▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XVI век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XVI век)

Густинская, Ново-Иерусалимская, Патриаршая, Кампани, Псковская-2, Флетчер, Мадариага, Фабри, Правила от Иоанна, Петрей, Лука Попов, Лицевой свод , Метрика

Статья № 1
Густинская летопись, 1507

В тот год в Кракове сожгли некоего еврея за то, что нашли у него письма, в которых оскорблялась вера христианская.

Краков, 1493
Краков, 1493
Густинская летопись, 1507. В тот год в Кракове сожгли некоего еврея за то, что нашли у него письма, в которых оскорблялась вера христианская.

Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты. Там же и ссылки на источники заимствования.

сожжение евреяславянское аутодафе

Источник: [19.4]

Статья № 2
Летопись по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому списку, 1536

Они же, агаряне, прежде считавшие, что Исус порождён водою и Святым Духом, приняв православную веру, начали молиться святой Живоначальной Троице, чувствуя, как тем они избавляются от козней лукавого дьявола и поднимаются к свету со дна ада. И крестилось их 43 женщины и 36 детей в Великом Новгороде, 51 человек — женщины и дети — во Пскове, в Орешке — 12, а в Кореле — 30.

Летопись по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому списку, 1536. Они же, агаряне, прежде считавшие, что Исус порождён водою и Святым Духом, приняв православную веру, начали молиться святой Живоначальной Троице, чувствуя, как тем они избавляются от козней лукавого дьявола и поднимаются к свету со дна ада. И крестилось их 43  женщины и 36 детей в Великом Новгороде, 51 человек – женщины и дети – во Пскове, в Орешке – 12, а в Кореле – 30.

Источник: [19.6]

Статья № 3
Патриаршая летопись (Никоновская)

1505

Иван III Васильевич Грозный и 26-летний его сын сожгли в клетке трёх еретиков-жидовствующих. Ещё одному «еретику» отрезали язык, а потом сожгли также, как и «иных многих». Сколько это «иных многих» — десять, тысячу? А никто не знает. А сколько отправили в монастыри, то есть на казнь измором? А никто не знает. Но именно так утверждалось христианство русского извода.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1505. Иван III Васильевич Грозный и 26-летний его сын сожгли в клетке трёх еретиков-жидовствующих. Ещё одному «еретику» отрезали язык, а потом сожгли также, как и «иных многих». Сколько это «иных многих» — десять, тысячу? А никто не знает. А сколько отправили в монастыри, то есть на казнь измором? А никто не знает. Но именно так утверждалось христианство русского извода.

1553

Видно, не всех сожгли: Иван IV Васильевич – Грозный спасает Матвея Башкина в первый раз. Через год, на Соборе 1554 года смотрящие хомотриалы требовали для «еретика» смерти, но 24-летний Иван сумел заменить смертный приговор попов на ссылку в монастырь.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1553. Видно, не всех сожгли: Иван IV Васильевич – Грозный спасает Матвея Башкина в первый раз. Через год, на Соборе 1554 года смотрящие хомотриалы требовали для «еретика» смерти, но 24-летний Иван сумел заменить смертный приговор попов на ссылку в монастырь.

Источник: [19.11]
Комментарии

Статья № 4
Паоло Кампани, 1581

Ещё около 500 лет назад московиты следовали нечестивому языческому поклонению богам...
К латинской церкви относятся с гораздо большей неприязнью, чем к греческой. Среди них не услышишь поношения бога или святых, однако слова «латинская вера» — у них самое сильное проклятие для врагов. Вероятно, это и многое другое московиты вначале получили от греков, а затем пренебрежение и невежество в церковных делах, как это бывает, принесли ещё больше ошибок.

Источник: [16.3]

Статья № 5
Псковская вторая (Синодальная) летопись (Пополнение), 1534

Остатки прежней веры на территории Северного ведического пояса. Границы этого "пояса" в XVI веке

В 7042 году от СМ преосвященный архиепископ Великого Новгорода и Пскова владыка Макарий сообщал великому государю князю Ивану Васильевичу, всея Русии самодержцу (которому было 4 года от роду): мол, в стаде Христовом, на подконтрольных ему территориях пышным цветом цветёт ересь ведическая:.

И распространена эта вера в кумиров (Идолов — Здесь и далее Прим. ред.) в городах окрест Великого Новгорода, в Вотской пятине, на землях Чюди и в Ижере, около Ивангорода, Ямы-града, Корелы-града, Копории, Ладоги, Орешка и по всему побережью Варяжского (Балтийского) моря в Новгородской земле, как и по берегам всех рек поморских от границы с Ливонией, от Нарвы-реки до Невы, и от Невы до Сестры, до границы со Швецией, а также по всей территории Корельской земли до Коневых вод (У Жабия Носа, мыса на оз. Оривеси) и за великим озером Нево (Ладоги) вплоть до Каянского рубежа (Ботнический залив), а также около Пелейского озера (?) и до рек Лексны, до Лопи до Дикой (До земель лопарей, саамов), и по всем берегам озера Невы.

Территория распространения ереси составляет в длину более 1 000 вёрст, а в ширину — до Великого Новгорода более 60 вёрст, но местами и 50 и 40 вёрст.

Во всех перечисленных местах люди держатся веры своих прародителей, прельщаемы дьяволом — невидимым врагом христианства. Известно, что и наши предки были идолопоклонниками, пока не приняли от святого князя Владимира крещение, после чего были тогда по всей Русской земле разорены все места их молений идолам, что несли скверну.

Однако и в Чуди, и в Ижере, и в Карелии и во многих иных местах России идолы остались вплоть до времени царствования великого князя Василия Ивановича и сына его великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и до времени получения владычества над стадом Христовым их богомольца, их преосвященства архиепископа Великого Новгорода и Пскова владыки Макария.

Предметами их поклонения и их молитв являются леса и камни, реки и болота, родники, горы и холмы, солнце, месяц и звёзды, и озёра; они поклоняются всем тварям земным как Богу; приносят идолам кровавые жертвы волами, овцами, иным скотом и птицами, чем чтят беса.

Слышал я, что эти инородцы втайне закалывают своих детей, а образы икон огню предают, тем угождая дьяволу.

Также они творят много чудес, а своего шамана, простого человека чтут как священника, называя его арбуем (Т. е. жрецом). Этот жрец принимает приношения, что причитаются по их ереси, он же даёт имена детям...

И государь князь Иван Васильевич, самодержец земли Русской, послал приказ архиепископу Макарию, повелев искоренить ересь и просветить идолопоклонников божественным учением...

О чудо! Малые дети, которым и 4 года, и три, и даже меньше, те, которые только-только научились ходить... могут пророчествовать, за день, за два дня, а то и за три дня предсказывая приход на их земли карателей, что были намерены рушить их каменных идолов и жечь леса. Всё это было удивительным как наблюдавшему священнику, так и родителям самих детей.

Псковская вторая (Синодальная) летопись (Пополнение), 1534. Остатки прежней веры на территории Северного ведического пояса. Границы этого Пояса

Источник: [19.5]
Комментарии

Статья № 6
Джильс Флетчер, 1588–1589

...стараются они всеми силами обращать в свою церковь как неверных, так и христиан других исповеданий, подвергая их вторичному крещению по русскому обычаю.

Взявши в плен какого-нибудь татарина, они обыкновенно обещают ему жизнь с условием, чтобы он крестился. Несмотря на то, им очень немногих удается убедить на такой выкуп жизни, по причине врожденной ненависти татар к русским и потому, что они считают их лукавыми и несправедливыми. На другой год после того, как крымские татары сожгли Москву, был взят в плен какой-то дивей-мурза, один из начальников, бывших в этом походе, с 300 других татар, и всем им обещали сохранить жизнь, если они согласятся окреститься по русскому обряду; но все они отказались, осыпая упреками тех, которые старались их к тому склонить.

Тогда уже повели их всех к Москве-реке (протекающей через город) и окрестили самым жестоким образом: ударяя по голове, бросали их в воду, для чего была нарочно сделана во льду прорубь.

Напротив, из пленных ливонцев многие соглашаются креститься в другой раз по русскому обычаю, чтобы пользоваться большей свободой и сверх того приобрести себе что-нибудь на прожиток, получая, обыкновенно, при этом награду от царя.

Источник: [16.4]

Статья № 7
Исабель де Мадариага

Ho замыслы Ивана простирались гораздо дальше. Шевригин должен был отправиться в Рим и возобновить прерванные ранее контакты с Ватиканом, намекая на возможность признания русской православной Церковью верховенства папы. Главы католического мира добивались этого ещё со времен Флорентийского собора первой половины XV века. Иван надеялся таким образом выиграть время и побудить тогдашнего папу, Григория ХIII, стать посредником при заключении мира или перемирия между Россией и Речью Посполитой. Это была оригинальная идея, идущая вразрез со всеми прежними русскими заявлениями, сделанными в адрес папства. Поскольку путешествие по суше было для русского курьера слишком опасным, Шевригин отплыл на судне из ливонского Пярну в Любек, где к сопровождавшему его немецкому толмачу Вильгельму Поплеру присоединился переводчик с итальянского Франческо Паллавичино...

Папа приставил Поссевино к делегатам Ивана Грозного:

14 марта 1582 года Поссевино выехал в Рим в сопровождении посланного к императору, папе и Венеции Якова Молвянинова. Единственным человеком, который получил выгоду от этой миссии, был, вероятно, сам Поссевино, чей дипломатический авторитет постоянно возрастал, хотя на деле он не достиг, в конечном счете, ни одной из поставленных целей. Став непрошеным oneкуном русской делегации, Поссевино лично позаботился о том, чтобы русские не попали на богослужение в собор Сан Джордже дельи Скьявони, отданный Светлейшей Республикой православным грекам, в большом количестве населявшим Венецию.

Посещение русскими посланцами падуанских бань создало впечатление об их склонности к разгулу, наподобие того, как это было во время пребывания Петра Первого в доме сэра Джона Ивлина в Дептфорде. Поссевино с самого начала старался предотвратить знакомство русской делегации с картинами Высокого Ренессанса, украшавшими церкви и дворцы изображениями обнаженных святых Себастьянов и мадонн, кормящих младенца Иисуса. Он постарался поместить делегацию в уединенном доме, где находилась лишь живопись в духе Фра Анджелико. Но полная изоляция оказалась невозможной, так что русские, поражавшиеся и негодовавшие по поводу распущенности, царившей в католической столице, были вдобавок застигнуты во время драки, вспыхнувшей из-за того, что в них бросали камни.

На приёме у папы Поссевино посчитал своим долгом силой заставить русского посла снять свою соболью шапку, встать на колени и поцеловать папину туфлю. Русских обидело то, что папа не пригласил их на пир, как было в обычае у них на родине. Посольство Ивана в Рим оказалось напрасной тратой времени и средств.

Источник: [21.14]

Статья № 8
Иоганн Фабри, 1525

Если же кем овладеет противное [учение] и он начнет впадать в ересь, того они поначалу вразумляют, доколе [яд учения его], подобно раковой болезни, не распространится столь широко, что уничтожить оный было бы невозможно, — тотчас епископским осуждением такого человека, как загнивший член, отсекают [от общества верных] и извергают [из оного].

Осуждение еретиков на Соборе 1504 года
Осуждение еретиков на Соборе 1504 года. Сидят (справа налево): митр. Симон, вел. кн. Иоанн III Васильевич. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том, 70-е годы XVI века (РБН. F.IV.232.Л.644)

Они постоянно заверяют, что никогда не будут относиться пренебрежительно к исповеданию Христа и креста Его и никогда не будут привержены идолопоклонству. В лесах, однако, имеется много [обитателей], весьма удалившихся от человеческого образа жизни, которые соделались идолопоклонниками.1


1 Фабри никогда не был в России; он просто записал свои беседы с послами Василия III, возвращавшимися из Испании от императора Карла V через южногерманские земли на родину.

Источник: [16.24]

Статья № 9
Правила от Иоанна и от Кирилла, 1527

В изложении Сигизмунда Герберштейна

Что, если латинянин захочет перейти к русскому обряду?
О [твет]. Пусть ходит в нашу церковь семь дней; пусть ему наречётся новое имя, читаются набожно каждый день в его присутствии четыре молитвы, затем омоется в бане, семь дней воздерживается от мяса и молочного, а на восьмой день, вымывшись, придёт в церковь. Над ним должны быть прочитаны четыре обычных молитвы, его облекают в чистое одеяние, на голову ему возлагают венец (corona) или венок (sertum), он помазуется миром, а в руки ему дается восковая свеча; в продолжение обедни его причащают и затем он считается за нового христианина.

Источник: [16.27]

Статья № 10
Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613

Как ни был он (Иван IV — Прим. ред.) жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду. Потому что обыкновенно говорил, что никакой царь, князь или король не должен доверять этим людям или щадить тех, которые предали и убили Спасителя мира.

Из этого ясно можно усмотреть, заметить и узнать, что в то самое время великий князь позволил иностранцам в Москве проповедовать лютеранское учение и что они выстроили церковь и имели собственных проповедников, которые провозглашали в ней спасительное слово Божие в чистом и неповрежденном виде, во всех членах Аугсбургского исповедания: все это согласно и с вышедшими сочинениями высокоученых людей, например, Сигизмунда Герберштейна, Давида Хитрея, Павла Одоборния; об этом довольно также свидетельствует бесчисленное множество других, бывавших в Москве.

Источник: [20.26]

Статья № 11
Летописец Российских Князей, или Временник Луки Попова из Хлынова, 1505

В лето 7013 пожгоша новгородских развратников Волка Курицына и Висиана игумена Новгородского и иных многих еретиков.

Источник: [20.53]

Статья № 12
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

7003 (1503)
А великая княгиня оставила у себя в Вильне князя Василия Ромодановского, Прокопия Скурата и Дмитрия Пешека; князь же великий Александр вскоре и их отослал в Москву, а великую княгиню Елену (Дочь Ивана Васильевича — Прим. ред.) начал принуждать к принятию римского вероисповедания.

И великий князь Иван Васильевич всея Руси послал по этому поводу в Литву к своему зятю великому князю Александру своих послов: Бориса Васильевича Кутузова и дьяка Андрея Майка, чтобы его дочь великую княгиню Елену не принуждал перейти от греческого вероисповедания к римскому.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503). Прозелитизм. Понуждение московской княжны к смене веры
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7003 (1503). Прозелитизм. Понуждение московской княжны к смене веры, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1179: поп-изувер
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1179: поп-изувер, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

7014 (1514)
О расследовании дел еретиков и об их казни
В ту же зиму великий князь всея Руси И его сын великий князь всея Руси Василий Иванович со своим отцом Симоном, митрополитом всея Руси, с епископами, и со всем собором расследовали дела еретиков и повелели их предать смертной казни. И сожгли в клетке дьяка Ивана Волка Курицына и Митю Коноплева, и Ивашку Максимова в декабре в 27 день, а Некрасу Рукавову повелели язык вырвать и сожгли его в Великом Новгороде.

Аутодафепо-русски: сжигание еретиков в клетке" alt="Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). Аутодафе по-русски: сжигание еретиков в клетке "/>
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). Аутодафе по-русски: сжигание еретиков в клетке, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). Аутодафе по-русски: сжигание еретиков в клетке
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). Аутодафе по-русски: сжигание еретиков в клетке, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

7014 (1514)
О крещении царевича Петра
В ту же осень прислал бить челом царевич Кудайкул, сын царя Казанского Абреима, преосвященному Симону митрополиту всея Руси, чтобы пожаловал он его, походатайствовал государю великому князю Василию Ивановичу всея Руси, чтобы государь пожаловал его и велел крестить его в православную веру.
И по ходатайству митрополита велел великий князь Василий Иванович быть царевичу у себя; тот же начал бить ему челом со слезами о крещении.

И повелением великого князя месяца декабря в 21 день в воскресенье преосвященный Симон, митрополит всея Руси, велел архимандриту Спасскому Афанасию крестить на реке Москве, у тайника, царевича Кудайкула во имя Отца и Сына и Святого Духа в православную веру греческого вероисповедания, и нарек имя ему в святом крещении Петр.

Был же тогда на том крещении и сам великий князь Василий Иванович, государь всея Руси, с младшими братьями и с боярами.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). О крещении царевича Кудайкула с присвоением ему нового имени Пётр
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). О крещении царевича Кудайкула с присвоением ему нового имени Пётр, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). О крещении царевича Кудайкула с присвоением ему нового имени Пётр
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7014 (1514). О крещении царевича Кудайкула с присвоением ему нового имени Пётр, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводпрозелитизм РКЦпрозелитизм РПЦеретики на костреаутодафе по-русски

Источник: [16.65]

Статья № 13
Литовская метрика, 1510–1522

407. — 1517, 23 Июля
Лист опасный великого князя Московского на послы господарскиэ

Великий господарь Василей, Божэю милостью господарь всея Руси, и великий князь Володымерский, Московский, Новгородский, Псковский, Смоленьски, Тверский, Югорский, Пермский, Болгарский и иных.
Жикгимонту, королю Польскому и великому князю Литовскому, Рускому, княжати Прускому, Жомонтскому, Кглокговскому, Опавскому, Лужицкому, и иных.

Присылал к нам брат наш Максимилиган, избранный цесарь Римский и навышьшы король, своих послов, чтобы нам с тобою помиритися; а ныне нас просил брата нашого Максимилигана, избранного цесара Римского и навышьшого короля, посол Жикгимонт, чтобы нам на твои послы послати к тобе своя опасная грамота, что твоим послом к нам приэхати и от нас отъэхати добровольне, без всякоэ зачепки, не зделаэт ли ся межи нас мир, зделаэт ли ся; и кого к нам пошлеш своих послов, и тым твоим послом и их людем и со всим, что с ними будет ехати в наши господарства, по нашим землям к нам приэхати, и от нас отъэхати добровольно, без всякого зачепки, не зделаэт ли ся межи нас дело, зделаэть ли ся; и сила над твоими послы ни которая не будет во всяких делех и речах, и задержаниэ им ни каково не будет: приехати им к нам и уэхати добровольно, без всякого опасу, по се нашо грамоте. А сия наша грамота твоим послом и опасная. Писан на Москве, лета сем тисячь двадцать пятого, июля 23 день.


Мягкое (хвостатое) «е» во всех фрагментах источника отображается на сайте буквой «э». — См. ст. 18.1.16.s9

Литовские Метрикизападный диалект русскогоРим как посредник

Источник: [20.116]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,131