Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость > Иные этнические системы (XII век)

16. Отношение к религии. Верования

Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (XII век)

Джубайр, Ниенштедт, Генрих, Комнина, Кёльн, Письмо папы, Вьет, Дорожник аббата, Гельмольд, Зар

Статья № 1
Ибн Джубайр, 1183–1185

А когда мы вернулись в Акку, нам сообщили его (Некоего магрибца — Прим. ред.) историю, — будто он дошёл до того, что крестился и запятнал себя отступничеством, носит пояс [по примеру] христиан и торопится в ад...

Удивительно то, что христиане, живущие невдалеке от горы Ливан (Окрест Иерусалима — Прим. ред.), увидев прибывшего туда какого-нибудь мусульманского отшельника, приносят ему провизию и оказывают почет, говоря: «Это — те, кто посвятил себя служению Аллаху всемогущему и великому; с ними следует поддерживать сношения»... И здесь почти нет местностей, где не было бы отшельников и аскетов. Если таково отношение к ним христиан при всем различии их вероучений, то что же ты скажешь об отношениях среди мусульман, одних из них к другим? Нам рассказали об одном удивительном случае: огонь вражды вспыхнул между двумя общинами — мусульман и христиан. Две стороны сошлись и выстроились [для сражения] друг против друга; однако группы мусульман и христиан беспрепятственно проходили между ними...

В субботу 28-го упомянутого джумада, а это 6 октября (1184 г.), мы взошли на судно (В Тире — Прим. ред.), а это — один из больших кораблей, [и присоединились] к мусульманам, по милости Аллаха — с водою и провизией. Мусульмане получили места, отдельные от франков. Погрузились на корабль и христиане, называемые «ал-балагриуна» (Пилигримы — Прим. ред.), а это иерусалимские паломники. Этих людей не счесть; их число доходило более чем до двух тысяч.

религиозные стычкипилигримырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [12.2]
Комментарии

Статья № 2
Франц Ниенштедт, †1622

Христианизация Ливонии (балтов). Начало

Тогда до епископа бременского дошёл слух, что открыта языческая страна (В 1148 году — Прим. ред.), он дал знать об этом папе, который немедленно приказал ему и дал надлежащие указы, чтобы епископ, когда купцы поедут в третий раз, отправил с ними богобоязненного и благочестивого священника, для старательного расследования обстоятельств Ливонии и насаждения в ней христианской веры. Для каковой цели епископ и отыскал способного священника, по имени Мейнгарда, который ради славы Божией охотно согласился и собрался отправиться в языческую землю с одним молодым крылошанином (певчим).

В 1150 г., в день Филиппа и Иакова, несколько купцов в третий раз отправились в Ливонию и взяли с собою богобоязненного священника Мейнгарда (которого впоследствии папа сделал епископом) с его крылошанином Иоанном Гартманом и ещё одним подмастерьем, по имени Фомою Штегером, которому он предоставил должность дьячка (кистера); все они 24-го мая благополучно прибыли в Ливонию по Двине. Тут купцы построили несколько лавок на реке Двине в 2 милях от моря, где они могли жить сами под кровлей и могли держать свои товары, а также устроили необходимое жилище для своего священника Мейнгарда и его товарищей. Мейнгард некоторое время проповедовал только купцам и экипажу кораблей, пока он и его товарищи не выучились ливонскому языку; тогда он стал поучать постепенно с кротостью и язычников слову Божию, но снисходительно и кротко, привлёк многих также добрыми делами, так что они обратились в христианство...

Некоторые полагают, что сам Мейнгард съездил к папе в 1170 году с одним знатным языческим князем по имени Коббе или Куббе, который крестился со всеми своими родственниками, и который рассказал папе о всех обстоятельствах страны, и епископ благополучно возвратился в Ливонию, и проповедывал до 1193 года; тогда он скончался в мире и христиане очень об нем сожалели; он был епископом 24 года. Его кафедра учреждена в Риге, в Ливонии, где он и погребён в мире...

После смерти Мейнгарда епископом Ливонии был назначен Бартольд. Он начал строить Ригу, но язычники собрались из всех мест и выступили против Риги, чтобы истребить христиан. Тогда пришло много христиан на помощь епископу и произошла кровавая битва. Епископ убит вместе с Коббе и 1 100 христианами. Христиане же убили 6000 язычников и одержали победу в 1205 году. Бартольд управлял 4 года.

христианизация балтовборьба за ресурсырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [16.21]

Статья № 3
Генрих Латвийский, †1259

Христианизация Ливонии. Начало

В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство. Чтобы избежать их ярости, проповедник вместе с икескольцами укрылся в лесах; когда же они ушли, Мейнард стал обвинять ливов в неразумии за то, что у них нет никаких укреплений. Он обещал им выстроить замок, если они решат стать и быть детьми Божьими. Это пришлось им по сердцу, они дали обещание и клятвенно подтвердили, что примут крещение.

В ближайшее лето из Готландии привезли камнетесов, а между тем ливы вторично подтвердили свое искреннее желание принять христианство. Перед закладкой Икескольского замка часть народа крестилась, а все обещали (но лживо) креститься, когда замок будет окончен. Начали класть стены на фундаменте. Так как пятая часть замка строилась на средства проповедника, она поступала в его собственность, а землю для церкви он заготовил ранее.

Как только замок был закончен, крещёные вновь возвратились к язычеству, а те кто ещё не крестились, отказались принять христианство. Мейнард, однако, не отступил от начатого дела. В это время соседние язычники семигаллы, услышав о постройке из камня и не зная, что камни скрепляются цементом, пришли с большими корабельными канатами, чтобы, как они думали в своём глупом расчёте, стащить замок в Двину. Перераненные стрелками они отступили с уроном...

Епископ (В 1198 г. — Прим. ред.) потребовал у них в залог своей безопасности их сыновей, но они между собой решили не давать, а между тем, под предлогом сбора части заложников, предлагают и получают краткое перемирие, причем, по обычаю, стороны в знак мира пересылаются копьями.

Во время этого перемирия они перебили много тевтонов, искавших корма для коней. Увидев это, епископ отослал им копье и прервал перемирие. Ливы вопят и шумят по обычаю язычников. Готовятся к бою и саксонские войска с другой стороны. Стремительно бросаются они на язычников, и ливы бегут. Епископ, не удержав коня, из-за его быстроты замешался в массу бегущих. Тут двое схватили его, третий, по имени Имаут, пронзил сзади копьем, а прочие растерзали на куски.

Ливы, потеряв пастыря (1198 г. — Прим. ред.), по совету клириков и братьев, посылают гонцов в Тевтонию за новым преемником ему. При таких обстоятельствах саксонский отряд, доверившись непрочному миру, возвращается восвояси; остаются клирики, остается и один купеческий корабль. Только что суда отошли под ветром, и вот — вероломные ливы, выйдя из обыкновенных бань, стали обливаться водой в Двине, говоря: «Тут мы речной водой смываем воду крещения, а вместе и самое христианство; принятую нами веру мы бросаем и отсылаем вслед уходящим саксам». Эти ушедшие вырезали на ветви одного дерева подобие человеческой головы, а ливы сочли его за саксонского бога и, думая, что этим наводится на них наводнение и мор, наварили по обычаю меду, пили вместе и, посоветовавшись, сняли голову с дерева, связали плот из бревен, положили на него голову будто бы саксонского бога и вместе с верой христианской отправили за море, вслед уходящим в Готландию.

После того, Великим постом, ливы сообща решили казнить смертью всякого клирика, какой останется в стране после пасхи. Поэтому клирики, с одной стороны, чтобы избежать смерти, с другой, чтобы найти пастыря, отправились в Саксонию (18 апреля 1199 — Прим. ред.). Ливы решили убить и купцов, какие остались, но купцы, принеся дары старейшинам, спасли себе жизнь...

христианизация балтовборьба за ресурсырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [13.11]

Статья № 4
Анна Комнина, †1153

Василия же [богомил; имел 12 учеников, которых он именовал апостолами], как истинного ересиарха и к тому же совершенно не раскаявшегося, все члены священного синода, наиболее достойные назиреи (Назареи? — Прим. ред.) и сам занимавший тогда патриарший престол Николай приговорили к сожжению...

Таково было последнее деяние из всех великих трудов и подвигов самодержца — поступок совершенно новый1, необычный по своему характеру, неслыханный по своей смелости. И я думаю, современники и близкие императору удивляются до сих пор и им кажется, что все происходившее тогда было не наяву, а привиделось во сне.


1 То есть костры от Православной церкви заполыхали под "еретиками" раньше, чем считается вообще, и раньше, чем этим занялись католики! См.  ст. 1 в 30.5.12.w и ниже. — Прим. ред.

Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 4» — см., например, здесь >>

казнь еретикааутодафесожжение на костреправославная казньправославные кострырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [12.1]

Статья № 5
Кёльнская королевская хроника, 1172

Примерно в это же время в Атрабате случилось одно достойное упоминания происшествие. Один очень грамотный рыцарь имел достойное мнение о теле Господнем, считая, что не осквернено оно ни рвотой, ни естественными испражнениями.

В беседе с ним заспорил некий священник именем Руберт, весьма глубоко, однако же бесполезно обученный муж, имевший противоположное, а потому, еретическое воззрение, и вот, вопрос был поставлен перед епископом. Тот же призвал архиепископа Реймса с несколькими священниками и при обсуждении этого вопроса многие обвинили того священника в том, что он не только сам еретик, но также пособничает и защищает и других еретиков.

Когда же он тщетно пытался очистить испытанием калёным железом свою репутацию от вменяемой ему в вину ереси, то был поражён таким очевидным божественным чудотворством, что не только на правой, куда ему прикладывали железо, но также и на левой руке, на обеих ногах, на обоих боках и точно так же на груди и животе чудесно проступил след от ожога. Поэтому он был по приказу архиепископа ввергнут в костёр и сожжён.

казнь еретикааутодафесожжение на кострекатолическая казньрелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [14.15]

Статья № 6
Письмо папы Александра III королям датчан, норвежцев, шведов и готов, 11 ноября 1171

Немало наша душа сокрушается и неумеренной горечью и скорбью терзается, когда мы слышим о свирепости эстов (Estonum) и других язычников на тех землях против верных Бога и о том, что они неистово поднимаются против наставников веры Христианской и ужасно неистовствуют, борясь с мужеством христианского имени...

И потому что полезно нашему делу... охотно протягивать им руку и заботиться о них, и, оружием небесным укреплённые и апостольским благословением воодушевлённые, для защиты веры Христовой духом твёрдости снабжённые, таким образом сильной рукой распространяющие религию Христа, чтобы победу над недостойными вы смогли бы одержать, и венок законности, который вам отдан, смогли бы добыть с помощью Господа.

Мы же тем, кто против столь часто упоминаемых язычников по мере сил и благородно боролся, соглашаемся, твёрдо надеясь на милосердие Господа и доброту апостолов Петра и Павла, отпустить на год те грехи, в которых они признались и покаялись, как мы имели обыкновение отпускать тем, кто посещает могилу Господа; тем же, кто этот конфликт избежал, то мы даруем отпущение всех их грехов, если они в них покаялись.

Дано в Тускулане, в III-й день до сентябрьских ид.

христианизация балтовборьба за ресурсысопротивление эстоврелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [12.17]
Комментарии

Статья № 7
Краткая история государства Вьет

[Год] гэн-цзы, 5-й год Чжэнь-фу (29/I 1180 – 16/I 1181 г.). Был издан королевский указ [представителям] трех религий (сань-цзяо) составить [и поставить] стелы внутри королевского дворца.

веротерпимость во Вьетнаметри религиирелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [20.49]

Статья № 8
Дорожник аббата Никуласа Бергпорссона, 1154

Затем день езды до Фивизуборга (г. Вивис — Здесь и далее Прим. ред.), который стоит у озера Мартейн (Женевское озеро); там сходятся пути тех людей, которые едут на юг через горы Мундио (Альпы): франки, флеминги (Фламандцы), валы (Жители Южной Франции), англы, саксы, норманны.

Затем день пути до Маурициусборга (г. Сен-Морис д’Агон.), где [св. Маврикий] покоится со всем своим воинством в 6 666 человек...

институт святыхфинансирование Церквирелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [12.18]
Комментарии

Статья № 9
Гельмольд из Любека, †1177

О вере на землях племён лютичей

Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвящённые богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и со жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте.

Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны.

Клятву они с большой неохотой приносят, боясь навлечь на себя гнев богов, ибо клятва у славян равносильна её нарушению.

У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской (г. Ольденбург — Прим. ред.) земли, — они не имеют никаких идолов.

Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.

Когда мы пришли в эту рощу и в это место безбожия, епископ стал увещевать нас, чтобы мы смело приступали к уничтожению рощи. Сам же, сойдя с коня, сбил шестом лицевые украшения с ворот. И, войдя во дворик, мы разрушили всю его ограду и свалили её в одну кучу вокруг священных деревьев, и, подкинув огонь, устроили костёр из множества брёвен, однако не без страха, как бы на нас не обрушилось возмущение жителей. Но господь покровительствовал нам.

После этого мы (И надо же! вполне живёхонькие! — Прим. ред.) направили путь к пригласившему нас в гости. Тешемир принял нас с большой роскошью. Однако напитки славян не доставляли нам ни услаждения, ни отрады, потому что мы видели цепи и разные виды мучений, которые они [славяне] причиняли христианам, выведенным из Дании. Мы увидели там также изнуренных длительным пребыванием в плену пастырей господних, которым епископ не мог помочь, ни силой, ни просьбой.

Христианизация ранов (славян острова Рюген) данами

В то время Вальдемар, король Дании, собрал большое войско и много кораблей, чтобы идти в землю руян (Ранов – славян — Прим. ред.) и подчинить ее себе. Ему помогали Казимир и Богуслав, князья поморян, и Прибислав, князь бодричей, потому что герцог приказал славянам оказывать королю Дании поддержку, когда бы он ни простер руку свою для покорения чужеземных народов. И преуспело дело короля Дании, и могучей рукой занял он землю руян (В 1168 г. — Прим. ред.), и они дали ему в выкуп за себя столько, сколько король назначил.

И велел король вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею верёвку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь. И разрушил король святилище его со всеми предметами почитания и разграбил его богатую казну. И повелел, чтобы они отступили от заблуждений своих, в которых рождены были, и приобщились к почитанию истинного бога. И отпустил средства на постройку церквей.
И было воздвигнуто 12 церквей в земле руянской и поставлены священники, которые имели бы попечение над народом во всех делах, принадлежащих богу...

Хотя ненависть к христианству и жар заблуждений были у ран сильнее, чем у других славян, однако они обладали и многими природными добрыми качествами. Ибо им свойственно в полной мере гостеприимство, и родителям они оказывают должное почтение.

Среди них нигде не найти ни одного нуждающегося или нищего потому, что тотчас же, как только кто-нибудь из них ослабеет из-за болезни или одряхлеет от возраста, его вверяют заботам кого-либо из наследников, чтобы тот со всей человечностью его поддерживал. Ибо гостеприимство и попечение о родителях занимают у славян первое место среди добродетелей. Что касается прочего, то земля руянская богата плодами, рыбой и дикими зверями. Главный город этой земли называется Аркона (В сев. части о. Рюген — Прим. ред.).

религия западных славянхрам Ретрыподкуп князейпрозелитизмборьба за ресурсырелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [12.20]
Комментарии

Статья № 10
Ибн Аби Зар, †1315

Укрепление арабского ига в Испании, 1101 год от РХ (479 хиджры)

Как только Йусуф ибн-Ташуфин, следуя по пятам своего войска, высадился, вести о том прибыли к Альфонсо и поколебали его храбрость и решимость. Он отступил от Сарагосы...
Йусуф ибн-Ташуфин отправил письмо Альфонсо, предлагая ему три возможности: платить дань, принять ислам или вести войну.

Арабское игоИспанияпродвижение исламатеррорпередел собственностинаступление исламарелигияисторияинтересные фактыидеологияверотерпимостьнаукаапокрифыаксиома Достоевского-Ницшеподлоги историисаморазвитиеальтернативная историяобществомракобесиеНЛПатеизм

Источник: [14.35]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,199