▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Иные этнические системы (XVI век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (XVI век)

Ниенштедт, Бухараи, Даврижеци, Дон Хуан, Гвиччардини, Елизавета, Аверка

Статья № 1
Франц Ниенштедт, †1622

В 1523 году в Ливонию проникло учение Лютера, и по городам и деревням выступили лютеранские проповедники, как: Тегетмейер, Штербель, Андрей Кнэпкен и многие другие, которые с большим рвением противоречили папе и осуждали его догматы по мнениям Лютера из Библии, чрез что в общине возникли всякие раздоры и озлобления, пока лютеране не овладели церковью, и не изгнали из неё папистов.

Источник: [16.21]

Статья № 2
Маулана Пируй Бухараи, 1599

Исламизация казахов и киргизов стараниями высокостепенства шейха Ходжи Исхака и его подсмотрящего Бухараи. Не без силовой поддержки карательных отрядов.

Поначалу кочевники дали отпор исламским «крестоносцам»:

Его высокостепенство (Шейх Ходжа Исхак — Прим. ред.), который. сделал сияющими эти девять сводов мира несправедливости, [очистив их] от мрака невежества киргизских и казахских племён, до такой степени, что эти народы удостоились счастья покаяния. [Он же] был причиной принятия веры калмаками...

После того как он (Ходжа Исхак — Прим. ред.) прибыл к невежественным киргизам и случилось такое событие, что племя лицемерных киргизов совместно с толпой казахов в местности Сарык-кол и некоторых других местах [нанесли] ущерб и причинили неприятности...

Но их согнали с мест, и блуждали они по степи ако по пустыни, но, правда, без Моисея и прочих приключений a′la еврейская Сага:

И под сильным натиском наших победоносных войск дети и внуки их, с обнаженными лицами и голыми ногами, покидали родные места и, оглашая своими криками все стороны и края, разбегались кто куда.
Нищие от жестокости испытаний, козней и вражды, [они] искали у каждой двери кусок хлеба и одежду и, смятенные и унылые, блуждали по безводной пустыне. Это племя, кочующее по пустыне, подобно пыли под лазурным небосводом, дошло до крайности...

И вроде бы силой меча дожали принять Ислам:

Благодаря благословению его высокостепенства и помощи душ великих шейхов — да будет над ними милость и благоденствие! — силой плеча могущества и мощи кулака и победы и торжества, при поддержке острых сабель [дело] покорения мятежников и врагов в [нужный] срок было отмечено успехом — по милости всевышнего бога, милостью его и благостью.

Но, видимо, люди смирились с воинствующей глупостью не везде, и смотрящий повелел идти в «священный поход»:

Он осветил мир и соизволил произнести: «О султан, произнесите обет ходжам и направляйтесь в область Чалыша и Турфана, и да помогут [вам] новые милости божьи и безмерная благость господня! Ступайте же и соберитесь с мыслями!»
Я тотчас же вскочил и, поцеловав со смирением порог служения и произнеся обет ходжам, прочел благоухающую фатиху, облачился в одежды паломника и отдал приказ, чтобы войско, оседлав коней, [выступило] по направлению к Чалышу и Турфану.

Возле местности Джам, которой я достиг, эмиры потеряли терпение, объединились и обратились ко мне:

«Докладываем, говорим по дружбе: пришло известие, что казахи, оседлав коней, задумали [напасть] на эту область. Давайте отъедем от этого [места] на расстояние одного месяца пути. Что тогда смогут сделать эти бесстрашные псы [вашим] подчиненным?»

Когда я понял единодушие этой толпы, я сказал:

«О несчастные! Знаменитыми было сказано... После того как тот великий приказал выступить к Чалышу и Турфану, что за мысль может быть о промедлении?.. Исполните свой долг, и всё, что сказано, совершите. Я, который голову благоговения положил на порог счастья этого осененного знанием старца и сердце служения отдал слугам его высокостепенства, разве я пойду против его мнения?!»

Так сказал и протянул руку к стреле и луку. Вся эта толпа бросилась от меня бежать. А я, вложив стрелу в лук, выстрелил, чтобы устрашить это сборище, и попал в какого-то человека...

Источник: [16.38]

Статья № 3
Аракел Даврижеци, †1670

... в 999 году [Армянской эры] (1550 от РХ) султан Сулейман снова собрался и с большим войском пошел на шаха Тахмаспа в Тавриз... В 999 (1550) году за одну ночь вырезали 70 душ сыновей азатов (Мелких феодалов — Прим. ред.) в Эрзеруме, и было великое бедствие.

В 1030 (1581) году Мурад-султан рассердился на евреев за дерзость, отменил повой на голове у всех евреев и христиан и установил носить шапки.

Источник: [17.44]

Статья № 4
Дон Хуан Персидский (Орудж-бек Баят), 1599–1600

В это время прибыли по дороге через Индию и Ормузское царство (Остров в Персидском заливе — Прим. ред.) два португальских монаха, уроженцы Лиссабона: один — доминиканец, другой — францисканец; доминиканец назывался фра Николай де Мело (это были Николай де Молле и Альфонсо Кордеро).

Эти монахи, весьма радушно шахом (Аббасом I — Прим. ред.) принятые, ещё больше побуждали его отправить посольство: шах называл их отцами и оказывал им большое внимание, так что они попросили у него рекомендательных писем к его святейшеству и к католическому величеству королю Испании, и шах велел написать для них письма и дать отдельно от других...

Дон Антонио совершил своё путешествие через Грецию в турецкой одежде, как человек, хорошо знакомый с языком, но [нам] невозможно было там проехать, а путь на Индию был сопряжён с продолжительным морским плаванием, и потому было решено совершить путешествие через Татарию и Московию (Персидские мусульмане не ладили тогда с турецкими — Прим. ред.).

Источник: [16.40]

Статья № 5
Франческо Гвиччардини, †1540

Не боритесь никогда с религией и вообще с вещами, зависящими, по-видимому, от бога, ибо слишком сильна власть этого слова над умами глупцов.

Источник: [16.41]

Статья № 6
Елизавета I, 1559

О религии (Ответ епископам)

...И там, где вы вонзаете зубы в нас и наших поданных [утверждая], что Римская церковь первой насадила католичество в пределах нашего королевства, записи и хроники нашего королевства свидетельствуют об обратном; и ваше собственное Римское идолопоклонство делает вас лжецами; свидетельство тому-древний труд Гильды, к которому как иностранцы, так и местные совершают паломничество. Этот автор свидетельствует, что Иосиф Ариматейский был первым проповедником слова Господа в пределах нашего королевства. И только через много лет, когда Остин пришёл из Рима, наше королевство получило епископов и священников, а также учёным нашего королевства хорошо известно посредством печального опыта, как ваша церковь вошла сюда в потоках крови; они стали мучениками за Христа и казнены, потому что отрицали узурпаторскую власть Рима...

Источник: [16.53]
Комментарии

Статья № 7
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка), 1523

Въ лѣто 1523. Мартинъ Лютеръ затѣялъ (wzniecił) новую вѣру, бѣжавъ къ Саксонскому князю (od xionźecia) Іоанну курфирсту.

Источник: [18.135]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,103