▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость → Славяне и российские этносы (X век)

16. Отношение к религии. Верования

16.3. Смена религии, прозелитизм. Веротерпимость. Славяне и российские этносы (X век)

Густинская, Софийская-1, Патриаршая, Козьма, Галл, Герберштейн, Гельмольд, Лука Попов, Тверская, Адальберт, Ермолинская, Рогожский, Фадлан, Барониуш, Орбини

Статья № 1
Густинская летопись

955

И крестил её сам патриарх Полиевкт, дав ей при крещении имя Елена, после чего благословив её, говоря: «Благословенна ты в Русском роде княжеском, оставив тьму, возлюбя свет. И сыновья Руси начнут тебя благославлять.
И научил её патриарх вере, заучив с Ольгой молитвы, рассказав ей о постах и о практике подачи милостыни, и о воздержании телесном (всё это вещал дряхлый мужик 70-летней русской «красавице» — Волге-Ольге! — Прим. ред.).
Она же, склонив голову, внимала научениям патриарха, как бы вбирая их в своё естество. И сам царь Царьграда был ей крёстным.
После же завершения таинства крещения пригласил царь Ольгу к себе и молвил: «Хочу взять тебя в жёны!»
Она же отвечала: «Ты же сам меня сподвиг к принятию христианства, сам же ты был крёстным мне отцом, и называл меня своею дочерью! А теперь хочешь взять меня в жёны! Но нет нигде такого закона в христианстве, чтобы дочь брать в жёны!»

Густинская летопись, 955. И крестил её сам патриарх Полиевкт, дав ей при крещении имя Елена, после чего благословив её, говоря: «Благословенна ты в Русском роде княжеском, оставив тьму, возлюбя свет. И сыновья Руси начнут тебя благославлять. И научил её патриарх вере, заучив с Ольгой молитвы, рассказав ей о постах и о практике подачи милостыни, и о воздержании телесном (всё это вещал дряхлых мужик 70-летней русской «красавице» – Волге-Ольге! – Прим. ред.). Она же, склонив голову, внимала научениям патриарха, как бы вбирая их в своё естество. И сам царь Царьграда был ей крёстным. После же завершения таинства крещения пригласил царь Ольгу к себе и молвил: «Хочу взять тебя в жёны!» Она же отвечала: «Ты же сам меня сподвиг к принятию христианства, сам же ты был крёстным мне Отцом, и называл меня своею дочерью! А теперь хочешь взять меня в жёны! Но нет нигде такого закона в христианстве, чтобы дочь брать в жёны!»

981

В состоянии мира с соседними народами Владимир был сражён женскими чарами, заведя аж шесть жён: от первой Ярогнеды имел сыновей Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода (ведической веры — Прим. ред.), а также двух дочерей: от второй жены-Грекини, ранее бывшей жены Ярополка, народился Святополк (Греческой, Православной веры — Прим. ред.); от третьей жены-чешки родился Вышеслав (Католик — Прим. ред.); от четвёртой жены-чешки — Святослав и Мстислав (Так же католики — Прим. ред.); от пятой жены-Болгарыни были рождены Борис и Глеб (Мусульмане — Прим. ред.); от шестой жены-гречанки, ради которой князь, собственно, и крестился, родилась Мария, которая по взрослении была отдана замуж за польского короля Казимира Мниха-I, и от которого был рождён Болеслав Смелый, который и убил затем епископа Краковского Станислава.
Имел Владимир в наложницах триста женщин в Берестове; в своём ненасытстве блуда так же, как и у царя Соломона, меж тем, не брал женщин добром, но исключительно насильничал, как замужних женщин, но даже и девиц...

Густинская летопись, 981. В состоянии мира с соседними народами Владимир был сражён женскими чарами, заведя аж шесть жён: от первой Ярогнеды имел сыновей Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода (ведической веры – Прим. ред.), а также двух дочерей: от второй жены-Грекини, ранее бывшей жены Ярополка, народился Святополк (Греческой, Православной веры – Прим. ред.); от третьей жены-чешки родился Вышеслав (Католик – Прим. ред.); от четвёртой жены-чешки – Святослав и Мстислав (Так же католики – Прим. ред.); от пятой жены-Болгарыни были рождены Борис и Глеб (Мусульмане – Прим. ред.); от шестой жены-гречанки, ради которой князь, собственно, и крестился, родилась Мария, которая по взрослении была отдана замуж за польского короля  Казимира Мниха-I, и от которого был рождён Болеслав Смелый, который и убил затем епископа Краковского  Станислава. Имел Владимир в наложницах триста женщин в Берестове; в своём ненасытстве блуда так же, как и у царя Соломона, меж тем, не брал женщин добром, но исключительно насильничал, как замужних женщин, но даже и девиц…

988

Владимир, после того как окрестил землю Русскую, изничтожил идолов с великим бесчестием.
Перуна, как самого большого из идолов, он велел привязать канатами за его основание к коням, и спустил, таким образом, Перуна с горы к Днепру. После чего десять мужиков сволокли прежнего главного бога в реку, как и остальных идолов, снесённых с их мест к реке вместе с Перуном.
Иные изваяния старых богов князь велел либо сжечь, либо также сбросить в реку.
Так была сметена в пыль память о прежних богах... и видевшие это надругательство над богами из почитаемой коллегии богов Матери-Земли плакали... Затем Владимир начал ставить церкви.

Густинская летопись, 988. Владимир, после того как окрестил землю Русскую, изничтожил идолов с великим бесчестием. Перуна, как самого большого из идолов, он велел привязать канатами за его основание к коням, и спустил, таким образом, Перуна с горы к Днепру. После чего десять мужиков сволокли прежнего главного бога в реку,  как и остальных идолов, снесённых с их мест к реке вместе с Перуном. Иные изваяния старых богов князь велел либо сжечь, либо также сбросить в реку. Так была сметена в пыль память о прежних богах… и видевшие это надругательство над богами из почитаемой коллегии богов Матери-Земли плакали… Затем Владимир начал ставить церкви.

прозелитизм

Источник: [19.4]
Комментарии

Статья № 2
Софийская первая Летопись

955

В 6463 году пришла Ольга в Царьград, где царствовал тогда Иван Чемский; к нему-то и пришла княгиня. Оглядев Ольгу, видя её лицо, отражающее добро и смышлённость, побеседовав с ней, и удивившись её разуму, обратился царь к Ольге: «Ты вполне достойна царствовать со мной в Царьграде! Будь моей женой!» Она же отвечала разумно: «Поначалу мне необходимо креститься, и будет правильно, если крещение лично от тебя приму; в противном случае я вообще креститься не буду» И крестили её царь с патриархом.

Софийская первая Летопись, 955. В 6463 году пришла Ольга в Царьград, где царствовал тогда Иван Чемский; к нему-то и пришла княгиня. Оглядев Ольгу,  видя её лицо, отражающее добро и смышлённость, побеседовав с ней, и удивившись её разуму, обратился царь к Ольге: «Ты вполне достойна царствовать со мной в Царьграде! Будь моей женой!» Она же отвечала разумно: «Поначалу мне необходимо креститься, и будет правильно, если крещение от тебя приму; в противном случае я вообще креститься не буду»  И крестили её царь с патриархом.

980

Владимир же посадил на управление Новгородом Добрыню — своего дядьку по матери. И пришёл Добрыня в Новгород и поставил изваяние Перуна над Волховом, и стали поклоняться ему люди как Богу.

Софийская первая Летопись, 980. Владимир же посадил на управление Новгородом Добрыню – своего дядьку по матери. И пришёл Добрыня в Новгород и поставил изваяние Перуна над Волховом, и стали поклоняться ему люди как Богу.

991

В 6499 году от СМ после своего крещения взял Владимир у патриарха Фотия митрополитом в Киев Леона, смотрящим Новгорода был назначен архиепископ Яким Корсунянин, и по иным городам расставил князь епископов, и попов, и дьяконов чтоб окрестить всю землю Русскую, и была повсюду радость!
Придя в Новгород архиепископ Яким потребовал уничтожить капище, изваяние же Перуна заставил людей сечь и волочь к Волхову. И, привязав канаты к ногам изваяния, поволокли люди Перуна к реке. Волокли бывшего бога по исражнениям животных и били, и пихали пиками. Но в это время вселился бес в Перуна и страшным голосом начал кричать: «О горе мне! Попал я в немилостевые руки!» Тут Перуна и сбросили в Волхов. Он же, проплывая под Великим мостом, подняв свою палицу, закричал: «Сегодня меня поминают только новгородские дети, иные же через меня утеху творят бесам. Никому не позволяю впредь дотрагиваться до меня!»
Но вот ранним утром следующего дня некий Пидьблянин вёз горшки в город и подошёл к реке. В это время Перун выплыл к пристани, но горшечник оттолкнул его шестом, говоря: «Ты сам говорил, Перунище, что наелся и напился всего досыта, так плыви же прочь!» И изчез из суетного мира Перун навсегда.

Софийская первая Летопись, 991. В 6499 году от СМ после своего крещения взял Владимир у патриарха Фотия митрополитом в Киев Леона, смотрящим Новгорода был назначен архиепископ Яким Корсунянин, и по иным городам расставил князь епископов, и попов, и дьяконов чтоб окрестить всю землю Русскую, и была повсюду радость! Придя в Новгород архиепископ Яким потребовал уничтожить капище, изваяние же Перуна  заставил людей сечь и волочь к Волхову. И, привязав канаты к ногам изваяния, поволокли люди Перуна к реке. Волокли бывшего бога по исражнениям животных и били, и пихали пиками. Но в это время вселился бес в Перуна и страшным голосом начал кричать: «О горе мне! Попал я в немилостевые руки!» Тут Перуна и сбросили в Волхов. Он же, проплывая под Великим мостом, подняв свою палицу, закричал: «Сегодня меня поминают только новгородские дети, иные же через меня утеху творят бесам. Никому не позволяю впредь дотрагиваться до меня!» Но вот ранним утром следующего дня некий Пидьблянин вёз горшки в город и подошёл к реке. В это время Перун выплыл к пристани, но горшечник оттолкнул его шестом, говоря: «Ты сам говорил, Перунище, что наелся и напился всего досыта, так плыви же прочь!» И изчез из суетного мира Перун навсегда.

Источник: [19.5]
Комментарии

Статья № 3
Патриаршая летопись (Никоновская), 990

988

Некий предатель Анастас пульнул из крепости стрелу с запиской для осаждающих её славян, что, мол, взять можете Корсунь, всего-то лишь перекрыв воду, что по трубам идёт в город. После чего — И обратил Владимир свой взор на небо, говоря: «Господи! Если только получу я этот город, перекрещусь в веру греческую!» (см. также комментарии к ст. 1 в 3.1.10.s)

Патриаршая (Никоновская) летопись, 988. Некий предатель Анастас пульнул из крепости стрелу с запиской для осаждающих её славян, что, мол, взять можете Корсунь, всего-то лишь перекрыв воду, что по трубам идёт в город. После чего – И обратил Владимир свой взор на небо, говоря: «Господи! Если  только получу я этот город, перекрещусь в веру греческую!»

990

В тот же год послал Владимир к булгарам философа Марка Македонского, наказав ему: «Они прежде ко мне приходили, когда я ещё был не просвещён верою православною. Булгары расхваливали тогда свою веру скверную и меня понуждали её принять. Однако, увидев насколько она гнусна, я не принял её. Ты же иди к ним с проповедью слова Божьего, и пусть они будут веровать в Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и пусть крестятся божественным Его крещением и тем окажутся с нами единоверцами и потом и на небеса благие возлетят. А если не восхотят они просветиться божественным крещением, пусть ждут войны... И имей в виду, что эти булгары есть по сути агаряне (или измаилиты), или называются ещё сарацинами как ведущие род от свободной Сары, хотя род их пошёл от рабыни Сары, от Агари; а ещё многие их называют бесерменами или татарами; но все их имена — суть от демона»

Патриаршая (Никоновская) летопись, 990. В тот же год послал Владимир к булгарам философа Марка Македонского, наказав ему: «Они  прежде ко мне приходили, когда я ещё был не просвещён верою православною. Булгары расхваливали тогда свою веру скверную и меня понуждали её принять. Однако, увидев насколько она гнусна, я не принял её. Ты же иди к ним с проповедью слова Божьего, и пусть они будут веровать в Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и пусть крестятся божественным Его крещением и тем окажутся с нами единоверцами и потом и на небеса благие возлетят. А если не восхотят они просветиться божественным крещением, пусть ждут войны… И имей в виду,  что эти булгары есть по сути агаряне (или измаилиты), или называются ещё сарацинами как ведущие род от свободной Сары, хотя род их пошёл от рабыни Сары, от Агари; а ещё многие их называют бесерменами или татарами; но все их имена – суть от демона»

Что знали об Исламе к моменту написания этого текста, и отношение — «Сказание о хулней вере Срациньстей»

Патриаршая (Никоновская) летопись. Что знали об Исламе в X, и отношение — «Сказание о хулней вере Срациньстей»

Источник: [19.8]
Комментарии

Статья № 4
Козьма Пражский, †1125

В лето от рождества Христова 996. После того, как славный знаменосец Христов, епископ Адальберт, залучил в сети веры Венгрию и Польшу, после того, как он посеял слово божье в Пруссии, он счастливо окончил свою жизнь, приняв мученичество ради Христа в пятницу 23 апреля. В том году пасха была 25 апреля.

Источник: [12.10]
Комментарии

Статья № 5
Галл Аноним

Польша

А Мешко, достигнув княжеской власти (Около 960 г. — Прим. ред.), начал укреплять свои духовные и физические силы и стал чаще нападать на народы, живущие вокруг. Он все еще находился в столь великом заблуждении язычества, что по обычаю того времени имел семь жён.

Наконец, он потребовал себе в жены правоверную христианку из Чехии (Bohemia) по имени Дубровка. Но она отказалась выйти за него замуж, — пока он не откажется от своего порочного обычая и не пообещает ей стать христианином. Когда же он объявил, что намерен отказаться от обычаев язычества и принять священное учение христианской веры, она въехала в Польшу с большим штатом светской и духовной свиты, но, однако, не сочеталась с ним браком до тех пор, пока он, постепенно и тщательно наблюдая за обычаями христианской религии и за деятельностью священного клира, не отказался от заблуждений язычества и не склонился к лону матери-церкви (В 966 г. — Прим. ред.).

прозелитизм

Источник: [12.9]

Статья № 6
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Сдвиг даты крещения Руси на 8 лет

Как Владимир принял в 990 году крещение ради Анны, так и Мешко польский — ради Добровки, дочери чешского князя Болеслава в 965 году. Также и Ягайло, великий князь литовский — ради Ядвиги, дочери короля Людвига венгерского и польского. Но он получил с невестой в 1383 году королевство Польское.

Источник: [16.27]
Комментарии

Статья № 7
Гельмольд из Любека, †1177

Западные славяне

Завершив надлежащим образом [эти] дела в Дании (Её христианизацию — Здесь и далее Прим. ред.), доблестный король Оттон (†973) обратил [свое] войско на усмирение восставших славян (Лужицких сербов и бодричей), и их, которых отец его некогда покорил в одной [только] битве, он теперь со столь великой суровостью обуздал, что они ради сохранения жизни и отечества охотно обещали победителю и дань платить и обратиться в христианство (939 г.). И весь [этот] языческий народ был окрещён. Тогда впервые были основаны церкви в Славянии.

Источник: [12.20]

Статья № 8
Летописец Российских Князей (Временник Луки Попова из Хлынова)

955

Крещение 74-летней Ольги

Летописец Российский Князей – Крещение 74-летней Ольги-Елены, 955 г. // Труды Вятской Учёной Архивной Комиссии, 1905 [20.53]

969 год

Смерть 88-летней Ольги-Волги-Елены

Летописец Российский Князей – Смерть 88-летней Ольги-Елены, 969 г. // Труды Вятской Учёной Архивной Комиссии, 1905 [20.53]

Источник: [20.53]
Комментарии

Статья № 9
Тверская летопись, 980

Об идолах по всем городам.
В 6488 году от СМ начал Владимир княжить в Киеве, начав с того, что поставил кумиров на холме, сразу за своим двором: Перуна, сделанного из дерева, но чья голова была из серебра, а усы из золота; и Харса, и Дажба, и Стриба, и Семаргла, и Мокошь.
И приносили им люди жертвы как богам... и осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но Благий Бог не захотел смерти грешникам — теперь на холме том стоит церковь Великого Василия.

Тверская летопись, 980.  Об идолах по всем городам. В 6488 году от СМ начал Владимир княжить в Киеве, начав с того, что поставил кумиров на холме, сразу за своим двором: Перуна, сделанного из дерева, но чья голова была сделана из серебра, а усы из золота; и Харса, и Дажба, и Стриба, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им люди жертвы как богам… и осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но Благий Бог не захотел смерти грешникам – теперь на холме том стоит церковь Великого Василия.

Владимир же посадил Добрыню Малковича, дядю своего, в Новгороде.
И пришёл Добрыня в Новгород, и поставил изваяние бога Перуна над Волховом, и приносили ему пожертвования люди.

Тверская летопись, 980. Владимир же посадил Добрыню Малковича, дядю своего, в Новгороде. И пришёл Добрыня в Новгород, и поставил изваяние бога Перуна над Волховом, и приносили ему пожертвования люди.

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 10
Адальберт, 931

Король Генрих обратил короля ободритов1 и короля данов в христианство.


1 Славянское племя — Прим. ред.

Источник: [10.9]

Статья № 11
Ермолинская летопись, 955

В лѣто 463. Княгини великая Олга иде во Царъградъ, и тамо крещена бысть царемъ Иоаномъ Цѣмьскимъ, и царя премудри, и дары многи взявъ и отъ патриарха научився крестьянстѣи вѣрѣ и прииде в Кіевъ...

Источник: [20.69]

Статья № 12
Рогожский летописец

В год 6463 (955) пошла Ольга в Царьград, и крестилась, и названа была Елена.

В год 6494 (986) пришли к Владимиру бохмичи191, и варяги, и иудеи, рассказывая о законах своих, а от греков пришли философы192.

В год 6495 (987) послал Владимир 10 мужей по разным землям, узнать законы и веру, и хвалили греческие193.

смена верыисследование князябархатная революцияконкистадоры на Руси

Источник: [15.35]
Комментарии

Статья № 13
Ахмед ибн-Фадлан, 921–922

Диалог царя славян с рядовым членом иностранного посольства

Он сказал: «Но ведь отец мой был неверным, и я не хочу упоминать его имени на минбаре, и я также (был неверным), и я не хочу, чтобы произносилось мое имя, каким оно было, когда меня называли как неверного. Но, однако, как имя моего господина, повелителя правоверных?». Я сказал: «Джа’фар».

Он сказал: «Подобает ли, чтобы я назывался его именем?». Я сказал: «Да».

Он сказал: «(Итак), я уже дал себе имя Джа’фар, а имя отцу своему ’Абдаллах57, так что дай распоряжение об этом хатибу». Я сделал (это), и он (хатиб) стал провозглашать за него (царя) хутбу: «О, Аллах! сохрани раба твоего Джа’фара ибн-’Абдаллаха, повелителя (эмира) Булгара, клиента повелителя правоверных».

ахинея Фадланаисламский обком на Русиисламский МВФ

Источник: [10.14]
Комментарии

Статья № 14
Барониуш

В изложении царевича Алексея Романова

938
Убиение Вячеслава святаго, Князя Чешскаго.

958
Ольга, Княгиня Российская, крещение прияла.

965
Поляки в Христа уверили.

охристианивание славянубийство святого чехапарад христианства

Источник: [19.198]

Статья № 15
Мавро Орбини (Мауро Орбинич), †1614

Христианизация Руси. Версии

В их же летописях говорится, что христианство в их державе ввела царица, или княгиня (Duchessa) Руси Ольга... Ольга осветила светом христианской веры русскую державу. После смерти Ольги правил ее сын Святослав, шедший по стопам матери в благочестии и христианской вере.

После его смерти ему наследовал его незаконный сын Владимир, который, отклонившись от божественных заветов, вновь ввел идолопоклонство и воздвиг в Киеве множество идолов. Первый из них назывался Перун (Pero) и имел серебряную голову, остальные же были из дерева: Услад, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь и Кумиры. Всем им они приносили жертвы.

Когда Владимир, умертвив двух других своих братьев, Ярополка и Олега, сделался единовластным властителем всея Руси, стали приходить к нему послы от разных народов, и каждый убеждал примкнуть к собственной религии. Видя различие вер, он сам отправил послов узнать об особенностях и обрядах каждой секты или веры. В конце концов, он предпочел всем другим христианскую веру по греческому обряду и, решив принять ее, отправил посольство в Константинополь к императорам Василию и Константину.

Он обещал принять со всеми своими подданными христианскую веру, вернуть Корсунь и все остальные удерживаемые им греческие владения при условии, однако, что император обещает отдать ему в жены свою сестру Анну. После получения согласия условились о времени для заключения договора, местом же был выбран Корсунь. По прибытии туда обеих сторон Владимир был крещён и принял имя Василий.

Отпраздновав свадьбу, он, как было обещано, вернул грекам Корсунь и другие владения и поставил в Киеве митрополита, в Новгороде архиепископа, а в других городах епископов, рукоположенных константинопольским патриархом. С тех пор русские придерживаются греческого обряда и ревностно его соблюдают.

христианизация Русиверсии христианизации Русикрещение Владимиром

Источник: [17.155]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,098