▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Иные этнические системы (X век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Иные этнические системы (X век)

Константин, Козьма, Кведлинбург, Видукинд, Эккерхард, Адальберт, Стурлусон, Голб&Прицак, Барониуш, Стасюлевич

Статья № 1
Константин Багрянородный, †952

О происхождении пророка Мухаммеда

Нечестивый и мерзкий Мухумет, о коем сарацины говорят, что он их пророк, ведёт род, происходя от обширнейшего племени Исмаила, сына Авраама. Ибо Низар, потомок Исмаила, провозглашается отцом всех их. Итак, он породил двух сыновей, Мундара и Равию. Мундар же породил Кусара, Каиса, Фемима, Асанда и нескольких других неизвестных по имени, которые, унаследовав Мадианитскую пустыню, разводили скот, живя в шатрах. Имеются и глубже их живущие, не из их племени, а [происходящие] от Иектана, называемые омиритами, то есть аманитами.

Рассказывают же так. Поскольку сей Мухумет был нищим сиротой, вздумалось ему наняться к некоей богатой женщине, своей родственнице, по имени Хадига, чтобы быть погонщиком верблюдов и вести торговлю с иноплеменниками в Египте и в Палестине. Затем, понемногу ведя себя все смелее и подольстившись к женщине, которая была вдовою, он берет её в жены. Итак, часто бывая в Палестине и вращаясь среди иудеев и христиан, он нахватался идей и некоторых толкований писания.

Страдал он недугом  — эпилепсией, и печалилась сильно жена его, знатная и богатая, но соединенная с таким мужем, не только не имущим, но к тому же и эпилептиком, а он, обманув ее, говорил: «Ужасное зрю я очами видение ангела по имени Гавриил и, не вынося вида его, помрачаюсь и падаю».

Ему поверили, ибо лживо свидетельствовал о том же некий арианин, псевдомонах, ради постыдной корысти. Так, одураченная, она и прочим единоплеменным женщинам возвестила, что он является пророком. Хитрая ложь достигла ушей филарха по имени Бубахар. Когда жена Мухумета умерла и оставила его преемником и наследником своего состояния, оказался он знатным и весьма богатым человеком, и его дурное заблуждение и еретичество охватили края Эфрива.

Поучал сей безумный совратитель доверчивых людей, что убивающий врага либо убитый врагом попадает в рай; и о чем-то ином болтал. Молятся они и звезде Афродиты, которую называют Кувар, и возглашают в своей молитве так: «Алла уа Кувар», что значит: «Бог и Афродита». Ибо бога они обозначают словом «Алла», «уа» употребляют вместо союза «и», «Кувар» именуют звезду и говорят поэтому: «Алла уа Кувар».

О роде Фатимидов

Знай, что Фатима была дочерью Мухумета и от нее происходят Фатимиды. Они не из [местечка] Фатеми в стране Ливия, а проживают в краях севернее Мекки, дальше от могилы Мухумета. Арабский народ к войнам и битвам исключительно подготовлен. Именно с этим родом шёл на войну Мухумет, опустошил много городов и подчинил много стран, потому что они мужественны и воинственны, так что, если в войске их насчитывается до одной тысячи, то это войско оказывается непобедимым и неодолимым. Скачут они не на конях, а на верблюдах; во время войны не надевают ни панцирей, ни шлемов, но [только] розовый плащ; вооружены они длинными копьями, щитами размером с человека и огромными деревянными луками, которые лишь немногие мужи с трудом могут натянуть.

происхождение МухаммедаХатиджанаследствопоклонение Афродитедочери Пророкабандитизм

Источник: [10.1]
Комментарии

Статья № 2
Козьма Пражский, †1125

В лето от рождества Христова 931. Император обратил в христианство короля ободритов и короля датчан.

Источник: [12.10]

Статья № 3
Кведлинбургские анналы, 958

Знак креста появился на одеждах людей, принеся смерть тем, кто воспринял его с насмешкой; тем же, кто принял его с благочестием и верой, он не причинил никакого зла.

Источник: [19.16]

Статья № 4
Видукинд Корвейский

Датчане с древних времен были христианами, тем не менее, следуя обычаю отечества, поклонялись идолам (sic!).

И случилось, что на каком-то пиру в присутствии государя возник спор о почитании богов, когда датчане стали утверждать, что Христос — бог, но имеются и другие боги, более [могучие, чем Христос], так как могут вызывать перед людьми еще большие знамения и чудеса. Против этого [утверждения], выступил один клирик, ныне ведущий набожную жизнь епископ по имени Попо (епископ Шлезвигский), который заявил, что единым богом является [бог] отец с единородным сыном, господом нашим Иисусом Христом и со святым духом, а идолы — суть ложные боги.

Король Горальд, тот именно, который, как говорят, был скор на слушание и медлителен в беседе, спросил [клирика], не желает ли он сам лично разъяснить свою веру. Тот незамедлительно ответил согласием. Король распорядился взять клирика под стражу до следующего дня.

С наступлением же утра он велел бросить в огонь большой кусок железа, а затем приказал клирику во имя католической веры [взять и] нести это раскаленное железо (процедура «божьего суда»). Исповедник Христов не колеблясь взял железо и нес его столько времени, сколько угодно было королю: [затем] он показал всем свою руку, оказавшуюся неповрежденной; тем самым он доказал, что католическая вера заслуживает одобрения.

[В ответ] на это обращенный [в веру] король распорядился почитать богом одного только Христа, приказал уничтожить идолов у подчиненных народов и с тех пор воздавал должные почести священникам и служителям господа. Но и это заслуженно приписывается доблести твоего отца, ибо благодаря его неусыпной деятельности церковь и церковные служители стали процветать в этих областях.

Источник: [10.8]
Комментарии

Статья № 5
Эккерхард IV, †1060

Санкт-Галленский монастырь, начало X века; венгры грабят саксов

Тем временем клирик, сочтя такую веселость благоприятным моментом для того, чтобы просить о своем освобождении, бросился, несчастный, в слезах, вождям в ноги, призывая крест святой на помощь. А эти, озлобившись, свистом и каким-то отвратительным хрюканием дали понять своим приближенным, чего бы они хотели. И они в неистовстве налетели, схватили человека быстрее, чем это сказано, и обнажили ножи, чтобы сыграть шутку, которую немцы называют picchin (нем. — «колоть»), на его тонзуре, прежде чем отсечь ему голову.

Источник: [11.16]

Статья № 6
Адальберт, 931

Король Генрих обратил короля ободритов (Славянское племя — Прим. ред.) и короля данов в христианство.

Источник: [10.9]

Статья № 7
Снорри Стурлусон, †1241

Сага о Хаконе Добром

Хакон конунг был хорошим христианином, когда он приехал в Норвегию. Но так как вся страна была тогда языческой, и жертвоприношения — в обычае, а в стране было много влиятельных людей, в поддержке которых, как и в любви всего народа, он очень нуждался, он решил скрывать свое христианство. Однако он соблюдал воскресенья и постился по пятницам. Он сделал законом, что йоль должен был начинаться в то же время, что и христианское рождество...

Хакон рассчитывал ввести христианство, когда он настолько укрепится в стране, что подчинит ее себе всю. Пока он склонял к христианству только тех, кто был ему всего ближе. Из дружбы к нему многие тогда крестились, а некоторые оставили и жертвоприношение...

Когда Хакон конунг решил, что заручился поддержкой некоторых знатных людей, достаточной для того, чтобы попытаться ввести христианство, он послал в Англию за епископом и другими учителями христианства, и когда они приехали в Норвегию, он объявил, что хочет ввести христианство во всей стране. Но жители Мёра и Раумсдаля предоставили решение трандхеймцам.

Тогда Хакон конунг велел освятить несколько церквей и поставил в них священников. Приехав в Трандхейм, он созвал бондов на тинг и призвал их перейти в христианскую веру. Они отвечают, что хотят передать решение этого дела на Фростатинг и чтобы на этот тинг пришли люди из всех фюльков, которые входят в Трёндалёг. Они обещают тогда ответить на этот трудный вопрос...

Люди из Внешнего Трандхейма отправились на четырех кораблях на юг в Мёр. Они убили там трех священников, сожгли три церкви и вернулись назад. Когда Хакон конунг и Сигурд ярл приехали в Мэрин со своими людьми, там уже собралось очень много бондов. В первый же день на пиру бонды стали теснить конунга и понуждать к жертвоприношению, и грозились применить силу. Сигурд ярл посредничал между конунгом и бондами. В конце концов Хакон конунг съел несколько кусков конской печёнки и выпил, не осеняя их крестом, все кубки, которые ему подносили бонды.

Сага о Харальде Серая Шкура (†970)

Сыновья Гуннхильд приняли христианство в Англии. Когда они, однако, пришли к власти в Норвегии, им не представлялось возможности крестить людей в стране. Но они всюду, где только могли, разрушали капища и мешали жертвоприношениям, чем вызывали ненависть к себе...

Исландцы корабельщики, которые были язычниками, пытались уплыть, когда узнали, что конунг в городе, так как им сказали, что конунг заставляет всех людей креститься. Но погода им не благоприятствовала, и их пригнало назад в Нидархольму...

крестом и мечомстановление христинства

Источник: [13.54]
Комментарии

Статья № 8
Норман Голб и Омельян Прицак

Текст Шехтера — Анонимное хазарское послание Хасдаю ибн Шапруту, или Фантом парада религий пред очами князя Владимира

Армения, и [наши] отцы бежали перед ними [...] потому, что были не в со[стоян]ии выносить иго идолопоклонников, и [люди Казарии] приняли их потому, что л[юди] Казарии были сперва без Торы, в то время как [их сосед Армения] оставался без Торы и письма. Они породнились путем браков с жителями этой страны, с[мешались с язычника]ми, научились делам их, и всегда выходили с ними на [войну]; [и] они стали одним народом.

Однако они были тверды только в завете обрезания; только ча[сть из них] соблюдала субботу. Там (в это время) не было царя в стране Казарии; но того, кто одерживал победы, они ставили над собой главнокомандующим войска. (Так это было) до того как однажды евреи вышли вместе с ними на битву, как обычно. И один еврей одержал победу своим мечом и обратил в бегство врагов, выступивших против казар. И поставили его люди казарские над собой главнокомандующим войска в соответствии с их древним обычаем. И оставались в таком положении долгое время, пока не смиловался Г-сподь и не возбудил сердце (того) главнокомандующего вернуться (к иудаизму); потому что его жена по имени Серах повлияла на него и учила его успешно; и он также согласился, будучи подвергнут обрезанию.

Сверх того, отец молодой женщины, человек праведный в том поколении, показал ему путь жизни. Когда это произошло, цари Македона и цари Аравии услышали об этих событиях и послали посланников к начальникам Казарии (со) словами хулы на Израиль «Как это вы возвращаетесь в веру евреев, которые находятся в рабстве под властью всех (других) народов?» Они говорили то, что для нас невозможно передать и повлияли на сердца начальников вредно.

Тогда главнокомандующий, еврей, сказал: «Зачем умножать слова? Пусть придут (сюда) несколько мудрецов Израиля, несколько мудрецов Греции и несколько мудрецов Аравии, и пусть расскажут друг перед другом, перед нами и перед вами о деяниях [его] Б-га [от начала до] конца».

Они сделали так; [Ма]ке[д]он послал некоторых из [своих мудрецов и также] цари Аравии; и мудрецы Израиля добровольно пришли [в соответствии с просьбой] начальников Казарии. И начали греки свидетельствовать о Нем(?) с[перва, а] евреи и арабы стали опровергать его.

А затем [начали араб]ы, а евреи и греки их опровергали. И после того начали [мудрецы Изра]иля от шести дней Творения до того дня, когда дети Израиля поднялись [из] Египта и они пришли в населенную страну. Греки и арабы засвидетельствовали, что это правда, и провозгласили их правоту.

Но произошел спор между ними. И сказали начальники Казарии: «Есть пещера в долине TYZWL; достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами».
Они сделали так. Они вошли внутрь пещеры; и вот, там были книги Торы Моисея, и мудрецы Израиля объяснили их согласно первым словам, которые они высказали.

И вернулся Израиль к людям Казарии (к иудаизму) полностью; евреи начали приходить из Багдада, и Хорасана, и из земли Греции, и они укрепили людей этой земли, так что (последние) твердо держались завета «Отца множества». И люди этой земли поставили над собой одного из мудрецов судьей. Они называют его на языке казар KGN; по этой причине судьи, которые были после него, называются KGN до настоящего времени; в то время как имя главнокомандующего Казарии они изменили на Сабриэль и сделали его своим царем. Теперь они говорят в нашей стране, что наши предки происходили из колена Симеонова. Но мы не можем настаивать на том, что это правда.

Теперь заключил царь мир с царем алан, нашим соседом, так как царство алан сильнее и более жестоко, чем все [другие] народы, которые окружают нас.
Так как сказали мудрые люди: «Как бы не возмутились народы войной против нас, и не присоединился также и он к нашим врагам. Поэтому [...] в беде друг другу». Ужас был от на[чальников Казарии на всех народах] вокруг нас, и они не приходили [во]йной на царство казар. [Но в дни Веанимнина] царя, возмутились все народы против [казар], и они обложили и[х с помощью] царя Македона. Пошли воевать царь ’SY’, и TWRQ[Y’...], [и] ’ВМ, и PYYNYL, и Македон; только царь алан поддержал [народ казар, так как] часть их соблюдала Закон евреев. Это цари, [кто] воевали против Казар[ии]; но царь алан пошел на их землю и раз[громил] ее так, что нельзя восстановить. Так Г-сподь поразил их перед Вениамином, царем. Более того, в дни Аарона царя царь алан воевал против казар, потому что подстрекал его царь Греции. Но Аарон нанял против него царя TWRQY’, так как он [был силен]. Царь алан пал перед Аароном, и (последний) захватил его в плен живым; но [царь] оказал [ему ве]ликий почет и взял его дочь в жены своему сыну, Иосифу. Царь алан поклялся ему в верности, и царь Аарон отпустил его в его [з]емлю. И с этого дня страх перед [к]азарами напал на все народы вокруг них. И еще, в дни Иосифа царя, моего господина, [он искал] его помощи, когда гонение обрушилось во время дней Романа злодея.

Когда это стало [известно] моему господину, он избавился от многих христиан. Сверх того, Роман [злодей] послал большие дары HLGW, царю RWSY’, побуждая его на его собственную беду; он пришел ночью к городу SMKRYY (С-м-к-рай) и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска, тогда там не было. Когда это стало известно BWLSSY, то есть Песаху HMQR, он пошел в гневе на города Романа и губил и мужчин, и женщин. И он взял три города, не считая деревень большого количества. Оттуда он пошел на город SWRSWN [.] и воевал против него.
[...] и они вышли из страны, как черви
[...] [И]зраиля, и умерло из них 90 человек.
[Он не окончательно разгромил их в битве], но он обязал их служить ему. Так [Песах] спас [казар от] руки RWSW. Он поразил всех, кого он нашел из них, [...м]ечом. И оттуда он пошел войною на HLGW; он воевал [четыре] месяца; Г-сподь подчинил его Песаху, и он пошел [дальше] [и н]ашел... добычу, которую (HLGW) взял из SMKRYW.

Тогда сказал (HLGW): «Воистину, Роман подбил меня на это». И сказал ему Песах, «если это так, то иди и воюй против Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя, но если нет, тогда здесь я или умру, или пока жив, буду мстить за себя». И пошел он против своей воли и воевал против Константинополя (QWSTNTYN’) на море четыре месяца. И дали там его мужи доблестные, так как македоняне победили его, благодаря (греческому) огню.
Он бежал и, постыдившись вернуться в свою (собственную) страну, он бежал морем в FRS, и там он и все его войско пало. Тогда RWS была подчинена власти казар. Я таким образом сообщаю господину имя нашей страны, как мы нашли (его) в книгах: ’RQNWS; а имя столицы царства — Казар, имя же реки, которая протекает через него, — ’TYL. Она направо от моря, идущего от [ва]шей страны, по которому твои посланцы прибыли в Константинополь (QWSTNTYN’). Мне кажется, что оно тянется от Великого Моря. Наш город отстоит от моря на две тысячи сто шестьдесят гis’ов. Между нашей страной и Константинополем (QWSTNTYN’) по морю (пути) девять дней; и по суше двадцать восемь дней.
(Чтобы пересечь) владения моего господина надо (затратить) пятьдесят дней.
Вот те, кто сражается с нами (как союзники): ’SY, Bab al Abwab, ZYBWS, TWRQW и LWZNYW.

текст Шехтерахазарское послание Хасдаю ибн Шапрутуписьмо евреев Хазарии

Источник: [20.111]
Комментарии

Статья № 9
Барониуш

В изложении царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714

949
Датская земля пpияла веру во Христе от Саксонов.

1000
Левтардус во Франции пастух, которому в г.... рой пчел вошол, а ротом вышел, и от того он стал иконоборец.

охристианивание стран Европыубийство святого чехапарад христианства

Источник: [19.198]

Статья № 10
М. М. Стасюлевич, 1865

Радульф Глабер. Настроение умов в Западной Европе перед началом крестовых походов (в 1047 г.)

Около этого времени (то есть около 1000 г.) венгры, жившие на берегу Дуная, вместе со своим королем приняли христианскую веру. Этот государь при своем крещении получил имя Стефана и сделался весьма добрым католиком. Он женился на сестре императора Генриха (II).

С этого времени все итальянские и галльские пилигримы, намеревавшиеся посетить храм Господень в Иерусалиме, перестали ездить по морю, как прежде, и предпочитали проходить по владениям этого короля. Благодаря заботам Стефана, дорога сделалась совершенно безопасна. Он принимал всех, как братьев, и щедро оделял их. Это обстоятельство побудило бесчисленное множество знатных и простых людей предпринять странствование в Иерусалим.

охристианивание венгровпуть в Иерусалимвенгерский транзиткрестоносцы обходят Венгрию

Источник: [19.210]
Комментарии



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,119