротивится, таковых власть имущие должны насильственно и с пытками обратить в веру нечестивца пустыни. И как только доходил приказ государев до места, быстро, подобно пламени, охватившему тростник, созывали всех евреев и принуждали их исполнить повеление царя. Но евреи, где бы они ни жили, не желали принять веру Магомета, они отделывались [от этого] кто при помощи взяток, кто бегством, а кто иным способом.

Те же, кто был в безвыходном положении, волей-неволей, притворно, видимости ради принимали веру Магометову, и хотя при персах и притворялись магометанами, но не были ими, а тайно все оставались в иудейской вере.

Было взято под стражу более ста мужчин-евреев, всем на шею надели тяжелые и длинные железные цепи, и все они один за другим были скованы той цепью в ряд, и цепь была одна. Их без конца приводили во дворец властителя на суд и уводили в тюрьму, где держали в заключении.

Длилось это три или четыре месяца. Властителю самому надоели все те пытки, которым он подвергал [евреев]. Тогда он приказал им, раз они не желают отречься от иудейства, надеть на себя какой-либо четкий знак, по которому все, кто увидит их, мог бы узнать, что они — евреи. Приказ этот был охотно принят евреями.

А властитель, издеваясь над ними, приказал нанизать на шнур медные колокольчики, куски железа и меди, ручки от ковшиков и кружек, из которых пьют воду, и повесить все это на шею мужчинам-евреям, [чтобы] евреи ходили по улицам и площадям, по торжищам и повсюду с таким знаком. А еврей, у которого не будет этого знака, будет подвергнут наказанию, заключению и штрафу. И все евреи пошли на это: повесили себе на шею то, что велел властитель, и так ходили повсюду.

В стране же Ляхов (ок. 1666 г.) перебили множество евреев, а многие убежали в другие страны...1


1 Жить евреям в России было запрещено издревле (мол, они убийцы Иешуа!). Но большая «любовь» второго Романова к полякам — враг моего врага есть мой друг — привела к тому, что побежали евреи именно в Россию.

Источник: [17.44]

Статья № 4
Грузинская хроника, 1615

Царь Теймураз оставил царицу Хоре-шан в Самцхе, а сам со своими вельможами и султаноносцами отправился в Константинополь. Подковал одним гвоздём бурых коней серебряной подковой и так вступил в Константинополь.

Как только увидели это, побежали за ними, за добычей, очень удивились и сочли с их стороны безумием. Государь оказал ему почести и выделил на кормление Токийский санджак.

Царь Теймураз поведал ему про свои беды и разорение и добавил: «Грузия всегда была покорна кесарю, а сейчас кызылбаши (Персы — Прим. ред.) подчинили и заняли нашу отчизну. Жду от государя, что он даст мне войско. Выступлю, займу свою отчизну и буду слугой хондкара».

Хондкар (Смотрящий турок в Царьграде — Прим. ред.) ответил так: «Мы с шахом единой веры. А вы придерживаетесь веры Иисуса. Не полагается нам оказывать помощь христианам против последователей веры Мухаммеда. Если примете нашу веру, тогда мы будем обязаны вам помочь».

Царь Теймураз ответил: «Оттого и досталось мне столько хлопот, что не принял я их веры. Что же сейчас может заставить меня принять вашу веру?»

Это глубоко обидело хондкара, и он уменьшил ему почести.

Источник: [18.116]
Комментарии

Статья № 5
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Русское посольство в Китай

Иезуиты и другие духовные лица
Еще в Пекине я обнаружил, что там было восемь иезуитов, из которых двое — испанцы, трое — португальцы, двое — французы и, наконец, восьмой — римлянин.

Китайцы, главным образом те, что при дворе, питают большое уважение к этим монахам и другим духовным лицам, но бонзы смотрят на них искоса. Нужно признать, что римско-католическое духовенство прилагает большие усилия для распространения своей религии.

Русские также построили свою церковь в Пекине и многих видных людей крестили в православие.

КитайРимМосквапрозелитизмиезуитыправославие

Источник: [17.131]

Статья № 6
Ян Стрюйс, 1647

Формоза (букв. «Прекрасный остров» // Тайвань)
Этот человек убил проповедника ужасным и жестоким образом и за это был сожжён. Он был прикован длинной цепью к середине столба, вокруг которого разложили огонь. Таким образом несчастного хвостатого человека поджаривали перед смертью так, что с него стекал жир. Множество людей видело это вместе со мной, некоторые подходили к нему и говорили с ним, так как они удивлялись его наружности.

аутодафе по китайскисожжение хвостатого человека

Источник: [17.147]

Статья № 7
Александр Чилли

Ватикан организует первую «цветную революцию»

Во время описанных возмущений в Польше, царствовал в Московии Иоанн Феодорович, бывший в управление своего предшественника, Василия Великого, конюшим сего государства, — высшее достоинство, какое только жалует сей государь, доставляющее непосредственно право на наследование престола в том случае, когда покойный монарх не оставит по себе наследника, не оттого, чтоб это было настоящее наследование и избирают его не по обязанности, но потому что, как уже сказано, это высшее достоинство, особенно когда принадлежит человеку умному, прозорливому и богатому, каким был вышеупомянутый вельможа1.

Сделавшись искренним другом воеводы, он начал с его помощью писать к другим вельможам государства о своем положении, о том чего желает и особенно требовал, чтоб Его Величество2 и сенаторы рассмотрели и выслушали его права и притязание на престол, которые он всегда готов объяснить, где это будет ему позволено; в тоже время получал он беспрерывные известия о том, что делается для него и его именем в Московии теми, которые льстили себя надеждою великих наград. Эти известия, распространяясь в государстве, тем сильнее побуждали воеводу и других покровительствовать и помогать Димитрию.

В особенности старался он прибресть дружбу и благосклонность Рангони, папского нунция, всеми уважаемого, и писал к нему несколько раз прежде, нежели мог получить от него ответ; ибо прелат, в тайне всему этому благоприятствуя и рассуждая о том с его величеством, делал вид, будто ничего не знает и не верит подобным известиям. Но с другой стороны приказывал он иезуитам и иным своим поверенным обращать внимание на все поступки и замыслы Димитрия и как можно более возбуждать в нем желание переговорить о том лично с ним и его величеством, как то действительно случилось через несколько недель, потому что нунций, убедившись в том, что переданные нами выше события в Московии благоприятствуют притязаниям Димитpия, приказал сендомирским отцам-иезуитам убедить воеводу им преданного, приехать в Краков вместе с Димитрием и его свитой, предоставив все на попечение его самого и короля, который, как мы сказали выше, постоянно получал известия о всем происходившем. Почему воевода, более нежели когда-либо одушевленный, старался как можно лучше угощать Димитрия, как будто у него в доме находился сам государь Московии, обнадеживая его в несомненном успехе, если попытает свое счастье с помощью его величества, и, не медля долго, приехал с ним в Краков, о чем тотчас послал одного из дворян своих известить нунция в то самое время, когда я был у него и мы рассуждали об этих московских происшествиях и о том, какие последствия могут от этого произойти.

Нунций был очень рад их приезду и в следующее утро назначил свидание, во время которого весьма ласкал Димитрия и долго с ним разговаривал с той важностью, какой требовали столь значительные дела, в особенности представляя Димитрию, что если он хочет получить помощь от его величества в своих предприятиях, то должен отречься от греческого раскола Москвитян и принять, как он уже несколько раз обещал ему в своих письмах, покровительство и защиту святой католической апостольской римской веры. Димитрий, с видом, исполненным благочестия, изъявил на то согласие и в следующее воскресенье, в присутствия многих особ, между которыми находился и я, изустно, с торжественною клятвою, и письменно подтвердил данное им обещание, исполняя при сем все те обряды, которые установлены в подобных случаях.

Ватикан и Россияпредательство нациипопытка окатоличить Россию

Источник: [17.152]
Комментарии

Статья № 8
Мария Гимбутас, †1994

Балты. Люди янтарного моря

Тевтонский орден принес христианство на все земли от Пруссии до Латвии, но жившие на этой территории народы оказалось легче подчинить политически, чем духовно. Жители прусских деревень оставались язычниками (о чем свидетельствуют погребения) вплоть до XVII века, хотя официально они были крещены еще в XIII веке и соблюдение всех языческих обычаев и обрядов строго запрещалось...

Известно, что к началу XVII века проповеди читались с помощью переводчика...

ведическая Прибалтикаформальная христианизация

Источник: [21.13]

Статья № 9
Есаи Хасан-Джалалян, католикос албанский, 1702–1722

Персия и Армения

В том же году был призван на царство внук его шах Сефи85. Он также мужественно и мирно управлял своей страной, и в 1091 г. армянском (1642) покинул этот мир, оставив царство свое шаху Абасу младшему86.

Этот шах еще более укрепил престол свой в своих владениях и обезопасил страну свою и народ от окружавших врагов. В дни его правления были отстроены все разоренные селения и города, а также страны Армения и Персия, ибо он был строитель и очень любил христиан. Поэтому повсеместно утвердились церкви, монастыри и обители, особенно же святопрестольный Эчмиадзин87 и святой Гандзасар88 в Албании при святейшем патриархе Филлипосе89 и агванском католикосе Петросе90.

Сопутствуемый на земле счастьем, он (шах Абас младший) скончался в 1100 г. (1651) 91, а царская власть в этом же году перешла к сыну его, шаху Сулейману92.
<…>
Случилось это при царе Султане Хусейне109. В районах Хорасана и Кандагара обитало племя, именуемое афганцами. Относительно этого племени говорят, что оно происходит от обитателей Кавказа из страны аланов110, что родом они агваны111 и что они и до настоящего времени носят прежнее свое наименование. Они были христианами, но завоевавший большую часть света тиран Ланк-Тамурр, о котором свидетельствует историк112, вывел то племя из места его обитания и поселил его в количестве 25 дымов в той стране. Спустя некоторое время они были обращены в веру Магомета, а потом они размножились и стали ишханами113 и начальниками в каждой части той страны и были самостоятельными до времени царя, именуемого Шах-Абасом, который при завоевании Кандагара захватил также и те районы, а их подчинил своей власти.

укрепление Эчмиадзинахристианизация Армении и Персииафганцы-христианеисламизация афганцев

Источник: [20.115]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,094