▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Иные этнические системы (XVII век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XVII век)

Котов, Ведомость, Олеарий, Витсен, Даврижеци, Хроника, Дохтуров, Михайлов, Идес и Бранд, Вениаминов, Льоренте, Эрмитаж, Пипс, Стрюйс

Статья № 1
Фёдор Афанасьевич Котов, 1623

Персия

Стены монастыря и мечеть (В Ардебиле — Прим. ред.) построены из глазурованного камня. Здесь живут мусульмане, тезики — обыкновенные люди, не монахи. В монастырской ограде много ворот с железными цепями. И если убийца, разбойник, должник, или спасающийся от каких-либо больших несчастий и смерти, или беглые холопы прибегают сюда, хватаются за цепь руками и ее целуют, то после этого они укрываются в монастыре и никого не боятся, даже сам шах их не казнит. Их кормят, как в русских монастырях, из одного котла за счёт монастырских доходов.

Бывает, что этих виновных людей выпускают из монастыря, дают их на выкуп тем, кому они нужны, но с последних берут клятву, что они не сделают вреда виновным и не будут их казнить...

Дервиши ходят по площади (В Исфахане — столице Персии — Прим. ред.), улицам и базарам и рассказывают про житие и смерть своих проклятых святых. Они ходят нагие и босые, только прикрывают срамные места овчиною и через плечо носят овчину шерстью наверх, а на головы у них надеты безобразные колпаки. В руках они носят палицы, копья, топоры, в ушах — серьги из хрусталя. Образ их страшен, как у сумасшедших или дураков. Днём они ходят по площади и по улицам, мало едят и пьют, а ночью чихирь пьют и распутничают с гулящими девками и с мальчиками...

Этот праздник (Нового года — Байрам-науруз — 21 марта — Прим. ред.) празднуют три дня, трубят в трубы, играют на зурнах, бьют в литавры и в набаты; так они отмечают свои праздники. В мечетях же никакого богослужения нет, только муллы залезут на мечеть, заткнут себе уши пальцами и, закинув голову в небо, кричат молитву. И так кричат три раза в сутки: утром, в полдень и вечером.

Праздник отмечают также блудом, накануне, с женами спят и в гостиных дворах с лудящими девками время проводят, кто сколько захочет и может. И говорят, что в этом греха нет, что в этом, мол, спасение...

Пост у них бывает только один раз в год...

Персы и кызылбаши называются мусульманами потому, что их попы делают обрезание у мужчин. Отрезанный конец плоти нанизывают на нить и носят у себя на вороте. Жен держат, сколько кто хочет и может, — по две, по три, по пяти и по семи...

Каждую неделю мусульмане празднуют пятницу. В этот день не торгуют, на базарах не сидят, а сами под пятницу с женами и с гулящими девками спят и перед светом в банях моются, а утром в пятницу, когда рассветает, ходят на кладбища, где похоронены их близкие, и здесь над ними плачут. Таков у них праздник... Говорят, что в пятницу родился Мухаммед...

От Багдада и Басры начинается земля арабских кочевников. Там их Мухаммед похоронен, в арабской земле. Могила всего лишь за три недели пути от Басры. Останки Мухаммеда лежат в пустой мечети...

А другие мултанеи (Индийцы — Прим. ред.) мажут переносицу около лба жёлтою краскою. Называются эти индийцы христианами.

Источник: [17.4]
Комментарии

Статья № 2
Ведомость о Китайской земле, 1669

Китай

А при царе и царицах живут волохи. А волошат их во младенчестве: истирают ядра руками, а не вырезывают.

А поклоняютца китайские люди болваном, а называют их буйными (Бурханами / буддами / будда-ханами — Прим. ред.), храбрыми людьми, и за святых почитают, а имяна им у них есть; а свечи ставят перед болваном вощаные и масляныя, а в домех держат по ночам свечи сальные...

А принял калмыцкую веру прежней китайской царь, отец настоящаго нынешнего царя, тому болши 20 лет такою причиною. Приходил в Китайское государьство калмыцкой начальной вере их Далай Лама, чтоб они китайцы приняли ево Далай Ламы веру, и устроен ему был под Китайским царством двор каменной, от города с версту; и жил в том дворе три годы, и веры-де ево китайской царь и китайцы не приняли.

И он Далай Лама напустил дождь, и было того дождю шесть недель безпрестани, день и нощь;
Й едва было Китайского царства не потопило водою.
И китайской прежней царь, пришед к тому Далай Ламу поклонился и веру принял, и дождь и перестал.
А Далай от них от царства и поехал во свой тангуской город в Бараронталу, и тем городком и тангутами владеет;
А х китайскому царю посылает по вся годы; надсматривать, веру.
А китайской царь, к нему Далаю посылает всякие товары, и серебро, и каменье, и жемчюг в почесть;
И богат от тово тот вере их начальник немерно.

Индия

А в Ындею великую ис Китай ходят сухим путем, а ходу осмь месяцев, а в дороге степми, только перебродят три реки.

А царя индейского называют Шанджан. От него есть посаженники и иные цари индейские, только он над ними большой.

А вера их: молятца болваном и веруют в корову.

Источник: [17.26]

Статья № 3
Адам Олеарий, 1634 (†1671)

Ливония. Эстонцы.

Что касается их веры и богослужения, то предки их, как выше сказано, 400 лет тому назад были приведены к христианской вере. Теперь они, наравне с лифляндскими немцами, принадлежат к аугсбургскому исповеданию. В городах и деревнях имеются их церкви и проповедники, которые на ненемецком языке проповедуют им Слово Божие и совершают им требы.

В некоторых местах, в деревнях, в наше время этот народ очень плохо приучали к вере, так как работа зачастую предпочиталась богослужению. Поэтому они жили в большом невежестве, причём у многих не столько чувствовалось христианское рвение к истинной богобоязни, сколько сердечная привязанность к языческим и идолопоклонническим обрядам.

Например, они избирают в разных местах, в особенности на холмах, известные деревья, которых ветви они вплоть до верхушки подрезают; затем деревья обвивают красными лентами и под ними совершают суеверные заклинания и молитвы, имея в виду только сохранение и умножение благоденствия в здешнем мире самих молящихся и их родных.

Между Ревелем и Нарвою, в двух милях от рыцарского имения Кунда, невдалеке от приходской церкви стоит старая развалившаяся часовня, к которой живущие кругом ненемцы1 ежегодно около дня Благовещения целыми толпами отправляются на паломничество. Некоторые из паломников на коленях и нагишом ползают вокруг лежащего в часовне камня и приносят жертвы от кушаний своих, чтобы вымолить и себе и своему скоту благоденствие в течение года и выздоровление в случае болезней.

Во время этих паломничеств является и много разных маркитантов. Кончалось дело не раз обжорством, пьянством, блудом, убийством и другими грубыми пороками. В наше время эти безобразия всё ещё не были вполне уничтожены, хотя местные проповедники много над этим потрудились и успели все-таки ослабить их несколько.

Эстонцев считают народом колдунов и говорят, что колдовство так распространено между ними, что старики учат ему молодежь. Некоторые из них запомнили из волшебных обрядов, которым учили их отцы и предки, одни лишь приёмы того или иного дела; они убеждены, что стоит им упустить эти приёмы, и в делах у них не будет удачи.

Когда они режут скот или готовят пищу или варят пиво, они всегда, раньше чем вкусить чего-либо, бросают или выливают часть [употребляемого в пищу или питье] в огонь или в иное место, чтобы она там пропала.

С малыми детьми они также устраивают свои фокусы. Нам сообщали, что некоторые, замечая беспокойство детей в течение шести недель [после рождения и крещения], тайно крестят их вновь и дают им другое имя, ссылаясь на то, что дитя получило неправильное и неудобное имя, вследствие чего оно и беспокойно.

Так как они очень склонны к колдовству и в то же время обременены тяжелою работою, то следовало бы думать, что они (раз они в состоянии так поступать) сделают со своими господами и управляющими то же, что в свое время делали волшебники в Италии.

Об этом отец церкви Августин в сочинении «De civitate Dei» пишет, что в его время рассказывали, будто некоторые хозяева в Италии, при помощи особо приготовленного сыра, превращали гостей, отведывавших этого сыра, в лошадей и быков, заставляя их в таком виде исполнять хозяйскую работу; после же работы они их опять возвращали к прежнему сознанию.

У этого народа отчасти весьма странные взгляды на загробную жизнь. Священник деревни у Риги сообщал, что латышская женщина положила в гроб к трупу своего мужа иголку и нитку. Когда ее спросили о причине этого поступка, она сказала: «Чтобы муж ее на том свете имел чем чинить свое платье, если оно разорвется, и не служил бы посмешищем для других людей»

Персия

К Кавказу примыкает Армянская горная страна, в которой находится Арарат.
Гора Арарат, на которой, как сказано в 8 главе I книги Моисеевой, остановился Ноев ковчег, теперь именуется армянами «Мессина», а персами — «Агри», арабами же — «Зюбейлан». С виду она, пожалуй, еще выше Кавказа; это была самая высокая гора, нами виденная за все путешествие, Это — совершенно черная, суровая скала; вершина ее как зимой, так и летом покрыта снегом. Высшие точки ее около 10–15 миль от Каспийского моря.

Армяне, как и персы, уверены, что и в настоящее еще время кусок Ноева ковчега, отвердевшего вроде камня, находится на горе. Некоторым лицам из нашего посольства в Мидии, в Шемахе, в армянской церкви, показывали крест, длиной более чем в пол-локтя, из темно-коричневого дерева. Говорили, будто это кусок Ноева ковчега.

Как большая святыня, крест был завернут в шелковый платок. Говорят, что на гору теперь нельзя взобраться. Не только на несколько миль кругом, сколько можно обозреть, имеются лишь высокие суровые скалы и глубокие долины, но и высокая гора эта сама — может быть, от землетрясения — вся в разных местах раскололась и раздалась, так что из-за широких и глубоких ущелий нельзя пробраться в место, где находился ковчег...

Персия. Шемаха.

Народ собирается здесь для молитвы чаще, чем в других мечетях, которых в городе Шемахе и вне его имеется шесть.

Источник: [17.34]

Статья № 4
Николаас Витсен, 1664

Лифляндия

Детей часто не крестят до 2–3 лет из-за того, что мало священников, и по небрежности крестьян.

Источник: [17.39]

Статья № 5
Аракел Даврижеци, †1670

Итак, с помощью святого Духа, как обещали, мы начинаем перечень католикосов по порядку от святого Нерсеса Клаеци и доводим до наших дней.

614 (1165) год, умер католикос Григорис и сел на престол брат его, Нерсес, [восседал на престоле] семь лет. 621 (1172) год, умер владыка Нерсес и сел на престол владыка Григор, племянник его, 14 августа, в четверг. Владыка Иоанн Метцабаро, его свергли и вместо него поставили католикосом владыку Давида Аркакахнеци, два года...

Здесь же, в хранилище, находились святыни монастырские: покрывало с лица Христа, часть тернового венца Христа и десница святого первомученика Степаноса, а также другие святыни и святые Знамения. И джалалии все это захватили, унесли и растеряли. Главу [этих джалалиев] звали Абдурахман Мусалим.

В селении Ошакан они схватили другого мужчину и, повесив его за мужской уд, мучили два дня, чтобы тот показал тайник. Видя это, другие поселяне, забрав свои семьи, убежали в гавар Гегаркуни.

И они вовсе даже не ведали, что посвященный [в духовный сан] обязан носить камилавку и фелон или надевать грубую и суконную одежду. Наряжались, подобно мирянам и светским властителям, в изысканные и благородные одежды: шаровары и капу, голову покрывали драгоценным повоем (тюрбаном? кипой?).

Источник: [17.44]

Статья № 6
Грузинская хроника, 1603

Грузинский Иван Сусанин

В тот же короникон 297 пришло известие к царю Луарсабу о сборе войск татар-хана (Т. е. турецких войск — Прим. ред.) и переходе их через Триалети.

Царь вызвал [Ярала] и велел: «Ты умеешь перекрывать дороги. Защищайте проходы, хорошенько следите, если увидите войско, сообщите и не дайте себя поразить». Взял с собой только Ярала и никого больше. Они ничего не узнали о войске. Те ушли по другой дороге. Но в конце концов они же их и перебили. Войско татар-хана перешло через Триалети; за ними шли манглисцы — иные бежали за ними с серпами, иные с топорами. Прибыв в Квелту, схватили иерея Тевдоре, шли и били его булавой: «Иди впереди, покажи дорогу, как нам перейти».

Поднялись на Эрикалу, впереди шел иерей. Подойдя к Гостибу, сказали: «Ведн нас на царя, мы пойдем за тобой следом». Двое держали связанного священника. Священник решил про себя: «Меня все равно убьют Спасу хотя бы душу». Подумал: «Никто не останется бессмертным на этом свете. Зачем я приведу столько войска и обрадую этих». Провел их в Эртацминду. Царь стоял в Цхирети, но он не повел их на него и пошел по пути Квенадриои. И иерею отрубили голову.

Источник: [18.116]

Статья № 7
Г. С. Дохтуров, 1646

Роспись городу Лундану и всей Аглицкой земли

А вера у них недобра, посту николи не бывает, и поститися никогда не знают. А при короле, сказывают, что вера была лутче13, король веровал папежскую веру14; и оне королевскую веру выводят.

А при нас деялось у них, на Светлой недели в четверток, у ково были папежские веры иконы, и оне собрали те иконы из всего государства и свозили на одно место, на улицу Чипсайд, блиско нашево двора.

А при короле был на том месте крест большей, и после короля сломили. И свозили на то место много икон и крестов золотых и сребрянных, и служылых людей приставили всех, и как парламент ис черни поехали домов, и велели те иконы исколоть и зжечь служилым людем. И служывые тотчас приступили и стали иконам наругатися, как искололи все, и склали на огонь, и сожгли. И заповедали во всем государстве, чтоб в тое веру нихто не веровал, а хто будет станет веровать и найдут иконы, и тому казнь жестокая15...

А по воскресениям у них торгу нет никогда, все богу молятца, и воскресение почитают честно, а в-ыные дни до полуночи седят со свечами, у них свечи во всем в граде у всякого двора.

Источник: [17.116]
Комментарии

Статья № 8
Дьяк В. Михайлов, 1688

Король римской веры, которая в Лондоне и во всей Англии в великой ненависти содержитца.

А Е. Кор. В-во намерен, чтоб конечно римские костелы учинить и в тот закон все свое государство обратить. Но вскоре самым делом показати того не может. Токмо по намерению ево показывается к тому делу образ тем, что пребывающему при нем папежскому послу во всем поведению превеликая волность дана. А однако ж со остерегателным осмотрением обращаются того римского закона езувиты, не смеют в своей обыкновенной одежде ходить.

А по велению Кор. В-ва ходят в аглинском служилом платье с шпагами, боясь посполства. И того ради то посполство для веры к датцкому королевичю склонны, а король, ведая о том тайно, дмется на него. Но противного ему учинить не может.

Источник: [17.118]
Комментарии

Статья № 9
Избрант Идес и Адам Бранд, 1692–1695

Китай. Монастыри. Кумирни

В одной версте от стены, по левую руку от нас, мы прошли мимо города Халгана. Он окружен красивой каменной стеной. Здесь мы впервые увидели китайских идолов. Поразительно, какие разнообразные кумирни у китайцев и не только в городах и деревнях, но и на высоких горах, куда едва может взобраться человек.
На расстоянии эти кумирни выглядят очень красиво; изображения же идолов настолько отвратительны и страшны, что самый искусный живописец не мог бы сделать их более отталкивающими. Они обычно сделаны из дерева и глины, иногда богато позолочены. Во всех кумирнях есть идол с горящим взглядом и скипетром в руках, которого они особенно почитают и зовут богом войны. Около идолов стоят большие и маленькие барабаны, в которые бьют во время богослужения.

Знаменитый монастырь в Пекинской провинции
Монастырь в Пекинской провинции весьма знаменит, потому что в нем стоит изображение прежнего китайского императора или идола. К нему из прилежащих деревень и даже от самой великой стены весной стекается множество паломников-крестьян, чтобы вымолить хорошее лето; осенью же паломники приходят пешком поблагодарить за хороший урожай. Приходят целыми деревнями, семьями, мужчины и женщины и их священники. Женщины, одетые во все лучшее, едут верхом на ослах. Священники несут частью раскрашенные, частью литые из металла изображения идолов; некоторые крестьяне несут нечто вроде длинных труб, другие — флейты, барабаны и тазы, при помощи которых они производят невероятный шум.

Что делают жрецы [в кумирне]
Позади [процессии] идет лама, или языческий жрец. Спереди у него привязана корзина, в которой он несет сложенные треугольником бумажки. Некоторые из них позолочены, другие посеребрены, и лама примерно в 100 саженях от монастыря разбрасывает их по дороге в честь чудотворных идолов. Другой лама несет зажженные курительные свечи. Все пришедшие остаются в монастыре несколько дней и проводят время в молитве и всякого рода занятиях.

Китаймонастырикумирнислужбамузыкальные инструментыидолы

Источник: [17.131]

Статья № 10
П. П. Вениаминов

Въ 16ЗЗ году, 20 Сентября, въ Мединѣ въ Аравіи, по смерти Магомеда (sic!), въ полночь возстала страшная погода и жестокой громъ, такъ что небо отъ того все помрачено было; но какъ погода перемѣнилась и небо стало ясно, то на ономъ видны были Аравійскія слова, объясняющія: Ахъ! Почто вѣруете лжѣ? — А потомъ въ 3 часу по полуночи явилась отъ Сѣвера женщина въ бѣломъ одѣяніи, окруженная солнцѣмъ, и имѣющая въ рукѣ книгу, противъ которой было видно войско, похожее на Турокъ, Персіанъ, Аравитянъ и прочихъ Магометанъ, въ боевомъ порядкѣ по видимому на оную нападающее; но женщина стояла неподвижно, и какъ скоро имѣющуюся у нее въ рукѣ книгу разкрыла, то всѣ сіи войска въ бѣгство обратились.

физика атмосферыпророк Мухаммедприметыдата смерти

Источник: [19.174]
Комментарии

Статья № 11
Хуан Антонио Льоренте, †1823

Метаморфозы христианства. Шабаш воинствующей глупости, или «Звёздный час» инквизиции (продолжение)

1602 Распри между иезуитами, инквизиторами и папою Климентом VIII относительно осуждения трудов Молины.
Дон Хуан де Суньига, епископ Картахены, пятнадцатый главный инквизитор.
1603 Дон Хуан Баптиста д’Асеведо, патриарх Индий, шестнадцатый главный инквизитор.
1608 Кардинал дон Бернардо де Сандобал-и-Рохас, архиепископ Толедский, семнадцатый главный инквизитор.
1609 Хуан де Мариана, иезуит, преследуется инквизицией за труд о перемене монеты.
Изгнание морисков из Испании. Миллион жителей эмигрирует.
1610
23 февраля. Учреждение инквизиции в Картахене Американской,
7 ноября. Аутодафе в Логроньо, большей частью против колдунов.

1611 5 ноября. Смерть в Париже Антонио Переса, бывшего министра испанского короля.
1612 21 февраля. Дети Переса требуют пересмотра процесса их отца.
1613 Херонимо де Севальос, юрисконсульт, профессор университета в Саламанке, преследуется инквизицией за свои произведения.
1616 7 апреля. Верховный совет кассирует приговор Антонио Переса и оправдывает его память.
1619 Дон Луис де Алиага, архимандрит Сицилии, восемнадцатый главный инквизитор.
1620 Процесс мавра Феррареса, прозванного ренегатом, начатый сицилийской инквизицией.

1621 21 июня. Аутодафе в Мадриде Марии-де ла Консепсьон, лжесвятоши. Она осуждена как еретичка.
1622
Недостойное поведение инквизиторов Мурсии по отношению к властям Лорки из-за одного чиновника святого трибунала, отказавшегося быть сборщиком налога на торговые сделки.
Луис де Алиага, архимандрит Сицилии, бывший главный инквизитор и духовник короля Филиппа III, привлечён к суду мадридской инквизицией.
Толедская инквизиция отлучает помощника префекта этого города за арест мясника, пользовавшегося при торговле фальшивыми весами.
Дон Андреа Пачеко, девятнадцатый главный инквизитор.
1623 Гранадская инквизиция отлучает двух магистратов королевской судебной палаты этого города и осуждает их произведения.
1624 Около этого года Франсиско Рамоль дель Мансона, воспитатель Карла II, преследуется инквизицией.
1627
21 декабря. Аутодафе в Кордове.
Хуан де Бальвоа, каноник, преследуется инквизицией. Кардинал дон Антонио Сапата, архиепископ Бургоса, двадцатый главный инквизитор.
1628 Процесс доньи Терезы де Сильва и других монахинь обители Св. Плакиды в Мадриде.
1629 Процесс иезуита Хуана Баутисты Позы. Его сочинения, клонящиеся к оправданию притязаний его ордена, запрещены.
1630
30 ноября. Аутодафе в Севилье. Индекс кардинала Сапаты.
Распри между инквизиторами и епископом Вальядолида из-за права первенства. Это происшествие влечёт за собой так называемое соглашение Сапаты. Пруденте де Монтемайор, иезуит, преследуется инквизицией как пелагианец.
Хосе де Сесе, председатель апелляционного суда Арагона, преследуется. Его книга включена в Индекс. Франсиско де Сальгадо, член совета Кастилии, преследуется. Его произведения запрещены в Риме.

1632 Аутодафе в Мадриде, на котором присутствует король. Дон Антонио де Сотомайор, архиепископ Фарсала, двадцать первый главный инквизитор.
1634 Распри между инквизиторами и муниципалитетом Толедо по поводу
взимания податей.
1636 22 июня. Аутодафе в Вальядолиде.
1637 Распри между инквизиторами и королевским прокурором Севильи по делу подсудности. Инквизиторы запрещают юридический манифест этого магистрата.
1639
23 января. Аутодафе в Лиме.
Инквизиторы Льерены отлучают члена совета Кастилии за неосвобождение от лёгкого налога служителей и чиновников святого трибунала.
1640 Распри между инквизиторами и епископом Вальядолида относительно юрисдикции трибунала.
Около этого года возникновение франкмасонства в Англии.

1643
Дон Диего де Арсе-и-Рейносо, епископ Пласенсии, двадцать второй главный инквизитор. 1645
Процесс графа-герцога Оливареса, фаворита Филиппа IV, вскоре после его опалы. Граф умирает до ареста.
Процесс Геронимо де Вильянуэвы, протонотария Арагона. Он апеллирует к папе и, после больших затруднений, оправдан.
1648 Королевский приказ, объявляющий недействительными для Испании решения конгрегации индекса в Риме.
1650 Хуан де Солорсано, член совета Индий, преследуется инквизицией. Его произведения осуждены в Риме.

1654 29 июня. Аутодафе в Куэнсе. 6 декабря. Аутодафе в Гранаде.
1660
13 апреля. Аутодафе в Севилье.
Распри между инквизиторами и помощником префекта Кордовы относительно мавра, раба члена совета инквизиции.
Педро Гонсалес де Сальседо, королевский прокурор при совете Кастилии, преследуется инквизицией. Его произведения запрещены в Риме.

1661
30 ноября. Аутодафе в Толедо.
Толедский инквизитор отлучает дворцового судью за отказ передать ему судопроизводство по делу одного сбира, лучника инквизиции.
1664
17 апреля. Беатификация Александром VII Педро д’Арбуеса, сарагосского инквизитора, убитого в 1485 году.
Инквизиторы Кордовы отлучают помощника префекта Эсихи за отказ передать в их распоряжение человека, обвиняемого в двоежёнстве.
1665
17 сентября. Карл II наследует своему отцу в четырёхлетнем возрасте. Мария-Анна Австрийская — его мать и опекунша.
Кардинал дон Паскаль д’Арагон, толедский архиепископ, двадцать третий главный инквизитор. Он отказывается от должности до вступления в неё.
1666 Кардинал Иоганн Эбергард Нитгард, архиепископ Эдесы, двадцать четвёртый главный инквизитор.
1669 Дон Диего Сармиенто де Вальядарес, архиепископ, двадцать пятый главный инквизитор.
Начинается процесс против дона Хуана Австрийского, брата Карла III.

1671
1 марта. Проповедь, произнесённая в Сарагосе одним матуринцем в похвалу святого трибунала. 1680 18 октября. Аутодафе в Мадриде.
Аутодафе для чествования бракосочетания Карла II с Марией-Луизой Бурбон, племянницей Людовика XIV.

1682 Одна женщина в Гранаде выбрасывается из окна из страха быть посаженной в тюрьму святого трибунала.
1686 Распри между инквизиторами и епископом Картахены Американской. Они отлучают епископа, арестуют его и сажают в секретную тюрьму. Папа вмешивается в это дело и оправдывает епископа.
1688 Процесс Мигуэля д’Эстебана, регента церкви Спасителя в Сарагосе.

1693 Указ инквизиции с запрещением чтения произведений Барклая.
1695 29 января. Смерть дома Диего Сармиенто де Вальядареса, главного инквизитора.
Дон Хуан Томас де Рокаберти, архиепископ Валенсии, двадцать шестой главный инквизитор.
1696 Собрание великой хунты для установления принципа в спорах между инквизиторами и королевскими судьями. Король ничего не решает вследствие
интриг главного инквизитора.
1699 13 июня. Смерть дома Хуана Томаса де Рокабертиа, главного инквизитора.
Кардинал Дон Альфонсо Фернандес де Кордова-и-Агилар, архиепископ, двадцать седьмой главный инквизитор. Он умирает, не вступив в должность. Дон Бальдассар де Мендоса-и-Сандобал, епископ Сеговии, двадцать восьмой главный инквизитор.
1700
1 сентября. Смерть Карла И, короля Испании.
1 ноября. Восшествие Филиппа V, внука Людовика XIV, на престол Испании.
Процесс Хуана Фернандеса де Эредиа, брата графа де Фуэнтеса.

<< предыдущий век    следующий век >>

инквизицияСупремаСписок Льорентешабаш воинствующей глупости

Источник: [19.181]

Статья № 12
Государственный Эрмитаж

Из коллекции Государственного Эрмитажа

Отрочество Богоматери, 1658–1660 // Франсиско Сурбаран,  Испания; холст, масло.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Отрочество Богоматери, 1658–1660 // Франсиско Сурбаран, Испания; холст, масло. Государственный Эрмитаж, [21.102]
Внутренний вид готической церкви, 1610 // Питер Старший Неффс, Иероним II Франкен; дерево, масло.  Государственный Эрмитаж, http://www.hermitagemuseum.org
Внутренний вид готической церкви, 1610 // Питер Старший Неффс, Иероним II Франкен; дерево, масло. Государственный Эрмитаж, [21.102]


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.

Мария в детствемолодая Богородицаобычная европейская церковь

Источник: [21.102]

Статья № 13
Самуэль Пипс

4 октября 1660 года
В Вестминстерское аббатство, где доктора Фруена переводили в архиепископскую епархию Йорка. Здесь, в часовне короля Генриха Седьмого, лицезрел епископов Винчестерского, Бангорского, Рочестерского, Батского, Уэльского и Солсберского — все в пышном одеянии. Но вот они вышли на улицу, и люди, в большинстве своём, воззрились на них так, словно это были какие-то неведомые существа; мало у кого в глазах читались любовь и почитание.

Воскресенье, 27 апреля 1662 года
[В Саутгемптоне] на борту стоящей на якоре «Ласточки» слушал проповедь нашего морского капеллана. Грустно: нёс вздор, да ещё на дурной латыни — зато вознёс молитву Господу во здравие достопочтенных господ офицеров...

25 ноября 1662 года
Только и разговоров о том, что некоторые фанатики уверяют, будто близится конец света и будто настанет он в ближайший вторник, — от чего, когда бы он там ни наступил Господь милосердный, спаси нас всех.

21 июня 1663 года
Засим — в церковь, где проспал всю проповедь под гнусавый голос шотландца, заунывно вещавшего с кафедры.

17 мая 1668 года
Сегодня утром, в соответствии с новой модой, облачился в только что купленный камзол из добротной материи с перевязью через плечо; отвороты рубашки и мундира оторочены шёлковыми кружевами — в тон камзолу. Навёл красоту — и в церковь, где скучная проповедь и никому не известный пастор.

25 октября 1668 года
Жена, неожиданно войдя в комнату, обнаружила девушку в моих объятиях, а мою manus su (руку под её (лат.)) юбками... В постели ни я, ни она отношения не выясняли, однако во всю ночь оба не сомкнули глаз; в два часа ночи жена, рыдая, сообщила мне под большим секретом, что она — католичка и причащалась, что, разумеется, меня огорчило, однако я не придал этому значения, она же продолжала рыдать, касаясь самых разных тем, пока наконец не стало ясно, что причина её страданий в увиденном накануне.

католики в загоненебожность на показпокрасоваться в церкви

Источник: [17.144]
Комментарии

Статья № 14
Ян Стрюйс, 1647, 1668–1673

Мадагаскар. Обряд обрезания
Обрезание у них тоже в обычае, оно совершается в определенное время года. Накануне собираются все добрые друзья и знакомые и напиваются до бесчувствия. Потом бьют в барабан и забавляются с ассагаями12 и круглыми щитами. Юноши и девушки пляшут и скачут.

Вечером устраивают общественное угощение, и кутёж на этом кончается. Ночью мать спит с ребёнком, которому предстоит обрезание, в особом доме, выбранном за месяц до того его отцом и друзьями, но муж не смеет касаться своей жены.

Рано утром, как только начнет светать, мать встает, купается и моет себя и ребенка, надевает на него украшение из камешков и кораллов, пока не забьют в барабаны; затем наступает тишина, и уходят все, кто накануне веселился, а также и те, которые считают, что ночью у них могло быть соитие, равно как и всякий, кто носит что-нибудь красное, ибо они считают, что это помешает остановить кровь после обрезания.

Затем жрец берёт нож и обвязывает платок вокруг своей левой ноги; наконец отец или ближайший друг берет ребенка на руки и так проходит с ним в западную дверь и снова выходит в восточную. После этого очищают место и обрезают ребенка, и если он рожден от раба, то крайнюю плоть бросают на землю, если же он рожден свободным, то отец или брат отца съедает ее вместе с белком из куриного яйца, ибо они воображают, что от этого можно совершать чудеса, а народ здесь весьма склонен к черной магии. Затем к ране прикладывают петушиную кровь и сок некоторых трав. Таким образом ребенка обрезают и лечат, после чего относят домой с большим ликованием и криками радости…

Ливония: на пути от Риги до Пскова
На этом неудобном пути встречалось многое, достойное сожаления.
Эта тяжелая, дикая жизнь влечет за собой такое глубокое невежество, что только по внешности и способности говорить можно признавать их за людей. Таким образом неудивительно, что они не имеют понятия о Боге.

Слабое и грубое представление их о существе, враждебном Ему, вводит их в заблуждение, простительное для них, так как господа их не желают, чтоб они были менее невежественны и более просвещены. Они слышали, что дьявол владеет богатствами и употребляют все средства, чтобы заговорить с ним, потому что как они ни глупы, но все-таки понимают, что есть люди счастливее их и что богатство доставляет счастье, почему и стараются завести сношения с тем, кого считают обладателем оного.

Они стремятся выйти из своей нищеты; это-то и наводит меня на мысль, что они способны понимать хорошее; но им отказывают в нём, опасаясь, чтобы они не поняли вреда, который причиняется им. Обращаясь к их религиозным верованиям, можно сказать, что они лишены их совершенно; обряды же, которые они совершают по привычке в известное время года, есть нечто столь нелепое, что не стоит о нём и говорить.

обряд обрезания в Африкекурши и эстыверования прибалтоввыбраться из нищеты

Источник: [17.147]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,084