▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XV век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XV век)

Лаврентий, Новгородская-II, Аверка, Лицевой свод

Статья № 1
Лаврентий из Бржезовой (Гуситская хроника), 1414–1422

В самом деле, названные выше гонители истины хватали в разных местах королевства священников и мирян, жаждавших причащения чашей, и передавали их кутногорской знати для продажи в рабство, а некоторых и сами продавали за деньги. Кутногорцы1 же — немцы, злейшие враги и гонители богемцев и особенно приверженных истине христовой, подвергали их различным поношениям, хулам и пыткам и бесчеловечно ввергали их в глубокие ямы, или шахты, преимущественно в ночное время, одних ещё живых, других, уже лишившихся жизни.

Особенно много людей было ввержено в шахту у церкви св. Мартина вне города у Коуржимских ворот, которую кутногорцы называли Табором. И кутногорцы воспылали такой безграничной по своей жестокости ненавистью к верным во Христе и к приверженцам закона божия, что в течение короткого времени свыше 16 сотен человек, придерживающихся святого причащения из чаши, было ими самым безжалостным образом погублено и брошено в шахты...

В ту же ночь много мирян было теми же кутногорцами убито и брошено в шахты за причащение чашей...

Вождями же этих таборитов были, как выше было упомянуто, миряне — Николай из Гуси, человек дальновидный, большого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Ржепице и Иоанн Жижка одноглазый, выше всякой меры храбрый и деятельный...

И ещё, в ноябре месяце того же, именно 1419, года, близ города Клатовы господином Рацеком из Риземберга и его людьми был схвачен на дороге один священник, некто Иоанн, по прозвищу Накваса, который, проходя по селам, причащал народ, жаждавший причащения чашей, и особенно больных, святыми дарами тела и крови. Он был выдан за большой выкуп немцам из Баварии, пришедшим тогда оказать помощь этому самому господину Рацеку против жителей города Клатовы. Когда же он [священник Иоанн], несмотря на принуждения немцев, ни за что не согласился отвергнуть причащение под обоими видами для простого народа, он был осыпан бранью, хулой и другими различными поношениями, был привязан к дереву ремнями, продетыми через его руки, прорезанные насквозь мечом, обложен кучей соломы и сухостоя и сожжён в пламени огня...

В городе Прахатице, у границы баварской, захваченном штурмом, кровавые отряды таборитов цепами и мечами жестоко перебили на улицах 135 жителей, как каких-нибудь поросят, и другой раз они сожгли без всякого милосердия 85 человек, заперев их в сакристии2 храма, подпалив в ней солому и утварь. Не обращали они никакого внимания и на то, что люди, бросаясь на колени и воздевая к небесам руки, умоляли их от всего сердца, чтобы они дали им, несчастным, время раскаяться, и заявляли, что готовы сделать все, что они им прикажут. Так же поступили они с тевтонцами в Быстржице (Южная Чехия — Прим. ред.).

Горожанам же города Водняны выпало на долю видеть, как их верных пресвитеров, которые причащали их святых тайн под обоими видами, мучители бросали в раскаленную каменную печь и там сжигали. Захватив замок Ржичаны и в нем одиннадцать пресвитеров, которые обещали принять веру таборитов, они [табориты] заперли их в избе одного крестьянина и, предав ее огню, превратили все в пепел. Точно так же, захватив, по указанию пресвитера Коранды, замок Пржибенице, они взяли при этом в плен монаха Германа, епископа Никополенского, который посвятил в Липнице почти всех пресвитеров таборитских. Они утопили его вместе с двумя другими священниками в реке. Они не пощадили даже епископа, который, обливаясь слезами, умолял их даровать ему жизнь, обещая им посвятить в пресвитеры сколько угодно народу и, таким образом, содействовать развитию их общины и принять все их учение. Но табориты остались глухи к его просьбам. Согласно изложенным выше еретическим их положениям, они говорили, что наступил час возмездия и что пришло уже время, не щадя никого из противников закона божия, не только не оказывать никакого милосердия ни светским, ни духовным лицам, но всех бесчеловечно истреблять...

И ещё, в этом же году Жижка с таборитами захватил вторично Водняны благодаря помощи некоторых его жителей и, так как город этот не хотел соглашаться с непорядками таборитов, взял там в плен 2 пресвитеров и 28 горожан; несмотря на то, что они придерживались причащения под обоими видами, все они были бесчеловечно сожжены...

В то же самое время Жижка приказал вывести из замка девять найденных там пресвитеров и передал их своим пращникам для сожжения; те действительно сожгли их всех в избе одного крестьянина, несмотря на обещание, данное пражанами, сохранить всем жизнь, а также и несмотря на то, что те кричали и молили, чтобы им дали время покаяния и просветили бы их в таборитском учении, потому что они согласны исполнить все, в чем их наставят таборитские священники. Таким образом, таборитами были бесчеловечно сожжены у замка Ржичаны одиннадцать пресвитеров, именно, те девять и ещё два, прежде схваченные, в числе которых был и плебан из Малетиц по прозвищу Пророк...

И ещё, в праздник тела Христова, иначе в день июня месяца 6-й, табориты сожгли на огне двух монахов из Бржевнова, не желавших признать причащение чашей, а также одного священника и одного тевтона, захваченного около Градчан.
И ещё, в день июня месяца 12-й табориты, державшиеся все время в лагере вокруг стен Градчан, сожгли четырёх монахов, как говорят, из Аулы Регии, которые ни за что не соглашались на причащение чашей и не хотели снять с себя клобуков...


1 Кутна Гора (60 км к востоку от Праги) была в это время самым большим после Праги городом в Чехии, центром богатых серебряных рудников и местонахождением королевского монетного двора. Кутногорский патрициат немецкого происхождения поддерживали не только бежавшие из Праги богачи, но и король Сигизмунд. — Прим. ред.

2 Сакристиями называются кладовые при католических церквах, где хранится церковная утварь и облачение священников. — Прим. ред.

Источник: [15.13]

Статья № 2
Новгородская Вторая летопись, 1491

6999
Сей убо Генадей архіепископъ, лета 6999, еретиковъ изыска и обличи въ Великомъ Новегороде: повелѣніемъ великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословенію превященаго митрополита Зосимы, Генадей владыка однихъ велелъ жечи на Духовскомъ поле, иныхъ торговые казни предали, а иныхъ въ заточеніе посла, а иные въ Литву сбежали, а иные въ Немцы.

сжигание еретиковаутодафе по-русски

Источник: [19.149]
Комментарии

Статья № 3
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка), 1495

Въ лѣто 1495. Ольгердъ велѣлъ повѣсить пять православныхъ (błagoczestiwych) чернецовъ, которые значатся теперь въ Русскомъ календарѣ.

Великое княжество Литовское и результаты работы иезуитов к 1654–1677 гг. Сайт Вiктара Чараўко,  http://adverbum.org
Великое княжество Литовское и результаты работы иезуитов к 1654–1677 гг. Сайт Вiктара Чараўко, http://adverbum.org

прозелитизмкатолики в Белоруссииитоги работы иезуитовконфессиональная карта ВКЛ

Источник: [18.135]

Статья № 4
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Иван III — фантом Ивана IV

6978 (1478)
А окаянные изменники, новгородские посадники, тысяцкие, бояре, купцы и всякие ремесленники, проще говоря, плотники и гончары, и весь люд городской соединились в рати; а прочих, которые сроду на лошади не бывали, которым и в мыслях того не бывало, чтобы руку поднять против великого князя, всех тех эти изменники силою выгнали; которые и не хотели идти к бою тому, тех они сами грабили и избивали, а иных в реку в Волхов метали. Сами же говорили, что было их тысяч сорок избито в бою том.

И пошли быстро с великой силой на тех же воевод великого князя, на передовой полк, на князя Михаила Холмского и на Федора Давыдовича. Воеводы же великого князя, хотя и мало их было, — как говорят бывшие там, что с пять тысяч их только было, хотя и увидели противника великое множество, не устрашились, но, надеясь на Господа Бога и пречистую Его матерь и на правду государя своего, пошли скороустремительно против них, яко львы рыкая, через ту реку Великую; через нее, сами новгородцы говорят, никогда и броду-то не было, а эти, не знавшие брода, все целы и здоровы перешли ее.

Увидев же это, новгородцы взволновались и заколебались, как пьяные; а они поспешили напасть на них, начав прежде них стрелять, и испугались кони их под ними, и начали с себя сбрасывать их.

И вскоре побежали, гонимые гневом Божьим за их неправду и за отступление не только от своего государя, но и от самого Господа Бога. Полки же великого князя погнались за ними, коля и посекая их; а они сами бежали, кто как мог, друг друга били и топтали.
Избито же их было тогда, как говорили, многое множество. Сами же они говорили, что двенадцать тысяч погибло их в тех боях, а живых руками взяли более двух тысяч...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6978 (1478): Карательный набег на еретиков-новгородцев
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6978 (1478): Карательный набег на еретиков-новгородцев, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1179: поп-изувер
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 1179: поп-изувер, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

6999 (1499)
Собор в Москве против новгородских еретиков
Тогда же произошло следующее событие в Великом Новгороде: вражьим наветом многое смущение от некоего жидовина охватило слабых во многом людей, в которых явно вселился сам дьявол, пагубной его лжи многие из них повиновались, умом развратились и от истины отошли, внимая басням злых людей, еретиков, ложно возводящих неправду на Бога, обратились к иудейским законам, звездочетству и волхованию язычников, отпали от евангельской благодати и истины; и в воплощение Сына Божьего Господа нашего Исуса Христа, иже от Пречистой Приснодевы Марии, не веровали и святым иконам не поклонялись.

Тело же и Кровь Христову ни во что не ставили и многие другие ереси и отвратительные дела творили, которые нельзя и описать. Вот имена тех развратников: чернец Захария, софийский протопоп Гавриил и архангельский поп Денис, и ивановский поп Максим, и покровски поп Василий, и дьякон Никольский Макар, и дьяк борисоглебский Гридя, и Васюк, зять Денисов, и дьяк Никольский Самуха, и прочие с ними...

И в 6999 лето от Адама (1499 лето от Христа) октября в 17 день повелением благочестивого и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, всея Руси государя и многих иных самодержца и истинного поборника православия, созвали собор на митрополичьем дворе...

Также и божественную службу неподобно совершают, не натощак, а уже поев и попив, и Тело Христово ни во что не ставят как простой хлеб, Кровь Христову как простое вино и пиво, и воду пьют, и многие другие неподобные ереси совершают против правил святых апостолов и святых отцов, но и больше Ветхого Завета придерживаются, по-иудейски Пасху празднуют, в среду и в пятницу мясо и молоко едят, и многие другие неподобные еретические дела совершают, которые нельзя и описать, и многих простых людей прельстили они своими скверными ересями...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 1
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 1, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 2
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6999 (1499): Москва. Карательный собор о ереси жидовствующих в Новгороде. Московский осуждамс. Идеологическая подготовка к захвату республики, фрагм. 2, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводересь жидовствующихмосковитский осуждамстравля новгородцев

Источник: [16.65]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,085