Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (XVI век)

16. Отношение к религии. Верования

Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XVI век)

Кампани, Ново-Иерусалимская, Барберини, Флетчер, Горсей, Шлихтинг, Иван IV, Ульфельд, Фабри, Герберштейн, Правила от Иоанна, Иовий, Тверская, Дон Хуан, Новгородская-II, Грамота, Адамс, Яковлев, Лицевой свод , Турбервилль, Ченслер, Тьеполо, Рейнтенфельс, Неизвестный, Грекулов, Грамота Ивана-3, Гоголев, Фроянов, Нейросеть

Статья № 1
Паоло Кампани, 1581

Еще около 500 лет назад московиты следовали нечестивому языческому поклонению богам. Христианскую религию получили они от греков в княжение Владимира, в то самое время, когда схизматики греки отделились от латинской церкви. По этой причине из благодарности, московский князь ежегодно посылает константинопольскому патриарху 500 золотых. Получилось так, что, восприняв христианскую веру от греков, они впитали также и их заблуждения, и очень много этих заблуждений содержится в их богопочитании до сих пор.

Так, они неправильно считают, что святой дух, третья часть святой троицы, исходит лишь от бога-отца, что бог-сын располагается с правой стороны от бога-отца, а святой дух — с левой. Поэтому московиты, крестясь, говорят: «Во имя отца», — прикасаясь правой рукой ко лбу, затем, перенеся руку к правому плечу, говорят: «и сына», а затем к левому: «и святого духа».

Затем, они утверждают, что три ангела, явившиеся Аврааму, о чем мы читаем в писании, являют собой изображение троицы: посередине бог-отец, а с обеих сторон бог-сын справа, святой дух — слева. Святейшее причастие совершают квасным хлебом, смешав в чаше хлеб со св. кровью, и ложками дают народу...

Среди чудотворцев они больше всего чтут Николая Мирликийского, икона которого в городе Можайске, говорят, совершила множество чудес. Кроме тех чудотворцев, которых почитает латинская церковь, московиты имеют мучеников, епископов и монахов всякого возраста, которые, как они хвастаются, вознеслись на небеса, тела же их в неприкосновенности оберегаются с величайшим благоговением. Они убеждены, что с их помощью происходит многое, превышающее силы человеческие. Однако, когда в Новгороде, по просьбе Поссевина (Посла Ватикана — Прим. ред.), архиепископ показал ему гробницу князя Владимира, который впервые приобщил русских к христианской вере (Ошибка! Ему показали мощи кн. Владимира Ярославича, †1052 — Прим. ред.), и некоего Никифора, известного, по их словам чудесами, то Поссевин, насколько он мог судить (ему едва разрешили взглянуть), обнаружил не настоящие тела, а деревянные фигуры, одетые в платье и раскрашенные...

Уважение к иконам у них чрезвычайно велико, им они жертвуют из чувства благочестия или по обету золотые монеты, кресты, свечи и другие небольшие дары. Но особое уважение воздается кресту господа нашего Христа. Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов — видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, они, склонив голову, крестятся (так принято у московитов, колен же в таких случаях они не преклоняют), если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего характеризует благочестие народа то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Мы заметили, когда были в Старице, что строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, почтили их должным образом. Войдя в дом, они сначала по обычаю крестятся на крест или икону (а их принято помещать во всех домах на самом почетном месте), а только потом приветствуют остальных.

Если же случайно не окажется ни креста, ни иконы, то они не крестятся и не кладут поклона, чтобы не казалось, что этот почет воздается стенам. Часто случалось, что мы, садясь за стол, по своему обычаю, благословляли трапезу, а приставы подходили к окнам, откуда был виден какой-нибудь крест, или хотя бы достав крест, который они носили с собой (все московиты, и знатные и низкого происхождения, по своему обычаю, носят его на шее), воздавали ему должное почитание и молились. Если же не было ни одной иконы, они совсем не произносили молитв, и говорили, что как только попадется икона, они очистят себя молитвой.

У них нет обычая осенять знаком креста пищу, напротив, они осеняют себя. Также, если они протягивают что-нибудь, что имеет отношение к светскому обиходу, то крестят это, если же оно относится к церковному, то из религиозного чувства прикасаются ко лбу и вискам.

Обычая обмениваться поцелуями у них вообще нет. Лики святых они пишут с исключительной скромностью и строгостью, гнушаясь тех икон, которые лишены славянской надписи, и тех, на которых есть непристойное изображение обнаженных частей тела. А ведь это может служить известным упреком нашим живописцам, которые, чтобы показать свое искусство, на картинах до предела обнажают грудь, ноги и прочие части тела, и скорее пишут легкомысленные, чем святые картины.

Московиты имеют твердо установленное время постов, когда они воздерживаются от мясного и молочного. Первый пост по латинскому обычаю — четырехдесятница, которую они начинают после шестидесятницы, тогда они не употребляют мяса. Во время пятидесятницы они не едят ни яиц, ни молока, затем постятся от троицына дня (а он, как уже было сказано празднуется на второй день после пятидесятницы) до дня св. апостолов Петра и Павла, затем от 1 августа, а этот день считается у них днем св. Петра, до успеньева дня.

Наконец пост, начало которого приходится на 15 ноября (то есть, как я уже говорил, день св. Филиппа), длится до рождества. И в течение недели, в среду и пятницу, так же как и в день усекновения главы Иоанна Крестителя и в день Воздвижения креста, они не употребляют мясного и молочного. Исключение составляет пасхальная неделя и время между рождеством и богоявлением, в это время они питаются мясом всю неделю. Между прочим, они не признают никаких канунов праздничных дней, не признают и 4 времени года. Но даже в те самые дни, когда они постятся, они не соблюдают истинного и законного порядка поста. Ведь они не употребляют только мяса и молока, но считают, что в течение дня могут принимать пищи кто сколько захочет. Однако когда они готовятся принять причастие (а это они делают каждый по своему усмотрению, так как у московитов по поводу этого нет никакого закона), понедельник, среду и пятницу они проводят безо всякой еды, во вторник и четверг принимают пищу только раз в день, затем, исповедовавшись священнику в грехах, в субботу вкушают тела христова...

В алтарь не разрешается входить никому, кроме духовных лиц. Там, вдали от мирских взглядов, совершается святое таинство. Все пространство между дверями покрыто иконами с изображением святых. В храмах нет ни кафедр, ни органа. Однако у них есть мальчики, обученные пению, которые мелодичными голосами поют во время богослужения. Духовные лица все время стоят, и чередуясь друг с другом, читают молитвы. Входя в храм, московиты колен не преклоняют, но опускают голову и плечи и часто крестятся. Святую воду хранят только в храме, однако дают её как испытанное средство больным для питья...

По всей Московии насчитывается огромное количество монастырей, так что в двух городах — Москве и Новгороде, можно насчитать 144 монашеских общин. Одну из них, расположенную на берегу Днепра, мы посетили. К храму ведут ступени, в помещении при входе помещаются кухни и трапезная, тесно заставленная низкими столами, за которые садятся только с одной стороны. К обширному двору (монастыря) примыкают многочисленные кельи, находящиеся друг от друга на определенном расстоянии, впрочем закопченные и грязные. В них нет ни кровати, ни стола, ни стульев, только лишь скамья, прикрепленная к стене печи, ею они пользуются и как столом, и как кроватью. В этих общинах большое количество монахов, в одном 100, в другом 200, в третьем 300.

Говорят, в Троицком монастыре, в 20 лье от Москвы, живут 350 монахов. Однако все они настолько погружены в дремучее невежество, что даже не знают какого устава придерживаются. На вопрос, что они произносят во время молитвы, они ответили: «Господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй нас». (В этих местах не в употреблении мысленная молитва). Эту молитву они произносят определенное число раз, перебирая четки, сделанные на манер нашего розария. Что касается материального образа жизни, то он не отличается от образа жизни наших монахов. Одежда у них темного цвета, пища — самая скудная, состоит из соли, хлеба и рыбы, которую они сами и ловят. Равным образом им предписано и безбрачие. Многие из монахов, по обычаю, часто отправляются к соседним народам, чтобы проповедовать им евангелие. Московиты некоторых из них, погибших за религию в Скифии и Татарии, чтут как мучеников.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.3]
Комментарии

Статья № 2
Летопись по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому списку, 1528

В том же году созвал боголюбивый архиепископ Великого Новгорода и Пскова владыка Макарий игуменов монастырей и начал их учить... Прежде каждый принимал пищу в своей келье, в лучших монастырях было по шесть-семь чернецов, а то и по два-три... И стал прибывать народ в монастыри: где было два или три чернеца или черницы — стало 12 или 15, где было 6 или 7 — 20 или 30 чернецов... Тогда же из тех монастырей, где вместе жили игумены и черницы, решением архиепископа их расселили по разным монастырям, организовав исключительно женские монастыри, где ввели власть игуменьи, благочиния ради.

Летопись по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому списку, 1528. В том же году созвал боголюбивый архиепископ Великого Новгорода и Пскова владыка Макарий игуменов монастырей и начал их учить… Прежде каждый принимал пищу в своей келье, в лучших монастырях было по шесть-семь чернецов, а то и по два-три… И стал прибывать народ в монастыри: где было два или три чернеца или черницы – стало 12 или 15, где было 6 или 7 – 20 или 30 чернецов…  Тогда же из тех монастырей, где вместе жили игумены и черницы, решением архиепископа их расселили по разным монастырям, организовав исключительно женские монастыри, где ввели власть игуменьи, благочиния ради.

упразднение смешанных монастырейсокращение штатоврелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.6]
Комментарии

Статья № 3
Рафаэль Барберини, 1565

Не во многих милях оттуда протекает еще другая река, именуемая Малая Москва, которая впадает в Оку повыше города Мурома. На этом пространстве, между означенными двумя реками, находятся большие леса, в которых обитает народ — Мордва, частью идолопоклоннический, частью магометанского исповедания, подчиненный тоже московскому государю; народ это воинственный, но пеший, вооруженный луками и стрелами...

Москвитяне исповедуют религию греческую. Они весьма суеверны в живописи и изображении святых; поклоняются одному святому Николаю, почти не упоминая о других Божьих угодниках; и празднуют день этого святителя больше, чем всякого другого.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.6]

Статья № 4
Джильс Флетчер, 1598–1599

В религиозном отношении отличаются они (Татары — Прим. ред.) от турок тем, что у них есть истуканы, сделанные из шелка или другой материи наподобие человека, которых они привязывают к дверям своих походных жилищ для того, чтобы они были янусами, или сберегателями их дома. Не всякий может делать таких идолов, а только некоторые освященные женщины, заведывающие этими и другими подобными предметами. Кроме того, у них есть изображение их государя или Великого Хана, в огромном размере, которое они выставляют в походах на каждой стоянке и перед которым должен преклоняться каждый, мимо его проходящий, будь он татарин или иностранец. Они имеют большую веру в волшебство и во всякие предзнаменования, что бы им ни случалось видеть или слышать...

Весь народ (Лопарей, «Лапония, близ Карелии» — Прим. ред.) находится в совершенном невежестве и не употребляет даже никаких письменных знаков или букв. Но зато превосходит он все другие народы колдовством и чародейством, хотя, впрочем, рассказ (слышанный мною) об очаровании кораблей, плавающих вдоль их берегов, и способности их производить ветер попутный для своих друзей и противный для тех, кому хотят вредить, посредством узлов, навязанных на веревке (отчасти подобный рассказу об Эоловых мехах), есть не что иное, как басня, выдуманная (как кажется) ими самими для устрашения мореходцев, чтобы они не приближались к их берегам...

О степени просвещения монахов можно судить по епископам, которые суть самые избранные лица изо всех монастырей. Я говорил с одним из них в Вологде и (желая испытать его знания) дал ему Священное Писание на русском языке, открыв первую главу Евангелия св. Матфея. Он принялся читать весьма хорошо. Тут спросил я его прежде всего, какую часть Священного Писания он прочел теперь? Он отвечал, что не может сказать наверное. «Сколько было Евангелистов в Новом Завете?» — Он отвечал, что не знает. «Сколько было Апостолов?» — По его мнению, «Каким образом надеется он быть спасенным?» На этот вопрос отвечал он мне, сообразно учению Русской церкви, что не знает ещё, будет ли спасен, или нет, но если Бог пожалует или помилует и спасет его, то он будет этому очень рад; если же нет, то нечего делать.

Я спросил его, для чего он постригся в монахи? Он отвечал: для того, чтобы покойно есть хлеб свой.
Вот просвещение русских монахов, о котором хотя и нельзя судить по одному человеку, но по невежеству его можно отчасти заключить и о невежестве прочих...

Что касается до объяснения в проповедях Слова Божия, поучения или увещаний, то это у них не в обычае и выше их знаний, потому что все духовенство не имеет совершенно никаких сведений ни в других предметах, ни в Слове Божием. Обыкновенно, только два раза в год, именно первого сентября (которое считается у них первым днем года) и в день св. Иоанна Крестителя, каждый митрополит, архиепископ и епископ в своей соборной церкви говорят народу обычную речь такого или почти такого содержания: если кто имеет злобу на своего ближнего, то должен ее оставить; если кто замышляет заговор или бунт против своего государя, тот да остережется; если кто не соблюдал постов и обетов и не исполнял прочих своих обязанностей по уставу церковному, тот да исправится, и проч. Но такова и сама форма, потому что вся речь содержит в себе именно столько же слов, и отнюдь не более, сколько мною исчислено. Несмотря на это, она произносится весьма торжественно, над аналоем, нарочно для того поставленным, как будто бы проповедник собирался читать пространное рассуждение о существе Божием.

...они служат Богу крестным знамением только вследствие невежественного и пустого обычая, нисколько не понимая, что значит крест Христов и сила этого креста. И, несмотря на то, всех других христиан они считают никак не лучше турок в сравнении с собой, потому (как они говорят) что они не поклоняются кресту, когда видят где-либо его изображение, и не крестятся, как русские.

Святая вода у них в таком же употреблении и уважении, как у папистов, но превосходят они их ещё тем, что не только в сосудах святят воду, но во всех их реках однажды в год.

У них есть также обычай давать своим опасно больным пить святую воду, в предположении, что этим можно исцелить их или, по крайней мере, освятить. Многие погибают от такого необдуманного суеверия, как это случилось с единственным сыном боярина Бориса в бытность мою в Москве, которого он погубил (по словам врачей), заставив его напиться холодной святой воды и принеся его голого в церковь Святого Василия в сильный зимний мороз, тогда как он был отчаянно болен... Всякий раз, как варится пиво, у них есть обычай приносить часть сусла священнику в церковь и по освящении вливать его в пиво, отчего оно получает такую силу, что кто его напьется, редко остаётся трезвым. Так же освящается у них первый сноп во время жатвы...

...совершается здесь ещё один торжественный обряд в Вербное воскресенье и на основании весьма древнего предания: в этот праздник патриарх проезжает через Москву верхом на лошади, которую сам царь ведёт под уздцы, а народ взывает: Осанна! — и бросает своё верхнее платье под ноги лошади. Патриарх платит в этот день царю за хорошую службу положенную дань, 200 рублей. За неделю до Рождества совершается еще обряд, подобный этому: каждый епископ в своей соборной церкви показывает трех отроков, горящих в пещи, куда ангел слетает с церковной крыши, к величайшему удивлению зрителей, при множестве пылающих огней, производимых посредством пороха так называемыми халдейцами, которые в продолжение всех двенадцати дней должны бегать по городу, переодетые в шутовское платье и делая разные смешные штуки, чтобы оживить обряд, совершаемый епископом. В Москве царь и царица всегда бывают при этом торжестве, хотя всякий год повторяется одно и то же без всякого прибавление чего-нибудь нового.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.4]
Комментарии

Статья № 5
Джером Горсей, 1573–1591

Когда я прибыл в Вильну, главный город Литвы, то представился великому князю воеводе Радзивиллу и вручил ему мои грамоты, где было обозначено кто я, и указано мое звание. Он был достойных качеств князь, мужественный и протестант по религии.

Вильна, 1581
Вильна, 1581

Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты. Там же и ссылки на источники заимствования.

протестанство в Белорусиилютеранство и ВКЛрелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.8]
Комментарии

Статья № 6
Альберт Шлихтинг, 1563–1570

Живя в упомянутом Александровском дворце, словно в каком-нибудь застенке, он (Царь Иван IV — Прим. ред.) обычно надевает куколь, чёрное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья Базилиане, но оно всё же отличается от монашеского куколя тем, что подбито козьими мехами.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.9]

Статья № 7
Иван IV Грозный, †1584

А всё это послабление начало твориться из-за послабления Василия (Вассиана — Прим. ред.) Шереметева... Ведь этот Шереметев, когда он ещё был в миру, первый вместе с Висковатым перестал ходить крестным ходом. А глядя на это, и все перестали ходить.

А до этого времени все православные христиане, с жёнами и с младенцами, участвовали в крестном ходе и в те дни не торговали ничем, кроме съестного. А кто попробует торговать, с тех взымали пеню. И такой благочестивый обычай погиб из-за Шереметевых.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [20.7]
Комментарии

Статья № 8
Якоб Ульфельд, 1578

Мы посетили также монастырь под названием Ибдокт (Изборск? Или Спасский монастырь, «что на Бдех» — Прим. ред.), видели их образы (Скульптуры — Прим. ред.), но хотя дверь и открыли, в храм нам войти не позволили, потому что мы, по их мнению, были недостойны вступить в святая святых...

1-го августа, после восхода солнца, когда мы пытались облегчить мерзость [нашего] положения (В Новгороде — Прим. ред.) прогулкой, мы заметили вдали большую толпу народа, собравшегося в одном месте около реки, [текшей] поблизости от города; здесь были почти все горожане, как мужчины, так и женщины, либо державшие младенцев на руках, либо ведшие детей за руку; кроме того, там была большая толпа монахов и дев-весталок [монахинь].

После того как [все] они туда собрались, к ним приблизился архиепископ с крестом в руках в сопровождении священников и людей того же рода. Взойдя на мост через реку, возведённый специально для этой надобности, и произнеся речь, он благословил ее [реку] и по особому обряду, похожему на католический, освятил воду.

После этого великое множество мужчин разделись и голыми у всех на виду бросились в реку, не прикрыв [даже] срамных частей, не обращая никакого внимания на то, что на них смотрели девицы и женщины. Те также обливали этой водой своих детей и обмывали и очищали этой святой водой все свои идолы, отмечая этот день в качестве праздничного.

Не знаю, право, должен ли я рассказывать, каким образом они пользуются помощью святых при изготовлении пива и какими действиями [это] сопровождают. После того как они нальют в бочку воду, они погружают в неё изображение святого (его специально держат под рукой), привязанное к длинной палке, и тотчас вынимают обратно.
Это же они делают, когда кладут солод и хмель. Затем они поднимают палку кверху, а сами, преклонив колени, опустив голову и осеняя лоб крестным знаменьем, поклоняются этому образу. Они настолько впитали подобные суеверия и погрязли в этих предрассудках, что считают, что весь их труд будет затрачен впустую, если не проделать описанных обрядов...

Каждый день они идут в церковь, и даже если двери [храма] бывают закрыты, они, тем не менее, осеняют себя перед ними крестным знаменьем, преклоняют колена и склоняют голову к земле.

У них нет клятв и проклятий, и они не употребляют имени Бога, чтобы клясться, а имени дьявола, когда ругаются, но клянутся и бранятся словами «пойди к матери» (Пойди к чёртовой матери — Прим. ред.), «собака», «собачий сын», «бастард», произнося: «Pudi matter», «Sabach», «Sugin sin», «Pledin sin».

Их священники необразованны, знают только русский язык (ведь там нет ученых людей), все они имеют жён (холостые не допускаются к исполнению священнических обязанностей), но, что более всего достойно удивления, овдовевший [священник] тотчас устраняется от исполнения обязанностей, и ему не разрешается вступать в брак во второй раз, если только он не будет вести жизнь частного человека.

Одеваются они по греческому образцу, волосы носят длинные, бороду не бреют. Никогда не произносят проповедей, но ежедневно читают из Евангелия и [поют] на свой лад священные песнопения. Субботу они не чтят, но, поскорее отслужив службу, [начинают] заниматься торговлей и погружаются в дела.

Храмы их украшены многочисленными идолами (Скульптурами — Прим. ред.) и иконами. Как только они их видят, сразу же им молятся. Образы есть у них даже в домах, причём у каждого свои. Им они оказывают необыкновенное почтение. У них также висят на шеях кресты, которые они чтут особым образом.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.23]

Статья № 9
Иоганн Фабри, 1525

Затем мы спросили, признают ли они обрезание и принято ли оно у них. Они ответили, что весьма чуждаются оного, ибо рассматривают его как след древнего и упраздненного иудаизма, и, мало того, гнушаются им, не впуская никого из иудеев в пределы царства рутенов, даже если бы за это им обещали много тысяч золотых...

Они признают римского понтифика викарием Христа и наследником Петра. По этой причине у московитов принято отмечать праздники Св. Климента, Св. Льва и Блаж. Григория.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.24]

Статья № 10
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Храмы без священника крайне редки; священник обязан совершать богослужение только три раза в неделю.

Как мы сказали, во главе монастырей стоят аббаты и приоры, из которых первые величаются у них архимандритами, а вторые — игумнами. Они имеют весьма суровые законы и уставы, которые, впрочем, постепенно смягчаются и подвергаются забвению. Они не смеют позволить себе никаких увеселений. У кого будет найдена цитра или другой музыкальный инструмент, того подвергают весьма тяжкому наказанию. Мяса они не едят никогда. Все повинуются не только распоряжениям государя, но и любому боярину, посылаемому от государя. Когда, путешествуя по Волге, я высадился на берег у монастыря св. Илии, я был свидетелем, как мой пристав требовал что-то от одного игумна, тот не дал немедленно, и пристав пригрозил ему побоями. Услышав такое, игумен тотчас же принёс требуемое...

Епископы заняты только отправлением богослужений и благочестивым охранением и распространением религии, управление имуществом и другими общественными делами они поручают служителям.

В их святцах есть несколько римских пап, которые почитаются в числе святых (12 пап со 109 по 649 годы); других же, которые жили после знаменитого раскола (1054 г. — Прим. ред.), они проклинают за то, что те отступили от правил апостолов, святых отец и семи соборов, и называют их еретиками и раскольниками, ненавидя их более, чем даже магометан...

Исповедующий вместе с исповедующимся становятся посредине храма, обратив лицо к какой-нибудь иконе, нарочно для этого поставленной. Затем по окончании исповеди и наложения, сообразно с родом греха, покаяния они преклоняются перед этой иконой (и сложив вместе три первых пальца1), осеняют крестным знамением лоб и грудь и, наконец, с громким стенанием восклицают: «Иисусе Христе, сыне божий, помилуй нас!» — ибо эта молитва у них общепринята.

...грех, совершенный в день субботний, они считают более лёгким и налагают за него менее покаяния.

Именитые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршество и пьянство и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы, бедняки по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы — дело господское.
Когда меня по моей просьбе в первый раз провожали в церковь в крепости на успение богоматери, я видел, как у крепостного рва работало много бедных крестьян.

...они полагают, что душа, отделившись от тела, не подлежит наказанию, ибо если душа осквернила себя, находясь в теле, то и искуплению она должна подвергнуться вместе с телом.

Вера в Великой Пермии

И до сих пор ещё повсюду в лесах многие из них остаются идолопоклонниками, и русские монахи и пустынники, отправляющиеся туда, не устают отвращать их от заблуждений и ложной веры.


1 Трудами Никона, в 1656 году в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.27]

Статья № 11
Правила от Иоанна и от Кирилла, 1517

В изложении Сигизмунда Герберштейна:

Животных и птиц, растерзанных птицами и зверями, не подобает есть...

Старые образа и доски, на которых происходит освящение даров, сжигать нельзя, но надо зарывать их в саду или в каком-нибудь другом честном месте, дабы не подвергать их поношению и бесчестью...

Никого не подобает продавать иноверцу...

Купцы и путники, ходящие в латинские страны, не лишаются причастия, но допускаются к нему после примирения с церковью через покаянные молитвы...

Какого рода пищу следует вкушать в великий пост? О (твет). В воскресные и субботние дни — рыбу, а в остальные — икру, т. е. (на их языке) рыбьи внутренности...

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.27]

Статья № 12
Павел Иовий, †1552

Храмы у Московитян в величайшем почтении, так что ни мужчины, ни женщины, вкусив приятности любви, не могут входить в церковь, не омывшись прежде в домашних банях.

От сего часто случается, что множество лиц обоего пола, во время Божественной службы, стоят за церковными дверьми и, тем обнаруживая недавнее свое невоздержание, принуждены бывают подвергаться дерзким и колким насмешкам со стороны молодых людей.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.28]

Статья № 13
Тверская летопись, 1534

Родился же Господь наш Исус Христос 25 декабря 5505 года от СМ, в пятницу, в 7 часов дня; и было это в 42-ой год правления кесаря Августа; а крестился Он в 7 часов ночи 6 января 5532 года от СМ, в 15-ый год правления кесаря Тиверия; круг солнца 16, а луны 3.

Тверская летопись, 1534. Родился же Господь наш Исус Христос 25 декабря 5505 года от СМ, в пятницу, в 7 часов дня; и было это в 42-ой год правления кесаря Августа; а крестился Он в 7 часов ночи 6 января 5532 года от СМ, в 15-ый год правления кесаря Тиверия; круг солнца 16, а луны 3.

Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 4» — см., например, здесь >>

странная дата Рождения Христахронология Россиирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 14
Дон Хуан Персидский (Орудж-бек Баят), 1599–1600

Астрахань

В 30 лье от этого лимана к северу начинаются земли, принадлежащие в Азии московскому государю, и первая из них — христианский город по имени Астаркан... только христиане-московиты населяют застроенные места.

Ногайские степи

В делах религии они (ногайские татары) в высшей степени невежественны, но чрезвычайно гостеприимны и когда пригласят кого, то убивают жеребца, приготовляют блюдо из половых частей его и подносят гостю в знак особой любви и уважения к нему.

Казань

Казань имеет более 50 000 жителей-христиан...

Нижний Новгород

Жители города — христиане, подданные московского царя

Переяславль

В нём проживает более 30 000 жителей, христиан-московитов

Вологда

Этот город весьма многолюдный, ибо в нем более 40 000 жителей, также московитов-христиан...

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.40]

Статья № 15
Новгородская Вторая летопись, 1569

7078
Мѣсяца ноября въ 13, въ нѣделю, канунъ Филипова заговейна, прислалъ царь и государь съ Москви ко Спасу въ манастырь на Хутыню архимандрита Сергіева монастыря въ заточеніе, зовутъ его Памвой.


Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 4» — см., например, здесь >>

Жалую кого хочу и казню кого хочумонахи виртухаимонастыри-тюрьмы в Россиирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.149]
Комментарии

Статья № 16
Судная королевская грамота, о присвоении Полоцкому владыке Евфимию архиепископского титула, 1511

Жикгимонтъ (Сигизмунд I, †1548 — Прим. ред.), Божьею милостью король Польши, великій князь Литовскій, Рускій, Прускій, Жомоитскій и иныхъ. Смотрѣли есмо того дѣла, съ паны радами нашими: стояли передъ вами очевисто, жаловалъ намъ владыко Полоцкій и Витебскій Евѳимей на митрополита Кіевскаго и всея Руси Іосафа, о томъ, штожъ дей «онъ не пишетъ мене въ листѣхъ своихъ архіепископомъ; а передъ тымъ дей митрополитове до моихъ предковъ, владыкъ Полоцкихъ, писывали „архіепископомъ“, и сами предкове мои въ листѣхъ своихъ титулъ свой писывали „архіепископъ“; и онъ дей ми того нынѣ боронить».

И митрополитъ повѣдилъ передъ нами: «писывали дей мои предкове до его предковъ, владыкъ Полоцкихъ и Витебскихъ „архіепископомъ“, але съ своее доброѣ воли, а не зъ стародавного обычая». И мы пытали о томъ всихъ княдей Друцкихъ и бояръ Полоцкихъ: какъ здавна бывало? и они повѣдили передъ нами, штожъ здавна владыка Полоцкіи и Витебскіи цисывалася въ листѣхъ своахъ «архіепископомъ», а митрополитове вси, зъ вѣковъ, писывали до его предковъ «архіепископомъ».

Ино мы того досмотрѣвши съ паны радами нашими, владыку Полоцкого и Витебского Евѳимія въ томъ есмо знашли правого, и митрополиту есмо приказали, абы онъ до него отъ себе завжды писалъ «архіепиекопомъ», и онъ самъ маетъ писати и по немъ будучые владыки въ листѣхъ своихъ титулъ свой «архіепископомъ», на вѣчные часы.

При томъ были: князь Войтехъ, бискупъ Виленьскій; воевода Виленьскій, канцлеръ, панъ Миколай Миколаевичъ; воевода Троцкій, маршалокъ дворный панъ Григорей Станиславовичъ Остиковича; панъ Троцкій, староста Жомонтскій панъ Станиславъ Яновичъ; воевода Полоцкій панъ Станиславъ Глѣбовичъ.
Писанъ въ Берестьи, Іюля въ 5 день, индикта 14.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.57]
Комментарии

Статья № 17
Климент Адамс, 1553

Богослужение отправляется на языке отечественном. Евхаристию совершают на квасном xлебе; во время Литургии, переносят чашу на голове чрез храм, и желающим прикоснуться к ней не запрещается.

Ветхий и Новый Завет читают в храмах на своем языке, очень связно. Во время чтения можно перешептываться; но после наблюдается чрезвычайная скромность в 6лагоговение.

Pyccкие соблюдают четыре поста в году. Первый начинается вместе с нашей Четыредесятницей, второй называется Петров пост, третий получил название от имени Пресвятой Девы, четвертый от Св. Филиппа. Как мы начинаем Четыредесятницу с Середы, так Pycские с Понедельника. За неделю до Четыредесятницы, едят только молочное (от чего и называется масляный пост), знакомые навещают друга друга и целуются, в знак взаимной любви и Христианского примирения, потому что все почти в этот пост приобщаются Святых Тайн. На второй неделе поста (т. е. на первой после Масленицы), несколько раз в день посещают храмы, или остаются в домах, и занимаются молитвою. В продолжение целой недели, ничего не едят, кроме овощей, а после разрешается и вино. Вообще Pусские соблюдают посты очень строго, и ничего не едят, кроме овощей и соленых припасов. Каждую Середу и Пятницу постятся, а по Субботам едят мясное.

В смежности с Татарами живут идолопоклонники. Славный идол их называется золотою телицею. Если случится общественное бедствие, как-то; голод, война или язва; то они вопрошают идола следующим образом: народ повергается пред ним на землю и молится; по средине ставится тимпан; вкруг него ложатся, кому выпадет жребий; на тимпан кладут серебряную жабу, и по тимпану ударяют палочкой. На кого упадет жаба, того на месте убивают; — не знаю каким волшебством, — он тотчас оживает (!) и открывает причину бедствия. Таким образом идола умилостивливают и бедствие проходит.

путешествие Ченслерацерковные службыпостЗолотая бабарелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.59]

Статья № 18
Лукиан П. Яковлев, †187?

Лукиан Яковлев, Русские старинные знамёна

Въ XVI в.ѣкѣ на знаменахъ вышивали лики Спасителя и Богородицы, также изображали св. Георгія побѣдоносца. Знамя Великаго князя Василія Ивановича было бѣлое, съ изображеніеиъ Іисуса Навина, останавливающаго солнце…

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин.

Лик Спасителя – Иисуис Христос на знамени
Лик Спасителя – Иисуис Христос на знамени
Стяг атамана Ермака, 3 аршина (ок. 2 м), Иисус Навин и св. Михаил
Стяг атамана Ермака, 3 аршина (ок. 2 м), Иисус Навин и св. Михаил

Ко времени царя Бориса Ѳедоровича можно, съ нѣкоторою вѣроятностію, отнести знамя тафтяное алое, на которомъ золотомъ и шелками вышитъ былъ Св. равноапостольный Великій Князь Владиміръ, и чада его Св. благовѣрные князи Борисъ и Глѣбъ…

Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель — Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Оружейная ПалатаКремльстягизнамёнаИисус НавинЕрмакрелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.177]

Статья № 19
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 7011 (1511). О соборовании, о вдовицах, о попах и дьяконах

7011 (1511)
О соборовании, о вдовицах, о попах и дьяконах
В том же году был архиепископ Новгородский Геннадий в Москве, и совещался он с Симоном, митрополитом всея Руси, и с епископами, и повелели вдовым попам и дьяконам не петь, не касаться священнодействия.

7055 (1555)*

Об убийстве князя Юрия Глинского
В том же месяце в 26 день в воскресенье, на пятый день после великого пожара, простолюдины города Москвы от великой скорби из-за пожара взбунтовались словно безумные, пришли в град и на площади забили камнями царева великого князя боярина князя Юрия Васильевича Глинского и детей боярских многих побили.

И после пожара на 2 день приехал царь и великий князь навещать митрополита Макария в Новое, и с ним были бояре, и вражьим наветом начали говорить, что волшебством человеческие сердца вынимали и в воде мочили, и той водою кропили, и оттого вся Москва погорела. Начали же эти слова произносить духовник царя и великого князя протопоп Благовещенский Федор и боярин князь Федор Скопин-Шуйский, и Иван Петров Федоров. И царь и великий князь велел боярам произвести розыск.

Лицевой летописный свод Ивана IV, 1535. Первый на истории Руси подкоп под крепость белорусскими военными инженерами войска воевод Андрея Немирова и Юрия Николая Радивиловича
Лицевой летописный свод Ивана IV, 1535. Первый на истории Руси подкоп под крепость белорусскими военными инженерами войска воевод Андрея Немирова и Юрия Николая Радивиловича

Бояре приехали к соборной церкви Успения Богородицы на площадь и собрали черных людей, и начали вопрошать: кто поджег Москву? Они же начали говорить, что княгиня Анна Глинская со своими детьми и людьми волхвовала: вынимала человеческие сердца и клала в воду, и с той водой ездила по Москве и кропила, и оттого Москва выгорела. И говорили черные люди, что в ту пору Глинские у государя находятся в приближении и аловании, а от их людей черным людям творится насилие и грабеж, они же от того не унимались.

А князь Михаил Глинский находился тогда с матерью на государском жаловании в Ржеве; и князь Юрий Глинский тогда приехал, и как услышал такие речи о матери и о себе, пошел в церковь Пречистой (Богородицы). Бояре же по своей неприязни к Глинским натравили чернь на него; те же схватили князя Юрия в церкви и убили его в церкви, выволокли передними дверями на площадь и за город и положили перед тем колом, на котором казнят.

Были же на совете этом протопоп Благовещенской Федор Бармин, князь Федор Шуйский, князь Юрий Темкин, Иван Петров Федоров, Григорий Юрьевич Захарьин, Федор Нагой и многие другие.

А людей князя Юрия бесчисленно побили и имущество князя разграбили, крича в своем безумии, что вашим зажиганием наши дворь и имущество погорело, а твоя мать княгиня Анна сорокою летала и зажигала. Много же и незнакомых боярских детей из Северской земли побили, называя их людьми Глинского. А после того убийства на 3 день приходили многие черные люди все скопом к государю в Воробьеве говоря нелепое, что будто государь прячет у себя княгиню Анну и князя Михаила, и чтобы он их выдал им.

Царь же и великий князь повелел тех людей схватить и казнить; они же разбежались по другим городам, зная свою вину, которую безумием своим сотворили.


* В Царь-книге используется хронологическая шкала Ивана IV и староверов: для перевода в юлианский стиль вычитаемое — 5500, а не 5508 (для января – августа). — Прим. ред.

Как — это по-православному! Как — это по-евангельски!

Лицевой сводцерковные правиладемократия клириковшабаш псевдохристианстванародная инквизициятень Глинскогорелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.65]
Комментарии

Статья № 20
Джордж Турбервилль, 1568

Случится ли, что гость к соседу в дом зайдет,
Он и не смотрит на еду, лишь был бы квас да мёд,
Не диво, что у них обычаи мерзки,—
Их божества сотворены секирой от руки.

Им идолы милы. Господь не ведом им,
Но на стене «Никола бог» для них необходим.
И если в доме нет раскрашенных богов,
Никто не ступит и ногой под этот грешный кров.

Стоят у них кресты среди открытых мест;
Кресту кладут они поклон: творят рукою крест.
Благочестиво бьют поклоны в землю лбом.
А их пороки, нищета, прикрытая тряпьём!
<...>
По лапе, говорят, узнать возможно льва,
Так заключить дадут о всём немногие слова.

культ Николая-угодниканравы московитоврелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.70]
Комментарии

Статья № 21
Ричард Ченслер, 1553–1554

Нас они считают на половину Христианами, потому что мы не держимся ветхого завета, наравне с Турками, почему и считают они себя более безгрешными, чем нас. Русские не учатся никакому другому языку, кроме своего родного, и не допускают другого языка между собой. Вся их служба в церквах совершается на родном языке.

У них есть ветхий и новый завет, который ежедневно читается, но суеверие не уменьшается: когда священники читают, то так странно, что никто не может понять их, да никто и не слушает их; пока они читают, народ сидит и болтает. Когда же священник совершает службу, никто не сидит а все гогочут и кланяются, как стадо гусей; на молитвы они отвечают только: «Господи, помилуй» (bodi pomeli). И одна десятая населения не сумеет прочитать «Отче наш», а «Верую» никто и не решится читать, разве как в Церкви; по их мнению, это можно читать только в Церквах.

О заповедях они держатся того мнения, что они даны Моисею в законе, который отменен теперь бесценными страданиями и смертью Христа, отчего мы (говорят Русские) и не соблюдаем их почти. В этом я им верю, потому что, если расспрашивать их заодно и о заповедях и об их законе, то согласие было бы только в немногих отношениях...

Судите теперь об их святости. Монахи эти имеют поместий вдвое против самого князя, который обращается с ними очень умеренно, напр., если они берут взятки с бедных и простых, то князь считает это в порядке вещей. Когда они обирают простых людей и бедняков, он получает часть. По смерти настоятеля монастыря князь берет себе все его движимое и недвижимое имущество, так что преемник умершего покупает все у князя, благодаря чему это самые лучшие княжеские арендаторы.


Текст этой статьи использован при кросс-анализе «показаний свидетелей» в электронной книге «История и баланс событий. Вып. 4» — см., например, здесь >>

религия на Русихристианство в Московиирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.71]
Комментарии

Статья № 22
Франческо Тьеполо, 1560

Московиты исповедуют христианскую веру по-гречески, джугры и пермы, прежде молившиеся идолам, в значительной части уже крещены и, благодаря большим стараниям герцога и московитских священников, можно надеяться, что скоро и другие, по их примеру, будут приведены под то же знамя.

Прочие — магометане, за исключением колонистов и других, поселённых в тех местах для охраны. До сих пор нельзя было побудить их что-либо сделать в пользу религии, поскольку, как выше сказано, они лишь несколько лет тому назад покорены московитами29.

христианство и Ведический поясислам на Русирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.72]
Комментарии

Статья № 23
Яков Рейнтенфельс

Об Иоанне Васильевиче — тиране

Брата и тестя он без всяких на то причин безбожно лишил жизни. Собственного сына, жертву своей жестокости, он удушил, хотя вскоре с терзаемой фуриями совестью, послал, обуянный внезапным раскаянием, 77 000 золотых патриархам константинопольскому и александрийскому и монахам, стерегущим Гроб Господень, дабы они молитвами и священнослужением упокоили душу убитого.

курс совестиконвертация душииндульгенции РПЦрелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [17.146]
Комментарии

Статья № 24
Неизвестный англичанин, 1567–1568

Во всей стране нет ни одного учителя для наставления народа, так что многие, большая часть бедняков, на вопрос «сколько богов» — ответила бы «очень много», так как они считают всякий имеющийся у них образ за бога... Все их богослужение на русском языке; простой народ не знает другой молитвы, кроме «Ghospodi Iesus Christus esine voze pomilol nashe» т. е. «Господь Иисус Христос, сын Божий, помилуй нас». Это и есть их молитва, так как большая часть неученых не знают ни «Отче наш», ни «Верую», ни 10 заповедей, и едва ли понимают и половину службы, совершаемой в церквах.

воцерковление русскихреальная верарелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [16.74]

Статья № 25
Е. Ф. Грекулов

Реальное христианизаторство Росии. Инквизиция РПЦ*

Московских еретиков судил церковный собор 1504 г. По настоянию собора наиболее активных еретиков — Ивана Волка, Михаила Коноплева и Ивана Максимова сожгли в клетке в Москве, а Некраса Рукавова — в Новгороде, предварительно отрезав ему язык. Духовные инквизиторы во главе с митрополитом Симоном настояли еще на сожжении юрьевского архимандрита Кассиана. Его брат Иван Черный бежал «в немцы»...

На церковном соборе 1554 г. как «безбожного еретика и отступника православной веры» осудили Матвея Башкина. Он считал, что рабство несовместимо с принципами истинного христианства, и говорил о необходимости уничтожить холопство, так как «Христос всех братией нарицает». Башкин подверг критике церковные каноны и догмы: отрицал божественное происхождение Иисуса, не признавал «угодников» и поклонения иконам.

В выступлении Башкина против церкви и её догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Защищая устои феодально-крепостнического государства, церковные иерархи не могли простить Башкину его взглядов. Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. Его сторонники были разосланы по монастырям в строгое заключение

Ведовские процессы

В 1591 г. в Астрахани обнаружили колдунов, виновных в «порче», т. е. в заболевании, крымского царевича Мурата Гирея. «Колдуны» были сожжены при большом стечении народа.

Насаждение православия

В Казанском крае христианизация началась со второй половины XVI в., вскоре после завоевания Казани здесь были основаны монастыри. Над татарами, противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских женщинах, держали в цепях. При этом церковники не скрывали, что их цель — «народ от татарской веры отучить и остращать».

Отлучение и анафема

В 1537 г., в малолетство Ивана IV, князь Андрей Старицкий хотел оставить Москву и уехать во враждебную Москве Литву. Митрополит Даниил послал к князю Андрею своих посланцев с угрозой, что если он выполнит свое намерение, то на него и на жителей его земли будет наложено церковное проклятие. Князю Андрею пришлось смириться.

Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы

Нетерпимость православного духовенства к другим религиям не раз отмечали иностранцы, посещавшие Московское государство. Вот что писал в «Записках о Московии» немецкий дипломат и путешественник С. Герберштейн: «Московиты хвалятся, что они одни только христиане, а нас осуждают как отступников от первобытной церкви и ее установлений». Эту нетерпимость подметил и иностранец Д. Флетчер в своем сочинении «О государстве русском» (1591 г.).

Гонения на просвещение и науку

Уже в древней Руси церковь выступала в роли гонительницы просвещения и науки. На церковных соборах XIV — XVII ее. рассматривались и утверждались индексы запрещенных книг. Древнейший церковный памятник — Кормчая книга — за чтение таких книг назначала церковное проклятие. Книги, признанные вредными, предлагалось сжигать на теле лиц, у которых они были обнаружены. Особенно ненавистны были духовным властям книги, пришедшие с Запада. Стремясь сохранить в неприкосновенности господствующую религиозную идеологию, освящавшую крепостнический строй и эксплуатацию народа, духовные власти боролись с проникновением в Москву западноевропейских идей, уничтожали привезенные оттуда книги, а распространителей этих идей и хранителей запрещенных книг подвергали жестокой казни. При Иване III за хранение и чтение иностранных книг в Москве сожгли в деревянной клетке князя Лукомского вместе с переводчиком Матиасом Ляхом, обвинив их в чародействе и злом умысле. Тогда же как колдуна, знавшегося с нечистой силой, казнили врача-иностранца Антона Эренштейна, а в 1580 г., в царствование Ивана IV, сожгли как «лютого волхва» придворного врача-иностранца Бомелия.


* См. только часть ужасов Эпохи Моли в период строительства теократического государства в изложении Академии Наук СССР в Конспекте работы Е.Ф. Грекулова здесь, 0.84 Mb— Прим. ред.

Инквизиция в Россииведовские процессымонастырские тюрьмынасаждение православияразжигание нац– и религиозной нетерпимостирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [20.141]

Статья № 26
Жалованная обельно-несудимая, односрочная и заповедная Грамота Ивана III, 1504

1504 г. апреля. — Жалованная обельно-несудимая, односрочная и заповедная (от ездоков, незваных гостей и попрошатаев) грамота в. кн. Ивана III Васильевича и его сына в. кн. Василия III Ивановича иг. Спасского Валаамского м-ря Якиму на села и деревни в 7 погостах Корельского и Ореховского уездов Водской пятины Новгородской земли.

Перевод шведского текста:
Я, великий1 государь1 и великий князь Иван Васильевич всея Руси, и мой сын, великий князь Василий Иванович всея Руси, мы милостиво пожаловали игумена Якима с его собратьями, и того, кто будет после него в Спасском монастыре на Валааме, в нашей наследственной вотчине, Новгородской земле.

грамота Ивана-3преференции попамсудопроизводство Русирабство в Россиизапрет милостынититулырелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [20.167]
Комментарии

Статья № 27
Андрей Гоголев

Пилат в тюрьме. Иуда оболган. Иудейских первосвятителей зарубили. — Пасха, однако

Похоже, что царь Иван IV Грозный стал первым на Руси светским историком, но шлейф его «старообрядческих» взглядов на прошлое мира, Руси, а главное, на евангельские события понравился потом мало кому. По всей видимости где-то в XVII–XIX веках РПЦ и, очевидно, не без «одобрямса» Романовых была предпринята попытка изничтожить Царь-книгу, то есть Лицевой летописный свод царя Ивана IV.

К сожалению, происки супостатов завершились удачей: среди выживших более 10 тыс. страниц Свода мы не видим сегодня огромной его части, «почему-то» пропавшей, и в которой описывались реперные события изначалья Руси: это весь ведический период, и далее от якобы прихода Рюриков и до 1122 года включительно. И вы поймёте из этой статьи почему столь агрессивно звучит «Симфония власти и церкви» по отношению и к этому литературному шедевру, и к царю Ивану и по сей день. При том, что непонятно, был ли тот успех профи-извращателей русской истории единственным.

Поскольку Пасха уж не за горами, о событиях, связанных с окончанием земной жизни Христа в версии Ивана Васильевича, и поговорим. Однако для корректного восприятия цитат предварительно нужно учесть некоторые особенности Царь-книги и информацию на подкорку:

Или же мы будем по-прежнему верить евангельской истории в версии Михаила Булгакова, искорёженным Писаниям и наставлениям не пойми кого, а не следовать своей логике?

Впрочем, и над некоторыми сохранившимися страницами Свода, похоже, кто-то «поработал».

Версия евангельских событий до прихода к власти Романовых

Зависть, подкуп и казнь

«И пошли первосвященники (Анна и Каиафа — А. Г.) и сообщили Пилату, и он послал воинов своих, и многих убил из народа, и этого Чудотворца привёл, и расспросил о Нём и понял, что он праведник, а не злодей и мятежник, и царской власти не желает, и отпустил его, ибо жену Пилата умирающую исцелил Он.
И пошёл Он на обычное своё место и свои обычные дела делал. И снова много народа собралось вокруг Него, и славился Он своими делами больше всех.
И завистью стали терзаться законники, и дали 30 талантов золота Пилату, чтобы тот убил Его. Пилат же взял золото, и позволил им самим их желание исполнить.
И законники взяли и распяли Его по отеческому закону...
Распят же был Господь Бог наш Исус Христос в лето 5533-е от Адама (33 лето от РХ) марта в 30-й день, в пятницу, в 6-й час дня... Бе же тогда Пасха у жидов 31-го марта, в субботу...»

 Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Том 6: «Внизу же, под распятием, где же находится голова Адама, место называется Краниево, которое есть Лобное»
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. Том 6: «Внизу же, под распятием, где же находится голова Адама, место называется Краниево, которое есть Лобное»

Современные веб-конвертеры определяют григорианскую дату 31 марта 33 года н. э. как 13-й, но не 14-й день месяца нисана, день начала еврейской Пасхи-Пе́йсаха, и это был де-факто четверг, а не суббота. Если же речь — о юлианском стиле, то григорианская дата 29 марта конвертируется, соответственно, в 11-й день нисана. — Опять не сходится.

Впрочем, и про 30 талантов золотом — это, похоже, также подлог. Так как в ином фрагменте Свода приводится письменное обращение Пилата к римскому властителю Клавдию Кесарю Германику, который воцарился в Риме после Гая:

«Я же словесам их (Анны и Каиафы — А. Г.) поверил таковым, и бил Его, и отдал во власть им. Они же на кресте распяли Его... И столь сильно воспалилось безумие жидовское, что дали мзду слугам моим со словами: скажите, что ученики тело Его украли ночью. Слуги же, приняв сребро, не могли скрывать правды о Нём, как все было, но сразу о Его Воскресении от гроба свидетельствовали, и поведали о том, что от жидов мзду прияли, и о том, что те обманывали царя, надеясь, что он будет передавать эту ложь жидовскую. И послал я к владычеству вашему сообщение обо всем, что приключилось с Исусом Христом, Сыном Божиим, во дворце моем»

Как не трудно заметить, ни здесь, и нигде либо в тексте Свода нет ни единого звука о предательстве Иуды, якобы предавшего Учителя за тридцать сребреников! Это как же надо было изгалиться, чтобы из более 4000 (Четырёх тысяч) Евангелий отобрать в канон особо нашпигованные кучей подлогов только четыре!

Примечательно также, что коль Пилат явно признаёт Христа Сыном Божиим, то, значит, ему уже был знаком Символ веры! Однако Символ веры образца лишь времён первых Романовых! Так как согласно Никоновской летописи князь Владимир исходно при принятии христианства в качестве Символа веры произносил практически исламскую шахаду:

«Во истинну велий Бог христианский, и несть ин Бог разве его»

— О как!

Потом поп-летописец спохватился, но опять напортачил, вписав в Никоновскую летопись «уточнением» таки не скукоженный, но развёрнутый Символ веры, однако сурово арианский, но отнюдь не православный (подробнее и ещё подробнее см. >>)!

Свидетельства о Воскресении Христа, собранные царём Иваном IV

Несколько необычно для якобы верующих, особенно для тех, кто никогда не читал Библию вообще, или не читал оную внимательно, прозвучит и этот эпизод:

 Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6: «О воскресении Господнем. Воскрес наш Исус Христос на 3-й день, в 7-й час ночи, когда стало светать, в день недельный, первый день апреля. И явился Господь апостолам и другим многим святым на святой горе Сион, дверем затворенном, и став посреди рече: мир вам… и прочее. Там и Фому Он уверил»
Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6: «О воскресении Господнем. Воскрес наш Исус Христос на 3-й день, в 7-й час ночи, когда стало светать, в день недельный, первый день апреля. И явился Господь апостолам и другим многим святым на святой горе Сион, дверем затворенном, и став посреди рече: мир вам… и прочее. Там и Фому Он уверил»

И вот слова от традиций России:

«И пожил Исус с ними 40 дней, и взошёл на Небеса мая в 10-й день, в четверг, в 9-й час дня, святые же апостолы зрели, и множество народа видели, как на облаках взошёл. И святые ангелы говорили: мужие галилейстеи, что стоите, зряще на небеса? Той есть Исус, вознесыйся на Небо»

Впрочем, о том, что конкретно происходило в эти 40 дней второго отрезка земной жизни Христа после 14 дня месяца нисана, ведомо мало что.

Заметка в плюс РПЦ
Если вспомнить русскую систему отсчёта суточного времени (ведь мы же говорим о русской Царь-книге!), то, с учётом захода солнца в Иерусалиме 31 марта в 17:57 и того, что Христос воскрес «в 7-й час ночи», получается по-современному, что это событие произошло в 57-ю минуту после 24 часов, то есть уже первого апреля, то есть когда до рассвета (05:28) было ещё ой как далеко, и «светать» точно ещё не могло! — Кто и когда подделал Свод, хотя и не тотально?

На вопрос «когда?» ответ есть: тогда, когда на Руси был повсеместно введён 24-часовой суточный стандарт a’la Big Ben Вестминстера вместо локального отсчёта времени дня-ночи для городов, лежащих на разных широтах; например, заместив Московский 17-часовой стандарт (17 часов — это округлённо максимальная продолжительность дня/ночи на широте Москвы. Но так как тогда не умели «отлавливать» минуты — минутной стрелки на часах не было, — то этот стандарт был Общероссийским). Откуда очевиден ответ и на вопрос «кто подделал?»

Впрочем, РПЦ, к удивлению, точно следует исторической информации от так нелюбимого ею царя Ивана: Пасхальная служба стартует ныне в 23:00, а Крестный ход, начинающий движение в полночь, весьма пунктуально символизирует момент Воскресения с тем учётом, что день у евреев отсчитывается от захода солнца (откуда и день «воскресенье», а не реальный понедельник 1 апреля 33 года через григорианский стиль).

Нерон, взятка евреев, или О бедный Пилат

Меж тем Клавдий в свои 65 лет мирно преставился, и письмо Пилата об убийстве Христа в 5557 году (в 57 г. н. э.) перешло к распутному Нерону, его сыну.

«И узнал Нерон, что много лет назад распяли Исуса иудеи только из зависти и без всякой же вины, и разгневался, и посла за ними. И привёл в Рим, связав, Анну и Каиафу; и Пилата же, жившего в Палестине после извержения его из сана, привёл его связанным»

То есть Понтий Пилат имел сан? В какой религии?
Дальше — больше!

Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6: «Очень много же наговаривать на Пилата Анна и Каиафа начали, а тот отвечал, что они Исуса закону передали. И много дали Анна и Каиафа, и, выиграв спор, отпущены были. Пилат же пребывал в темнице»
Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6: «Очень много же наговаривать на Пилата Анна и Каиафа начали, а тот отвечал, что они Исуса закону передали. И много дали Анна и Каиафа, и, выиграв спор, отпущены были. Пилат же пребывал в темнице»

То есть, как и всегда, евреи просто откупились.

Но откуда Нерон «вдруг» узнал историю Христа до подробностей, помимо информации от самого Пилата? Тут стоит заметить, что из Четырёх Евангелий ко времени начала правления Нерона Германика были написаны уже три. Читаем редкие свидетельства из Свода:

«А после убиения Стефана через два лета написал Матфей Евангелист Святое Благовестие, в 3-е лето царствования Гая, в лето 5541-е, а после Вознесения Господнего через 8 лет...
В лето 5543-е, во второе же лето царствования Клавдия, написал Марко Евангелие, после Вознесения Господа через 10 лет...
В 6-е лето царствования Клавдия написал Лука Евангелие, в лето 5548-е, а после Вознесения Господа через 15 лет...
В седьмое лето царствования Неронова, в лето 5564-е написал Иоанн Евангелие, через 30 лет после Вознесения Господня»

Из части Четвероевангелия, возможно, и была Нероном почерпнута информация. Если, конечно, Нерон владел языком народа Восточной части своей империи, только с XV века получившей название Византия.

Однако воздалось-таки всем!

После того как ап. Шимон по кличке Пётр (греч. «камень») натворил кучу чудес, а затем убил в Риме своего конкурента-иллюзиониста, «антихриста» Симона-волхва, гонитель христиан (запомним!) Нерон распял Шимона, но не традиционно, а по просьбе самого казнимого вниз головой (апостол не захотел походить на Учителя). Затем Нерон перенёс свой гнев и на бедолагу Пилата:

Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6: «И на Пилата же разгневался сей Нерон, и повелел отрубить ему голову, и сказал: почто отдал иудеям так называемого Христа, мужа непорочного и силы творившего? Если же ученик Его такие чудеса творил, то насколько Он был силен?»
Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6: «И на Пилата же разгневался сей Нерон, и повелел отрубить ему голову, и сказал: почто отдал иудеям так называемого Христа, мужа непорочного и силы творившего? Если же ученик Его такие чудеса творил, то насколько Он был силен?»

Но тут начал роптать народ: люди укоряли Нерона в коррупции и ненаказании истинных убийц Христа, а также в напрасной казни Пилата — по-Булгакову, «сына короля-звездочёта и дочери мельника красавицы Пилы», и властитель Римской империи решил «электорату» уступить:

«И послал же воинов по всей Иудее и в Иерусалим сей царь Нерон... И убиены были тогда воинами Анна и Каиафа»

И вот тут истинным убийцам Христа воздалось:

Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6. Казнь иудейских первосвятителей
Лицевой летописный свод царя Ивана IV Грозного, Том 6. Казнь иудейских первосвятителей

Возможно, именно после этой казни иудейских первосвященников и началось восстание евреев?! Впрочем, Свод ничего не знает ни о каком восстании, и говорит только о мести Нерона: по его приказу Веспасиан вскорости осадил Иерусалим...

Месть гонителя христиан убийцам Христа, то есть месть убийцам Бога христиан была жестокой: Храм был разрушен, началось Рассеяние евреев...

*
Вот так, в раскоряку с официальной версией истории и Древнего мира, и России, и чуть ли не на каждой странице как Свода, так и на страницах почти всего корпуса летописей из ПСРЛ баланс событий просто отчаянно не бьётся.

От общественного же запроса на перевод на современный язык Ветхого Завета (ТаНаХа) версии царя Ивана IV все попы и историки РАН вообще шарахаются как от огня и по сей день, как и от перевода Острожской Библии. Не трудно догадаться почему! — См., например, факсимиле исходника Свода на Руниверс: Библейская история. Книга 1 и далее, где в тексте особо впечатляют упоминания о произрастании в израильской пустыне дубрав, окружённых пальмами (sic!), кедровых рощ и тополей; не менее впечатляет описание бескрайних полей льна и полынь-травы, посевов лука, чеснока, огурцов... меж которыми неприкаянно бродят стаи волков в поисках оленей. Ещё раз: это всё в Израиле наблюдалось.

Не стало ли понятно теперь почему именно так люто нелюбим и оболган попами и властью не только РФ царь Иван IV Грозный?.. О котором, кстати, народ ещё при его жизни складывал легенды и песни.
*

Однако остались вопросы.

Если враг моего врага есть мой друг, то где в действиях гонителя христиан Нерона логика? Иначе получается, что Нерон был добропорядочным христианином. Не так ли? — Подставьте в оператор условия иное, если получится.

Причиной Рассеяния евреев являются сами евреи. Не так ли?
Если евреи — это семиты, то почему на гравюрах Свода они мало чем внешне отличаются от европейцев? И в одеждах также. И чем конкретно одни семиты (евреи) отличаются от других (арабов)?

Почему ни внешний вид персонажей всех 16 тысяч гравюр Свода, ни их военная экипировка, ни конструкции зданий, сооружений, судов и проч. что при описании библейских событий, что при описании походов Александра Македонского, что при описании походов Ивана IV меж собой не отличаются практически ничем? Не потому ли, что все эти события реально происходили недалеко друг от друга во времени?

И ещё сотня другая вопросов, но уже не для этой статьи...

NB
Сограждане! Празднуя Светлое Воскресение, по крайней мере, не стоит забывать об исторических напраслинах, которые только и делают, что выворачивают наизнанку моральные нормы Древней Руси через ложь и подлоги её истории под аккомпанемент Симфонии власти и Церкви со стандартом опорной частоты ноты ля этой «музыки» в 440 Гц, которым было попрано наследие Дж. Верди >>

И не понятно ли откуда «ветер дует», если вспомнить чем, к примеру, закончилась в 1370 году предпринятая по инициативе папы Григория XI миссия в Россию инквизитора Ордена доминиканцев Иоанна Галла (Восточного инквизитора) совместно с братом Илией. Приезжал ведь он на Русь не с пустым кошельком и не наблюдателем. Ведь не просто же так в 1378 году Россия получила от «фрязей» (от тогдашнего МВФ) огромный кредит в 20 тысяч рублей серебром! Против чего? Уж не против ли сползания России в ересь жидовствующих, начиная уже со следующего столетия? И не без трудов ли выпускника курсов доминиканского ордена, а затем «стипендиата» трёхгодичной магистратуры в еврейских синагогах Крыма Михаила Триволиса (кличка Максим Грек)?

По крайней мере, аналогичная миссия Бартоломео Понко в Армению в том же 1370-м году закончилась вступлением царя Гайка в Орден францисканцев под именем Иоанна (откуда и капюшоны в Эчмиадзине). И уже в 1378 году папа Урбан VI предписал генералу доминиканцев назначить трёх инквизиторов: в Армению и Грузию, в Грецию и, наконец, в Россию с Валахией...

подлоги историиПасхаСветлое Воскресениеклевета на Пилатаклевета на Иудунеканонические евангелиярелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [21.173]

Статья № 28
И. Я. Фроянов

«Вольнодумство у нас, нагулявшись в религиозном кругу вопросов, переходило к общественным и политическим» [Н. И. Костомаров]

Он (Иван III) открыто вмешивался в дела церковного управления. Ему ничего не составляло предать публичной порке Чудовского архимандрита. Когда понадобилась реконструкция Кремля, Иван III, не задумываясь, распорядился вынести из Кремля церкви и кладбища«...

В Москве князь Иван Васильевич проявлял аналогичную «грубость» в отношении православных церквей. Более того, в 1493 году «повелением великого князя церкви сносиша и з дворы за Неглимною». В 1495 году великий князь повелел «сносить церкви и дворы за Москвою-рекою, и на местах, освободившихся от сноса строений, началось устройство большого сада».
Подобная деятельность Ивана III вызывала у современников крайнее неприятие...

Не случайно в феврале 1547 можно сказать, по горячим следам венчания Ивана IV на царство был с церковный собор, учредивший общерусский культ святых...

драма историидрама славянпуть к опричнинеумеренная религиозностьподлоги историирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [21.19]
Комментарии

Статья № 29
Нейросеть YandexGPT, 2023

Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:

Статья слишком длинная, нейросети пока не умеют пересказывать такие статьи. Попробуйте другую.

искусственны интеллектнейросетиНейросеть YandexGPTпересказ нейросетью текстарелигияотношение к религиивоцерковлённостьРПЦ

Источник: [21.182]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,226