▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (XI век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (XI век)

Титмар, Прага, Козьма, Галл, Гельмольд, Бремен, Патриаршая

Статья № 1
Титмар из Мерзебурга, 1018

В государстве её (Оды — Здесь и далее Прим. ред.) супруга (Болеслава Храброго, †1025) есть много различных обычаев, хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы. Ведь тот народ следует пасти по примеру быка, а наказывать, как упрямого осла; без суровых наказаний им нельзя править ко благу правителя.

Если кто-нибудь отважится там, пользуясь чужими жёнами, чинить распутство, он тотчас же ощущает суровость последующего наказания. Его приводят на торговый мост, прибивают там гвоздём за мошонку с яичками и, положив рядом с ним острый нож, предоставляют страшный выбор — или умереть, или избавиться от них.

Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо, тяжко наказывают, вырывая зубы. Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях (После крещения кн. Мешко в 966/967 г.), лучше укрепляется такой властью, чем постом, назначенным епископом.

Есть там также обычаи, ещё более худшие, чем эти, которые не угодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения; чуть выше я уже изобразил некоторые из них. Но полагаю, что не следует долее говорить о том, чьё имя и образ жизни, если бы захотел всемогущий Бог, лучше остались бы для нас неизвестны. Ведь когда отец его и он сам соединялись с нами узами брака и дружбой великой, это всегда причиняло нам больше вредных последствий, чем первоначальных выгод и причинит их ещё и в будущем; так как, хоть он и делает вид, что любит нас во время притворного мира, но путём тайных и многообразных попыток не замедлит отдалить нас от взаимной любви, от врождённой свободы, а если выпадет удобное место и время, открыто восстать нам на погибель.

Во времена его отца, когда тот был ещё язычником, всякой женщине после похорон её мужа, — труп его сжигался на костре, — отрубали голову, чтобы она могла последовать за ним. Если же находили блудницу, то ей вырезали срамные губы, — постыдное и достойное жалости наказание, — и вешали эту, если можно так сказать, крайнюю плоть в дверях, дабы она бросалась в глаза входящему и чтобы он был в будущем более осмотрителен и осторожен.

Закон Господень велит побивать (Блудниц) камнями, а право наших кровных предков требует отрубать за это голову. В наше же время более чем право и обычаи господствует свобода грешить, и не только многие развратные девицы, но и значительная часть замужних женщин, снедаемые любовной страстью к греховной радости, предаются разврату при живом ещё муже. Но этого им не достаточно; они предают (Мужа) смерти с помощью любовника, которого тайно к этому подстрекают, после чего, открыто взяв его к себе, — какой дурной пример остальным, — тешатся им, к сожалению, как хотят. С ужасом отвергая своего законного супруга, они предпочитают ему, как кроткого Або и мягкого Ясона, его вассала. Так как за это теперь не наказывают суровой карой, я опасаюсь, что этот новый обычай изо дня в день употребляется всё большим числом людей. О, вы, священники Господни, мужественно восстаньте и, не стесняясь никакими средствами, постоянно и до основания уничтожайте острой сохой этот недавно выросший сорняк! Вы же, миряне, не содействуйте таким нравам! Пусть же безвинно живут обвенчанные перед Христом, а отвергнутые им искусители, заклеймённые несмываемым позором, пусть стонут в вечности. Да сокрушит их помощник наш Христос могучим дуновением уст своих, если они не образумятся, и да рассеет ради великого блеска 2-го своего пришествия!

Как лютичи в целом, так, в частности, два их племени — обориты и вагры — восстанавливали старую славянскую веру

В то время (Февраль 1018 г.) лютичи, всегда единодушные во зле, всеми силами напали на Мстислава (Князя оборитов), своего господина, который в прошлом году не оказал им помощи в имперском походе (На Болеслава, в Польшу), и, опустошив большую часть его королевства, заставили бежать его жену и невестку, а самого его, вместе с лучшими воинами, заставили укрыться под защитой города Шверин.

Затем, благодаря своим коварным советам, местные жители (славяне-обориты), восстав против Христа и своего собственного господина, вынудили его бежать из отцовского наследия, что ему с трудом, но удалось.

Случилась эта отвратительная дерзость в месяце феврале, который язычники почитают очистительными обрядами и принесением богам положенных даров; своё имя он получил от бога преисподней Плутона, который зовётся также Фебруус. Все церкви, построенные в тех краях ради почитания Христа и для служения Ему, были сожжены и разрушены и, что особенно прискорбно, изуродован образ Распятия; было восстановлено предпочтённое Богу почитание идолов, а разум того народа, что зовётся ободриты и вагры, ожесточился, подобно сердцу фараона.

наказания еретиков

Источник: [10.3]

Статья № 2
Пражские анналы, 1096

Крещены евреи.

Источник: [13.10]

Статья № 3
Козьма Пражский, †1125

В лето от рождества Христова 1022. В Польше происходило преследование христиан.

Источник: [12.10]

Статья № 4
Галл Аноним

Польша, Пруссия

Со стороны северного, или амфитрионального, моря соседями Польши являются три страны, населённые дикими языческими народами: Селенция, Поморье и Пруссия, с которыми князь польский постоянно борется, стремясь обратить их в истинную веру; но ни мечом проповеди нельзя было сердце их отвратить от язычества, ни мечом умерщвления истребить их змеиный род. Часто вожди их, побеждённые в сражении князем польским, искали спасения в принятии христианства, но, собрав силы, снова отвергали христианскую веру и вновь готовили войну против христиан1.


1 Вплоть до 1122 г. В конечном итоге, балтийское племя пруссов не без помощи "благородных немецких рыцарей-христиан" было физически уничтожено. Под корень. — Прим. ред.

Источник: [12.9]

Статья № 5
Гельмольд из Любека, †1177

Западные славяне и саксы

Епископу Иоанну, старцу, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге (Мекленбург — Здесь и далее Прим. ред.), жизнь, была сохранена для торжества [язычников]. За свою приверженность Христу он был [сначала] избит палками, потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копьё, принесли её в жертву богу своему Редегасту в знак победы. Всё это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября...

Дочь датского короля была выгнана нагой с другими женщинами из Микилинбурга...

Славяне, одержав победу, разрушили мечом и огнём всю гамбургскую землю. Почти все штурмары и гользаты были или убиты или уведены в плен.
Крепость Гамбург была разрушена до основания, и в насмешку над спасителем нашим даже кресты были изломаны язычниками. В это же время неожиданным набегом славян до основания был разрушен Шлезвиг, который иначе называется Гейдебо, город за Альбией (Эльбой), расположенный на границе Данского королевства, богатейший и многолюдный.

Происходило это движение в славянской стране в 1066 г. от рождества Христова, на 8-м году правления Генриха IV (На 11-ом году правления). И опустела Альденбургская (г. Ольденбург) кафедра на 84 года.

Источник: [12.20]
Комментарии

Статья № 6
Адам Бременский, †1081

Местное население изгнало епископа Гаудберта из Свеонии1, а его капеллан Нитард и другие клирики приняли венец мученичества...

И вот: это дикое и воинственное племя данов, или нортманнов, или же свеонов, которое, по слову святого Григория2, «раньше не умело ничего, кроме как скрежетать зубами „вар-вар“, теперь научилось воспевать „аллилуйя“ во славу Божию»

И се: оное племя разбойников, некогда, как мы знаем, опустошавшее все области Галлии и Германии, ныне довольствуется тем, что сидит в своих пределах, глаголя, подобно апостолу: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» [Евр 13:14], «и веруем, что увидим благость Господа на земле живых» [Пс 27:13].

И так: ужасная страна их, в прошлом недоступная из-за существовавшего там почитания идолов, — чей лик не добрей, чем у скифской Дианы, теперь, отбросив естественно присущую ей ярость, допускает везде проповедников истины, а жители этой страны, разрушив жертвенники ложных богов, воздвигают церкви и вместе с другими народами превозносят хвалами имя Христа.


1 Земля полабских славян — Прим. ред.

2 Григорий I Великий (Двоеслов) — римский папа, †604 — Прим. ред.)

Источник: [11.21]

Статья № 7
Патриаршая летопись (Никоновская), 1034–1037

В период с 1034 по 1037 было завершено строительство Киева, Златых ворот и церкви Святой Софии. И установил Ярослав митрополию, а также поставил множество церквей и монастырей: церковь Благовещения что у Золотых ворот, церковь святого Георгия и т. д. Именно при Ярославе христианская вера начала расширяться по Руси: попы и монахи стали прибывать числом — стало кому их окормлять.

В период с 1034 по 1037 было завершено строительство Киева, Златых ворот и церкви Святой Софии. И установил Ярослав митрополию, а также поставил множество церквей и монастырей: церковь Благовещения что у Золотых ворот, церковь святого Георгия и т. д. Именно при Ярославе христианская вера начала расширяться по Руси: попы и монахи стали числом прибывать.

Источник: [19.8]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,12