▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Славяне и российские этносы (XIX век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XIX век)

Каптерев, Начала, Описание прихода, Майнов, Азбука, Щербина, Преображенский, Милюков, Журнал, Горихвостов, Ядринцев, Жеребцов, Дубельт

Статья № 1
П. Ф. Каптерев

А между тем мы имеем несомненные факты, что в XVIII и даже в начале XIX столетия было много духовенства и именно много священников совершенно безграмотных, не умевших (или разучившихся) ни читать, ни писать и совершавших все церковные службы по памяти, наизусть.

Посошков прямо говорит, что между современными пресвитерами бывали некоторые «грамотою плохи». Он советует епископу ищущих священства подвергать экзамену не по прежнему обыкновению — давать читать лишь выученные наперед псалмы, а давать читать по незнакомой книге, да и книгу раскрывать самому, не по закладам.

Дело в том, что архиерейские служки вот что проделывали: «дадут ставленнику местах в двух-трех затвердить да и заложат закладками потаенно, и по тем закладкам дают ставленникам при архииереи читать, и тако архииереев обманывают и в грех их вводят и тако в пресвитеры поставляют таких безграмотных, что иной с нуждою и одну строку неученую прочтёт»

...В начале XIX века Пензенскую губернию инспектировал преосв. Ириней, собрал 50 священников  — совершенно безграмотных; один священник из села Лопуховки знал наизусть только одно Евангелие, которое читал... на всех молебнах. Другой, при просьбе прочесть молитву «Верую, Господи», произносил только эти два слова, а затем что-то бубнил шепотом. На прямой вопрос — «Знаешь ты эту молитву?  — ответил «Нет», и добавил: «А я слышал, что попы говорят тут „Верую, Господи“, и потом что-то шепчут, а что шепчут  — не разберёшь, поэтому и выучить не мог. Я только и выучил, что слышал»

Нечего удивляться, что многие священники предпочитали учить все службы наизусть, чем учиться читать. Обучение чтению в древности и даже до последнего времени было делом довольно длительным и весьма трудным. Когда-то научишься грамоте, да и научишься ли; а помаленьку затверживая наизусть службы, несомненно выучишься служить, да и, пожалуй, скорее. Результат трудов осязателен — выучил вечерню, часы и можешь их служить. Да и церковнобогослужебных книг, столь дорогих прежде, не надобно при службе наизусть.

Распространение среди духовенства исправленных при Никоне церковно-богослужебных книг встречало противодействие, между прочим, и потому, что многим приходилось переучивать службы, запоминать изменения, читать новые книги, а это для полуграмотных чтецов была мука...

И. Т. Посошков в письме к Стефану Яворскому: «Я мню, что на Москве разве сотый человек знает, что-то есть православная христианская вера, или кто Бог, или что есть воля Его, или как ему молитися и как молитву приносить, и как волю Его творить? Или как Пресвятую Богородицу почитать и как ангелов и угодников Божиих чтить? ...А если в поселянах посмотришь, то истинно не чаю из десяти тысяч обрести человека, еже бы хотя малое что о сицевых вещах что знал».

безграмотные священникивыучить наизусть

Источник: [20.1]

Статья № 2
Изложение начал мусульманского законоведения

Всех предписанных обрядов и правил относительно молитвы, с самого начала, с омовения, до окончательных молитв, считается 660.

Источник: [19.14]

Статья № 3
Описание одного прихода в Грязовецком уезде, 1863

Вологда

Почти все наши прихожане, как живущие среди раскольников и поддающиеся их обаянию, весьма холодны к Св. церкви, недоверчивы к пастырям духовным, отпадчивы от православия и самых коренных, важнейших, благодетельнейших обязанностей христианских вовсе не исполняют.

Поверите ли, есть такие лица в приходе, числящиеся православными, которые по 20 и более лет не ходят на исповедь и ко Св. причастию! В недавнее время я похоронил старого холостяка, жившего от церкви всего в полуверсте, который лишь перед смертию исповедался и, только после продолжительного с моей стороны убеждения и усиленной просьбы, решился приобщиться Св. тайн. А человек был добрый, ко кресту и на благословение к священнику ходил постоянно, делился и с церковью, и с клиром.

Источник: [19.28]

Статья № 4
В. Н. Майнов, 1884

Угорские народы: Обь — остяки и вогулы.

 В. Н. Майнов. Угорские народы.  Религия остяков
 В. Н. Майнов. Угорские народы. Остяцкие идолы, 1884
Остяцкие идолы, 1884

Источник: [19.63]

Статья № 5
Полная азбука, 1883

 Россия. Полная азбука, 1883
 
 Россия. Полная азбука, 1883
 
 Россия. Полная азбука, 1883
 
 
 

Источник: [19.71]

Статья № 6
Н. Θ. Щербина, 1863

Въ Юрьевъ-Польскомъ уѣздѣ, Владимірской губерніи, в одномъ селѣ, я спросилъ у деревенскихъ мальчиковъ:

— Какія вы знаете молитвы?
— Да мы знаемъ всего-то одну молитву, отвѣчали они.
— А какую?
— Да «Богородицу»

А прочитай-ка мнѣ эту молитву, сказалъ я одному изъ них, думая, что онъ мнѣ начнетъ читать: «Богородица, дѣво, радуйся». Но малъчикъ, крестясь, прочиталѣ свою молитву такъ:

Пресвятая Богородица!
Гдѣ ты спала, почивала?
— Въ городъ Ерусалимъ,
За Божиимъ престоломъ,
Гдѣ Исусъ Христосъ
Несетъ сосуды:
Кровь и руда льется
И снется (sіс), и вьется....
Кто эту молитву знаетъ,
Трижды въ день читаетъ,
Спасенъ бываетъ.
и проч.

— Эту молитву, можетъ-быть, читають только мальчики?
— Нѣтъ, у насъ всѣ мужики читають ее.... Батюшка съ матушкой меня ей научили.

Этотъ мальчикъ былъ сынъ одного штукатура и лѣпщика, ходящего лѣтомъ на работу въ Москву.

Источник: [19.103]

Статья № 7
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния

Селеній въ губерніи въ 1847 году было 9,594, кромѣ 1,518 помѣщичьихъ усадебъ, которыя большею частью находятся въ селеніяхъ. Въ томъ числѣ 724 села, украшенныя Православными храмами.

Источник: [19.146]
Комментарии

Статья № 8
П. Н. Милюков, 1896

Напраслина раскольников на Петра

Наконецъ, и знаменіе антихриста онъ (Петр I — Прим. ред.) принялъ на себя коварно: онъ назвалъ себя «императоръ», и скрылъ, такимъ образомъ, свое званіе подъ буквой «м». Дѣло въ томъ, что, если выкинуть эту букву и приравнять остальныя буквы числамъ (по славянскому изображенiю), то въ суммѣ поручится ровно 666 — число апокалипсическаго звѣря.

Источник: [19.152]

Статья № 9
Тюремный вестник , 1895

Въ Торопецкой тюрьмѣ (Псковской губ.) въ минувшемъ году устроены еженедѣльныя чтенія для арестантовъ, преимущественно религіозно-нравственнаго содержанія, учителемъ мѣстнаго духовнаго училища В. А. Носовымъ и псаломщикомъ Торопецкаго собора М. Г. Рюриковымъ.

заключённыепопыпроповеди

Источник: [19.160]

Статья № 10
А. З. Горихвостов, 1822–1823

В составе Российской империи с XVII: Ногайская орда → Сибирское Царство → Казахское ханство

[Августа] 18. Кочевья его высокостепенства хана при Ханской могиле.
По случаю годового праздника, курбан-байрам называемого, собралось слишком 4 000 человек киргизцев из всех поколений, между коими были султаны, бии и старшины…

КазахстанИд аль-Адхажертвоприношениеокончание хаджа

Источник: [19.166]

Статья № 11
Н. М. Ядринцев, 1885

Алтай и его инородческое царство

Шаманизм, доселе мало исследованный, представляет древнюю, весьма распространенную религию, предшествовавшую буддизму, магометанству и проч. Это был род политеизма, из которого родилась целая мифология, героический эпос, поклонение предкам и проч. До какой степени богата и разнообразна эта мифология, можно видеть по собранию мифов Г. Н. Потанина при его странствии по северо-западной Монголии и сравнительному изучению их.

Здесь открываются первобытнейшие мифы человечества во всей наготе. Здесь часто, видно родство и сходство с арийским и греческим мифами. Сказки о Тезее, Сизифе играют такую же роль, но они сплетаются причудливо с еще более древнейшими мифами зоологического цикла, а затем космического и астрологического мира... Самостоятельность и древность языческого алтайского мифа не подлежит сомнению.

верования на Алтаеалтайский шаманизм

Источник: [19.190]

Статья № 12
А. А. Жеребцов

Письмо великого мастера провинциальной ложи А. А. Жеребцова в Министерство внутренних дел о целях и задачах масонства

Для победы над нечистой силой Орден нас не только учит теоретической науке, но посредством учения его через теорию дается нам вернейшее познание и суть к практическому познанию Бога, натуры и самого себя.

Главнейшие предметы науки каменщической суть познание самого себя, натуры и Творца всяческих.

Любовь к Государю и Отечеству, повиновение Государю и властям, от него учрежденным, и любовь к ближнему, ко всему человеческому роду и даже к своим врагам суть главнейшая обязанность каждого истинного Свободного Каменщика.

Благодарение суть одна из важнейших обязанностей каменщических; для чего всякий член сего общества сверх того, что при открывающихся ему ежедневно случаях обязан оказывать помощь страждущему под бременем убожества, в собраниях братских всякий раз кладет в кружку для бедных что заблагорассудит, и сии заботы поручаются достойным членам и ответственейшим членам, которые делают всепоможения требующим оного, тайно, не делая из того никакого тщеславия, так что тот, кто получает вспоможение, часто не знает, от кого оное происходит.

русское масонствозадачи масонства Россиивольные каменщики Россииблаготворительность масонов

Источник: [20.123]
Комментарии

Статья № 13
Л. В. Дубельт, 1852

МАРТ 10.
Дворянского полка кадет Верстовской вошел в алтарь, облачился в ризы и начал служить обедню. Священник, увидя это, выгнал его из алтаря.

ИЮЛЬ 6.
Купеческий сын Блохин в религиозном заблуждении разбранил святейший синод самыми дерзкими и неприличными словами. Совращал его рыбинский мещанин Маслеников.

Дело об них кончено, и решение чрезвычайно милостиво и снисходительно: Блохина повелено, не подвергая действию законов уголовных, предать церковной эпитимии и поместить без назначения срока в Тихвинский монастырь с поручением настоятелю укреплять его в раскаянии и в познании истины, а Масленикова возвратить на место жительства с поручением полиции иметь строгое наблюдение, чтобы он не распространял своих раскольничьих заблуждений.

предтеча безумных девокпуссирайт XIXнаказания за хулупознать истину в монастыре

Источник: [20.120]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,083