▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Славяне и российские этносы (XVIII век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Каптерев, Паллас, Рондо, Челищев, Ребелинский, Дюк, Милан, Милюков, Указ, Епархии, Тучков, Посошков, Чекунова, Журнал , Барсов, Перри, Уитворт , Юль

Статья № 1
П. Ф. Каптерев

Из проповеди, произнесенной С.Кохановским в день благовещения 1720 г.: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (Суевериями — Прим. ред.) весь мир наполнился: уже бо ныне неточию священницы и прочие книжные люди, но и неграмотные мужики и бездельные деревенские бабы всю тую диавольскую богословию наизусть умеют  — которая пятница святейшая и которая сильнейшая, которая избавляет от огня, которая от воды, которая от вечной муки; что ясти и чего не ясти; что питн и чего не пити и прочая сим подобная и бездельная идолослужения.

А молитву Господню Отче наш разве сотый или тысящный мужик умеет! На сколько просфорах обедню служити  — все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай... Сказки бездельные, скверные бабьи песни и продолженные срамотны песни и малые дети наизусть умеют, а десять заповедей божиих и старые мужики того не знают».

Источник: [20.1]

Статья № 2
П. С. Паллас, 1793–1794

Из торжественной присяги крымских татар России после перехода Крыма под её юрисдикцию:

«Верую в единство бога и в его ангелов, также — в четыре священные книги Инчил, Теврат, Себур и Алькуран1, ниспосланные богом с неба при посредстве его послов; затем — в предопределение о том, что все делаемое на земле написано на небе и в воскресение мёртвых; в этой уверенности произношу: бог един и Магомет-пророк его; бог един, и Магомет-пророк его; бог един, и Магомет-пророк его.
Мы, магометане — истинно верующие в четыре священные книги, данные нам с неба...
В удостоверение чего лобзаем священный Алькоран из самой глубины, нашего сердца и нашей души. Амен! Амен! Амен!»


1 Ветхий завет, Евангелие, Псалмы Давида и Коран — Прим. ред.

Источник: [18.7]

Статья № 3
Леди Рондо, 1730–1739

Об их религии — Ваш следующий вопрос — я могу сказать лишь немногое, поскольку плохо знаю здешний язык.

Кажется, религия русских состоит из внешних обрядов и множества суеверий. Я видела однажды крестины и один раз свадьбу; ребёнка трижды окунали в лохань с водой, крёстные отец и мать держали в руках по восковой свече.

После того как ребёнка окунали, священник (который, между прочим, был сильно пьян) надел на него рубашку, а затем стал произносить над ним заклинания; и он, и крестные сплёвывали в конце каждой фразы, показывая, что они восторжествовали над дьяволом.

Источник: [18.12]

Статья № 4
П. И. Челищев, 1791

Вологда

Отъехавши от Васютинского яму1 и деревни двадцать семь верст, в седьмом часу пополудни остановясь в Прилуцком второклассном, расстоящем от города Вологды в четырех верстах мужеском монастыре, в кельях тамошнего казначея иеромонаха Никона ночевали.

В деревне Авнеги крестьяне, как видно, из сожаления своей земли и опасаясь, чтобы не быть в монастырском владении, во всем стали ему2 делать препятствия, то посему, оставив он тот монастырь недостроенным, пустой, с бывшими с ним тремя монахами или учениками перешел на оное по причине пологого, ровного и лугового по реке Вологде сенокосного места.


1 Ям — в 18 в. селение на почтовом тракте, жители которого несли ямскую повинность и назывались ямщиками. — Прим. ред.

2 Очередному посланцу монашеского ордена московитов — Прим. ред.

Источник: [18.13]
Комментарии

Статья № 5
М. С. Ребелинский, 1792–1800

Октябрь (1793). В вечерню выехал в Кагинский Демидова завод. 15. Освящение церкви Иоанна Богослова (На Кагинском заводе — Прим. ред.), и во время оной церемонии была пушечная пальба. После того народное угощение и обед, на коем припасено было говядины 40 пуд, баранины 10 пуд, пирогов 2125, вина 43, пива 280 ведр, и крестьяне пили весь день. 16. Вторичное потчивание крестьян.

Декабрь (1796). 2. Новости слышны стали до сего еще в Российском государстве небывалые, а именно: Санкт-Петербургскому и Московскому архиереям пожалованы Андреевские ленты, а Казанскому и Тобольскому — Александровские.

Июль (1797). 25. Ездили на Меновой двор, который отстоит от Оренбурга в трех верстах за Уралом, окружен каменною стеною... Сверх того была и церковь, но в бывшее в 1772 году (?) неустройство (Пугачевский бунт — Прим. ред.) раззорена и стоит без всякого поправления. А за меновым двором выстроены каменные две мечети, очень изрядного фасону.

Июнь (1798). 8. Возвратился из Казани военный губернатор барон Игельстром, и прошли слухи, что Государь пожаловал на выстройку церкви Казанской Божьей Матери (В Казани — Прим. ред.) 50 тысяч, да на выстройку Казанского гостинного ряду на десять лет без процентов 200 тысяч рублей.

Ноябрь (1798). 10. С сею почтою получен в Оренбургском духовном правлении указ с приложением экземпляров, что Вологодской епархии в городе Тотьме в Спасо-Суморине монастыре обретен гроб и в нем лежащее, покрытое схимою тело, погребенное в 1568 году, у коего голова, руки, весь корпус и одежды целы; по усмотренным же вышитым на схиме литерам открылось, что тело сие есть преподобного Феодосия Суморина, бывшего Тотемского Суморина монастыря начальника и основателя... празднование сему новоявленному чудотворцу совершать на память преставления его Генваря 28-го.

Декабрь (1799). 28. В Казенной палате получено росписание на 1800 год, из коего видно, что по именному указу велено учредить в Оренбурге епархию (Оренбургско-Уфимскую. До того же Оренбургский край в духовном отношении подчинялся Казанской епархии — Прим. ред.), а в Уфе возобновить прежний мужский Успенский монастырь, который перевесть из Коломны; указ же оной состоялся 16 Октября.

Источник: [18.105]
Комментарии

Статья № 6
Герцог Лирийский (Дюк Лирийский), 1727–1730

Января 17 <-го>, а по старому стилю 6 <-го>, день крещения, был обряд водоосвящения на реке. Гвардия и весь Петербургский гарнизон выстроились на Неве, где было устроено здание арками, а в нем прорубь со ступенями до самой воды.

Его величество (Пётр II — Прим. ред.) вышел из дворца в 11 часов и, прибыв к реке, стал в первый раз перед Преображенским полком, которого он был полковником, после чего пошел в Троицкую церковь, где обедню служил архиепископ коломенский с двумя другими епископами. По окончании божественной службы его величество пришел опять к своему полку и стал перед ним с еспонтоном (Парадное оружие, род копья — Прим. ред.) в руке, а духовенство всё, в процессии, пришло к месту водоосвящения, которое совершил архиепископ коломенский.

По окончании сего обряда все войско сделало залп, и вместе с тем была пушечная пальба с крепости, и царь вёл свой полк, с еспонтоном в руке, до самого дворца.

Источник: [18.113]

Статья № 7
Иоанн Милан, от 6 августа 1712

По пути из-под Азова в Булгар

По этому случаю я проѣхалъ черезъ землю нагорныхъ черемисъ, обыкновенно называемыхъ чувашами. У нихъ бѣдныхъ существуютъ смѣшныя вѣрованія, о которыхъ долго пришлось бы разсказывать. Старшины ихъ сами признавались мнѣ, что ихъ вѣра дурна и смѣшна, что ихъ обманываютъ ихъ іонши или маги. Когда я сталъ допытываться, почему они не дѣлаются христіанами, они отвѣчали, что не желаютъ (желаютъ? — Прим. издателя) быть такими христіанами, каковы русскіе въ нашихъ земляхъ (вѣроятно, они слышали описаніе нашихъ обрядовъ отъ волжскихъ татаръ, служившихъ солдатами въ Польшѣ) и если бы можно было, говорилъ мнѣ старшина, я не отпустилъ бы тебя отсюда.

Въ той же татарской землѣ и часть луговыхъ черемисъ того же мнѣнія, равно какъ siatki, а больше всѣхъ мордвины. Все это народцы простые и добрые. Такимъ образомъ огромная часть той земли съ 500 000 жителей, считая вмѣстѣ женщинъ и дѣтей (ибо столько ихъ считается), могла бы быть готова для жатвы, но нѣтъ способа помочь имъ и, хотя бы они и крестились, но тотчасъ затѣмъ ихъ принудили бы къ чему-либо другому и т. под.

Источник: [18.128]

Статья № 8
П. Н. Милюков, 1901

Развитие масонства в России

Онъ (Новиков) подбираетъ небольшую компанію молодежи и открываетъ (1777) въ Петербурге двѣ школы для мѣщанства. Эти школы будутъ содержаться доходами съ журнала, который компанія начинаетъ издавать одновременно съ открытіемъ школъ («Утренній Свѣтъ»).

Типъ журнала Новиковъ взялъ готовый — тотъ самый, который созданъ быль въ началѣ 60-хъ годовъ учащейся молодежью и меньше всего вызывалъ цензурныхъ опасеній. Матеріалъ журнала остался по преимуществу переводнымъ, направленіе — моралистическимъ.

Но журналъ велся гораздо живѣе и серьезнѣе журналовъ Хераскова. Въ первый же годъ онъ имѣлъ 800 подписчиковъ. Кромѣ Москвы и Петербурга онъ расходился въ 26 теперешнихъ губернскихъ городахъ, 24 уѣздныхъ и 7 мѣстечкахъ. Такимъ образомъ завязались у Новикова связи съ провинціей.

Вся эта деятельность уже совершалась отчасти на почвѣ масонскихъ отношеній. Въ серединѣ 1770-хъ годовъ въ Петербургѣ сложился кружокъ, тяготившійся обрядовой и мистической стороной масонства. Настроеніе Новикова совпадало съ настроеніемъ кружка. Онъ сдѣлался масономъ (1775) съ спеціальнымъ условіемъ — не считать себя связаннымъ содержаніемъ тайнъ масонства. Тогда же кружокъ добился открытiя собственной ложи въ Петербургѣ, работавшей по особой программе. «Тутъ все было обращено на нравственность и самопознаніе; говоренныя же (въ собраніяхъ) рѣчи и изъясненія произвели великое уваженіе и привязанность». Такъ характеризуетъ цѣли и средства новаго масонскаго кружка самъ Новиковъ...

Источник: [20.63]
Комментарии

Статья № 9
Указ императрицы, 1731

Именной, объявленный из Правительствующего Сената указ императрицы Анны Иоанновны «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков», 25 мая 1731 г.

...А ежели впредь кто гнева Божия не боясь и сего Ея Императорского Величества указу не страшась, станут волшебников к себе призывать, или к ним в домы для каких волшебных способов приходить, или на путях о волшебствах разговоры с ними иметь, и учению их последовать, или какие волшебники учнут собою на вред, или мняще, якобы на пользу кому волшебства чинить: и за то оные обманщики казнены будут смертию, сожжены; а тем, которые для мнимой себе душевредной пользы, станут их требовать, учинено будет великое наказанье, биты кнутом, а иные, по важности вин, и смертью казнены будут; а буде означенные обманщики такие богомерзкие дела за собою имеют и вины свои в том объявят сами, без доношения на них от других кого: и оные вины отпущены им будут без всякого истязания.

Источник: [19.153]

Статья № 10
О причислении провинций ВКЛ к Псковской епархии, 1772

Въ пріобрѣтенныхъ Нами нынѣ отъ Польши провинціяхъ къ Имперіи Российской, провинціи Витебскую, Полоцкую и Двинскую причислить къ епархіи Псковской...

Факсимиле подписи Екатерины

Источник: [18.134]
Комментарии

Статья № 11
С. А. Тучков, 1766–1808

Польша

Сверхъ того въ храмовые праздники, то есть въ день того святого, которому посвящена церковь, бываютъ небольшія ярмарки, стеченіе люда увеличивается. А если замысловатые католическіе попы имѣютъ еще въ церкви какую-нибудь явленную или чудотворную икону, тогда аренда корчмы несравненно возвышается, и при томъ ставитъ помѣщикъ не одну, а нѣсколько. Я видѣлъ такія корчмы, построеніе которыхъ стоить не болѣе ста рублей; но жидъ платить по двѣсти и по триста рублей на годъ.

аренда корчмыспаивание крестьянБелоруссияевреи

Источник: [20.71]

Статья № 12
И. Т. Посошков, 1724

О Духовности

В Новегороде видел я прошлого 720 года новоставленика такова в диаконстве, что на литургии не мог единая страницы во евангелии прочести, еже быд разов пяти-шти не помешатися. А был он в подначальстве в соборе Николая чюдотворца, иже на Дворищи, и так он и отпущон во свояси...

От презвитерскаго небрежения уже много нашего российскаго народа в погибельные ереси уклонились. Большая бо часть склонилась в погибельный путь, в древнем же благочестии уже малая часть остается, ибо в Великом Новеграде едва и сотая часть обрящется и древняго благочестия держащихъся... И так было до нынешняго 723 года в церквах пусто, что и в недельный день человек дву-трех настоящих прихожан не обреталося. А ныне архиерейским указом, слава богу, мало-мало починают ходить ко святей церкви. Где бывало человека по два-три в церкви, а ныне и десятка по два-три бывает по воскресным дням, а в большия праздники бывает и больше, и то страха ради, а не ради истиннаго обращения. А вся сия гибель чинится от презвитеров, ибо не токмо от люторские или от римския ереси...

А ныне вси сельстии попы, аще у коея церкви попа и два-три, то мало церьковныя службы у них бывает. В Новгородском уезде, в Устрицком погосте, случилось мне быть, и у тоя церьквы три попа да дьякон, а на святую пасху только по два дни литургия была. А тутошныя жители сказывали, что больши де одной обедни на святой неделе прежде сего не бывало, то де тебя поопаслись, что две обедни были. И жил я ту неделю, ничим же отменну от простых недель, ни обеден, ни вечерен, ни утренних не было. А у коих церьквей по одному попу, то, чаю, и во весь год обеден десятка другова не отъслужит, понеже аще пашня ему не пахать, то голодну быть...

И сельские презвитери ничим не отменны от простых мужиков, мужик за соху, и поп за соху, мужик за косу и поп за косу. И в празднуемый день, где было итти в церьковь на словословиеа бржие, а поп с мужиками пойдет овина сушить, и где было обедня служить, а поп и причетники хлеб молотить. И в таковых суетах живуще, не токмо стадо христово пасти, но и себя не упасти...

И не токмо новоставленых презвитеров, но и старых, кои уже и состарелись во презвитерех, вреждает оно. И того ради надлежит предел учинить сицевы: аще кой презвитер, напившись до пьяна, по улице ходя или где и сидя, будет кричать нелепостно или бранитца и сквернословити или дратися с кем или песни петь, то таковых имать и во архииерейской приказ отъводить, а за такое нелепство их наказывать утруждением во архииерейских и монастырских работах, и сверьх утруждения. обложением штрафа или отъятием свещеннодействия или как о том уложено будет от архииереев, дабы презвитеры и диаконы чрезъмерно до пьяна не напивались. А буде каковым случаем и напьетца, то шол бы во утишное место и выспался, а народу бы себя отнюд не открывал, что он пьян...

попынеграмотностьнищетапьянствоформальная верапринуждение

Источник: [18.137]

Статья № 13
А. Е. Чекунова

Указ Петра I

Указ обор секретарю Сената.
По получении сего объяви преосвященным архиеереом и господам Сенату, дабы проэкт Духовной колегии, при сем вложенной, завтра выслушали: так ли оному быть. И ежели что не так покажетца, чтоб ремарки поставили и на каждой ремарк экспликацию вины дела.
В 23 день февраля 1720. Петр Получено февраля того ж числа.

Указ Петра I, 1720
Пример скорописи Петра I

террор старообрядцевПрезидент РПЦинквизиция в Россиискоропись Петра

Источник: [20.96]
Комментарии

Статья № 14
Журнал Дежурных генерал-адъютантов

Хадж императрицы в Лавру. Тяга Елизаветы к салютам

1748-ой. Апрѣля 10.
Праздникъ Святая Пасха, для котораго въ 4-къ часу пополуночи по всевысочайшему ея императорского величества соизволенію дань отъ двора ракетовый сигналъ, по которому съ города выпалено изъ трехъ пушекъ и во всѣхъ въ Петербургѣ церквахъ ко священному пѣнію начался благовѣстъ, потомъ предъ начатіемъ утрени, какъ запѣли «Христосъ Воскресе!», вторымъ сигналомъ произведено изъ семнадцати пушекъ…

1749-ый. Марта 26.
На день Святая Пасхи, пополуночи въ 2 часа, какъ ея императорское величество соблаговолила шествіе въ придворную церковь предпріять, тогда съ высочайшего ея величества соизволенія, по данному отъ дворца, а по оному съ Красной площади, ракетами сигналамъ (и выпалено передъ каждымъ изъ 3-хъ пушекъ) начался въ соборѣ и въ прочихъ церквахъ къ утрени благовѣстъ…

Iюня 2.
Въ главную полиціймейстерсвую канцелярію.
Ея императорское величество соизволить высочайшій къ Троицко-Сергіевой Лаврѣ походъ имѣть, куда для карауловъ имѣютъ въ скорости отправлены быть оть полковъ лейбъ-гвардіи команды, да и другихъ при той высочайшей свитѣ нижнихъ чиновъ имѣетъ довольное число (быть), которые въ томъ походѣ должны будутъ къ довольствію себя съѣстные и питейные припасы доставать покупкою. Того ради главная полиціймейстерская канцелярія имѣетъ для того наискорѣйшій нарядъ и дѣйствительную высылку нѣсколькимъ маркитентерамъ съѣстными и питейными припасамн (и чтобъ оные доброты были хорошей — подтвердить), на ту дорогу и къ самой Лаврѣ немедленно учинить.

Iюня 4.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Алексѣевскомъ, по отслушаніи литургіи, соизволила обѣднее въ имѣющѳмся при ономъ селѣ дворцѣ кушать, въ продолженіе котораго стола произведена была пушечная пальба: въ первый разъ изъ 21-го, во второй разъ изъ 51-го выстрѣла.
А выходъ изъ онаго села принять пополудни въ 5-мъ часу и до деревни Малыхъ Мытищъ пѣшкомъ семь верстъ слѣдовать, а отъ деревни Малыхъ Мытищъ въ село Большихъ Мытищъ четыре версты — въ каретѣ и прибыть пополудни-жъ въ 9-мъ часу и ночевать въ разставленномъ наметѣ (Крытый навес — Прим. ред.) соблаговолила.

Iюня 8.
Ея императорское величество соизволила пополудни въ 6-мъ часу до деревня Клязьмы изъ села Большихъ Мытищъ слѣдовать пѣшкомъ, а оть деревни Клязьмы до села Пушкина и въ девять часовъ пополудни-жъ въ каретѣ прибыть благоволила; отъ села Болышихъ Мытищъ до деревни Клязьмы семь верстъ, а отъ Клязьны до Пушкина три версты.

Iюня 9.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Пушкинѣ, соизволяла кушать обѣденное въ разставленномъ наметѣ и изъ онаго до села Братовщины воспріять походъ пѣшкомъ въ 6-мъ часу пополудни, въ которое (село) въ 9-мъ прибыть благоволила.
Во время же обѣденнаго при селѣ Пушкинѣ стола произведена была пушечная пальба изъ 31-го выстрѣла. И отъ Пушкина до Братовщины шесть верстъ разстоянія было.

Iюна 10.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Братовщины, обѣднее и вечернее кушать соизволила въ имѣвшемся при ономъ селѣ дворцѣ; похода же изъ онаго сего числа никуда не было. Къ генералъ-маіору и кавалеру Соковнину писано:
«Изъ находящейся при нынѣшнемъ ея импѳраторскаго величества къ Тровцко-Сергіевой лаврѣ походѣ оть полковъ лейбъ-гвардіи команды Семеновскаго полка барабанщикъ Семенъ Островской сего числа отъ ея императорскаго величества всемилостивѣйше пожалованъ въ барабанщики-жъ въ Лейбъ-Компанію».

Іюня 11.
Къ генералъ-маіору и кавалеру Соковнину писано: «Уповательно, ея императорское величество соизволитъ сегодняшній день въ Москву прибыть; того ради ваше превосходительство благоволите при дворѣ ея величества въ запасъ караулу быть полному». Лейбъ-гвардіи капитану г. Шепелеву.
Ея императорское величество соизволитъ сегодняшній день высочайшее свое отсутствіе имѣть въ Москву, а вамъ указать (соизволила) съ находящейся при васъ командою остаться при здѣшнемъ мѣстѣ и ожидать ея величества возвращенія.

Дежурство генералъ-адъютанта и кавалера графа Петра Шувалова.

Іюня 11.
Сего числа ея императорское величество соизволила изъ села Братовщины воспріять шествіе въ Москву пополудни въ 5-мъ и прибыть въ 9-мъ часу благоволила, а ихъ императорскія высочества изъ деревни Раевой прибыть соизволили въ 12-мъ часу.
При высочайшемъ же отсутствіи ей императорское величество указать соизволила въ селѣ Братовщины стоящей лейбъ-гвардіи полковъ и артиллеріи командѣ производить порцію такъ, какъ и при ея величествѣ произвождена.

Іюня 16.
Въ 8-мъ часу поволудне ея императорское величество съ ихъ императорскими высочествами соизволила выходъ имѣть въ Оперный домъ, гдѣ представлена была французская комедія, и въ 10-мъ возвратиться благоволила.

Іюня 17.
Ея императорское величество соизволила выѣздъ для гулянья имѣть до Лафертова пополудни въ 8-мъ часу и возвратиться въ томъ же благоволила.

Ея императорское величество изъ села Алѳксѣевскаго въ село Братовщино отсутствовать соизволила пополудни въ 6-мъ часу, а во оное село Братовщина (прибыть) пополудни-жъ въ 9-мъ часу…

Іюня 22.
Ея императорское величество изъ села Братовщина къ деревнѣ Талицамъ путешествовать пѣшкомъ соизволила пополудни въ 6-мъ, а возвратиться соизволила въ 10-мъ часу.

Iюня 25.
Ея императорское величество, будучи въ селѣ Воздвиженскомъ, соизволяла, по отслушаніи литургіи, обѣднее кушать въ имѣвшемся при ономъ селѣ дворцѣ и выхода изъ онаго воспріять по полудни въ 8-мъ часу благоволила; до Креста же четыре версты пѣшкомъ слѣдовать, а отъ Креста въ каретѣ двѣ версты къ лагерю за деревню Резанецъ въ 9-мъ часу прибыть соизволила.

Іюня 29… Ея императорское величество, съ ихъ императорскими высочествы и со всею придворною свитою, соизволила слѣдовать изъ того-жъ лагера въ Троицко-Сергіеву лавру пополуночи въ 9-мъ часу, въ каретахъ; при вступленіи же въ святыя ворота, гдѣ преосвященный Арсеній, архіепископъ, со всѣмъ соборомъ встрѣчалъ и говорилъ пристойное привѣтствіе, а потомъ учинена была изъ имѣвшейся при монастырѣ артиллеріи пушечная пальба пятьдесатъ однимъ выстрѣломъ.

А между тѣмъ ея императорское величество, съ ихъ императорскими высочествами соизволили войти въ церковь, гдѣ опочиваютъ мощи Святаго Сергія и тамо слушать божественную литургію; и по окончаніи оной говорена была предика.

По совершенномъ же окончаніи литургіи ея императорское величество съ ихъ императорскими высочествы соизволила итти въ препровожденіи придворнаго стата въ императорскіе аппартамѳнты, когда (тогда) потому-жъ произведена была пушечная пальба столько-жъ выстрѣловъ, какъ и при входѣ, а по вшествіи въ аппартаменты лейбъ-Кампаніи и лейбъ-гвардіи барабавщиковъ и музыкантовъ барабаннымъ боемъ и играніемъ музыки чинено было поздравленіе.

1752-ой. Генваря 6.
Въ день Богоявленія Господня божественная литургія отправляема была въ большой придворной церкви архіереемъ санктъ-петербургскимъ, а по окончаніи литургіи было крестное хожденіе къ поставленному на рѣкѣ, противъ Зимняго ея императорскаго величества дому, Іордану. При ономъ крестномъ хожденіи присутствие имѣть соизволили ихъ императорскія высочества и духовныя персоны.

При погруженіи креста, по данному изъ поставленной на Невѣ рѣкѣ сигнальной пушки сигналу, произведена пушечная пальба, а именно: съ Санкть-Петербургской крѣпости — 21, съ Адмиралтейской — 20 выстрѣловъ, а потомъ отъ стоящихъ на Невѣ рѣкѣ лейбъ-гвардіи и полевыхъ въ парадѣ полковъ произведена изъ мелкаго ружья трекратная бѣглымъ огнемъ пальба.
Ея императорское величество и всѣ какъ поставленный Іорданъ, такъ духовную процессію и полки смотрѣть изволила изъ залы.

Ея императорское величество обѣденное кушать соизволила въ своихъ покояхъ и въ продолженіи стола произведена съ Адмиралтейства пушечная пальба въ одинъ разъ изъ 51-й пушки.

дочь Петрашумовые эффектыПасха с салютомполомничество в Лаврусветская пауза

Источник: [19.176]

Статья № 15
Т. Барсов

Петр I. Институт инквизиции в России, финансирование и тотальная коррупция

Духовный регламентъ, опредѣляя права и обязанности вновь учрежденной духовной коллегіи и лицъ, подвѣдомыхъ ей, въ отдѣлѣ «о дѣлахъ епіскопоскихъ» въ п. 8, обязывая епископовъ смотрѣть, дабы «монахи не волочились безпутно, дабы никакихъ безлюдныхъ церквей не строено, дабы никакихъ ложныхъ чудесъ не вымышлено, также о кликушахъ и тѣлесахъ мертвыхъ не свидѣтельствованныхъ и прочаго всего того добрѣ наблюдать» присовокупляеть: «все тое чтобъ удобнѣе пошло въ дѣло, указалъ бы епископъ по всѣмъ городамъ, чтобы протопопы или нарочно опредѣляемые къ тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все надсматривали и ему бы епископу доносили, если бы такое нѣчто гдѣ проявилось, подъ виною изверженія, кто бы утаить похотѣлъ». Далѣе тотъ же духовный регламентъ въ томъ же отдѣленіи «о дѣлахъ епископскихъ», снова напоминая о томъ, чтобъ епископъ смотрѣлъ, «хранятся ли по его епархіи отъ пресвитерей и монаховъ и прочіихъ должныя оныя заповѣди», присовокупляетъ, «чтобъ онъ, то-есть, епископъ, имѣлъ на сіе духовныхъ фискаловъ».

Такимъ образомъ уже духовнымъ регламентомъ, какъ впослѣдствіи выразилась инструкція протоинквизитору, была постановлено, чтобъ «у надсмотрѣнія всякаго духовнаго дѣйствія, какого бы званія оное ни было, во всѣхъ епархіяхъ всего Всероссійскаго государства были духовные фискалы.

Вслѣдствіе сего и въ совершенной сообразности съ свѣтскими фискалами св. синодъ въ одномъ изъ первыхъ своихъ засѣданій, а именно 1-го марта 1721 года, опредѣлилъ: «какъ въ Санктъ-Петербургѣ при томъ же духовномъ синодѣ, такъ и въ Москвѣ при церковномъ духовномъ же правленіи, быть изъ духовныхъ персонъ по одному протоинквизитору и по два человѣка инквизиторовъ, да и въ великороссійскихъ городахъ и во всѣхъ архіерейскихъ епархіяхъ по инквизитору»

Изъ сего опредѣленія видно, что св. синодъ учреждая новую должность инквизиторовъ въ смыслѣ духовныхъ фискаловъ, полагалъ на первое время весь инквизиторскій институтъ ограничить двумя протоинквизиторами, назначивъ одного для С.-Петербурга, другаго для Москвы, четырьмя инквизиторами, по два къ каждому изъ протоинквизиторовъ, въ качествѣ ихъ помощниковъ, и наконецъ, однимъ инквизиторомъ въ каждой епархіи.

Подобное число духовныхъ фискаловъ далеко не могло быть достаточно «для постояннаго и неослабнаго наблюденія всякаго духовнаго дѣйствія во всѣхъ епархіяхъ всего Россійскаго государства». Посему въ слѣдующемъ своемъ опредѣленіи отъ 19-го іюля 1721 г. по сему предмету св. синодъ восполнилъ означенное число и вообще постановилъ инквизиторскую часть устроить такимъ образомъ: сверхъ двухъ назначенныхъ состоять при московскомъ протоинквизиторѣ, синодъ увазалъ опредѣлить къ нему еще трехъ, также въ знатные степенные монастыри и въ каждый заказъ поставить по одному инквизитору независимо от состоящихъ при архіерейскихъ епархіяхъ…

Если духовные инквизиторы, подобно свѣтскимъ фискаламъ, не оправдали своего настоящаго назначенія и вмѣсто служенія зaкoну и общему благу «преслѣдовали собственныя, корыстныя цѣли, то обвинить за это самое учреждение въ его идеѣ нѣтъ оснований тѣмъ болѣе, что и явившіеся противъ инквизиторовъ обвинители были далеко не безупречны въ своемъ поведеніи и не непричастны къ тѣмъ преступленіямъ, въ которыхъ въ свою очередь обвиняли ихъ инквизиторы»

Св. синодъ, уничтоживъ инквизиторовъ (Около 1747 года — Прим. ред.), не желалъ и учрежденiя епархіальныхъ прокуроровъ, словомъ не желалъ осуществленія полной системы надзора по духовному вѣдомству.

инквизиция в Россиифинансирование инквизициитотальная коррупция

Источник: [19.179]

Статья № 16
Джон Перри, 1716

Они также говорят, что сам Спаситель, когда он быль на земле, совершил следующее чудо: один художник втайне неоднократно пытался начертить лик Спасителя, но не мог этого достигнуть; он всегда находил, что сходство, которое он схватывал в известную минуту, не было согласно с тем, что ему представлялось в другую минуту; это приводило художника в великое изумление и смущение. Наконец Спаситель, который все это время знал об его стараниях, сжалился над ним: он позвал его к себе и сказал ему не печалиться о всех тех неудачах, которые он встречал до сих пор; просил его дать ему плат свой, и когда художник подал, то он, взяв, положил его на лицо своё, и потом тотчас же отдал художнику, сказав ему, что на этом плате образ его отпечатался как живой.

Русские утверждают, будто бы они и до сего дня с этого подлинника с величайшею точностью списывают изображение Спасителя. Эти рассказы, истину которых весьма опасно было бы оспаривать, способствуют к выгодам живописцев и процветанию ремесла их.

Я мог бы дать ещё дальнейший отчёт о суеверии Русских в вопросах Религии, о великом невежестве и недальности Священников их, коими обусловливаются в среде мирян недостаток чести и честности, вызвавший со стороны Царя попытку преобразований, с целью распространить в стране образованность и знание1...

Затем я буду говорить о Церкви и Исповедании Русских.
Во времена предшественников Его Величества существовал обычай, по которому ежегодно, в день Вербного Воскресенья, Цари Мocковские проходили в торжественном крестном ходе по улицам Москвы, ведя за повод лошадь Патриарха; ход этот производился следующим образом:

Впереди всех шла лошадь, покрытая до самой земли белым полотном; из того же полотна были сделаны длинные уши, наподобие ослиных ушей. На этой лошади сидел Патриарх боком, как женщины; на коленях его лежала великолепная книга с золотым распятием на переплёте; он придерживал её левой рукой, а в правой руке имел золотой крест, которым, проезжая по улицам, благословлял народ. Дворянин, или Боярин, держал, для большей верности, лошадь под уздцы, а сам Царь, идя пешком, вёл её за повод уздечки одною рукою, в другой же руке держал пальмовую ветвь. Затем следовали высшее Дворянство и все Дворяне вообще, около 500 Священников, каждый в свойственном ему облачении, и толпа, состоящая из нескольких тысяч простого парода. В этом порядке они входили в церковь (и по всем улицам, по коим они проходили, сопровождал их звон колоколов, вовсе не похожий на наш звон); оттуда Царь, с некоторыми из Бояр, Митрополитами и Епископами, отправлялся обыкновенно обедать в доме Патриарха...

Но после смерти последнего Патриарха, весьма престарелого человека, умершего вскоре после возвращения Царя из путешествий, Царь воспротивился избранию нового Патриарха, и сделался сам главою Церкви, присвоив себе исключительно управление ею. По смерти же вышеупомянутого Патриарха, он тогдашнего Митрополита Рязанского, который из всего духовенства оказался самым учёным и способным, воспитывался в Польше и был родом Поляк2, назначил Управляющим (Администратором) всеми церковными делами, с тем, чтобы о всех текущих делах он, от времени до времени, делал представления Его Царскому Величеству, и получал бы от него приказания и руководство...

Церковнослужители их (которых они называют Попами, или Протопопами, или Священниками и Архиереями) никогда не проповедуют народу, так как они не имеют к этому ни какого искусства и дарования. Только некоторые из лучших людей иногда, в дни великих праздников, в соборных церквах проповедуют в присутствии Царя.

Можно сказать, что верх учёности, требуемой в подобных предметах от обыкновенного духовенства, или, по крайней мере, то, что для них необходимо, чтобы быть принятыми Епископом в священнический сан, заключается в следующем: они должны петь и читать внятно, по порядку, установленному для церковной службы, не пользоваться дурною славою между соседями, иметь хороший чистый голос и способность повторять: «Господи, помилуй!», со всевозможною быстротою 10, или 15, раз сряду, не переводя дух, так как это делается обыкновенно в их церквах и при каждой их молитве.

Они также не очень-то разборчивы касательно того, откуда берут своих Священников: я знал людей воспитанных в ремесленническом звании (преимущественно же знал одного деревенского кузнеца), которые потом допускались до Священнического сана.

Во всей стране этой, сколько мне известно, не существует училища, устроенного для образования людей, предназначающихся к этой священной обязанности, за исключением Kиева, находящегося в Казацкой Земле, на границе Польши, за 700 вёрст от Москвы, куда Русские весьма редко прибегают за наукою.

Священники их не способны защищать свою Религию и выдержать удовлетворительного прения по этому предмету, и всякий раз, когда случится в разговоре с ними коснуться до вопросов о Боге, или нравственности, то они, как и миряне, преимущественно рассуждают о молитвенном обращении к Святым и о соблюдении постов (т. е., воздержании от всего мясного), что для них обязательно, по крайней мере, на половину дней в году.

Рассуждают также о наложенном на них кратком покаянии за прошлые грехи, и испрашивании отпущения от Священника; когда же этот последний осенит их знамением креста и произнесёт отпущение, то они отходят удовлетворённые и успокоенные, как будто не совершили никакого зла, хотя бы они и соделали самые страшные преступления в мире...

Между Русским существовало обыкновение (особенно между богатыми, которые могли позволить себе эту роскошь) ставить в комнатах своих, преимущественно же в переднем углу, против двери, множество изображений Святых; и до сих пор существует ещё следующее обыкновение: каждый, входящий в комнату (приходит ли он в гости, или по другому поводу), первым делом, переступив порог, крестится и говорит: «Господи, помилуй!» и вместе с тем с большим уважением, кланяется образам, а потом обращается с приветствием к хозяину дома и ко всему обществу. В доме же бедного человека, где существует только один такой образ или изображение, и где бывает очень темно, а живопись уже стёрта и цветом похожа на цвет стен, потемневших от дыма, свойственного Русским избам, да где не всегда перед образом горит и восковая свечка, которую зажигают только по праздникам, то чужому человеку, входящему в избу, трудно с первого раза рассмотреть, где находится изображение или образ, и он первым делом спрашивает: «А где же Бог?», на что кто-нибудь из присутствующих указывает ему, на каком месте стены весит образ. Он проявляет свою набожность, как выше сказано, а иногда, если имеет расположение, то кланяется в самую землю, касаясь головою об пол. Этот обычай стукаться головою об пол существует также и в отношении важных лиц...

Не смотря на то, что они гордятся тем, что правильно соблюдают посты и воздерживаются от мяса, но в народе, а также между Священниками, в праздничные дни существует обыкновение утром ходить в церковь, а после обеда напиться пьяным до ночи, и чем больше праздник, тем более считается это извинительным и обычным. В такое время проезжая по улицам Москвы, в вечер великого праздника, вы видите Священников, равно как и других людей, лежащих пьяными на улицах. Если кто-либо заговорит с ними, или подойдут к ним, чтоб помочь им встать, они говорят: «Воля твоя, батька, праздник: я пьян!».

В России обыкновенно люди, обращаясь к кому-либо с ласковою речью, называют его отцом (батькой). Напиться же пьяным ни мало не считается непристойным, для женщины, и не только женщины низкого происхождения, но даже знатные и светские женщины, ни сколько не стесняются признаться, что они были пьяны, и, возвращаясь в общество, где их угощали, благодарят за то, что их напоили, как за вежливость и любезность...

Всем известен рассказ об обезьяне, принадлежащей Английскому Посланнику, присланному к одному из прежних Царей.
Вот этот рассказ:
Обезьяна эта однажды сорвалась с привязи и вбежала в церковь, бывшую недалеко от того места, где жил Посланник; в этой церкви она сбросила с полки несколько образов Святых (между Русскими существует обыкновение не вешать образа Святых, так как они считают это не довольно почётным, но ставить их на полку). По поводу этой случайности Посланнику представлена была жалоба, якобы обезьяна спущена была с привязи умышленно, чтобы нанести это оскорбление церкви, и сделано это было по дьявольскому наваждению, чтоб осквернить их святыню. Церковь была очищена посредством странного обряда, окропления святой водой, и по этому случаю были молебствия к Святым, а дьявола заклинали выйти из церкви. За это дело обезьяна была обвинена, и по особому Указу Патриарха, её водили, как преступника, на показ по улицам, и потом предали смерти.

РПЦ со стороныстоличные нравыцерковные шоуиндульгенция по-московскиславянский императив

Источник: [18.143]
Комментарии

Статья № 17
Чарльз Уитворт , 1710

Картины
Они думают выполнить вторую заповедь тем, что не допускают никаких скульптурных изображений, но их церкви полны жалких картин, лишенных оттенков и перспективы, и однако некоторые из этих рисунков, как и более изящные, кисти итальянских мастеров, считаются произведениями ангелов, особенно знаменитый образ девы Марии с тремя руками, который хранится в Иерусалимском монастыре примерно в тридцати милях от Москвы41.

Почитание картин
Почитание, выказываемое по отношению к этим картинам, — грубейший вид идолопоклонства, и оно составляет основную часть их набожности. Этим картинам они кланяются и крестятся; каждый ребенок имеет своего покровителя-святого, которого ему определяют при крещении, а каждая комната — свою картину-заступника в одном углу, который у русских является почетным местом. Посторонние, входя в дом, отдают дань уважения этой картине, прежде чем приступить к делу или обратить внимание на присутствующих. Все эти изображения называют общим именем — Бог.

Белое духовенство
Их приходские священники и капелланы — люди самого низкого происхождения, «мужья одной жены» в буквальном толковании этих слов43; раньше священника отстраняли от исполнения его обязанностей в случае смерти жены, и он должен был постричься в монахи или заняться каким-либо скромным ремеслом для своего пропитания. Но нынешний царь разрешает им оставаться при церкви в качестве низших служителей. Неудивительно, что при таком происхождении и в таких условиях они очень невежественны, а все их образование заключается в том, чтобы нараспев повторять слова службы и прочесть главу из Библии, которую понимают весьма немногие из них, так как она написана на славянском языке 44. Они никогда не читают в церкви Ветхого завета и уж подавно не кладут его на алтарь.

Русские иконыличные святыецерковь евангелий

Источник: [18.146]
Комментарии

Статья № 18
Юст Юль, 1709–1711

После взятия Нарвы
Мне передавали также, что русские под предлогом того, что у них в (самих) церквах хоронить не дозволяется, выкопали с целью грабежа все мертвые тела как внутри церкви, так и вокруг нее41. В гробах они искали серебра и денег. Таким образом, по взятии города улицы повсюду были полны покойников и гробов. (Жители) уносили тела своих друзей и знакомых и погребали их за городом, а тех (мертвецов), о которых никто не заботился, русские бросали в реку, протекающую под городом.

В (Успенском соборе)...
(Мне) вынесли также главу Иоанна Златоуста245 в серебряном ларе, кусочек ризы Господней — с виду лоскуток коричневого полотна — в большом золотом кивоте, усаженном золотом и (драгоценными) камнями, а равно правую руку Апостола Андрея, обхваченную серебряным обручем в том будто бы месте, где она была привязана к кресту. Ссохшиеся пальцы (этой руки) съежились и скрючились, ввиду чего утверждают, будто они находятся в том самом положении, в каком (св. Андрей) крестился ими, когда шел на казнь. Еще показывали: голову патриарха Константинопольского Григория Benedict! 246, в серебряном ковчеге; палец Василия Великого, как свидетельствуют русские, первого по времени чудотворца; далее кусок кости Иоанна Крестителя, нижнюю челюсть Владимира, первого русского христианского царя: он ввел христианство в (России), — несколько костей Алексея митрополита247, кость св. Сергия248, погребенного в Троицком монастыре, в 30 верстах от Москвы, кость греческого мученика Евфимия249 и, наконец, образ Божией Матери, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями... Весь пол собора выложен четырехугольными чугунными плитами. По случаю холодного времени он был почти сплошь покрыт войлоками...

Проезжая по городу, я заметил среди улицы русского священника, или попа, в полном облачении. Я тут же приказал спросить, что это значит. (Мне) отвечали, что он должен освятить место, на (котором предполагается) строить дом. Там в самом деле сделаны были нужные приготовления для постройки дома...

В Торне (Польша — Прим. ред.) евреи могут проживать лишь под условием уплаты в пользу города по одному тынфу в день с человека, и то не иначе как испросив сначала разрешение.

скорочтение в Персиивсеобщее образование в Инаре

Источник: [18.147]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,133