▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Иные этнические системы (XIX век) → Комментарии к статье № 1

Комментарии к статье № 1, Н. Я. Бичурин, †1853

16. Отношение к религии. Верования
16.1. Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XIX век)

Редактор сайта (22.11.2013 23:55:27)

Для насмотревшихся китайских и американских кинобоевиков с этими «кия-кия»

1.

Уж кто-кто, а Никита Яковлевич — монах Иакинф — в Китае религию искал на совесть. Не нашёл, однако. Может, потому и претерпел по возвращении гонения клира — мол, «плохо искал! Ибо не может народ жить без оной, без веры в Бога-Иегову-Отца и Сына Его и Духа Его!»

Ну, нет, и не было в Китае никакой религии! В моём понимании термина, конечно (см. Intro к теме 16.1). Так как и конфуцианство, и даосизм, и буддизм — суть философские учения.

И ничего, никто из китайцев не застрелился по этому основанию! «Почему-то».

2.

Можно найти и более современные источники по описанию «религии» в Китае, в том числе — А. А. Маслов, Китай: укрощение драконов. Духовые поиски и сакральный экстаз (— М.: Алетейа, 2003), который я частично цитирую ниже.

Седовласый Кун Фуцзы не нёс своему народу религию как таковую, но только систему доверия духам предков; при этом поклонение не могло зависеть ни по форме, ни по содержанию от того, кому из предков поклонялся житель Поднебесной империи: будь то дед, или будь то бог, который почитался первым предком; или будь то учитель, признанный учителем с молчаливого одобрения сельской общины. Помимо действий живых существ, во Вселенной им не признавалось никакого иного творящего начала, никакого божественного Творца!

Его стараниями был наложен запрет на составление Писаний; их не было и, как он считал, не могло быть в принципе! Были книги, но они больше предназначались к обладанию, но не к прочтению...

Когда заезжие купцы его спрашивали «В чём заключается его религия?», Кун Фуцзы отвечал: «Воля бога — это то, что мы называем законом жизни. Выполнение закона жизни и есть то, что я называю нравственной, истинной жизнью. Когда законы нашей жизни собраны в порядок, излагаются в последовательности, это и есть то, что вы называете религией. Но это — только часть моего учения, учения о Середине. Не существует разницы между верой в бога и верой в своего учителя»

Патриотизм учит граждан отождествлять себя со страной, слиянию с государством — обычно так продолжал мудрец свой ответ. — Многие религии говорят по сути то же: призывают к слиянию с Богом. Таким образом, обе концепции культивируют представление о двух отдельно существующих субстанциях: человеке и стране, человеке и Боге. Но идентификация в философии Инь-Ян исключает всякий дуализм! Вы — Инь-Ян, и Инь-Ян — это вы. Поэтому всё, что обнаруживается во Вселенной — это тоже вы. Все человеческие существа — это вы, а вы — это они.
Именно поэтому вы страдаете, если они страдают, и вы счастливы, если счастливы они. И дело тут не в том, что вид и состояние души других людей как-то воздействует на вас; просто их проблемы становятся вашими проблемами. Эта самоидентификация — тотальна, она является основой вселенской гармонии и мира в мире. Только после осознания принципа Инь-Ян и самого себя как Инь-Ян вы почувствуете красоту Вселенной и осмысленность жизни!

И помните крепко! — добавлял Кун Фуцзы. — Поскольку во внешней части человеческого тела доминирует Ян, а во внутренних органах — Инь, переразвитые мышцы тела вызывают нарушение баланса. Внутренние органы, такие, как сердце и почки, вынуждены производить лишнюю работу и постепенно ослабляются. Доминирующий Ян заставляет Инь отступать.
Такое состояние называется «Сильный Ян — слабая Инь» и это нарушение нормы! Сильная Инь, слабый Ян — тоже нарушение нормы. Единственным нормальным и желательным состоянием является равновесие Инь и Ян.

Таким образом, термин религия в активном лексиконе Кун Фуцзы отсутствовал вообще. Было учение, учение предков; примерно такое же, какому следовали жрецы храма Макоши древней Руси.

Это обстоятельство вводило в ступор мозги заезжих купцов и миссионеров, и они понесли на земли Европы весть, что и в Поднебесной таки есть религия, захватив для подтверждения своего бреда фигурки Будды — не бога, но только наиболее почитаемого человека, предка, ставшего сверхчеловеком.
Не могли же они говорить, что есть место на земле, где нет в почёте ни одного бога и что люди там совсем не маются от отсутствия богов и «почему-то» совсем не чувствуют от этого ущерб своей души! Этим сообщением была бы отрыта могила власти попов и хомотриалов!

Так люди запада получили обережение своего разума от волн его очищения, вместе с Солнцем выбрав путь к своему закату.

И уж совсем невдомёк тем «любознательным» было понять, что основа буддийской космологии — число четыре — вызывает лютое противление у китайцев постольку, поскольку иероглиф, обозначающий её (si) озвучивается (правда, на ином тоне) в Поднебесной так же, как и иероглиф смерть (sĭ,)... и нет у буддизма никакой победы на землях Поднебесной и близко! По крайней мере, той его ступени, которая определяет философский уровень его функционирования.

То, что попы называли молитвой, и для Кун Фуцзы, и для людей Ра было лишь формой обращения к предкам и общения с ними. Если же человек назойливо направлял свои мысли к мечтаниям об ином мире, это рассматривалось как месть миру существующему. Да и то: если мы не знаем, что такое жизнь, как можем мы рассуждать о том, что за порогом смерти?! Но говорил мудрец при этом, что смерти бояться не надо, советуя обратить мистическое знание в пространство рационального служения государству, всем рассказывая, что душа расстаётся с этим миром на 49-й день!

Говорил ещё старец, что вся жизнь состоит из парных событий и всё в этом мире уравновешивается. Как пример он приводил деревенское поверье: умер в доме человек — завтра должно быть счастье, родился ребёнок — удача будет какое-то время обходить дом стороной.

И для Кун Фуцзы и для храмовых жрецов сообщества людей Ра был всегда неприятен тот человек, кто только и искал оправданий собственной лености и бездействия; но также ими равно уважаем тот, кто искал пути преодоления трудностей и находил их, пусть и большим потом. А тот, кто видел оправдание своей слабости как результат невнимания к нему непостижимых сущностей, был особенно мерзок; такой не мог рассчитывать на сочувствие, он изгонялся из общества как преступивший черту терпения предков.

Вот немногое из сказанного Кун Фуцзы:

Когда же Кун Фуцзы спрашивали об истоках его мудрости, он впадал в смятение. «Я передаю, а не сочиняю! Я верю в древность и люблю её», — так отвечал он на этот вопрос.

*

Однако со своей фикс-идеей Середины во всём, и не на небе и не на земле, с процветанием в под-Небесной, Конфуций ничем не отличается ни от фазана-философастера (Аристотеля) с его учением о Середине («Этика»), ни от учения о Середине Печати Пророков (Коран, сура «Падающие»), ни от учения принца Шакьямуни* — учений посредственности. О христианстве с его садистом Богом-Отцом-Иеговой и речи нет!

* Одна из фраз Татхаагаты —

«люди мало пригодны для моего открытия ни в благополучных фазах мирового цикла, ни в катастрофических»

 — не означает ли, что учение его пригодно только тогда, когда в грядущей фазе спирали жизни не будет и ни катастроф, и ни благополучия? Опять Середина, «и вашим, и нашим»!

В отличие от единственной в мире религии, чётко призывавшей встать своих адептов только на одну сторону, на сторону Добра, под знамёна Ахура-Мазды, строго против отрядов бога Зла, и никак не посередине.

А я полагаю, что и Макоши и Её коллегия славянских (и не только славянских!) богов «говорили» древним предкам абсолютно то же, что и Бог Добра Авесты словами Спитамы Заратуштры!






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,101