▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XVII век) → Комментарии к статье № 15

Комментарии к статье № 15, Иоганн де Родес, 1650–1655

16. Отношение к религии. Верования
16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XVII век)

Редактор издания (26.07.2015 17:55:02)

117. Дело о приезде в Россию француза «доктора богословии» Жана де Грона и его брата Карла для крещения в греческую веру хранится в М. Гл. Арх. Ин. Д., в делах о приезде иностранцев в Россию 1651 г. № 12.
Братья де Грон приехали в Москву 30 сентября 1651 г. (160 г.). Ян действительно подавал латинскую челобитню, в которой он писал (согласно русскому переводу, сделанному в то время), что желает как можно скорее креститься, «а промеж того времени ему кажетца всякой час за год и всякой день за сто лет и для того покорностью бьет челом, чтоб ему с братом по самому скорому времени по желаню и по обещанью своему до российские веры допущену быть, которая есть един киот и ковчег, которой от соблазных ересей потопленья не осквернен». 4 декабря «они отданы под начало в Чюдов монастырь» (он находится в Кремле же, возле соборов).
11 января 1652 г. (160 г.) «Онтон и Данил де Гроновы» были на аудиенции у царя, где им было объявлено о принятии их на государеву службу, и им были даны подарки; они же принесли присягу верой и правдой служить своему новому государю.

132. Хотя в немецком тексте стоит «Beeck», а не «Reeck», но можно думать, по смыслу, что это ошибка, которую однако встречаем и в последующем донесении (31 мая 1652 г.). Дженкинсон (1557 г.) рассказывает, что на Крещение, в присутствии царя, в освященную прорубь погружали детей и больных, тотчас же их вытаскивая, а «также было крещено несколько татар» («Известия англ. о Рос. во II полов. 16 в.», Чтения М. О. И. и Др. 1884, IV, 33). Шведский священник Седерберг (1709 — 1718) в своих «Заметках о религии и нравах рус. нар." (Чт. 1873, II) сообщает, что русские при крещении «наставляют (иностранцев) шесть недель в монастыре, и они отрицаются от своей прежней веры, после чего приводят их к реке и погружают трижды с обыкновенной обрядностью; если же случится это зимой, то делают во льду прорубь; но если желающий креститься не очень здоров, чтобы перенести подобную купель, то выливают на его голову три бочки воды….». В праздник Крещения, повествует тот же автор (стр. 17 — 18), в присутствии двух царей — Петра и Иоанна — на Яузе «старые и молодые купались в крещенской проруби, матери окунали в воду своих маленьких детей». В 1722 г. этот крещенский русский обычай поразил Берхгольца: «Не понимаю, как человек может вынести все это среди зимы!» (Дневн. камер-юнкера Берхгольца, пер. И. Аммон, М., 1858 г., ч. II, 29).

Редактор сайта (26.07.2015 17:55:02)

Мне представляется, что француз был ума недюжинного. Он точно просчитал, что попасть со своей идеей на приём к Романову можно, только обратив на себя внимание набожного «помазуна божиего» в связи с «трагическими событиями» пути просящего к «истинно правильной вере». Ну, а уже потом вдолбить Романову отличную идею превращения России в крупную судостроительную и морскую державу. С последующими авторскими дивидендами.

До царя он таки добрался. Но  отличная идея «импортозамещения» отклика у Романова не нашла, но нашла потом у его сына — у Петра Великого, попытавшегося вытащить страну из Эпохи Моли.






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,172