▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Иные этнические системы (XIV век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (XIV век)

Боккаччо, Чарльз Ли, Ниенштедт, ад-Дин, Бурхард и Инфессура, Лицевой свод , Льоренте, Фруссар

Статья № 1
Джованни Боккаччо, †1375

В ответ на призыв отказаться от иудаизма и принять христианство некий Авраам поехал в Рим. И вот его итоговый «отчёт» и решение:

Джианнотто спросил его, какого он мнения о святом отце, кардиналах и других придворных.

На это еврей тотчас же ответил:

«Худого я мнения, пошли им бог всякого худа! Говорю тебе так потому, что, если мои наблюдения верны, я не видел там ни в одном клирике ни святости, ни благочестия, ни добрых дел, ни образца для жизни или чего другого, а любострастие, обжорство, любостяжание, обман, зависть, гордыня и тому подобные и худшие пороки (если может быть что-либо хуже этого) показались мне в такой чести у всех, что Рим представился мне местом скорее дьявольских, чем божьих начинаний. Насколько я понимаю, ваш пастырь, а следовательно, и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию, тогда как они должны были бы быть её основой и опорой. И так как я вижу, что выходит не то, к чему они стремятся, а что ваша религия непрестанно ширится, являясь всё в большем блеске и славе, то мне становится ясно, что дух святой составляет её основу и опору, как религии более истинной и святой, чем всякая другая. А потому я, твердо упорствовавший твоим увещаниям и не желавший сделаться христианином, теперь говорю откровенно, что ничто не остановит меня от принятия христианства. Итак, идём в церковь и там, следуя обрядам вашей святой веры, окрести меня».

Джианнотто, ожидавший совершенно противоположной развязки, услышав эти слова, был так доволен, как никогда. Отправясь с ним в собор Парижской богоматери, он попросил тамошних клириков окрестить Авраама. Услышав требование, они тотчас же это и сделали.

Источник: [14.1]

Статья № 2
Генри Чарльз Ли

Так как дело обращения схизматиков и еретиков в средние века находилось исключительно в руках доминиканцев и францисканцев, то основанные ими церкви всегда были устроены так, чтобы охранять в чистоте веру вновь обращенных. Таким путем инквизиция основалась в Азии и Африке. Брат Раймунд Марциус почитается основателем инквизиции в Тунисе и Марокко.

В 1370 году Григорий XI назначил инквизитором на Востоке брата Иоанна Галла, который совместно с братом Илией Малым, как уверяют, насадил инквизицию в Армении, Грузии, России и Валахии; Верхняя Армения была обязана этим благодеянием брату Бартоломео Понко. По смерти брата Галла Урбан VI около 1378 года предписал генералу доминиканцев назначить трех инквизиторов, одного — в Армению и Грузию, другого — в Грецию и Татарию, третьего — в Россию и Валахию.

В 1389 году один из них, брат Андрей де Каффа, получил разрешение взять себе помощника для своей огромной области, Греции и Татарии. В XIV веке, по-видимому, инквизитор считался непременным членом всякой религиозной миссии. Даже в сказочной эфиопской империи владыки Иоанна в Абиссинии была, как говорят, основана инквизиция доминиканцем св. Панталеоне и другая в Нубии братом Бартоломео де Тибули, который считается здесь святым.

Источник: [21.25]

Статья № 3
Франц Ниенштедт, †1622

Христианизация Ливонии (балтов). Продолжение

Затем магистр Волквин отправился со своими людьми в Семигалию, где также произошло сражение, в котором убиты были 600 язычников и 300 христиан; остальные христиане уехали обратно на своих кораблях.

Но вскоре после того семигалы сухим путем пошли против магистра...  случилось большое кровопролитие, так что на месте легло до 2 000 литовцев, а со стороны христиан погибло 500 человек. Затем граф (Волквин) возвратился обратно в свою страну.

Источник: [16.21]

Статья № 4
Гийас ад-Дин Али, 1398–1399

В тот же день принцы и эмиры почтительно доложили его величеству, что от берега реки Синда до сего места взято в плен около ста тысяч индусов из неверных гебров (Адептов Зороастризма — Прим. ред.) и язычников, которые собрались в лагере. Принимая во внимание, что во время военных действий они склонились бы на сторону гебров Дели и, произведя нападение на победоносные войска, присоединились бы к этим гебрам, последовал приказ покорителя мира — и всех индусов, захваченных войсками, перебили, из их крови пролились целые потоки...

Один из ближайших рабов величества, который заставил Раджу Саиба при его необычайной храбрости соблюдать порядок повиновения счастливому монарху, высказал блестящую мысль об изъятии оружия у этого непокорного народа. Было решено, чтобы взамен дарованной индусам имущественной безопасности у них было отобрано разного рода вооружение.

За менее значительное боевое платье и старые луки, представлявшие ничтожную ценность, была наложена высокая цена. Всё оружие вынесли и продали. Этим прекрасным способом было достигнуто то, что никакого вооружения в руках неверных не осталось. Умные люди воочию увидели своим дальновидным разумом результаты столь правильной мысли.

После этого последовало приказание, чтобы сорок гебров вступили в число служителей Хинду-шаха, казначея, потому что один был из рабов двора убежища вселенной и по этой причине гебры отклонились от большой дороги повиновения государю и убили мусульман. В обязанности бойцов войска исламского за веру входило воевать с этим народом. Произошло сражение, в результате которого овладели крепостью гебров; две тысячи их было перебито, и пар от крови их истребленных семейств поднялся до высоты Плеяд.

Источник: [14.30]
Комментарии

Статья № 5
Иоган Бурхард, Стефано Инфессура

Французский король (Филипп IV Красивый, †1314 — Прим. ред.) просил папу Климента (Папа с 1305 по 1314 год — Прим. ред.) восстановить в звании кардиналов Пьетро и Якопо [Колонна] и сжечь кости папы Бонифация VIII (Который семью Колонна ранее ограбил подчистую — Прим. ред.).

Тогда поднялся испанский кардинал, попросил слова и сказал: «Если сожгут кости Бонифация как еретика, и ты согласишься на это, то ты — не правомочный папа, так как он поставил тебя архиепископом Бордо. Если Бонифаций не папа, то он не мог поставить тебя архиепископом; мы же тебя избрали папой как архиепископа Бордо».

За ним поднялся синьор Пьетро, но Стефано делли Роселли, схватившись за шпагу, произнёс: если кто-либо скажет, что не должно сжигать кости Бонифация (Папы Бонифация VIII — Прим. ред.), тот будет говорить, как изменник. Он доказал бы это со шпагою в руке, если бы возражал не папе. Тогда папа приказал схватить его и отрубить ему голову. Однако французский король выпросил его у папы как осуждённого на смерть.

Источник: [15.28]
Комментарии

Статья № 6
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

6874 (1374)
Повесть умилна зело.
Был в те времена на Кипре князь Андрей, называемый Пигор, под его властью было большое войско, с помощью которого он пленил все окрестности. Став очень сильным, он отправился с войском на Александрию Египетскую, побил, пожег и пленил живших там сарацин, татар, аравитян, армян, турок, фрязов, дикатов, формасов, черкесов, барменов и жидов.

И разгневался за это египетский султан на христиан, пришел в сильную ярость, собрал огромное войско. И послал войско на Антиохию и Иерусалим, и на другие города, которые были в его окрестностях, и началась жестокая война.

И началось жестокое гонение на христиан в тех городах, все святые церкви были разграблены, закрыты и завалены камнями, а православных христиан султан повелел предать различным мучениям, будучи охвачен яростью, как лев.

И так всех замучил, имение их забрал себе, монастыри Синайские разграбил, жилища великих постников, скиты и пустыни разрушил, игуменов, священников и иноков предал смерти и пожег, а епископов всех предал мукам и заключил в темницы. Блаженного Михаила, патриарха Антиохийского, распял, так же, как и всех преосвященных митрополитов и епископов, а некоторых после многих мучений заключил в темницы...

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 1
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 1, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374).  Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 2
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 2, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 3
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 3, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374).  Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 4
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Повесть умилна зело: карательный поход князя Андрея – фрагмент 4, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Про зло, произошедшее с христианами, узнал православный царь Иван Цареградский, сильно опечалился и огорчился случившемуся, недоумевая, что сделать. И отправил своих послов с великими дарами к султану Египетскому с просьбой, чтобы тот дал послабление христианам, ослабил свой гнев на них.

И послушал его султан Египетский, отпустил заключенных в темницах митрополитов, епископов и игуменов, священников и иноков, и всех христиан, приказал открыть все христианские церкви и разрешил христианам совершать все, положенное по их христианскому закону, без притеснений в Египте и в Антиохии, и в Иерусалиме, и во всех окрестных городах.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Царь Иван Царьградский даёт взятку султану на освободение христиан
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Царь Иван Царьградский даёт взятку султану на освободение христиан, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Египетский султан отпускает христиан
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6874 (1374). Египетский султан отпускает христиан, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

И отпустил всех христиан, и архимандритов, и игуменов, и иноков, и пресвитеров, и всех, имеющих священный сан, к митрополитам и епископам, разрешил им совершать все, положенное по их христианскому закону и обычаю, обещал им, что не будут они больше никем обижаемы.

И взял за это от правившего тогда митрополита за всех епископов, архимандритов и игуменов, всех христиан и за всех, живущих в тех городах и уделах его державы, двадцать тысяч рублей.

Лицевой сводумильная повестьрейд Андрея по Египтугонение на христиан

Источник: [16.64]

Статья № 7
Хуан Антонио Льоренте, †1823

Андрее Бернальдес, историк этой эпохи, говорит, что с начала 1482 года включительно по 1489 год в Севилье было сожжено семьсот человек и более пяти тысяч подверглись епитимьям, не считая фигуральных сожжений. Я предположу, что число последних равнялось половине сожжённых живьём, хотя иногда оно бывало значительно больше.

По этому предположению в каждый год отмеченного периода восемьдесят восемь человек осуждалось на сожжение живьём, сорок четыре сжигалось фигурально и шестьсот двадцать пять подвергалось публичному покаянию в одном только городе Севилье. Этот расчёт доводит итог жертв инквизиции до семисот пятидесяти семи человек.

Если сделанный мною подсчёт покажется преувеличенным, пусть составят новый по числу жертв, отмеченному на некоторых аутодафе толедской инквизиции за 1485, 1486, 1487, 1488, 1490, 1492 и 1494 годы. Увидят, что за это время толедской инквизицией был осуждён шесть тысяч триста сорок один человек, кроме тех, число коих не определено в годы, не занесённые в эту серию.

В среднем число это представляет семьсот девяносто два человека в год. Пусть умножат это число на тринадцать по количеству инквизиционных трибуналов; тогда получат для каждого года десять тысяч двести девяносто шесть осуждённых, то есть за восемнадцать лет — сто восемьдесят пять тысяч триста двадцать восемь жертв.

инквизициясожжение людейжертвы аутодафеэкспроприация имуществаСупрема

Источник: [19.181]

Статья № 8
Фан Фруссар

Неизвестный Крестовый поход (1334-1339 гг.)
Король Филипп Французский и несколько других рыцарей принимают крест
Около этого времени король Филипп Французский оставил Париж и, вместе с королем Чешским, королем Наваррским и многочисленной свитой из герцогов, графов и прочих сеньоров (ведь он, с большими тратами для себя, держал для них роскошный стол), отправился в поездку по своему королевству. Проехав через Бургундию, он приехал в Авиньон, где самым почетным образом был принят папой Бенедиктом и всей коллегией кардиналов...

Пока они там находились, до римской курии дошли надежные вести, что враги Бога идут с большими силами против Святой Земли и завоевали почти все королевство Рассе (Rasse)1, взяли в плен короля, который был христианином, и предали его самой мучительной смерти. Это поругание взволновало святую церковь и все христианство. Святой отец читал проповедь в Страстную Пятницу перед этими двумя королями о страстях нашего Спасителя и сильно увещевал их принять крест против этих сарацин. Король Франции был так взволнован, что принял крест и упрашивал папу дать свое согласие, которое тот и дал, и подтвердил, даровав ему отпущение всех грехов и проступков, если он исповедуется и действительно в них раскается, и то же самое обещал для всех, кто будет сопровождать его в этом святом походе. Короли Чехии и Наварры и король Арагона приняли крест, также как и герцоги, бароны и другие нобли, которые там присутствовали. Его также приняли кардиналы Неаполитанский, Перигорский, Остийский и кардинал Бланк (Blanc). О крестовом походе должны были проповедовать и извещать во всем мире, что доставило многим удовольствие, особенно тем, кто хотел проводить свое время в воинских подвигах, и кто в то время не знал, где еще можно их найти...

Французское королевство было в это время могущественным, богатым и сплоченным, жители свободными и состоятельными и не говорившими о войне. К этому крестовому походу, который благородный король Франции взялся повести за море, и о котором он сам объявил, присоединилось много сеньоров, и некоторые из них — из благочестия. Чтобы пересечь море, король Филипп делал величайшие и самые грандиозные приготовления, которые когда либо кто видел. Те, что были во времена Годфрида Бульонского или кого другого, не шли с ними ни в какое сравнение. Он приготовил и разместил в различных портах — Марселе, Эг-Морте (Aiguesmortes), Нарбонне и в около Монпелье такое количество кораблей, каррак, галер и барок, что они могли перевести 40 тысяч человек со всеми их припасами. Он создал большие запасы сухарей, вина, свежей воды, солонины и прочей провизии в таком изобилии, что его могло бы хватить, даже если бы они там пробыли в походе три года.

Он отправил послов к королю Венгрии, который был воистину доблестным мужем, прося, чтобы он и сам приготовился к походу и открыл бы свою страну для Божьих пилигримов. Король Венгрии на это согласился и очень охотно вернул свой ответ, что он будет готов. Таким же образом, король послал сведения об этом походе королю Кипра Гуго Лузиньяну и королю Сицилии, которые на такой случай сделали необходимые приготовления. Король послал также к венецианцам, прося их, чтобы их границы были открыты, и была бы собрана достаточная стража и провизия, что они и обещали сделать, также как и генуэзцы, и все города на том побережье. Он отправил великого приора Франции на остров Родос, чтобы провести приготовления и там, и рыцари Святого Иоанна заключили соглашение с венецианцами, чтобы получать снабжение продовольствием с острова Кандия, который находился в подчинении у венецианцев. Короче, везде были сделаны достаточные запасы продовольствия, чтобы принять Божьих пилигримов, и чтобы совершить святое путешествие за море, крест приняло свыше 300 тысяч человек...

Неизвестный Крестовый поход 1363

Король Кипра делает большие усилия, чтобы побудить королей Наваррского и Английского и принца Уэльского предпринять крестовый поход против сарацин.

Теперь мы вернемся к королю Кипрскому. Когда они посетил Империю и другие страны, как вы о том уже слышали, он вернулся во Францию, где был торжественно встречен королем Франции и главными сеньорами его королевства. Состоялось несколько совещаний по поводу крестового похода, чтобы обсудить то, как обернуть его к славе короля Франции и к благу его королевства.

Самые мудрые люди придерживались мнения, что ввиду того, что королевство настолько обессилено, разграблено и разрушено ротами и ворами, которые вторглись в него со всех сторон, этот поход не может состояться, пока королевство не придет в лучшее состояние или пока не состоится мир с королем Наваррским. Однако, несмотря на добрые доводы этого совета, король не прислушался к нему и не позволил остыть своему пылу, желая отправиться в крестовый поход. Он подтвердил свое намерение королю Кипрскому и обещал быть в Марселе в марте следующего года (то есть 1364), и что затем он без промедления отправиться за море, и он отдал приказы запасать провизию всем тем, кто хотел поступить также, как он.

неизвестные Крестовые походыпровокации Кипра

Источник: [14.37]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,081