▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XVII век) → Комментарии к статье № 7

Комментарии к статье № 7, Николаас Витсен, 1664–1665

16. Отношение к религии. Верования
16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XVII век)

Редактор сайта (24.11.2013 07:13:21)

1.

В Софийской летописи под 955 годом:

«...и пришел Добрыня к Новугороду, постави кумир Перун над рекою Волховом, и жряху ему люде Новгородстии аки Богу»,

но уже через 3 года после «Днепровской купели» Христианизатор Вся Руси якобы топит Перуна в Волхове: запись под 6499 годом от СМ...

Но и через 600 лет народы — курши, ливы, эсты, литовцы, латгалы... — составлявшие ещё в XII веке одно целое со славянами Северного ведического Пояса, продолжали вешать на берёзы памятные лоскутки... поклоняясь богине Žemes mate (богиня Мать-земля, латв.; Žemyna у литовцев) и обширной коллегии Её богов, никого из христиан не допуская в священные рощи и гроты, и на своих территориях никакого института Церкви не признавая вообще. И так вплоть до начала XVII века!
Ближайшие соседи балтов (balteus — пояс по латыни, откуда Русское море стало Балтийским) — это я о людях речь пытаюсь вести, а не о хомотриалах — то есть новгородцы, литовцы (не этнические, а жители ВКЛ, те, что теперь кличут себя белорусами) не сильно отличались в своих воззрениях на религию, на дух не перенося христианство, и о чём на сайте свидетельств достаточно.

Таким образом, новгородцы вполне могли (да хоть бы и в пику московским князьям-шакалам) какие-то реликвии своей народной веры сохранить, так, чтобы не бросалось в глаза. И так продолжалось вплоть до времён второго Романова (Алексея) — мракобеса ещё того.

2.

«приносили в жертву живых детей...»

А ничего удивительного, ведь согласно воззрениям РПЦ язычество характеризуется как «мерзкое идолослужение» [21.12], а уход от него к христианству — как «поднятие к Богу из бездны ада» [там же].

То есть согласно представлениям отечественных попов об истории их же (?) Отечества, как только Христианизатор Всея Руси — князь Киева — загнал в Днепр своих рабов, так тут же у оных поотваливались хвосты, ибо ведь жили предки в «бездне ада», то есть собой являли чертей! А чего уж черти могут вытворять, то только собственными фантазиями ограничивается для каждого хомотриала-во-власти... Если «доблестные» христиане во время голода поедали своих детей, то чем лучше язычники, хоть и сытые?

Редактор издания (5.11.2012 04:48:24)

«В другой хранится изображение древнего языческого божества...»

Вероятно, это относится к легенде о древнеславянском боге Перуне, о котором рассказывает Герберштейн в своих «Комментариях» (Herberstein S. Rerum Moskoviticarum commentarii Sigismundi Liberi Baronis in Herberstein. Basiliae, 1571. P. 74–75). Его рассказы повторяют Соломон Нойгебауэр (Neugebauer S. Moscovia. Cedani, 1612. P. 27–28) и Петрус Петреус (Petrejus de Eriesunda P. Historien und Bericht von dem Groszfurstenthumb Muschkow. Leipzig, 1620. Р. 75–76), добавляя кое-что и от себя.

Герберштейн и Нойгебауэр рассказывают, что в Новгороде раньше была статуя Перуна, стоявшая в том месте, где теперь находится названный в его честь монастырь. Действительно, вблизи Новгорода есть холм Перынь, где во времена Витсена стоял монастырь, называвшийся, как и холм, Перьнь. Этим именем он обязан своему местоположению, а, конечно, не богу Перуну, в честь которого монастырь никак не мог быть назван.

На холме Перынь, расположенном у того места, где из оз. Ильмень берёт начало Волхов, в Х в. находилось святилище Перуна, обнаруженное Новгородской археологической экспедицией в 1951—1953 гг. В частности, там было найдено подножие деревянного идола.

Согласно Новгородской летописи, после принятия новгородцами христианства статуя Перуна была срублена и брошена в Волхов (в 988 г.); датировка этого события подтверждена результатами раскопок. Воспоминание об этом эпизоде и лежит в основе того варианта легенды, который рассказывают Герберштейн и Петреус.

У Нойгебауэра дано описание статуи Перуна: он изображён в виде человека, держащего в руке огненный камень, напоминающий молнию. Дело в том, объясняет Нойгебауэр, что слово «Перун» у русских и поляков якобы означает молнию. Жрецы Перуна, пишет Нойгебауэр, обязаны под страхом смерти днём и ночью поддерживать перед его статуей огонь, подкладывая дубовые дрова. Согласно Герберштейну и Петреусу, новгородцы после принятия греческой веры сбросили статую Перуна в реку. Однако она скоро снова приплыла (против течения), швырнула на мост бревно или дубину и закричала, по словам Петреуса, ужасным голосом: «Возьмите это бревно на память обо мне». После этого, как пишет Петреус, среди горожан началась сумятица и завязалась драка.

Герберштейн же сообщает, что голос Перуна продолжает слышаться в определенные дни года, и тогда горожане собираются в группы и начинают бить друг друга дубинами, так что губернатору (воеводе) едва удается навести порядок. О принесении в жертву детей, упоминаемом Витсеном, у Герберштейна, Нойгебауэра и Петреуса не говорится.






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,317