▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Иные этнические системы (...VIII век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (...VIII век)

Аристотель, Авеста, Бундахишн, Уинтл, Кведлинбург, Малала, ал-Калби, Схоластик, Венецианские анналы, Елишэ, Турский, Аристотель-2, Масуди, Бируни, Фудоки, Летописный свод, ТаНаХ, Льоренте, Сигеберт, Фредегар, Косидовский, Длугош, Барониуш

Статья № 1
Аристотель, †322 до н. э.

...все возникающее будет возникать и все исчезающее исчезать или из противоположного, или в противоположное, или в промежуточное между ними.

...природа: она есть первая материя, лежащая в основе каждого из [предметов], имеющих в себе самом начало движения и изменения.

Источник: [8.12]
Комментарии

Статья № 2
Авеста

Вариант сценария Потопа, Миф о Йиме

Так сказал Ахура-Мазда Йиме:

«О Йима прекрасный, сын Вивахванта, на этот плотский злой мир придут зимы, а от них сильный смертельный холод. На этот плотский злой мир придут зимы, и сначала тучи снега выпадут снегом на высочайших горах на глубину Ардви.

Третья же часть, о Йима, скота останется в живых в ужаснейших местах, которые на вершинах гор или в долинах рек в крепких жилищах.

Перед зимой будут расти травы этой страны, потом из-за таяния снегов потекут воды, и чудом, о Йима, для плотского мира покажется, если увидят где след овцы.

И ты сделай Вар1 размером в бег2 на все четыре стороны и принеси туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных горящих огней. Сделай же Вар размером в бег на все четыре стороны для жилья людей и размером в бег на все четыре стороны для помещения скота.

Там воду проведи по пути длиною в хатру, там устрой луга, всегда зеленеющие, где поедается нескончаемая еда, там построй дома, и помещения, и навесы, и загородки, и ограды.

Туда принеси семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие.

Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие и благовоннейшие. Туда принеси семя всех снедей, которые на этой земле вкуснейшие и благовоннейшие. И всех сделай по паре, пока люди пребывают в Варе.

Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых, чья плоть выброшена, ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью, наложенными на смертных.

«О конце света и явлении Спасителя», Замйад-яшт

По своему изволению
В жизнь превратят создание
Без умирания, без увядания
И без нетления,
Вечноживущую, вечнорастущую
И самовластную.
Из мёртвых восстанет
И явится вживе
Бессмертный Спаситель
И мир претворит.

Бессмертными станут
Избравшие Истину,
А Ложь пропадёт –
Исчезнет туда же,
Откуда пришла
На праведных гибель.
Их рода и жизни,
Исчезнет злодейка.
Исчезнет злодей.
Как наилучший Господь, как наилучший Глава,
давший по Истине дело Мазде благое и власть,
убогих поставив пасти
Молюсь я ради счастья...


1 Вар — глинобитная крепость. — Прим. ред.

2 Бег — мера длины. — Прим. ред.

Потопиранский НойАвестаЙима

Источник: [20.10]

Статья № 3
Зороастрийские тексты. Бундахишн (Сотворение основы)

Сотворение человека

О природе людей он говорит в Авесте, что Гайомард, умирая, испустил семя, и это семя было очищено движением солнечным светом. Три части (его) хранил Нерйосанг, а одну часть получила Спандармат. Через сорок лет (появился) ревень в виде одного ствола, а ещё через пятнадцать лет появились пятнадцать листьев, и выросли из земли Машйа и Машйане.

Они (выросли) таким образом, что их руки оставались на плечах (друг у друга), и один соединился с другим, и они стали одним телом и с одной внешностью. Талии их обоих срослись, и они стали одним телом, так что не (было) ясно, кто (из них) мужчина, а кто — женщина, и фарр Ормазда простирается над ними. Как он говорит: «Что создано раньше, фарр или тело?»

И сказал Ормазд: «Фарр создан раньше, а тело потом для фара, который (уже) создан. Фарр создан в теле, так как сотворены обязанности, а тело дано для (исполнения) обязанностей. И это объяснение того, что душа создана раньше, а тело — после нее»! И они оба превратились из образа растительного в образ человеческий, и фарр как дух.

Адам и Евасоздание человекаАвестаИран

Источник: [20.14]

Статья № 4
Джастин Уинтл

Китай

286

Буддийская «Сутра Лотоса» впервые переведена на китайский язык

435

Ваньди продолжает принимать меры, направленные на ограничение буддизма.

Источник: [21.21]

Статья № 5
Кведлинбургские анналы, 780

Карл (Великий, Каролинг — Прим. ред.) заставил саксов креститься возле слияния рек Оре и Эльбы.

Источник: [19.16]

Статья № 6
Иоанн Малала, †578

В июне месяце того же самого индикта (Якобы в правление Юстиниана — Прим. ред.) задержанные язычники были провезены по городу, сожжены книги их, а также изображения и статуи их нечестивых богов.
В то же время были обнародованы синодальные послания римского папы...

В ноябре месяце была большая нехватка воды в Константинополе, так что у источников было много драк. Дули же северные ветры, а южный ветер не дул с начала августа, и третий флот не вошёл в город, так что патриарх Евтихий приказал молиться в Иерусалиме (?)...

В том же месяце василевсом (Юстинианом — Прим. ред.) был объявлен в различных церквах эдикт о расхождениях, а именно, что после соединения не следует говорить об одной природе, а признавать две.

Источник: [8.19]
Комментарии

Статья № 7
Хишам ибн ал-Калби, †821

Верования арабов до Ислама

Почитание камня

А еще они (Потомки Исмаила, сына Авраама — Прим. ред.) почитали Каабу и Мекку и совершали хаджж и 'умру (Малое поломничество — Прим. ред.), следуя обычаю Ибрахима и Исма’ила, да будет мир над ними!

Потом это привело их к тому, что они стали поклоняться тому, что полюбили, и забыли то, чего придерживались, и переменили веру Ибрахима (Авраама — Прим. ред.) и Исма’ила на другую. Они начали поклоняться истуканам и обратились к тому, чему следовали народы до них. Они вернули себе тех идолов, которым поклонялся народ Нуха (Библейский Ной — Прим. ред.), да будет мир над ним, следуя воспоминаниям, сохранившимся среди них...

Имена местных богов у различных арабских племён (оазисы, районы Мекки, Йемена, Южной Аравии)

Первым, кто из потомков Исма’ила и других людей принял этих идолов и дал им имена согласно воспоминаниям, оставшимся у них, когда они отошли от веры Исма’ила, было племя хузайл ибн мудрика.

Они взяли идолом Сува (Охранник заблудившихся стад — Прим. ред.), и он находился у них в Рухате, в окрестностях Йанбу' а Йанбу' — это одно из селений близ Медины. Служителями его было бану лихйан. Я не слышал упоминания о нем в стихах хузайлитов, [но слышал] в стихах одного человека из Йемена.

Племя калб приняло идолом Вадда (Любовь, дружба — Прим. ред.) в Думат ал-Джандал.
Племя мазхидж и жители Джураша приняли идолом Йагуса (Посылающий дождь — Прим. ред.). Поэт сказал...
Племя хайван сделало идолом Йа’ука (Препятствующий — Прим. ред.). Он находился в одном из их селений, называемом Хайван, на расстоянии двух ночей [пути] от Саны в сторону Мекки...
Химйариты взяли идолом Насра (Орёл — Прим. ред.). Они поклонялись ему в местности, называемой Балха...

А Манат (Богиня судьбы — Прим. ред.) — это тот идол, которого упомянул Аллах, велик он и славен, сказав: «...и Манат, третью, иную» (Коран LIII, 20). Он был [также] у племен хузайл и хуза’а.
Курайшиты и все арабы почитали этого идола, и так продолжалось, пока не вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, из Медины в восьмой год после хиджры (629–630 гг. — Прим. ред.), а это — год, когда Аллах даровал ему победу [над Меккой]...

У курайшитов идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был для них Хубал. Он, как я узнал, был [сделан] из красного сердолика в виде человека, с отломанной правой рукой. Таким он попал к курайшитам, и они сделали ему руку из золота.

Первым, кто поставил его, был Хузайма ибн Мудрика ибн ал-Йа’с ибн Мудар, и его называли Хубал Хузаймы.
Он находился внутри Каабы. Перед ним [лежало] семь стрел. На одной было написано «чистокровный», на другой — «чужой». Когда сомневались относительно [отца] ребенка, приносили Хубалу жертву, затем бросали стрелы. Если выпадало «чистокровный», ребенка принимали, а если выходило «чужой», от него отказывались. Была стрела для покойника, для заключения брака и три [стрелы], назначения которых мне не объяснили. Когда спорили по какому-нибудь делу или имели в виду путешествие или какую-нибудь работу, приходили к нему и бросали стрелы возле него. И как выпадало, делали согласно этому и полагались на это...

Сказал [Ибн ал-Калби]: был у них также идол Манаф.
По нему давали курайшиты имя 'Абд Манаф. Я не знаю ни где он был, ни кто его поставил.
Женщины, имевшие регулы, не приближались к их идолам и не прикасались к ним, но стояли в стороне от них...

Сказал [Ибн ал-Калби]: у жителей каждой усадьбы в Мекке был идол, которому они поклонялись. Когда кто-нибудь из них хотел отправиться в поездку, последнее, что он совершал в своем жилище, — это прикасался к нему. А когда он возвращался из поездки, первое, что он делал, войдя в свое жилище, — тоже прикасался к нему.

Арабы были очень привержены поклонению идолам.
Одни из них строили себе капище, а другие брали идола. А тот, кто был не в состоянии взять идола или построить капище, тот ставил камень перед Святилищем или перед чем-нибудь другим, что ему нравилось, потом обходил вокруг него, как обходил вокруг Святилища. Они называли [такие камни] ансаб (Мн. ч. от насаб — Прим. ред.).

Если же они имели вид статуи, их называли аснам и аусан (Мн. ч. от санам и васан — Прим. ред.), а обход вокруг них называли давар... При этом они признавали превосходство Каабы над ними: к ней они совершали хаджж и 'умру.

Те, кто поступал так во время поездок, делали это в подражание тому, что они совершали возле Каабы и из любви к ней...
А бану мулайх из племени хуза’а — родичи Талхи ат-Талахат — поклонялись джиннам. О них ниспослано: «Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, — рабы, подобные вам!» (Коран VII, 193).

В числе этих идолов был Зу-л-Халаса (Возможно, бог войны — Прим. ред.).
Это был белый, украшенный узорами камень, а на нем — подобие венца. Он находился в Табале (На пути из Йемена в Мекку — Прим. ред.), [что] между областью Мекки и Йеменом, на расстоянии семи ночей [пути] от Мекки. Хранителями его было бану умама из племени бахила ибн a’cyp. Его почитали и приносили ему дары [также] племена хас’ам, баджила, азд ас-сарат, и жившие рядом с ними роды арабов из племени хавазин, и те из арабов, что жили в их земле в Табале.

У арабов были серые камни, поставленные стоймя, вокруг которых они совершали обход и перед которыми они приносили жертвы. Называли они эти камни ал-ансаб, а обход называли давар.

Рассказал нам ал-Хасан ибн 'Улайл: рассказал нам 'Али ибн ас-Саббах: рассказал нам Абу-л-Мунзир Хишам ибн Мухаммад: если [идол] был сделан из дерева, или золота, или серебра по образу человека, его называли санам, а когда он был из камня, то назывался васан.

Кааба Мекки была не единственной в Аравии

У племени ийад была тоже кааба в аз-Захре на реке Синдад между Куфой и Басрой. Это ее упомянул ал-Асвад ибн Йа’фур. Я слышал, что это было не капище для поклонения, а только почетное жилище, поэтому он и упомянул её.

...у племени таййи был идол, которого называли ал-Фалс. Это был красный выступ посреди их черной горы, называемой Аджа, похожий на изображение человека. Они поклонялись ему, делали ему подношения и приносили около него животных в жертву. Если приходил к нему боящийся, он был в безопасности возле него; если кто угонял скот и скрывался с ним у него, скот оставляли ему, и убежище возле него было нерушимым.

Информация о Потопе

И продолжало усиливаться их безбожие, как сказал Ибн ал-Калби со слов Абу Салиха, передававшего слова Ибн Аббаса, пока не возмужал Нух ибн Ламк ибн Матушалах ибн Ахнух. И Аллах послал его пророком, а было ему тогда 480 лет. Он призвал их к вере в Аллаха, велик он и славен, пророчествуя в течение 120 лет. Но они ослушались его и обвинили во лжи.

Тогда велел ему Аллах сделать ковчег. Он закончил [делать] его и сел в него, когда ему было 600 лет. И утонул тот, кто утонул, а он жил после этого еще 350 лет. И вот возвысились воды потопа и покрыли всю землю. А между Адамом и Нухом прошло две тысячи и двести лет. Воды потопа низвергли этих идолов с горы Науз на землю. Усилились течение воды и бег ее по странам, пока не выбросила она их на землю у Джудды. Потом вода спала, и они остались на берегу, и дули на них ветры, пока не скрыли их [под наносами].

Рассказал нам ал-'Анази: рассказал нам 'Али ибн ас-Саббах: рассказал нам Абу-л-Мунзир со слов своего отца, передававшего слова Абу Салиха, рассказывавшего со слов Ибн 'Аббаса, что последняя вода потопа осталась в Хисме (Плато в Северо-Западной Аравии к востоку от залива Акаба — Прим. ред.) на земле племени джузам. Она оставалась там сорок лет, а потом отступила.

Источник: [9.3]

Статья № 8
Агафий Миринейский (Схоластик), 582

Персия, зороастризм

Теперь же все их [магов] почитают и превозносят и все общественные дела устраиваются по их советам и предсказаниям. Каждому частному лицу, когда дело касается суда или других случаев, они предписывают и навязывают то, что нужно сделать. И вообще у персов ничего не признается законным и справедливым, если оно не одобрено магом.

Источник: [8.33]

Статья № 9
Краткие Венецианские анналы, 700

В год господень семисотый, в последний день января, во времена герцога Венеции Юстиниана Патриция, из Александрии в Венецию перевезли тело святого Марка, апостола и евангелиста.

Источник: [12.21]
Комментарии

Статья № 10
Елишэ

А спустя двадцать пять дней сам могпет вместе с могами подоспел с большим войском, чтобы взломать двери церкви в день воскресный. Он хотел попробовать свои силы в предстоящем деле.

Но святой иерей Левонд в согласии с участниками первого совещания и с многочисленной братией оказался там наготове. Хотя он и не был хорошо осведомлён ни о мыслях всех нахараров, ни о силе мощи могпета, он не стал ждать всех епископов и не дал нечестивому князю ни малейшей передышки, но учинил вокруг воинов и могов большую свалку. Так, схватив в руки дубины, пробили головы могам и могпету и вынудили их разбежаться по своим пристанищам, а сами, начав богослужение в церкви, совершали господнюю службу, непрерывно творя ее до вечера в то воскресенье.

Велел хамбаракапету, имя которого было Деншапух, чтобы он прежде (царя персов) отправился в город, где пребывали святые священники Господни, имея право судить их под злейшими пытками, допросить и покончить с ними мечом.

Но ещё прежде могпет, которому это было поручено, множество раз, больше, чем по велению царскому, мучил их; ибо он был ишхан-денпетом страны Апар (Чуть позднее — Хорасан — Прим. ред.), пылал в своем могстве и больше многих ученых был осведомлен в законах Заратуштры.

Также, заблуждаясь в своем лжеучении, [эти ученые] гордились тем, что он был прозван Хамакден (Знаток учения — Прим. ред.). Знал он Ампарткаш, изучил и Бозпайит, владел и Пахлавиком и Парскаденом. Ибо эти пять кештов (Яштов — Прим. ред.) охватывают все законы могства (sic!). Но сверх этих есть ещё шестой, который называют Петмог.

Источник: [8.34]
Комментарии

Статья № 11
Георгий Флоренций (Григорий Турский), 594

...я прежде всего хочу изложить свою веру, дабы будущий читатель не усомнился в том, что я католик... На сорок третьем году царствования Нина (Основателя аккадской Ниневии, по-Турскому — Прим. ред.) родился Авраам. От этого Авраама идет начало нашей веры...

После потопа у Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. От Иафета, так же как и от Хама и Сима, произошли народы. И, как гласит ветхая история, от них рассеялся род человеческий по всей земле. Первым же родился от Хама Хуш. Подстрекаемый диаволом, он первым стал изобретателем всякого волшебства и идолопоклонства. Он первый по наущению диавола воздвиг кумир для поклонения; творя ложные чудеса, он показывал людям падающие с неба звезды и огонь. Затем он перешел к персам, которые называли его Зороастром, что значит «лживая звезда»

Источник: [8.35]
Комментарии

Статья № 12
Аристотель, †322 до н. э.

Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало, и такая наука могла бы быть или только или больше всего у бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше — нет ни одной...

Источник: [8.13]

Статья № 13
ал Масуди, †956

Сохранилось завещание Ардашира1 своему сыну Шaпуру, когда он его возвёл на престол, в котором он говорит:

«О, сын мой! Религия и государство — два брата, ни один из которых не может обойтись без другого. Религия — основа государственной власти, а государственная власть — защитница религии; то, у чего нет основы, исчезает, равным образом погибает то, у чего нет защитника».


1 Ардшир — Артаксеркс (Ардашир I Папакан), основатель династии Сасанидов (226–241 гг.), сын правителя города Истахр, распространивший свою власть на ряд областей, входивших ранее в состав Парфянского царства. — Прим. ред.

Источник: [10.11]
Комментарии

Статья № 14
Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, †1048

Итак, я говорю: у каждого народа — и у евреев и у христиан, есть список Торы, который говорит нечто согласное с мнением его обладателей. Утверждают, что список, находящийся у евреев, и есть подлинный, далекий от искажений; список, который находится у христиан, называется «Тора семидесяти».

Источник: [11.28]
Комментарии

Статья № 15
Идзумо–фудоки, 733

Япония

Великий бог О:намоти, создавший Поднебесную, усмирив восемь земель в Коси, возвратился домой и по прибытии на гору Нагаэ изрек: «Страну, которую я создал и которой владею и управляю, я хочу передать тебе, потомку богов. Спокойно владей и управляй ею века.
Только страну Идзумо, страну, где я нахожусь, откуда поднимаются, клубясь, восьмиярусные облака, окружу я зелеными горами наподобие изгороди, поставлю в ней свою тама (Яшма как знак верховной власти — Прим. пер.) и оставлю себе и буду охранять» (мораму), — так он оказал. Поэтому — то село и называют Мори...

Выбрав подходящее [для отмщения] место, он обратился с мольбою к богам.
«О вы, бесчисленные мириады небесных божеств! О вы, бесчисленные мириады земных божеств! О вы, боги трехсот девяноста девяти святилищ нашей страны! Вы, владыки морей, и вы, мирные божества, и вы, злые божества, — все вы внемлите мольбе Имаро. Если вы действительно обладаете божественной силой, то помогите мне убить крокодила, и тогда я буду знать, что вы — могучие боги!» — так он молил...

Когда бог О:кунитама спустился с неба и прибыл сюда, то соизволил принять здесь пищу (миии-о-синаситамаики), поэтому [село] и назвали Иинаси...

Село О:куса; находится в 2 сато 120 аси на юго-запад от уездного управления. В нем пребывает сын бога Сусаноо [по имени] Аохата-но-сакуса-хико, поэтому [село] и назвали О:куса...

Храмовое село Идзумо; находится в 2 сато 20 аси на юго-запад от уездного управления. Это место было посвящено двум богам: Кумано Камуро, любимейшему сыну бога Идзанаги, и богу О:намоти, взявшему заступы — пятьсот заступов, и создавшему Поднебесную, поэтому и назвали его Идзумо-но камубэ...

Великий бог Кумано, повелев, определил место проживания пяти групп поваров какибэ, которые прислуживали ему во время приема пищи по утрам (асамикэ) и вечерам, поэтому и назвали Асакуми...

Создавший Поднебесную Великий бог женился на богине Нунагава-химэ, дочери Хэцукусии, который был сыном пребывавшего в стране Коси бога Окицукусии. У них родился сын Михо-сусуми, поэтому [село] и называется Михо.

В море севернее [Ясуки] есть мыс Химэ. Во времена правления царя (сумэрамикото), пребывавшего во дворце Киёмихара, что в Асука, и оттуда управлявшего Поднебесной...

Село Митами; находится в 9 сато 240 аси прямо на север от уездного управления. Сын Великого бога, создавшего Поднебесную, [по имени] Вака-фуцунуси сразу после того как разделились небо и земля, был назначен управляющим полями, [принадлежавшими] небу (мисирота). Этот бог обитает в селе. Поэтому и называют Митами. (В 3—м году Дзинки написание [названия села] было изменено).

Село Ука; находится в 17 сато 25 аси прямо на север от уездного управления. Великий бог, создавший Поднебесную, домогался богини Аято-но-химэ — дочери бога Камумусуби. Когда богиня, не соглашаясь [на брак], убежала и спряталась. Великий бог отправился искать ее (укагаи-магитамаиси), и местом, куда он прибыл, было как раз это село. Поэтому [село и] назвали Ука.

В селе Хи есть один новый храм; он находится в 1 сато на северо-восток от уездного управления.
Поставлено главное здание (есть две жрицы); его построил житель села [по имени] Хи-но-икитимаро.

Японияколлегия боговПоднебеснаяжрицыИегова

Источник: [8.44]
Комментарии

Статья № 16
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Древние верования и изобличение магов

Когда же капище Сераписа разрушали, то иероглифические надписи обрели, христианский имеющие образ. Их же увидели христиане, перешедшие из эллинства. И, видя образ, приступили эти христиане и говорили: «Это знамение Креста для знающих грамоту иероглифическую говорит: „Жизнь приходит“».

В капище Сераписа, которое разрушил архиепископ Феофил, был разрушен и кумир Сераписа. О нем одни говорили, что это Зевс, иные же — Нил, поскольку сосуд на голове его был; и за нашего Иосифа принимали его некоторые, и за Аписа некоего, бывшего богатым человеком, как рассказывали, в Мемфисе городе, или царем в Египетской стране. Когда же голод был среди горожан Александрийских, тот Апис из своих запасов пищу раздавал. И когда же умер он, капище создали, где питался вол пахаря, имевший знак на шерсти особенный. Тот же вол также именем этого человека и сам назывался — Аписом. Гроб же этого Аписа, в котором тело его лежало, в Александрию принесли, и слова «гроб» (по-гречески — «сорос») и «Апис» сложили и имя составили и называли гроб с телом Сераписом.

После же тех жившие люди стали называть бога Сераписом. Ему капище построено было Александровым повелением, с превеликими столпами и плитами мраморными, изнутри и снаружи великолепно украшенное. Посреди же капища кумир Сераписа огромный был и страшный, так что правая его рука за одну стену, а другая его рука за другую стену держались.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Использование магнита жрецами-инженерами
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Использование магнита жрецами-инженерами, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Этот кумир из чудесных веществ всякого рода и дерева сотворен был. Стены же внутренние капища того золотыми щитами и серебряными были окованы. В этом же капище обман образом некоторым был устроен, и был этот злодейский обман таковым: камень некоторый есть, магнит называемый, который имеет естественную способность привлекать к себе железо. Кумир сделали огромный из меди, и в голову его железо изнутри прибили, камень же сверху в свод высокий вложили, и размерили так, чтобы естественной силой кумир привлекался камнем к себе, ибо вверху висел камень, и кумир, большой силой и художеством удерживаемый, был над землей в капище том, и удивлялись ему весьма, что не падал он. Когда же тот кумир разрушили и сбили, а Нил же река не разлилась, как обычно, то радовались эллины, говоря: «По этой причине не разлилась река»…

Это же узнал жрец города Канопы и злокозненную таковую вещь некую замыслил. Сосуды глиняные в стране Египетской придумали-делать с частыми отверстиями узкими, через которые мутная вода процеживалась и становилась чистой. И из тех сосудов глиняных один сосуд взял жрец канопский и отверстия те залепил воском, и различными красками украсил, и наполнил водой, и поставил как бога. И отсек у старого кумира голову — говорили, что это был кумир бывшего у Менелая некоторого кормчего, — и тщательно приложил, и приделал ее к сосуду.
Пришли же затем халдеи и зажгли огонь перед сосудом тем, и воск, которым были отверстия залеплены, растаял, когда сосуд стал горячим. Тогда вода из отверстий полилась и погасила огонь. Такими кознями злыми жреческими богу халдейскому победитель явился, и с тех пор Каноп почитаться стал.

Лицевой сводразрушение святыньуловки поповжрецы-инженерымоделирование знаменийизобличение

Источник: [16.55]

Статья № 17
ТаНаХ (Ветхий Завет)

ТаНаХ. Краткая справка

Поскольку в иудаизме нет Нового Завета, то, очевидно, нет и Старого. Соответственно, состав и название Священного Писания иудеев особые.

ТаНаХ — аббревиатура, составленная из слов Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Такой способ трёхчастного деления иудейского канона был, как говорят [1], закрыт ещё до событий начала новой эры, так как в изложении ап. Луки сам Христос его поминает:

«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» [Лк 24:44].

Тора (Закон) или Пятикнижие Моисеево, включает пять книг — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, — и образует первый раздел ТаНаХа.

Второй раздел (Невиим или Небиим) делится на старших («ранних») пророков — 6 книг (от книги Иисуса Навина до Второй книги Царств), и младших («поздних») Пророков — 15 книг: три книги Исайи, Иеремии, Иезекииля («Больших поздних пророков»), и от Осии до Малахии («Двенадцать малых»).

В третьем разделе «Писаний» (Кетувим или Ке-тубим) 13 книг: Псалмы, Притчи, книга Иова, Песнь Соломона, книга Руфи, Плач, книги Екклесиаста, Есфири, Даниила, Ездры, Неемии, Первая и Вторая книги Летописей.

Итого, в ТаНаХе 39 книг, изначально написанных на древнееврейском языке [1], то есть столько же, сколько их в первой части канонической Библии Русской Православной церкви (РПЦ).

В состав Ветхого Завета католики включили 50 книг. Канонизированные Римской католической церковью (РКЦ) дополнительно 11 книг признаются РПЦ душевнополезными, но не богодухновенными.

При арифметических подсчётах стоит помнить, что некоторые книги объединены, а некоторые, наоборот, разделены на части в разных христианских конфессиях и в иудаизме [2, 3].

Общение с ТаНаХом строго ритуализировано. Тора хранится в синагогах в виде свитков, навёрнутых на деревянные стержни — в таком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Современный вид ТаНаХ, как говорят, приобрёл в период с III века до н. э. по I век н. э. [1, 2].

Однако, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин в своей книге «Точное изложение православной веры» приводил иную структуру ТаНаХа:

«Должно знать, что книг Ветхого Завета — двадцать две, соответственно буквам еврейского языка. Ибо евреи имеют двадцать две буквы, из которых пять удваиваются, так что их оказывается двадцать семь, вследствие того, пять из них — двойные. Ибо книга Руфь соединяется с книгою Судей, первая и вторая Царств — одна книга... и остаются ещё две книги... книга Премудрости Соломона и книга Премудрости Иисуса, которую отец Сираха изложил по-еврейски... Хотя они и отменны и прекрасны, но не находятся в числе канонических и не лежали в кивоте» [3].

Иосиф Флавий (I век) и Юстин Мученик (II век) были «солидарны» со св. Дамаскином (VIII век), определив иудейский канон также в 22 книги [7]. Но задолго до времени жизни указанных персоналий в 3-ей Книге Ездры (стихи 14:40..46) говорилось о двадцати четырёх частях Писания:

«написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги, но последние семьдесят (имеются в виду книги еврейской мистики — А. Г.) сбереги, чтобы передать их мудрым из народа»

«За бортом» для большинства восточных христиан осталось множество как апокрифов (апокриф — букв. «сокровенный»), так и книг, считающихся псевдоапокрифами. В итоге не только Священное писание иудеев, но и ветхозаветный блок Писания в Англиканской Библии, а также Ветхий Завет иных конфессий христианства отличаются между собой как по номенклатуре, так и по названиям книг. Так именуемые в католической конфессии Первая и Вторая книги Летописей становятся в Православной церкви Первой и Второй Паралипоменон; Песнь Соломона — Песнью песен Соломона и т. п. [2]. Апокалиптические произведения «Книги Еноха» (три книги) не попали в Православии вообще никуда. Российскому читателю четвёртая Книга Маккавеев (философского содержания) — также широко недоступна.

Хотелось бы уже закончить и так достаточно муторные статистические исследования, но не получается.

Если обратиться к христианским документам ранних веков, то в «Апостольских Правилах/Постановлениях» (документ от IV в., познакомится — [4]; увериться или нет в подлинности [5]) после фразы «85. Для всех вас, принадлежащих клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета...» мы увидим перечисление 38-ми книг еврейского Писания. То есть ни про книги, ни про святость текстов четырёх Книг Царств, 3-ей Ездры и т. д. католические архиереи в IV веке нашей эры ещё не ведали. Кстати так же, как не подозревали клирики и о существовании текста «Откровений св. Иоанна Богослова» в составе Нового Завета, о которых в «Правилах» — вообще ни звука!

Выходит, что в VIII веке, спустя три столетия (спустя более ста тысяч дней и ночей!) от времён св. Климента (автора проекта «Правил») св. Иоанн из Дамаска не догадывался ни о существовании более полутора десятков книг ТаНаХа (сейчас у православных 39, а у католиков 50 канонических книг в Ветхом Завете, но не 22 по Дамаскину), ни, тем более, не догадывался о незыблемой святости этих книг ТаНаХа до нашей эры написанных! Однако затем, и совершенно чудесным образом, этот ранее «неведомый» комплект книг «восстал» из небытия и уже в священном статусе канона, но уже в веке примерно XIV–XV-ом!?

ТаНаХструктурачисло книг ТаНаХаВетхий ЗаветСага распятой Совести

Источник: [21.97]
Комментарии

Статья № 18
Хуан Антонио Льоренте, †1823

Метаморфозы христианства. Вызревание инквизиция (начало)

Св. Павел хочет, чтобы еретика предупреждали всего два раза; быть может, потому, что ересь — заблуждение ума, и надо полагать, что, если он не окажется убеждённым после того, как ему дважды показали истину, благоразумие не позволяет надеяться на то, что он убедится после третьего увещания, так как он дважды показал себя непослушным голосу своего брата, что заставляет отлучить его от Церкви:

«Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён» (Послание ап. Павла к Титу [Тит 3:10.11])

<…>

31 В этот год и два следующих Иисус Христос показывает притчами, деяниями и весьма ясно выраженным учением, что кара за грех ереси не является делом людей; что она предоставляется Богу в день общего Суда; в частности, что сожжение противоположно духу христианской религии.
32 Апостолы просили, чтобы раскольники Самарии были наказаны огнём, потому что они не желали принять Иисуса Христа в свой город. Господь показал им, что это противоречит духу Евангелия.
34 В этот год и в следующие апостолы и другие ученики Иисуса Христа проповедуют то же учение и поступают согласно его принципам, ограничивая суд над еретиками отлучением после двукратного или троекратного увещания.
52 Св. Пётр вёл себя относительно христиан, обращённых из идолопоклонников, противореча истине евангельской, по выражению св. Павла. Тот укорил его за это, но не отлучил.
56 Св. Павел ославлен как еретик среди иерусалимских христиан, обращённых из иудеев, и апостолы своим примером показывают, как должно обращаться с оговорёнными в качестве заподозренных, мирно расспрашивая св. Павла и указывая ему, что надо сделать.
57 Тот же апостол пишет своему ученику Титу, епископу Крита, что он должен увещевать еретиков дважды до их отлучения.
60 Св. Павел, преданный суду как враг религии, требует, чтобы доносчики и свидетели лично явились перед ним для удостоверения фактов, в которых он обвиняется.

107 Св. Игнатий, епископ и патриарх Антиохии, пишет о том, как надо поступать с еретиками.
120 Кастор Агриппа учит, каково должно быть поведение Церкви относительно еретиков.
145 Беседы Родона с Апеллесом, еретиком и учеником Маркиона, для его убеждения.
160 Св. Ириней, епископ Лиона, пишет о том, как следует обращаться с еретиками.
186 Беседы православных богословов с ересиархом Феодотом Византийским для убеждения его, без мысли о его наказании.
190 Около этого года греческая Библия, переведённая еретиком Феодотионом Эфесским, принята правоверными епископами.
Св. Климент, епископ, патриарх Александрии [219], пишет о способе поведения в отношении еретиков.
200 В эту пору Тертулиан, священник африканской Церкви, заявляет, что принудительные средства для принятия религии противоречат воле Божией. До этого года св. Дионисий, епископ Коринфа, наметил поведение, которого следует держаться с еретиками.

207 Тертулиан пишет о способе поведения с еретиками.
231 Ориген рассуждает об этом же предмете. Он беседует с ересиархом Бериллом, епископом Бокары, для его убеждения. Другая беседа с арабами-материалистами.
235 Еретик Аммоний обращён после нескольких бесед на Александрийском соборе.
250 Около этого года св. Киприан, епископ Карфагена, примас Африки, изъясняет евангельскую притчу о плевелах, показывая, что Бог предоставил себе наказание греха ереси и что люди противоречат воле Божией, наказывая мирных еретиков.
Около этого времени еретики Василид, епископ Асторги, и Марциал, епископ Мериды, примирены с Церковью, только лишившись своих кафедр.
260 Св. Юстин, философ [220], пишет о способе поведения в отношении еретиков. Он беседует с ересиархом Трифоном для его убеждения.
266 Павел Самосатский, епископ, патриарх Антиохии, отрекается от ереси на соборе.
272 Он оговорён на другом соборе как еретик-рецидивист. Павел не желал покидать епископского дома; восточные епископы обратились к императору Аврелиану [221]. Тот заявил, что он повелит то, что будет предложено епископом Рима. Папа св. Феликс I подтверждает решение собора, и император велит его исполнить.
280 Беседы Архелая, епископа Каскары [222], в Месопотамии, с Манесом, главою еретиков-манихеев, для его убеждения.
295 Беседа папы св. Кая с Проклом в Риме для обращения этого еретика.
296 Диоклетиан и Максимилиан опубликовывают закон, присуждающий вождей манихеев к сожжению, а других сектантов к разным казням.
300 Перед этим годом православные, писавшие апологии для прекращения гонений, поддерживают учение, что несправедливо карать по делу религии, если инакомыслящие не возмущали общественного порядка.

303 Эльвирский собор декретирует, что кающиеся еретики будут примирены только через каноническое покаяние, и присуждает доносчиков к отлучению, не оставляя надежды на причастие, даже при смерти.
313 После этого года, со времени обращения императора Константина и смут донатистов и ариан, правоверные епископы стараются убедить этого государя и его преемников, что полезно установить карательные законы против еретиков и обращаться с ними, как с врагами порядка и общественного блага.
320 Лактанций утверждает в своём труде Божественные установления, что принудительные средства для принятия религиозной доктрины противоречат самому характеру религии, которая теряет своё свойство, переставая быть добровольной.
332 Император Феодосии [223] публикует против манихеев закон, карающий их смертной казнью и конфискацией их имущества и обязывающий префектов претории учредить инквизиторов и доносчиков для открытия тех, которые будут скрываться.
342 С этого года св. Афанасий, епископ Александрии, преподаёт то же учение, что и Лактанций, и показывает, что Иисус Христос желал обращать людей только убеждением и что всякое другое средство наносит ущерб самой религии.
360 После этого года св. Иларий, епископ Пуатье, излагает и защищает то же учение, что Лактанций и св. Афанасий, в послании к императору Констанцию.
370 Около этого времени св. Оптат, епископ Милаха в Африке, писавший против донатистов, признает, что суровое судопроизводство против еретиков противоречит духу истинной Христианской Церкви.
380 Св. Амвросий, епископ Милана, держится того же учения, что Лактанций, св. Афанасий и св. Иларий, о способе обхождения с теми, кто не следует государственной религии.
381 Св. Григорий Богослов, или Назианзин, осуждает в своих сочинениях учение о принудительных средствах для обращения людей и называет их тираническими.
383 Св. Мартин, архиепископ Тура, умоляет императора не присуждать к смертной казни еретика Присциллиана. Максим обещает это, но потом нарушает данное слово.
Со времени закона Феодосия и в царствование его преемников еретики увещеваются и допускаются на собрания и собеседования до предания их суду.
384 При римских императорах, ставших христианами, префекты, губернаторы провинций и светские магистраты уполномочиваются судить еретиков без вмешательства со стороны церковной власти, кроме простого заявления, что подсудимый еретик или не еретик.

401 Св. Иоанн Златоуст пишет, что с ересями надо бороться, но нужно прощать еретиков.
408 Император Гонорий повелевает наказывать смертью донатистов. Св. Августин вступается за них.
410 Св. Иероним пишет, что христианская религия лучше поддерживается терпением и кротостью, чем строгостью и злопамятством.
415 Около этого года и несколько времени спустя св. Августин пишет несколько раз об обхождении с еретиками; хотя он видоизменяет своё мнение согласно обстоятельствам, он постоянно держится того убеждения, что их не следует казнить.
430 Сальвиан, священник из Марселя, прозванный французским Иеремией, говоря об управлении Бога вселенной, показывает, что один Бог может знать, заслуживают ли наказания чистосердечные еретики, потому что они думают, что следуют истине.

589 Третий Толедский собор, в согласии с королём Испании Рекаредон I, декретирует, что возвращающиеся от христианства к идолопоклонству будут строго наказаны, однако не смертной казнью.

633 Четвёртый Толедский собор, в согласии с королём Испании, декретирует, что у иудействующих еретиков будут в наказание только отняты их дети и рабы, чтобы предохранить их от заражения.
655 Девятый Толедский собор постановляет карать христиан, виновных в ереси, наказанием кнутом или воздержанием, сообразно возрасту каждого из них.
663 Несколько позже король Испании Рекисвинт публикует закон, которым он присуждает нераскаявшихся еретиков к лишению почестей, должностей и имущества, если они священники, и даже к изгнанию, если они миряне.
681 Двенадцатый Толедский собор, в согласии с королём Испании Эрвихом, повелевает изгонять еретика, если он благородный, и наказывать кнутом, если он раб.
693 Шестнадцатый Толедский собор, в согласии с королём Испании Эгикой, декретирует, что те, кто станет противодействовать стараниям епископов и судей в деле уничтожения идолопоклонства, уплатят, если они благородные, штраф в три фунта золотом; если они принадлежат к простонародью, то подвергнутся ста ударам кнута и конфискации половины своего имущества.

726 После того как римляне выгнали своего последнего герцога Василия, папа Григорий II завладевает гражданским управлением Рима, и его преемники сохраняют его за собою, при покровительстве французских государей и вопреки притязаниям лангобардских королей. С этой поры стараются уверить, что законы, относящиеся к наказанию еретиков, должны исходить только от верховных первосвященников.
731 Григорий III предоставляет Карлу Мартеллу сан римского патриция.
741 Захария, будучи избран папой, ведёт себя, как светский государь Рима, в трактатах, заключённых с лангобардским королём. Он держит себя как имеющий власть располагать королевствами в своём ответе на запрос Пипина о титуле французского короля и высказывается против Хильдерика III, занимавшего престол.
752 До этого года появляется булла папы Захарии, относящаяся к тем, кто удерживает за собою угодья церковного владения.
Стефан II, будучи избран папой, отправляется во Францию, там коронует Пипина и пользуется данной им помощью для сохранения светской власти над Римом вопреки притязаниям лангобардского короля.
754 Стефан II коронует Пипина, короля Франкского государства, в аббатстве Сен-Дени, и освобождает французов от присяги на верность, принесённой ими Хильдерику III, законному владетелю престола.
755 Около этого времени появляется мнение, что всякий отлучённый лишён чести и что с ним нельзя вступать в общение, не разделяя его позора.
Источник этого находится в законах древних друидов Галлии и даёт возможность папам считать себя полномочными свергать королей с престола, отлучая их и запрещая подданным иметь с ними общение.
792 Еретик Феликс, епископ Урея, отрекается от своей ереси в первый раз на соборе в Регенсбурге и сохраняет за собою свою епархию.
794 Тот же епископ отрекается от ереси вторично на Франкфуртском соборе; хотя он рецидивист, его не лишают сана.
799 Римским собором Феликс объявлен рецидивистом. Однако папа Лев III грозит ему отлучением только в том случае, если он не захочет навсегда отречься от своей ереси. Феликс отрекается на Ахенском соборе после нескольких собеседований и подвергается только ссылке.
800 Лев III провозглашает и коронует Карла Великого первым западным императором.

  следующий век >>

инквизицияСупремаметаморфозы христианстванапутствие апостола ПавлаСписок Льоренте

Источник: [19.181]
Комментарии

Статья № 19
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112

Толпы демонов, христианские страшилки, церковные соборы и летаргический сон

411
Во время этой бури среди многих других мученическую смерть приняли седунцы Флорентий и Хиларий, епископ Лингонский Дезидерий вместе с архидьяконом Винцентием и епископ Безансонский Антидий. Об этом Антидии мы читаем, что, однажды, во вторник после Вербного воскресенья, он, проходя по мосту через реку Дунай, увидел толпу демонов, рассказывающих своему князю о своих подвигах, и среди них эфиопа, несущего в руке сандалий в знак того, что он, наконец-то, ввёл в заблуждение римского епископа, которому принадлежал этот сандалий и которого он искушал семь лет. Призвав к себе этого эфиопа и вскочив на него благодаря силе Божьей и святого креста, он прибыл верхом на нём в Рим в четверг, как раз к часу богослужения. Пока демон ожидал его у ворот, он сообщил папе об этом деле и, несмотря на то, что папа всё отрицал, посредством сандалия побудил его к покаянию; отслужив вместо него мессу и взяв часть освящённого им елея, он опять-таки верхом на демоне вернулся в свою церковь, как раз в субботу перед Пасхой, к часу богослужения.

416
Некий еврей, уже неоднократно крещённый ради выгоды во многих еретических церквях, пришёл также и в православную церковь с тем же намерением креститься. Но, когда его должны были крестить, вода в купели внезапно испарилась; вновь и вновь лили воду и наполняли купель, но вода постоянно испарялась, являя силу Божью и нечестие еврея.

433
По приказу августа Феодосия Младшего объявлено о созыве Третьего вселенского, то есть Первого Эфесского собора 200 епископов; он по праву осудил, предав анафеме, Нестория, уверявшего, что во Христе — две ипостаси, и доказав, что, несмотря на две природы, существует лишь одна ипостась Господа нашего, Иисуса Христа.

438
Дьявол в лице лжепророка, лживо уверявшего, что он — Моисей, обманул иудеев и, обещая увести их в землю обетованную, вывел на берег моря для переправы; а там многих из них велел погубить разными способами. Многим из них, избежавшим этой опасности, это стало поводом уверовать во Христа.

530
В Африке некоторые православные епископы, которым вандалы урезали языки, продолжали впоследствии говорить довольно ясно, очень многих приведя в изумление. Удивление людей ещё больше возросло, когда один из них, возгордившись, тут же лишился Божьего дара и онемел.

447
В Эфесе семь братьев, терпевшие от императора Деция мучения ради Христа, закрылись в пещере и, помолившись, заснули; примерно через 192 года после того как они заснули, вход в пещеру, который заложил император Деций, был открыт благодаря Божьей воле; они проснулись и, засвидетельствовав перед императором Феодосием веру в наше воскресение, в которой сильно сомневались, вновь почили во Христе.

503
Когда в Африке некий Олимпий изрыгал в бане хулу на святую Троицу, с неба спустилось огненное копьё и он сгорел на глазах у всех.

681
В Константинополе состоялся Шестой вселенский собор, на котором Георгий81, епископ Константинопольский, был отозван от заблуждения монофелитов, а Макарий Антиохийский и все те, которые отрицали две воли и энергии в одной личности Христа, преданы анафеме. На этом соборе было 289 епископов.

710
Император Юстиниан, любя православную веру, пригласил к себе в Константинополь папу Константина и почтил его по прибытии и на обратном пути с достойной папы славой.

719
Константин, сын императора Льва, в то время как был крещён патриархом Германом, испражнившись в святую купель, дал страшное предзнаменование того, что в будущем причинит церкви Божьей большой вред.

755
Император Константин созвал в Константинополе собор 330 епископов...

толпы демоновхристианские страшилкицерковные соборылетаргический сон

Источник: [12.34]
Комментарии

Статья № 20
Фредегар

599
В этом же году Брунхильда охотилась в Австразии. Некий бедный человек нашел её одну, заблудившуюся, около Аркиса в Шампани и отвёл её по её просьбе к Теудериху, который устроил своей бабке торжественную встречу и обращался с ней с почетом. Брунхильда за эту услугу сделала этого бедного человека епископом Оксера.

из грязи в князибедняк–епископ

Источник: [8.50]
Комментарии

Статья № 21
Зенон Косидовский

Рождение Иешуа Га-Ноцри

Почему выбор церкви пал именно на этот, а не на другой день? Это момент зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Римляне праздновали в это время рождение непобедимого солнца «Dies natalis Soils Invicti», праздновали шумно, с танцами, пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры, даже рабам разрешалось свободно веселиться. К празднующим язычникам часто присоединялись и христиане.

Один из анонимных сирийских писателей-христиан объясняет со всей откровенностью, почему римская церковь остановилась в конце концов на дате 25 декабря. Он пишет: «У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца. Во время празднеств зажигали огни. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово...». Такое примазывание христианской церкви к языческому празднику было одобрено не сразу и не всеми...
Таким образом, дата 25 декабря как день рождения Христа была как бы навязана церкви верующими, которые, согласно древним народным обычаям, отмечали в этот день очередную перемену в природе...

Детство Иешуа Га-Ноцри

Все сказания о детстве Иисуса позаимствованы из апокрифического сборника легенд, созданного около V века н. э. и включавшего, в частности, буддийские и персидские предания. На основе этого сборника появились позднее два апокрифа: «Армянская книга детства» и «Арабская книга детства». И вот в «Армянской книге» сказано, что волхвы были персидскими царями, и названы их имена...

Внешность Иешуа Га-Ноцри

Если задаться целью узнать, как действительно выглядел Иисус, мы, к своему изумлению, обнаружим, что в евангелиях не сказано по этому поводу ни слова... Иисус, как мы знаем, отнюдь не был аскетом, любил общество. И конечно же не был одет в лохмотья, если римские солдаты, стоявшие в карауле у креста, бросали жребий, чтобы решить, кому достанется его одежда.

Вот что пишет Цельс в изложении Оригена:

«Если бы дух божий действительно поселился в нем [Иисусе], то он должен был бы отличаться от других красотою облика, великолепием тела, а также красноречием. Ибо невозможно поверить, что тот, в чьем теле было нечто божественное, ничем не отличался от других. Между тем люди рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение»

Вот точка зрения, типичная для человека античного общества. Воспитанному на греческой и римской мифологии, Цельсу казалось невозможным, чтобы бог вселился в несовершенное по красоте человеческое тело. Непривлекательность внешности Иисуса, по мнению Цельса, целиком опровергала предположение о его божественной сущности.

В самом ли деле ранние христиане представляли себе Иисуса Таким, каким его изображает Цельс? Оказывается, да. Это полностью подтверждает, например, христианский писатель Тертуллиан. В своих полемических диалогах со сторонником Павла и противником Ветхого завета Маркионом он следующим образом описывает Иисуса:

«Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния. Поистине, неужели нашелся бы смельчак, который бы нанес малейший вред телу, если б оно отличалось необычайной красотой и было озарено небесным сиянием? Кто бы покрыл плевками лицо, если бы уродство, которое наложил на себя Иисус и которое сделало его презренным в глазах людей, не представляло это лицо заслуживающим одних лишь плевков?»

Тертуллиан, что для нас чрезвычайно важно, указывает заодно и причину, побуждавшую людей того времени изображать Иисуса в таком жалком виде. Оказывается, почитатели Иисуса, глубоко веря в то, что ветхозаветные пророчества о мессии сбылись в жизни Иисуса, пользовались ими, чтобы воссоздать те факты его биографии, о которых не было ничего известно или которые вообще никогда не существовали.

Так, Тертуллиан, описывая внешний облик Иисуса, ссылается на знаменитый отрывок из пророчества Исаии:

«Ибо он взошел пред ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели его, и не было в нём вида, который привлекал бы нас к нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от него лице свое; он был презираем, и мы ни во что ставили его. Но он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что он был поражен, наказуем и уничижен богом» (гл. 53).

Ориген, полемизируя с Цельсом, именно в уродстве Иисуса усматривал доказательство его божественной сущности. По его мнению, в Этом нашло выражение превосходство души над бренным телом. К тому же в таком облике Иисус делался ближе и понятнее бесчисленным массам тогдашиих христиан, живших в нищете и бесправии. Это был Иисус, созданный по их образу и подобию, любимый и обо жаемый, своей невзрачностью символизирующий их собственную жалкую судьбу.

Однако позднее пришло время, когда в сознании христиан начал складываться иной облик Христа, восходящий к греческой и римской миологии: Иисус был богом, а значит, у него был прекрасный, благородный облик. Начало новой тенденции положил Иоанн Златоуст, заявивший, вопреки существующей традиции, что Иисус был прекрасен.

жизнь Христаподлоги описаний жизни Христавнешность Иисуса Христа

Источник: [20.109]

Статья № 22
Ян Длугош, †1480

Верования литовцев. Зороастрийский след

Вместе с женами, скотом и домочадцами литовцы пришли на обширные и пустынные пространства, доступные одним зверям, почти постоянно подверженные жгучим морозам и называемые у писателей "пущи« 26, в северную страну, которую они, по отчему и древнему имени [Италия] назвали Литалией (ныне она, вследствие некоторого изменения, называется поляками и русскими Литва), племени же они дали имя литалов, добавив впереди одну только букву «л», которую еще и ныне прибавляют итальянцы в своем народном языке27.

До принятия истинной веры они почитали те же самые святыни, тех же богов и справляли те же священные обряды и празднества, которые существовали у римлян, когда те были язычниками, а именно: священный огонь, который римлянами по суеверию поддерживался непрерывно, и в Риме почитали в нем Юпитера-громовержца девы-весталки28, искупавшие свою небрежность, в случае угасания его, своей жизнью; также и леса, которые они считали священными и которых касаться железом признавалось у них нечестивым и гибельным, ибо всех, кто касался их железом и подымал на них руку, хитрый и лукавый сатана при божьем попущении поражал в руку, глаз, ногу или иной член тела, чтобы удержать своих приверженцев в нечестивой вере29, и якобы возвращал им целость только, когда его умилостивляли сожжением целиком баранов и телят30; также считалось, что в их лесах пребывает бог Сильван и прочие боги, по известному изречению поэта: "Также и в лесах обитали боги" 31; в змеях же и ужах римляне почитали бога Эскулапа, который в виде змеи привезен был в Рим на корабле из Греции, именно из Эпидавра, для прекращения сильно свирепствовавшей чумы32.

В таких и подобных священнодействиях литовцы, хотя и не воспроизводили в точности обряды римлян и италийцев, но все же большей частью им подражали.

Сверх того, у литовцев, пока они пребывали во тьме язычества, существовало унаследованное от предков священное празднество и обычай: в начале октября месяца, после сбора урожая, отправляться с женами, детьми и домочадцами в леса, почитавшиеся священными, и приносить в течение трех дней отчим богам быков, баранов и прочих животных в жертву и полное сожжение; а после жертвоприношений и священнодействий проводить эти три дня в празднествах, играх и плясках, предаваясь пиршествам и пьянству; и это празднество было главным и важнейшим, от которого никому нельзя было уклониться.

верования литовцевлитовцы-зороастрийцыкульт огня в Литве

Источник: [15.40]
Комментарии

Статья № 23
Барониуш

В изложении царевича Алексея Романова, сына Петра, 1714

386
Царь Феодосий Великий положил, чтоб мощей святых не ломать и не раздавать (того ради что многие монахи ложны мощи обносили), а быть бы им в церквах, на то устроенных.

745
Аделберт еретик был такий, что своим церкви святил, а ногти и волосы свои за мощи велел имет.

мощи при жизнипрекращение разрачи мощей

Источник: [19.198]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,086