▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Иные этнические системы (XX век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XX век)

Никольский , Иовль, Фишер

Статья № 1
М. Э. Никольский , 1910

Паломничество мусульман в Мекку

Поклонение Мекке и ею чёрному камню было и у арабов-язычников. Переняв у них этот обряд, Магомет облагородил его, запретив мужчинам и женщинам совершать обхождение чёрного камня совершенно без костюмов, как это было принято раньше...

Ежегодно в Геджас стекается как морем, так и дорогами через пустыни от пятидесяти до трёхсот тысяч человек. Особенно велик наплыв паломников бывает в те годы, когда религиозные празднества начинаются в пятницу; хадж тогда называется «акбар» (великий).Число паломников из России за последние годы колеблется от шести до десяти тысяч человек, не поднимаясь выше шестнадцати тысяч богомольцев...

К карантинам мусульмане относятся вообще с большой враждой и крайне отрицательно. Устройство карантинов противоречит учению о предопределении, столь сильно воспринятому серой мусульманской массой...

Условия жизни для паломников, остающихся некоторое время в Джедде до отъезда в Мекку, крайне тягостны. Жилища, в которых им приходится жить в Джедде, совершенно антигигиеничны. По узким темным лестницам со ступенями чуть не в поларшина паломники взбираются в грязные, битком набитые клетушки. Отсутствие воздуха, чрезмерная скученность, ретирады на общих коридорах без всяких загородок, грязь и зловоние — вот условия, в которых приходится жить богомольцам. Не лучше в этом отношении и в Мекке, но там есть хоть изобилие пресной воды, а Джедда и этим не может похвалиться...

М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Кааба и окружающие её дома, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/1.JPG
Кааба и окружающие её дома
 М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Кааба и её чёрный камень, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/2.JPG
Кааба и её чёрный камень
М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Источник Зем-Зем, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/1.JPG
Источник Зем-Зем
 М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Могила Хадиджи, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/2.JPG
Могила Хадиджи
М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Богомольцы на Арафате, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/1.JPG
Богомольцы на Арафате
 М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Богомольцы на Мине, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/2.JPG
Богомольцы на Мине
М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Одни из ворот Медины, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/1.JPG
Одни из ворот Медины
 М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Могила Фатьмы в окрестностях Медины, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/2.JPG
Могила Фатьмы в окрестностях Медины
М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Паломницы египтянки, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/1.JPG
Паломницы египтянки
 М. Э. Никольский.  Паломничество мусульман в Мекку, 1910.  Богомольцы в ожидании парохода в Ямбо, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/XX/1900-1920/Nikolskij/2.JPG
Богомольцы в ожидании парохода в Ямбо

До хаджа цена за наем верблюда от Джедды до Мекки бывает обыкновенно три-четыре меджида (меджид 1 рубль 60 копеек), но месяца за два до него цена повышается вдвое-втрое, причём для хаджей различных национальностей бывают и разные цены...

Мекка находится в узкой долине и окружена каменистыми, лишёнными всякой растительности горами до 150 метров высоты. В длину город тянется версты на две, в ширину максимум на 300–400 сажень. Раньше Мекка подвергалась от дождей частым разрушениям, но султан Магомет IV окружил ею плотинами и отводными стоками для дождевой воды. Через весь город тянется одна улица шириной от 7 до 10 аршин. Все остальные улицы расходятся ветвями от главной, но кривы и узки, не превышая 2 — 4 аршин в ширину. В нижних этажах главной улицы расположены магазины, съестные лавки, кофейни, отчего вся улица имеет характер базара, хотя базар расположен лишь в срединной ею части. Всех торговых помещений в Мекке насчитывается более 2 000...

Вода в Мекку проведена с горы Джебель-Кара, находящейся от неё на расстоянии 50 вёрст. Водопровод этот устроен супругой калифа Гарун-Аль-Рашида. До долины Арарата вода идёт по искусственному каналу, а оттуда уже по подземным трубам попадает в 15 резервуаров города. Кроме того, в городе имеются громадные водоёмы для стока дождевой воды и источник Зем-Зем (Колодец в 21 метре от Каабы — Прим. ред.)...

Теперешняя Кааба была построена в 1074 году гиджры (теперь 1327 г.).
Чудотворный чёрный камень, получающий ежегодно миллиарды лобзаний, по преданию, принесён с неба архангелом Гавриилом. Раньше он сиял белизной лилии, но совершенно почернел от лживых уст прекрасного пола. Коварные учёные говорят, впрочем, что камень этот простой аэролит, сделавшийся черным от частых пожаров Каабы. В день Страшного суда у камня образуются два глаза, и он увидит тех, кто целовал его, и будет предстательствовать за них перед Аллахом... в XI веке египетский юродивый мулла Хакем приблизился к камню и сказал: «Сколько ещё времени должно воздаваться поклонение этому камню. Никто не разрушил тебя, так я хочу это сделать». При этом он ударил камень железной дубиной. Мулла тут же был растерзан толпой богомольцев, а камень, разбившийся на 15 кусков, соединили серебряными обручами...

Посередине двора Каабы находится здание, занимающее около 9 квадратных сажен при 5 саженях вышины. Здание это называется Бейтулла, и здесь-то и находится знаменитый чёрный камень.

Бейтулла сложена из больших, плохо отёсанных четырёхугольных плит бурого горного камня. Снаружи Бейтулла покрыта покрывалом (кесвой) из чёрной толстой шёлковой материи с вытканными на ней словами: «Нет Бога кроме Бога и Магомета пророк Его». Слова эти вышиты золотыми буквами величиной в один аршин... Со стороны двора на высоте человеческой груди в Бейтуллу вделан под прямым углом камень чёрно-бурого цвета. Это и есть знаменитый чёрный камень. Он обделан серебром, но посредине его оставлено широкое отверстие, к которому богомольцы и прикладываются губами, опираясь руками о серебряные бока...

На дворе Каабы находятся гробницы Авраама (Несомненно, что это лишь предание мусульман, очень чтущих Авраама), имамов Ханифи и Хембали и пустые мавзолеи имамов Шахи и Мальхи...

Роль шайтанов изображают три болвана, поставленные на ограждённом месте главной улицы Мины. В болвана полагается бросить 7 камешков, но в азарте разгорячённые богомольцы бросают гораздо больше. Какая гора камней образуется вокруг представителей ада, если порой число хаджей бывает в 300–400 тысяч человек. Благочестивые богомольцы твёрдо верят, что ограду вокруг чурбанов никогда не очищают, а что ангелы уносят вновь на Муздаляфу брошенные камни. Счастливы верующие!..

В Медине находится гроб Магомета, и поклонение ему, если не считается обязательным по религиозному ритуалу хаджа, то в большинстве случаев свято соблюдается по обычаю и тому священному значению, которое имеет в глазах мусульман место погребения их пророка.

Медина, как и Мекка, окружена стенами, постройку которых относят к XII веку христианской эры; в стенах этих 14 башен и 5 ворот. Храм Медины представляет собою копию Каабы в уменьшенном размере. Гробь Магомета, окружённый возвышающейся до потолка бронзовой артистически высланной решёткой, закрыть великолепным зелёным шёлковым ковром. Здесь же находятся могилы первых калифов Абу-Бекра, Омара и Османа. Могила Фатьмы, дочери Магомета, бывшей замужем за калифом Али, находится отдельно в окрестностях Медины. Шииты особенно почитают эту гробницу, плюя потихоньку на гробницы Омара, Османа и Абу-Векра, которых они не признают за калифов, считая их узурпаторами законных прав Али.

Источник: [20.58]

Статья № 2
В. Иовль , 1907

Китай

В январе месяце обнародован богдыханский декрет о сооружении храма в честь Конфуция на месте его родины в городе Цюйфу и о принесении в этом храме жертв в том же самом порядке, в каком эти жертвы приносятся в Пекине, в храме Неба и Земли.

культ Конфуция

Источник: [20.112]

Статья № 3
Фриц Фишер, †1999

Еврейская идея исключительности нации и её последствия в Германии и России

Помимо украинского и польского движений немцы в августе 1914 г. — судя по отчётам консула Хайнце — оптимистически оценивали и третье, «сильнейшее движение против царизма» — сионистское. Евреев в России воспринимали как квазинемецкий элемент, хотя бы из-за их языка идиш; с другой стороны, они были меньшинством на особом положении, поскольку именно за два предвоенных десятилетия особенно часто становились жертвами пресловутых погромов, за счёт которых царизм пытался отвлечь внимание от некоторых внутриполитических проблем.

Австрийский император, напротив, в своём воззвании к русским евреям смог указать на гарантированное правовое положение и гражданские права, а также на культурные и экономические позиции евреев в Дунайской монархии. Листовки, распространяемые еврейским комитетом в Галиции, об активности которого германский генеральный консул в Лемберге постоянно и в позитивных тонах сообщал в Берлин, в пламенных выражениях призывали своих собратьев по вере в царской империи к мести за погромы и к активному или по меньшей мере пассивному сопротивлению русским властям.

Немцы нашли подходящий инструмент для антироссийской пропаганды в созданном самими евреями-сионистами «Комитете по освобождению русских евреев» (председателем был берлинский социолог Оппенхаймер), действовавший, в свою очередь, с одобрения Центрального комитета Международного сионистского комитета в Берлине (председатель профессор Отто Варбург). В представленном 20 августа отчёте рейхсканцлеру он был назван «инструментом огромной ценности для нашей разведывательной службы и агитационной деятельности за рубежом... особенно на территориях Российской империи».

Но и здесь германские надежды провалились; для евреев в России подстрекательские прокламации и попытки подбить на восстание со стороны Центральных держав имели трагические последствия. Русское правительство и воинственные правые круги, на которых уже лежала ответственность за погромы довоенных лет, теперь увидели подтверждение причин своей ненависти к евреям и рассматривали их как врагов своей страны. Дошло до новых выступлений против евреев и до официально принимаемых мер с тяжёлыми последствиями для тех, кого они затронули...

В той же серии о «целях нашей мировой политики» распространялся географ Альфред Хеттнер: «Англичане полагают себя избранным народом и верят, что обладают правом на господство на море и на суше; однако мы оспариваем это у них и поставим-таки себя наравне с ними. Русские тоже претендуют на право постоянного расширения их империи, однако мы выступим и против их притязаний». И немцы должны были с полным осознанием утверждать, что их культура столь же высока, а то и выше, нежели английская или французская: «Мы хотели бы гать воспитателями мира, хотели бы нести свою культуру по всему миру. Мир будет вылечен германской идеей».

 Фотографии с Первой мировой войны, Frank Hurley's
Фотографии с Первой мировой войны, Frank Hurley's
 Фотографии с Первой мировой войны, Frank Hurley's
Фотографии с Первой мировой войны, Frank Hurley's

Великая цель была ему очевидна: «Германия... не может довольствоваться крохами, оставленными ей мировыми державами, а должна сама быть мировой державой, став как равная в их ряды рядом с прочими».

Пауль Рорбах в своей газете «Дойче политик» раз за разом повторял мысль, что есть три мировых нации — англичане, русские и американцы, — и добавлял: «А четвертым народом будем мы». Эрнст Йэк, как и Пауль Рорбах и Фридрих Науман, заявлял, что ядром будущей мировой державы будет германская «Срединная Европа» от Нордкапа до Персидского залива...

Германский путь к «мировой политике» начался с 1897 г., когда Бюлов стал статс-секретарем по иностранным делам (а в 1900–1909 гг. он был рейхсканцлером), а Тирпиц возглавил имперское морское ведомство, и теперь привел уже к настоящей изоляции.

исключительность нациитрагедия евреевисключительные немцыначало фашизмаГермания от моря до моря

Источник: [21.132]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,083