▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Иные этнические системы (XIX век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XIX век)

Бичурин, Добель, Васильев, Пржевальский, Осокин, Демезон, Ишаев , Ишаев , Афины, Пассек, Льоренте, Рокхилл, Потанин

Статья № 1
Н. Я. Бичурин, †1853

Китай. Три «религии»

В Китае государственная религия, называемая «религиею учёных» (То есть Учением о Середине Кун-Фу-цзы, — «учителя Куна», то есть Конфуция — Прим. ред.), не имеет особливого сословия духовных, а каждый старший в семействе мужчина имеет право исправлять должность жреца.
Кроме религии ученых, существующей в Китае с давних времен, ещё государственными законами допущены два ордена монахов, из которых каждый следует своему вероучению и богослужение отправляет по своим обрядам. Это суть «хэ-шан» и «дао-ши», а мы привыкли называть их «хошан» и «даос». Первые следуют буддийскому учению с древними обрядами; вторые составляли себе вероучение из превращённых о природе вещей суждений мыслителя Лао-цзы.

Оба ордена ведут безбрачную жизнь и живут в монастырях обществами, отделёнными от всех других сословий. В делах духовных управляются властями из своего сословия; почему в каждой области, в каждом округе и уезде один из них поставляется начальствующим по своему ордену. Палата Обрядов утверждает его в сей должности по выбору местного гражданского начальства и по представлению начальника губернии. Таковой духовный начальник хошанов в губернском городе получает от правительства печать — залог властительства и чин 11 -го класса — знак преимущества перед своими собратами.

Даосы имеют главу своего ордена, и сей глава, в отличие от низших начальников, утверждается государем в чине 5-го класса.

Но духовные начальники обоих орденов не имеют никаких отношений к гражданским властям, никаких особенных прав и привилегий, никакого влияния на правительство, презирающее их.

Несмотря на это, влияние обоих орденов на нравственную сторону народа значительно, особенно влияние даосов на жителей Южного Китая, которые искренно верят мнимому сообщению сих отшельников с миром духов. Некоторые монастыри, построенные иждивением правительства, получают штатное содержание от казны, но весьма скудное.

Отшельники содержатся своими трудами, небольшими сборами от окрестных жителей, а более доходами с земель, приобретаемых вкладами от доброхотных дателей. Члены обоих орденов по внутренним делам судятся и наказываются своими властями, по гражданским предаются суду гражданских начальств, а по уголовным преступлениям предаются смертной казни...

Китай. Шаманское служение

Наконец наши миссионеры, живущие в Китае, узнали устав шаманского служения, изданный в Пекине в 1747 году на маньчжурском языке; и с сего времени открылось, что мы очень обманывались в своих мнениях на счет шаманства. То, что нам казалось грубым обманом в кочевых шарлатанах, составляет религию, господствующую ныне при китайском дворе и в Маньчжурии. Древние обряды ее, изложенные в вышеупомянутом уставе, представляют стройную систему, основанную на понятиях чисто религиозных. Коневые сибирские шаманы, изучая обряды шаманства по устным преданиям, с течением времени не могли не обезобразить их грубыми изменениями и прибавлениями, происходившими от их невежества, но со всем тем удержали существенные части шаманского служения, как ниже увидим.

Начало шаманской религии, судя по простоте обрядов ее, должно относить к тем временам мира, когда люди еще не имели ни храмов для жертвоприношений, ни особливых сословий, посвятивших себя служению при жертвенниках. Религия эта и ныне совершенно чужда фанатической веронетерпимости, свойственной прочим языческим религиям.

(Маньчжуры кроме шаманской религии следуют обрядам всех других религий, терпимых китайскими законами. У них в похоронной процессии нередко бывают монахи трех религий, идущие в некотором отдалении от других. Каждое отделение облачено в свой служебный костюм и поёт свои молитвы. В торжественные дни в самом дворце тибетские и монгольские ламы отправляют молебствия сряду по несколько дней. Исламизм исключён по причине собственного его фанатизма)

Мы называем её шаманством от слова шаман, заимствованного от тунгусского слова саман, которое означает человека, соединяющего в себе качества жреца, врача и волхва...

В Пекине шаманское служение совершается в двух местах: во дворце государыни и в шаманском капище, которое лежит во Внутреннем городе, на юго-востоке от дворцовой крепости, и по-китайски называется тхан-цзы, что значит храм. Маньчжуры превратили сие слово в танзе, а собственно названия — без вещи — не имеют.

В шаманском капище находятся три храма, как то: главный храм, состоящий из одного зала в три звена; круглый храм, имеющий вид небольшого павильона, и малый храм, похожий на беседку. В этих храмах нет ни мебели, ни украшений каких-либо; даже наружность их очень проста. Во дворце государыни, в служебном зале, развешивается на шестике занавес: при утреннем служении — на западной стороне, при вечернем — в северо-западном углу, а на средине зала ставится веха, утверждённая в каменной тумбе.

В шаманском капище веха ставится перед круглым храмом, а от вехи проводится через круглый храм в главный три бечёвки, которые привязываются к северной стене над занавесом. Как при шаманском служении иногда сама государыня присутствует, а при ней ни один мужчина, исключая евнухов, быть не может, то должность шаманов исправляют женщины, почему в обоих храмах служение совершается одною шаманкою в шаманском одеянии; по правую ее сторону, несколько отступя назад, стоит подшаманка в обыкновенном своем одеянии. Шаманка читает молитвы и поёт гимны плавно и тихим голосом, с важным и благоговейным видом. Но каким образом она действует в тайных молитвах при жертвоприношении, я не имел случая видеть.

Штат шаманок при дворе состоит из 12 женщин. Должность сию исправляют жены дворцовых офицеров и за это получают от двора одно только одеяние. Сверх шаманок ещё находится 36 подшаманок, которые прислуживают шаманкам при обрядах, 37 женщин для толчения коры и 19 женщин, делающих из этой коры курительные свечи для шаманского служения. Все эти женщины суть жены дворцовых солдат. Они получают от двора на содержание от половины до 2 лан серебра и по полумешку риса ежемесячно.

Шаманское служение состоит в жертвоприношении Небу и онготам. По вероучению шаманов, под Небом разумеется сила, управляющая миром, — Бог, под онгопшми — души людей, которые в жизни сей делали добро людям, да и по смерти продолжают благотворить им.

Обыкновенное ежедневное жертвоприношение совершается каждый день утром в 3-м и 4-м часу пополуночи, вечером в 3-м и 4-м часу пополудни. При утреннем жертвоприношении молятся он-готам: Шагя-мони, Бодисатва и Гуань-ди; при вечернем молятся онго-там: Ахунь-няньги, Аньчунь-аяра, Мури-муриха, Надань-дайхунь, Нархунь-сюаньчу, Эндури-сенчу, Баймань-чжангинь, Вэйху-ри, Энь-ду-монголо, Катунь-ноинь.

(Последние десять онготов суть тунгусы, что видно из их имен, чисто тунгусских. Что касается до первых трех: Шагя-мони и Бодисатва суть индийцы, жившие за десять веков до Р. X., они основали буддийскую религию; Гуань-ди родом был китаец, живший в III столетии по Р. X., он обоготворен за верность к законному государю. По всей вероятности, сии три лица внесены в число тунгусских онготов уже по завоевании Китая маньчжурами по видам чисто политическим).

Конфуций и поддержание нравственности

В Китае нет ни общественных храмов, ни общественного богослужения; почему нет и религиозных наставлений народу в храмах, как это соблюдается у христианских народов. Вместо сего введены там гражданские поручения.

Гражданские и военные чиновники в городах ежемесячно в 1-е и 15-е числа обязаны собираться в присутственное место, куда сходятся ученые, военные и разночинцы, слушать царские поучения и законы. Чиновники садятся на тюфячки на восточной и западной стороне залы. Чтец становится на северо-восточной стороне, лицом к западу, и открывает чтение. Старики, военные и разночинцы слушают, стоя вкруг крыльца.

В каждой слободе и деревне, в каждом военнопоселении (В котором градоначальник имеет пребывание) и в землях инородческих управляющие назначают сборное место, выбирают одного из степенных стариков главою общины и трех или четырех из благонравных людей — месячными очередными, Сии выборные ежемесячно в 1-е и 15-е числа собирают и старых и малолетних и читают им царские наставления и законы. Это суть нравоучительные собрания.

В сих собраниях читают народу законы воспретительные, предостерегающие от преступлений; а временные предписания правительства обыкновенно выставляются на больших досках на всенародных местах селения, дабы каждый из жителей сам читал их и не отзывался незнанием. Что касается до царских поучений, они изложены в 16 главах и составляют евангелие китайцев.

Из них первое поучение предписывает почитание родителей и старших братьев как естественный долг каждого человека, как основание государственного управления; второе поучение убеждает уважать родственников, дабы жить во взаимном согласии и любви. Третье поучение советует в слободах и деревнях соблюдать миролюбие как единственное средство для устранения споров и тяжб. Четвёртое поучение поощряет прилежать к земледелию и шелкоделию, дабы ни в пище, ни в одеянии не нуждаться. Пятое поучение наставляет, как при умеренности и бережливости сохранять имущество от расточения. Шестое поучение раскрывает пользу учебных заведений в направлении нравственности учащихся. Седьмое поучение предписывает прекращать ложные доносы в защиту добрых граждан. Восьмое поучение увещевает искоренять заблуждения, или, яснее сказать, ложные вероучения, дабы возвысить чистое нравственное учение. Девятое поучение советует изъяснять народу законы, дабы глупых шалунов предостеречь от преступлений. Десятое поучение убеждает соблюдать в обращении вежливость и уступчивость, чтобы сим средством улучшить нравы и обычаи. Одиннадцатое поучение наставляет постоянно печься о улучшении своего состояния. Двенадцатое поучение советует делать наставления юношам, чтобы удерживать их от неблагопристойных поступков. Тринадцатое запрещает укрывать беглых, дабы не быть привязану к их делам. Четырнадцатое увещевает исправно платить подати для избежания понуждений. Пятнадцатое разъясняет, что учреждение в народе сотен и десятней есть мера, необходимая для искоренения грабежей и воровства. Шестнадцатое убеждает в прекращении вражды и злобы для собственного своего спокойствия.

Купец, ремесленник и земледелец по вступлении в круг общежития совершенно предаются своим занятиям и вообще уклоняются от праздного препровождения времени в кругу родственников и друзей, к чему мало и поводов, потому что в Китае нет ни праздников, ни пьянства...

«Религиозные» храмы Китая и Система воспитания патриотизма, или Коммунизм XIX века

В каждом областном, окружном и уездном городе находится сооружённый правительством храм древнему учителю Кхун-цзы (Конфуцию — Прим. ред.).

По восточную сторону сего храма находится храм Верным, справедливым, отцепочтительным и дружелюбным под названием Чжун-и-сяо-ди-цы (Буквальное значение прилагательных в названии храма); перед храмом каменный памятник и торжественные врата. В этом храме поставляются табели с именами (Надобно разуметь прозвания с именами) туземных чиновников, прославившихся верностью к престолу, ученых — справедливостью, сыновей — почитанием родителей, внуков — послушанием, а при жизни пишутся их имена на торжественных вратах.
По западную сторону храма учителю Кхун-цзы находится храм под названием Цзе-сяо-цы. В этом храме поставляются табели с именами жён и девиц, прославившихся целомудрием и почитанием родителей.

В каждом губернском городе есть храм под названием Сян-лян-цы. В сем храме поставляют табели с именами начальников, которые при управлении тою губерниею оказали услуги отечеству и благодеяние народу.

В каждом областном, окружном и уездном городе находится храм под названием Мин-хуан-цы. В сем храме поставляются табели с именами чиновников, которые при управлении тою страною оказали услуги отечеству и благодеяния народу.

Еще в каждом уезде находится храм под названием Сян-сянь-цы. В сем храме поставляют табели с именами ученых, которые на своей родине прославились добродетельною жизнью.

Все вышеисчисленные храмы, сооружённые правительством, суть храмы славы, у которых местные чиновники обязаны ежегодно совершать перед табелями жертвы — одну весною, другую осенью. Жертва состоит из барана, свиньи и восьми сосудов с предложениями из хлебов и плодов. Чиновник, начальствующий при жертвоприношении, по прочтении молитвы делает перед табелями одно коленопреклонение с тремя поклонами в землю.

О славных мужах, удостаиваемых обожания, начальники губерний обще с попечителями училищ, по обстоятельном исследовании дел их, представляют государю и уже по получении указа поставляют табели с их именами в храмах славы.

Государственная Китайская Статистика — Да-цин-и-тхун-чжы содержит краткие жизнеописания всех славных мужей, коих имена поставлены в храмах славы в продолжение минувших 2000 лет.

За прочие похвальные дела правительство даёт табели с похвальною надписью для вывески над воротами дома или выдаёт деньги (По 30 лан серебря) на сооружение торжественных ворот.
Например, сделавшим пожертвование в общественную пользу, простирающееся до 1000 лан серебром, дозволяется соорудить торжественные врата с надписью «За пожертвование».

Домам, которые в продолжение нескольких колен живут в согласии и без раздела, правительство выдаёт сумму на сооружение торжественных ворот, а имена их иссекаются на каменном памятнике перед храмом славы.

Достигшим ста лет правительство сооружает торжественные врата: мужчине с надписью «Достигший счастья, возможного человеку»; женщине — «Врата долгоденствующей через целомудренную жизнь»; старшему и младшему брату, вместе достигшим ста лет, с надписью «Два знамения блистательного счастья».

Мужу и жене, достигшим ста лет, также достигшим 120 лет, выдаётся двойная сумма на сооружение торжественных ворот. Имеющим в доме от пяти до восьми колен в живых, то есть от прапрадеда до праправнука, также сооружают торжественные врата с надписью числа колен.

Для женского пола есть особливые положения, на основании которых и женщины и девицы удостаиваются внимания правительства, например:

Имена женщин и девиц, прославившихся сохранением целомудрия, также помещены в Государственной Китайской Статистике с кратким жизнеописанием каждой.

Отдельное описание Учения Конфуция см. сайт Восточная литература или здесь, 1.1 Mb

Источник: [19.19]
Комментарии

Статья № 2
Питер Добель, 1818

Китай

Китайцы рассказывают о сотворении мира и Всемирном потопе почти то же, что и нам известно из Священного писания, кроме того, что остаток людей спасся на горе, находящейся в Китае, и посему они считают Китай самой возвышенной страной в свете. Они веруют в высочайшее и всемогущее существо, называемое великим Джосом или Юк-чи, коего можно только духовно понимать, вещественно же изображать нельзя... Многие из китайцев, кажется, верят бессмертию души и имеют довольно порядочное понятие о будущей жизни.

Источник: [19.20]

Статья № 3
В. П. Васильев, 1848–1849

Китай

Главноуправляющий Тибетом доводить до сведения императора, что малолетний далай-лама просит через посредство регента (Номун-хан-Ачиту) наградить его отца гуна (достоинство, в роде графского, всегда жалуемое отцу каждого далай-ламы, хотя бы он был прежде простым мужиком) Цэ-ван-донь-чжу драгоценным шариком и двухочковым пером. Император согласился. Со времени седьмого далай-ламы такого случая не было доныне.

Конфуцианство

Конфуцианство тем отлично от других религий, даже от восточных, что те, в сравнении с ним, все же имеют некоторое сходство с западными, так что невольно рождается вопрос: религия ли это?

Что конфуцианские книги обделывались и доделывались, даже после открытия западных стран, мы имеем на это многочисленные намеки. Но верить ли непременно, что Китаю стал известен Запад только со времен У-ди (140–86)? Тут опять не династическая ли проделка? Притом, официально многое и не в Китае узнается гораздо позже, чем знают частные лица; довольно указать, что в Китае книгопечатание было известно с VI века, а правительство стало пользоваться им только в X столетии; что магометанство существовало в Китае прежде Чингисханидов, а китайская история и не думает о нём упоминать по настоящее время.

Если китайские товары проникли на Запад прежде официальных сношений с ним китайского двора, то почему же и идеи и легенды Запада, которому мы придаем такую энергичную силу, не могли проникнуть на Восток, хотя в обмен на эти товары? Есть одно обстоятельство, которое подтверждает нашу догадку, — индейцы называют Китай Чина или Чжина (откуда Shine, Хина); но это было название династии (Цинь), царствовавшей в Китае за сто с лишком лет до открытия Запада....

Известно свойство древней истории: она всегда говорит о государях, о знаменитых мужах, готова говорить о жизни известного бунтовщика или разбойника, но никогда не касается жизни народной...

Китайцам непонятно даже, чтобы могли существовать другого рода школы, в которых не преподавались бы их классические книги. Когда европеец говорит им, что в Европе также учатся, что там также получают учёные степени кандидатов, докторов, то они твердо уверены, что это звание даётся за изучение их классических книг. На этом-то и основан известный анекдот, что они считали покойного супруга королевы Виктории беглым кантонским студентом, так как им сказали, что она вышла замуж за молодого человека, взятого с университетской скамьи.

На этом же основании, когда они увидели, что европейцы их превосходят во всем, и им стали толковать, что европейцы обязаны этим науке, они не сомневались, что эта наука заключалась в их же классических книгах; подозревали даже, что в Европу зашли те главы из этих книг, которые потеряны китайцами.

Чему и как учил Конфуций — это еще загадка...

В месте, отводимом нравственности, заключается, кажется, главная ошибка и не одного только конфуцианства. Не только нравственность, втиснутая в определенные рамки, скоро превращается в ханжество, но и самая наука, попавшая под опеку такой нравственности, превращается в шарлатанство или в переливание из пустого в порожнее...

Но для всех, конечно, гораздо интереснее те принципы, которые китайцы установили в столкновении человека с другим, себе подобным. Здесь они видят только три главных отношения: отца к сыну, мужа к жене и государя к чиновникам. В этих отношениях выражается именно вся характеристика не только конфуцианства, но и вообще всего Китая.

Когда он (богдыхан) услыхал кваканье лягушки, то спросил: «Кто это поет, чиновник или народ?» На это ему доложили, что народ умирает с голоду, он наивно спрашивает: «Отчего же он не ест?»

Что же из всего этого следует? — А то именно, что идеи Конфуция вообще недурны, содержат много верного, пожалуй, человечного; но спрашивается, что налито в эти, ещё не износившиеся мехи?

(Полный текст этой очень интересной статьи — здесь, 1.0 Mb

Источник: [19.25]

Статья № 4
Н. М. Пржевальский, 1888

Монголия, Угра

Рядом с ленивым и апатичным складом характера трусость и ханжество составляют самые присущие монголу качества... На той же самой почве ленивого, пассивного склада характера номада прочно укоренилось и широко раз вилось религиозное ханжество, в которое погружена вся жизнь нынешнего монгола.

Помимо бесчисленного множества лам, со ставляющих, по крайней мере, треть мужского населения опи сываемой страны, здесь все, от простолюдина до владетельного князя, отдают религиозному культу как свои лучшие стрем ления, так и большую часть своих материальных средств.

Но рядом со столь широким господством буддизма, или, вернее, современного ламаизма, у монголов уживаются немалые ос татки прежнего шаманства и фетишизма. Не говоря уже про поклонение горам, рекам, озерам и другим предметам неодушев ленной природы, монголы веруют во многое множество различ ных примет, гаданий и волшебства, начиная от лопаточной ко сти барана, играющей большую роль в суевериях этого народа, до различных отчитываний лам и диких представлений исступ ленного шамана.

Источник: [19.32]

Статья № 5
Г. М. Осокин, 1895

Китай, Маймачен

Заведующему кумирней обыкновенно поступает наибольшая часть приношений. Ввиду того, что среди китайцев Маймачена очень много различных сектантов, то неудивительно, что все обряды и отношения к их религиозной жизни весьма различны.

Взгляды же большинства китайцев Маймачена на свою религию вполне индифферентны. Торговля, жажда наживы совершенно убила в местных китайцах какой-либо интерес к чему-либо другому. Вся обычная обрядовая жизнь сводится у них к одной лишь привычке жить именно так, а не иначе. Цель жизни он видит лишь в одной наживе, а все остальное считает совершенно лишним, исполнять которое заставляет его лишь только обычай старины.

К старине китаец вообще относится с большим уважением. Равным образом и старики у китайцев пользуются особым вниманием и почтением.

Источник: [19.33]

Статья № 6
П. И. Демезон, 1833–1834

Бухарское царство

Внимание иностранца в Бухаре привлекает, естественно, большое количество мечетей. Они находятся в каждом квартале, так сказать, на каждом шагу. Тем не менее, во всем городе всего три большие мечети, где по пятницам проходят общие намазы. Первая — мечеть Калон находится около минарета Мир Араб и была построена, как говорят, Кызыл Арслан-ханом. Вторая — мечеть Гаукушон (Мясники — Прим. ред.) Третья — совсем рядом с дворцом.

Кроме этих существуют еще две другие мечети: Магоки находящаяся около Базари Алар (рынок благовоний), и мечеть, расположенная около больших базаров Мисгарон (рынок жестянщиков). После минарета Мир Араб самые большие минареты имеют мечети Гаукушон, Магоки и Мисгарон. Зов муэдзина, пять раз в день призывающего правоверных к намазу, приводит народ в движение. Все ускоряют шаг и поспешно, по крайней мере так кажется, устремляются в мечеть или к водоему, чтобы совершить омовение, предшествующее намазу...

Одежду из дераи (Чистый шёлк — Прим. ред.) могут носить только женщины, так как считается, что если во время молитвы мусульманин будет одет в одежды из чистого щелка, его молитва не дойдет до аллаха.

Источник: [19.48]

Статья № 7
Ш. М. Ишаев, 1895

Джедда. Могила Евы

Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилу Евы, которая находится за городом, посреди большого кладбища.

Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин; в головах поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями и растёт финиковая пальма; в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одною крышею; одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются. У входа, снаружи, находится выдолбленный в большом камне резервуар, напоминающий собой колоду, из которой поят лошадей; в него наливают воду и его считают Зем-Земом Евы.

Здесь живёт много шейхов, а ещё больше нищих женщин и детей; они собирают подаяния у являющихся на поклонение паломников.

Источник: [19.96]
Комментарии

Статья № 8
Ш. М. Ишаев, 1895

Мекка. Жертвоприношения и бизнес шерифа

В память известного жертвоприношения Авраама, в Мине приносятся кровавые жертвы паломниками, не всеми, разумеется, а кто побогаче. Для жертвоприношения имеются особые бойни, находящиеся от Мины приблизительно в версте расстояния. Они состоят из навесов на столбах. Под навесами лежат запасы извести и выкопаны ямы, у которых и режутся жертвенные животные.

Боен устроено в достаточном количестве, так что задержки в резании животных не бывает. Режут особые резаки, поставленные от меккского шерифа и берут за свою работу небольшую плату, больше всего удовлетворяются даянием, смотря по щедрости жертвования. На бойнях стоят турецкие солдаты и следят за порядком и чистотою. Нужно заметить, что в общем бойни содержаться хорошо, и зловония не чувствуется. В жертву приносятся бараны и верблюды, которые к этому времени загоняются к Мине арабами. Так как в жертву по большей части приносятся тощие бараны, вероятно, по русской пословице — «на тебе, Боже, что нам негоже», то жертвователю даже при его желании воспользоваться жертвенным мясом, его не выдают, а заколов животное, бросают в яму и засыпают известью и песком. Обыкновенно выдают только мясо жирных баранов.

Встречаются жертвователи, которые покупают и режут по десяти и более баранов, но мясом не пользуются, даже жирным, а тут же раздают бедным арабам, которые и сидят обыкновенно возле боен. Но если и они отказываются, то все бросается в яму и закапывается. Много приносят в жертву и верблюдов, но так как их мясо никто не ест по его грубости, то трупы тоже бросаются в яму. В этом, собственно говоря, и заключается жертвоприношение, то есть паломник покупает животное, его режут на бойне, бросают в яму и зарывают. Ничего религиозного, поражающего глаз и сердце в этом как будто и нет, все сводится к одной формальности.

Шкуры с убитых иногда снимаются, но иногда нет. Право на шкуры с жертвенных животных принадлежит меккскому шерифу, но ввиду того, что они не имеют здесь почти вовсе ценности, то их по большей части не снимают. Впрочем, были годы, когда шериф давал бойни в аренду, собственно говоря, продавал промышленникам свое право на шкуры, которые, все снимались и поступали в пользу арендатора...

Источник: [19.96]
Комментарии

Статья № 9
Сын отечества, № 9 (Из записок г-на Шоба), 1842

Греция. Афины

Женщины, въ церквахъ стоять совершенно отдельно отъ мужчинъ; отведенное имъ мѣсто несравненно меньше того, какое назначено для мужчинъ. Всякій разъ, когда мнѣ случалось быть въ церкви, число женщинъ было очень незначительно въ сравненіи съ мужчинами. Это, безъ сомнѣнія, еще слѣдствіе затворничества, въ какомъ благоразуміе требовало держать женщинъ во время турецкаго владычества.

Вообще женщины въ Аѳинахъ большія домосѣдки; ихъ рѣдко можно встрѣтить на улицахъ, и никогда не увидите ни въ кандитерскихъ, ни въ кофейняхъ, ни въ магазинахъ.

Источник: [19.156]

Статья № 10
Вадим Пассек , 1838

Нѣкоторыфя повѣрья Финовъ, живущихъ въ петербургской губернiи

Фины вѣрятъ в вампиров, и для удержанія ихъ появленія на землѣ, разрываютъ могилу покойника, оборачиваютъ его трупь внизъ лицемь и заколачиваютъ въ пяты желѣзные гвозди.

Вѣрятъ въ домовыхъ, что они обогащаютъ и разоряютъ хозяина дома, смотря по расположенію къ нему. Вѣрятъ въ русалокъ и представляютъ ихъ женщинами съ волосами до земли и съ длинными висящими грудями…

Финляндиярелигияповерьявампирырусалки

Источник: [19.170]

Статья № 11
Хуан Антонио Льоренте, †1823

Метаморфозы христианства. Шабаш воинствующей глупости, или Закат инквизиции (формально)

1801
Грегорио де Висенте, профессор философии, подвергнут епитимьé инквизицией.
Антонио-де ла Куэста, литератор, архидиакон Авилы, преследуется инквизицией. Он удаляется во Францию. Через пять лет он объявлен невиновным. Херонимо-де ла Куэста, каноник, епитимийный судья Авилы, преследуется инквизицией. Он заключён в тюрьму в Вальядолиде. После его пятилетнего заключения король Карл IV переносит к себе этот процесс и процесс его брата Антонио и объявляет обоих невиновными.
Мария Франсиска Портокарреро, графиня де Монтихо, учёная, преследуется инквизицией.
Дон Антонио Палафокс, епископ Куэнсы, делает энергичную вылазку против иезуитов.
Родригальварес и Посада, каноники церкви Св. Исидора в Мадриде, резко возражают своему собрату Бальдассару Кальво, донёсшему на мнимое сборище янсенистов.
Процесс Клары, мадридской святоши, которая, притворяясь параличной, не сходила с постели, причащалась ежедневно и получила от папы разрешение произнести обеты монахинь капуцинского ордена без обязательства вести монастырскую жизнь.
1803 Мария Бермахо, припадочная, в мадридском госпитале пытается выдавать себя за святую. Она подвергнута епитимьé инквизицией.
1805 Смерть Мигуэля Солано, приходского священника из Эско, в тюрьме сарагосской инквизиции.
1806 Рафаэль де Мускис, архиепископ Сант-Яго, подвергся выговору и штрафу.
1808
19 марта. Карл IV, король Испании, отрекается от престола. Ему наследует его сын Фердинанд VII. Карл протестует против своего отречения, династия Бурбонов перестаёт царствовать в Испании. Ему наследует Иосиф (Жозеф) Бонапарт.
4 декабря. Наполеон Бонапарт упраздняет трибунал инквизиции в Испании как покушающийся на государственную власть.
1813
12 февраля. Трибунал инквизиции упразднён генеральными чрезвычайными кортесами Испании как несовместимый с новой политической конституцией монархии.
11 декабря. Фердинанд VII вступает на испанский престол в силу трактата в Валянсэ [226].
1814
Март. Фердинанд VII возвращается в Испанию.
21 июля. Указ Фердинанда VII, восстанавливающий в Испании трибунал инквизиции.
13 августа. Булла Пия VII против франкмасонов. Дон Франсиско Миер-и-Кампильо, епископ Альмерии, сорок пятый главный инквизитор, назначенный Фердинандон VII для восстановления трибунала инквизиции.
1815
3 мая. Указ нового инквизитора, в котором встречаются принципы, противоречащие истинным интересам государства.
27 декабря. Аутодафе в Мексике над священником Хосе Мария Морельсом по делу ереси. Он составил проект освобождения своей страны от испанского владычества. Ему дано отпущение от церковных наказаний, затем он повешен по приказу вице-короля.
1816 Папа уничтожает пытку во всех трибуналах инквизиции. Сверх того, он вводит полезные преобразования в судопроизводство святого трибунала.

<< предыдущий век    Список Лорьенте. Итоги >>

инквизицияСупремаСписок Льорентезакат воинствующей глупости

Источник: [19.181]

Статья № 12
Вильям Вудвил Рокхилл, 1888–1889

Ламы составляют влиятельнейший и богатейший класс. При этом число лам весьма значительно, так, например, только в Amdo их от 25.000 до 30.000, из коих 2/3 куку-норских тибетцев, a 1/3 куку-норских и цайдамских монголов, восточных монголов и тибетян. Вообще же можно принять, что на двух мужчин приходится один лама.

Ламы живут в монастырях, из которых наибольшие в Amdo суть Lh’abrang (в четырех днях пути к югу от Kuei-te) с 5 000 лам и Kumbum с 3 000 лам, кроме того в Amdo, имеется 22 монастыря, в каждом из них живет от 200–1000 лам. Вне границ земледельческого населения почти нет монастырей, так как трудно доставать необходимое для лам продоволъствие. Ламы, живущие в монастырях в Amdo принадлежат к секте Gelupa (китайцы называют желто-шапочной сектой), вследствие того, что последователи этой церкви в церковных церемониях носят жёлтые шапки, в отличие от последователей старой церкви, которые носят красные. Тибетцы иногда называют первую секту Dja-ser, вторую Dja-mar. Некоторые главные монастыри получают ежегодную субсидию от императора...

В Тибете лам чрезвычайно много, так, например: по дороге от Jyekundo до Ta-chien-lu (600 миль) встретилось 40 монастырей, из которых в меньшем 100 монахов, а в пяти из них от 2.000 до 4.000. В действительности ламы почти неограниченные управители страны. В Тибете существуют 4 секты лам: Gelupa, Nyimapa, Sachyapa и Karmapa, по наружному виду различаются шапками (жёлтые, красные, чёрные и [100] белые). Кроме этого, в восточном Тибете есть последователи вероисповедания Bonbo, которые презираются ламами.

Derge — населеннейшая и вместе с тем богатейшая земледельческая и мануфактурная часть восточного Тибета; в ней считается около 32 000 душ, за исключением лам, которых по крайней мере 10 000. Главный город называется Derge dron-cher (Sder-gi-grong-k’yer), на р. Dre-ch’u, в четырёх днях пути от д. Drenda, с которой соединён дурною дорогою.

прокорм захребетниковокоромление монахов

Источник: [19.182]
Комментарии

Статья № 13
Г. Н. Потанин, 1892

Путешествие в Монастырь Пи-лин-сы, Тибет

Лун-ван Сань-чуани называется Co-чжие и изображается с красным лицом. Этот самый Со-чжие когда-то был свирепым богом, но встретился с Гуань-ин-нусой, должен был испытать на себе ее могущество, смирился, смягчился сердцем и поступил в ее ученики. С тех пор он чтит её, как своего учителя (бакши), помнит сделанный ему урок и всегда чувствует ее власть над собой. Поэтому-то недовольные скупостью бога дождя сань-чуаньцы и ходят жаловаться на него вододательнице Гуань-ин-пусе, обитающей пещеру Шуй-лэн-дун; несколько почтенных стариков, предварительно выдержав семидневный пост, состоящий в отказе от мяса и чесноку и от ношения панталон и обуви, несут на своих плечах статую Со-чжие в Шуй-лэн-дун в сопровождении трёх упомянутых выше депутатов.

Прибыв в Шуй-лэн-дун, статую Со-чжие ставят в правой пещере подле Гуань-ин-пусы и оставляют тут на целую ночь. Депутация приносит с собой глиняную флягу и шелковую нить или шнур; флягу ставят на пол пещеры подле бассейна, один конец нити опускают в описанный выше стакан в стене пещеры, другой во флягу; вода из стакана по нитке начинает медленно сочиться во флягу. Когда на дне фляги скопится несколько капель, депутация уходит в Сань-чуань в уверенности, что теперь скупой Со-чжие откроет хляби небесные; когда же действительно прольет дождь, депутация вновь идут в Шуй-лэн-дун, и капли, унесенные во фляге, возвращает в бассейн.

верования тибетцев

Источник: [19.183]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,087