Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (XVII век) > Комментарии к статье №39

Комментарии к статье №39, Дьяк Иван Тимофеев, 1610–1617

16. Отношение к религии. Верования
16.1. Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XVII век)

Редактор издательства (14.11.2021 05:53:51)

135
Первосвятительный Гермоген, всеа Росия великий патриарх. Гермоген в 1606 г., когда совершилось перенесение мощей царевича Димитрия, едва ли уже был патриархом. Будучи епископом казанским, он протестовал против брака Лжедимитрия с католичкой Мариной Мнишек и требовал ее крещения, за что и был удален Лжедимитрием из Москвы в Казань. Когда он прибыл из Казани после избрания его патриархом, не известно; едва ли это было до 3 июня, когда было привезено в Москву тело царевича Димитрия. 1 июня венчал на царство Василия Шуйского новгородский митрополит Исидор со всеми бывшими тогда в Москве архиереями, но Гермогена тогда еще не было в Москве, едва ли был он и 3 июня. В памятниках того времени по этому вопросу нет согласия: так, в «Никоновской летописи» сказано, что Шуйского венчал на царство казанский митрополит Гермоген, а «рукопись Филарета» отрицает это, но она же свидетельствует, что мощи царевича Димитрия встречены были патриархом (а им мог быть только Гермоген). Иван Тимофеев был в Москве во время перенесения туда тела царевича Димитрия; возможно, что его свидетельство и правильно.

136
Яко новому Глебу Владимиричю — см. прим. 38. — 38 Сродными близ ему сущими Владимеричи братома двема. Здесь разумеются дети великого князя Владимира Святославича (княжил в 978–1015 гг.) от византийской царевны Анны — Борис и Глеб, которые после смерти Владимира были убиты своим старшим братом Святополком. К ним и к Константину «равноапостольному» присоединяет Тимофеев и царевича Ивана как невинно убитого.

138
Яко же иногда тричисленных устыдеся пещный пламень. По библейской легенде, вавилонский царь Навуходоносор приказал бросить в горящую печь трех юношей, отказавшихся поклоняться идолам, но огонь будто бы не опалил их, и они вышли из печи невредимыми.

218
Патриарха несвящена Игната. Рязанский епископ Игнатий был поставлен самозванцем на место сведенного им с патриаршего престола Иова. Он исполнял обязанности патриарха только во время правления самозванца. В 1606 г. царем Василием Шуйским он был низведен с патриаршего престола и заточен в келье Чудова монастыря в Москве. В 1611 г. ему удалось бежать. Конец своей жизни он прожил в Литве, приняв там унию. Умер в 1640 г.

219
Патриарха Иова… во град некий осуди. О Иове см. прим. 118 и 156. В 1605 г. завладев Москвой, приверженцы самозванца прежде всего приступили к свержению патриарха: ворвавшись в Успенский собор во время богослужения, они сорвали с Иова патриаршие одежды, одели в рясу простого монаха и увезли в Старицкий монастырь, где он и оставался до смерти, последовавшей в 1607 г. Когда в 1606 г. самозванец был свергнут и воцарился Василий Шуйский, Иов — полуослепший — отказался вновь занять патриарший престол, и после некоторых колебаний патриархом был сделан архиепископ казанский Гермоген. Все же Иову пришлось еще раз, незадолго до смерти, приехать в Москву; он был вызван для особой церковной церемонии, устроенной царем Василием Шуйским и патриархом Гермогеном: ему было поручено «снять грехи» с народа, «провинившегося» тем, что он признал самозванца, изменив клятве, данной «законным царям» (И. Г. Р., т. XII, гл. I, стр. 28–30).

220
Обещанная… сквернителя сквернавица — дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишка — Марина Мнишек, невеста, а потом жена Лжедимитрия I.

221
Стаинником его Власовым Офонасом. Афанасий Власов, дьяк, был послан Лжедимитрием I в. Польшу в качестве «великого посла» за Мариною Мнишек. После свадьбы самозванца он получил звание хранителя всех царских сокровищ. После воцарения Шуйского Власов был сослан в Уфу (И. Г. Р., т. 11, гл. IV, стр. 139 и след.).

222
В царских лепотах, яко царица, колеснично фараоницки. Торжественный въезд Марины Мнишек в Москву Тимофеев сравнивает с выездом египетского владыки — фараона.

223
Откровение Богослова — одна из книг так называемого «священного писания», известная под названием «Апокалипсис» и приписываемая ученику Христа Иоанну Богослову. Символические образы Апокалипсиса не раз использовались древнерусскими писателями. Тимофеев использует здесь образ нечестивой жены, с которой и сравнивает Марину Мнишек.

#история_России #лжесвидетельство #царевич_Дмитрий #религия #идеология #святые_мощи #подлоги_истории #интересные_факты #Смутное_время

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,087