▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XIV век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XIV век)

Софийская-1, Воскресенская, Патриаршая, Законник, Послание Папы, Гедимин, Сообщение легатов, Тверская, Новгородская-III, Аверка, Лицевой свод , Длугош, Орбини

Статья № 1
Софийская первая Летопись, 1379

В том же году казнили еретиков стригольников, развратников святой веры дьякона Микиту, Карпа и ещё одного человека: их сбросили с моста.

Софийская первая Летопись, 1375. В том же году казнили еретиков стригольников, развратников святой веры дьякона Микиту, Карпа и ещё одного человека: их сбросили с моста.

Источник: [19.5]
Комментарии

Статья № 2
Воскресенская летопись, 1327

Тем же летом как ордынский посол пришёл Щелкан со множеством татар, и начал твоить великое насилие над людьми: хотел казнить князя Александра Михайловича и его дружину с тем, чтобы сесть на Тверской престол самому, хотел своих князей поставить по иным русским городам, при этом пытался привести христиан в веру бесерменскую.

Воскресенская летопись, 1327. Тем же летом как ордынский посол пришёл Щелкан со множеством татар, и начал твоить великое насилие над людьми: хотел казнить князя Александра Михайловича и его дружину с тем, чтобы сесть на Тверской престол самому, хотел своих князей поставить по иным русским городам, при этом пытался привести христиан в веру бесерменскую.

Этого Щелкана тверичи сожгли живьём в доме, но потом поплатились... узнав из рук Ивана Калиты что такое карательная операция:
Тем же летом пошёл великий князь Иван Данилович (Калита) в Орду, а уже зимой вернулся на Русь, а с ним 5 темников, великих князей: кн. Федорчук(sic!), кн. Туралык, кн. Сюга и прочие. Великий князь Иван и князь Александр Васильевич Суздальский в сопровождении этих князей татарских и по повелению царя двинулись на Тверь. Взяв города Тверь и Кашин, начали темники опустошать все попадавшиеся на их пути иные города и волости; людей изрубив, а иных в полон уведя, оставили они Новотрежскую волость полностью опустошённой.

Воскресенская летопись, 1327. Тем же летом пошёл великий князь Иван Данилович (Калита) в Орду, а уже зимой вернулся на Русь, а с ним 5 темников, великих князей: кн. Федорчук, кн. Туралык, кн. Сюга и прочие. Великий князь Иван и князь Александр Васильевич Суздальский в сопровождении этих князей татарских и по повелению царя двинулись на Тверь. Взяв города Тверь и Кашин, начали темники опустошать все попадавшиеся на их пути иные города и волости; людей изрубив, а иных в полон уведя, оставили они Новотрежскую волость полностью опустошённой.

Источник: [19.7]

Статья № 3
Патриаршая летопись (Никоновская)

1386

В тот год великий князь Ягайло Ольгердович Литовский поехал жениться в Польские земли, взяв в жёны Едвигу, дочь короля Казимира; там же он и крестился в Римскую веру, только потому и получив королевство. И послал затем Ягайло попов в Литовскую землю, повелев крестить Литву в Немецкую веру так же, как и половину своего города Вилны (Вильно). Однако два литвина, прежде крестившие Ягайло в крестьянскую веру, отказались выполнять приказ князя. Король же Ягайло жестоко казнил их многими муками до смерти.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1386. В тот год великий князь Ягайло Ольгердович Литовский поехал жениться в Польские земли, взяв в жёны Едвигу, дочь короля Казимира; там же он и крестился в Римскую веру, только потому и получив королевство. И послал затем Ягайло попов в Литовскую землю, повелев крестить Литву в Немецкую веру так же, как и половину своего города Вилны (Вильно). Однако два литвина, прежде крестившие Ягайло в крестьянскую веру, отказались выполнять приказ князя. Король же Ягайло жестоко казнил их многими муками до смерти.

1391

Три татарина били челом великому князю взять их на службу, постельничими, хотя были они и не христианкой веры: Бахтыхозя, Кыдырхозя, Мматхозя. Их привели к митрополиту Куприану, который их сам крестил и дал им имена при святом крещении: Анания, Азария и Мисаил; и была великая радость, и все прославляли Бога.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1391. Три татарина били челом великому князю взять их на службу, постельничими, хотя были они  и не христианкой веры: Бахтыхозя, Кыдырхозя, Мматхозя. Их привели к митрополиту Куприану, который их сам крестил и дал им имена при святом крещении: Анания, Азария и Мисаил; и была великая радость, и все прославляли Бога.

1396

В том же году, 26 апреля преставился Пермский епископ Стефан. Этот блаженный нёс истинную веру людям, не знавших ни Бога, ни закона, молящихся идолам, солнцу, огню, воде, камням, деревьям, коровам, козам, а также колдунам, магам и изваянию Золотой бабы. Этот святой смотрящий Стефан как новый апостол принёс на их земли Православие, увёл их из тьмы к свету, грамоту на их язык переложил с Русского языка, а затем и научил их этой грамоте.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1396. В том же году, 26 апреля преставился Пермский епископ Стефан. Этот блаженный нёс истинную веру людям, не знавших ни Бога, ни  закона, молящихся идолам, солнцу, огню, воде, камням, деревьям, коровам, козам, а также колдунам,  магам и изваянию Золотой бабы. Этот святой смотрящий  Стефан как новый апостол принёс на их земли Православие, увёл их из тьмы к свету,  грамоту на их язык переложил с Русского языка, а затем и научил их этой грамоте.

христианизация башкирепископ Стефан

Источник: [19.9]
Комментарии

Статья № 4
Законник Карла I, 1355

Чехия

Господи, веру твою и хвалу тебе желая приумножить, устанавливаем, чтобы каждый еретик любой секты был изобличен в должном порядке при посредстве епископа и иных прелатов и, если ересь его была подтверждена, то после всенародного оглашения был сожжен на костре.

Твердо устанавливаем, что если кто-либо укрывал еретиков любой секты или сочувствовал им или общался с еретиками вопреки вышенаписанному установлению, то все его имущество должно поступить в казну короля Чешского без снисхождения, и сам он из королевства чешского навеки должен быть изгнан.

Источник: [14.4]

Статья № 5
Послание Папы Иоанна XXII королю Франции, 7 ноября 1323, Авиньон

Гедимин, именующий себя королем литовцев и русских, недавно сообщил нам в своих посланиях, что он вместе со своими подданными настоятельно желает покориться единству священной римской церкви [и] молит нас направить к нему легатов, которые ввели бы его в истинную веру и разумно наставили бы в ней. Более подробно королевская милость узнает об этом от наших послов.

Источник: [14.6]

Статья № 6
Гедимин, 1323

Послание монахам-фрацисканцам от 26 мая

Мы хотим через вас и ваших братьев во всех городах, местах и деревнях объявить всем наше желание и поощрить народ спасительными наставлениями, чтобы [то], что оросил господь, произросло и было пожато и поместилось на небесах с блаженными. Мы же приглашаем епископов, священников, духовных лиц любого Ордена, в особенности вашего, которому мы уже выстроили две церкви, одну в нашем королевском городе, именуемом Вильно, другую в Новогородке, к которым назначьте в этом году нам четырех братьев, знающих польский, земгальский и русский языки, такие, какие теперь есть и были [прежде]; а также [мы приглашаем священников] Ордена проповедников, которому мы предоставим в скором времени церковь. Мы исключаем, однако, [из числа приглашенных] тех духовных лиц, которые, нещадно губя свои души, торгуют во вред государям обителями и жизнью духовенства.

Источник: [14.6]

Статья № 7
Сообщение посланцев папских легатов из Риги, 22 сентября 1324

Он (Представитель Гедимина — Прим. ред.) сказал, что намерения короля изменились таким образом, что он вовсе не хочет принимать веру Христову... у короля были добрые намерения, но — увы, — под влиянием других неожиданно возникших обстоятельств он совершенно изменил и отклонил [свой первоначальный замысел].

Тогда он (Гедимин — Прим. ред.) стал уверять... и пусть христиане чтут бога своего по-своему, русские — по-своему, поляки — по-своему, а мы чтим бога по нашему обычаю, и у всех [нас] один бог.

Источник: [14.4]
Комментарии

Статья № 8
Тверская летопись, 1390

Тою же зимой митрополит [Киевский, Литовский и Всея Руси] Киприан был в Великом Новгороде, где с амвона начал людей учить вере. Они же затыкали уши свои, дабы не слышать проповеди. И поехал митрополит прочь, так и не благословив ни Нова-город, ни его епископа.

Тверская летопись, 1390. Тою же зимой митрополит [Киевский, Литовский и Всея Руси] Киприан был в Великом Новгороде, где с амвона начал людей учить вере. Они же затыкали уши свои, дабы не слышать проповеди. И поехал митрополит прочь, так и не благословив ни Нова-город, ни его епископа.

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 9
Новгородская Третья летопись, 1376

6884
Того же лѣта побиша въ Великомь Новѣградѣ развратниковъ вѣры христіанскія, діакона Никиту и Карпа простца, и третіяго человѣка съ ними, и свергоша ихъ съ мосту.

Источник: [19.150]
Комментарии

Статья № 10
Летопись города Витебска (Dzieje miasta Witebska) (Список С. Г. Аверка)

Въ лѣто 1345. Витебскій староста Цѣвивка (Ciewiwka) и владыка Герасимъ были сожжены на камнѣ Жидовскомъ (na kamieniu Źydodwskim) за измѣну.

Въ лѣто 1387. Литовскій князь Ягелло пранялъ крещеніе и, взявъ въ супружество Польскую королевну, соединилъ Литву съ Польшей.

Источник: [18.135]
Комментарии

Статья № 11
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Попытка исламизации Твери

В 6835 лето от Адама (1335 лето от Христа)
Пришел в Тверь из Орды знатный посол, царевич Щелкан Дюденевич, от царя Азбяка. Был тот царевич братом царю Азбяку. И желал он князей тверских перебить, сам сесть на княжение в Твери, а своих князей татарских желал посадить по городам руским и христиан привести в татарскую веру.
Мало дней пребывал он в Твери, но много зла сотворил христианам.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 1
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6885 (1385). 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 1, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 2
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 2, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 3
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 3, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 4
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6835 (1335). Попытка исламизации Твери – эпизод 4, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

И наступила Пасха, а он захотел свой праздник устроить. Увидев сие, князь великий Александр Михайлович, внук Ярославов, созвал тверичей и, вооружившись, они напали на него. А Щелкан Дюденевич со своими татарами выступил против него.

Сошлись они на восходе солнца и бились весь день, и к вечеру победил Александр.
Щелкан Дюденевич побежал в палаты, но палаты под ним подожгли и весь двор князя Михаила, отца Александра, и там сгорел Щелкан со всеми татарами. А гостей ордынских, старых и новых, которые пришли со Щелканом Дюденевичем, хотя они и не сражались, всех их посекли, иных утопили, а иных в костры, как дрова сложив, сожгли.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6892 (1392). В том же году убит был на Москве некий князь литовский по имени Комат за некую крамолу и измену…

6892 (1392)
В том же году убит был на Москве некий князь литовский по имени Комат за некую крамолу и измену...

Лицевой своднасаждение исламаотпор Тверидиссидентысожжение моджахедов

Источник: [16.64]

Статья № 12
Ян Длугош, †1480

Год Господень 1387. Христианизация белорусов и литовцев Вильны — центра ВКЛ

Так как Владислав, король польский, при заключении им договора с Польским королевством и королевой Ядвигой обязался клятвой обратить литовский народ и страну из идолопоклонства и языческого суеверия к поклонению единому истинному богу и к исповеданию католической веры и так как король больше всех стремлений души горел желанием распространить католическую веру, то он направляется в Литву, взяв с собой из Польского королевства Бодзанту, архиепископа гнезненского...

По прибытии в Литву король собирает в Вильно съезд в день Пепла19. Туда съехались по повелению короля его братья, князья Скиргайло Трокский, Витовт Гродненский, Владимир Киевский, Корибут Новгородский20, и большое число рыцарей и простого люда; и в течение многих дней Владислав, король польский, при содействии католических князей, прибывших с ним, прилагал много стараний к тому, чтобы рыцари и простые люди, отвергнув ложных богов, которым они, обманутые тщетой языческих заблуждений, до тех пор поклонялись, согласились почитать единого истинного бога и поклоняться ему и исповедовать христианскую веру.

Варвары, однако, оказывали сопротивление этому и заявляли, что с их стороны было бы нечестиво и дерзновенно, вопреки установлениям предков, изменить себе, покинуть и ниспровергнуть своих богов, главными из которых были следующие: огонь, его они считали вечным, он поддерживался жрецами, подкладывавшими дрова днем и ночью; леса, почитавшиеся ими священными; ужи и змеи, в которых, по верованию язычников, невидимо пребывают боги21. Этот огонь, почитавшийся варварами, как вечный, и сохранявшийся в Вильно, главном городе и столице народа, где жрец, называвшийся на их языке «знич», берег его и питал усердным подкладыванием дров (а также давал ответы молящимся, вопрошавшим божество о будущем ходе вещей, будто бы получая их от бога) 22, король Владислав распорядился потушить на глазах у варваров.

Капище и жертвенник, на котором совершалось заклание жертв, король также приказал разрушить; сверх того, он повелел вырубить рощи в лесах23, почитавшиеся священными, и сломать в них ограды; а ужей и гадов, которые имелись в каждом доме в качестве домашних богов, перебить и уничтожить. При этом варвары только плачем и стенаниями провожали ниспровержение и гибель своих ложных богов и божеств, не осмеливаясь роптать на повеление короля.

Когда же были сломаны и уничтожены идолы24 и литовцы воочию убедились в ложности своих богов и поняли, что были до того времени жертвами обмана, все литовское племя и народ согласились, отрекшись от древнего заблуждения, охотно и с покорной преданностью принять христианскую веру.

Спустя несколько дней, когда они были научены основам истинной веры, которые надлежит соблюдать, — молитве господней и символу веры — польскими священниками, но еще в большей степени священниками короля Владислава (ибо он знал язык племени и с ним охотнее соглашались), они были возрождены святой водой крещения. При этом щедротами благочестивого короля Владислава каждому из простых людей были розданы новые одежды — рубашки и штаны из привезенного из Польши сукна.

Этой прозорливой милостью и щедростью король достиг того, что этот темный и бедно одетый народ, до того времени довольствовавшийся льняными одеждами, как только распространилась молва о такой щедрости, начал со всех областей толпами стекаться для восприятия крещения и ради получения шерстяных одежд. А так как крестить каждого верующего в отдельности стоило бы огромного труда, то все множество литовцев обоего пола, стекавшееся для крещения, было разделено по распоряжению короля на отряды и клинья; после достаточного окропления святой водой каждому отряду и всем, из кого он состоял, давалось взамен варварских имен одно из обычных христианских, именно: первому отряду — Петр, второму — Павел, третьему — Иоанн, четвертому— Иаков, пятому — Станислав. Женщинам же, которые также составляли особые отряды, давались соответствующие женские имена, именно: Екатерина, Маргарита, Доротея, по порядку и количеству отрядов. Рыцарям же и людям подостойнее давалось особое крещение, и те сами вместе с женами, детьми и родственниками устремлялись в Вильно, чтобы принять крещение и познать основы христианской веры...

крещение литовцев и белорусовкрестом и мечомхристианский шабаш в Вильно

Источник: [15.40]
Комментарии

Статья № 13
Мавро Орбини (Мауро Орбинич), †1614

Христианизация белорусов, литовцев и жмуди

Литовцы, также славяне, некогда присоединенные к Польскому королевству, еще упорнее, чем поляки, придерживались бессмысленных предрассудков о мнимых богах. Они поклонялись огню, называя его на своем языке Знич (Znicz), и постоянно поддерживали его вечным и негасимым в особых местах и больших городах. Они воздавали божественные почести молниям, называя их на своем языке Перкунами (Percvni).

О дровах для священного огня, которому они поклонялись, заблаговременно заботились жрецы, дабы он горел непрерывно. К упомянутым жрецам обращались друзья больных, вопрошая исход болезни, те же, проведя ночь у священного огня, наутро давали им ответ, говоря, что видели в отблеске огня тень больного. Помимо этого, у них были особые рощи и деревья в лесах, которые были посвящены их богам, и никто не смел прикасаться к ним топором. Нарушителей же ждало наказание, ибо разгневавшиеся духи либо предавали его мгновенной смерти, либо наносили увечье в каком-либо члене.

Верили они также, что гадюки и прочие змеи несут в себе часть божества, и кормили их как неких домашних богов в каждом доме и в каждой семье, принося им жертвы молоком и курами. И было зловещим признаком и великим горем для всей семьи, если змея погибала или была чем-либо недовольна.

Каждый год первого октября после сбора урожая они устраивали торжественное жертвоприношение, сходясь вместе с женами, детьми, и три дня сряду пировали тем, что заклали в жертву богам. Возвращаясь с войны, они в качестве жертвы сжигали на костре часть трофеев и какую-нибудь знатную особу, захваченную в плен на войне.

Итак, когда литовцы пребывали в этом заблуждении, великий князь литовский Ягайло, узнав, что Польским королевством правит девица Ядвига, в 1385 году послал двух своих братьев просить ее руки. Посланные, представ перед королевой, обратились к ней с такими словами:

«Если Вы, премудрая Дева, достойно носящая столь высокое звание, соизволите взять в мужья нашего государя Ягайло, он дает обет сделаться христианином со всей Литвой, отпустить всех поляков, которые содержатся в неволе, и объединить навечно свои земли с Польским королевством. Он обязуется также отвоевать Поморье, Хлумец (Chulmec) и Силезию, а равно все другие земли, отнятые у Польского королевства»

Королеве это посольство было не по душе, чего нельзя сказать о прелатах и вельможах. Они видели, что таким образом Польское королевство будет лучше защищено от иноземных вторжений; помимо этого, столь великое множество народа следовало освободить от объятий Дьявола и вручить Христу.

Тем не менее решение по этому делу было доверено венгерской королеве, матери Ядвиги. Та ответила, что согласна на то, чтобы вельможи приняли такое решение, которое будет на пользу христианству и Польскому королевству. Посему Ягайло прибыл в Краков со своими братьями и большой свитой из литовской знати и, представ перед королевой, поднес ей королевские дары. Произошло это в 1386 году. Вскоре после этого, получив наставление в правилах христианской веры, он принял крещение и был наречен Владиславом.

Имена его братьев также были изменены при крещении: Вигунт получил имя Александр, Коригайло Казимир, а Свидригайло — Болеслав. В тот же день, когда они были крещены, совершилось бракосочетание с королевой, и к Польскому королевству были навечно присоединены земли Литвы, Жемайтии и Руси. После этого Владислав был помазан и коронован польским королем. Было это в 1387 году.

Желая обратить в христианство литовцев, он, взяв с собой свою жену королеву, воеводу Мазовии и множество епископов и других священнослужителей, отправился в Литву и принялся убеждать народ отказаться от идолопоклонства, гася священный огонь, разрушая до основания храмы и алтари идолов, вырубая под корень рощи, убивая змей, которым он поклонялся. Однако на призыв рубить священные рощи и деревья никто из народа не осмеливался прикоснуться топором к священному древу, пока сам призывавший своим примером не воодушевил их.

Устранив все язычество, он наставил народ в правилах веры и слове Господнем, после чего окрестил. И каждому простолюдину, принявшему крещение, благочестивый король щедро дарил новую одежду, сшитую из привезенной из Польши ткани, и этой своей заботой и щедростью он добился того, что этот народ, грубый и бедный, довольствовавшийся до того дня лишь одеждой из льна, узнав о такой щедрости, чтобы получить шерстяную одежду, стекался тысячами со всех концов и крестился.

Однако жемайты, хотя вместе с Литвой и были присоединены к Польскому королевству, не преклонились под ярмо Христа, а вместе с обдорцами остались приверженными язычеству. Обе эти области (согласно тому, что пишут Петр Крусбер и Карл Вагрийский «[Истории] венедов») населены славянами, воинственными и сверх меры свирепыми; что они доказывали не раз в войнах, которые они вели со своими соседями, которых они постоянно держали во всеоружии. Как пишет Крусбер, в набегах и грабежах им не было равных.

христианизация белорусовхристианизация литовцев

Источник: [17.155]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,096