▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Славяне и российские этносы (XV век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XV век)

Каптерев, Патриаршая, Пражские статьи, Псковская-2, Лаврентий, Тверская, Лаврентий, Лицевой свод , Грекулов

Статья № 1
П. Ф. Каптерев

Так, в древние времена было в обычае приносить прихожанам в церковь свои домашние иконы, ставить их в церкви, где вздумается, без предварительного соглашения со священником, и возжигать пред ними свечи, причем местные алтарные иконы оставались в пренебрежении.

Домашние иконы то приносились в церковь, то уносились из неё, церковь то наполнялась ими, то пустела. «И всяк своей иконе моляся, на различныя страны покланиются, и тако велие во церкви святение и неблагочиние бывает. Сим же изветом не искуснии людие своя си иконы Боги своя именуют, часо ради явствуются не знати единства Божия, паче же многобожие непщевати».

Источник: [20.1]

Статья № 2
Патриаршая летопись (Никоновская), 1472

И утонули новгородцы в водах Ильменя, и была от того радость великая всем людям его (Ивана III — Прим. ред.) державы в Москве: во второй день сентября из осаждённого (Московитами — Прим. ред.) Новгорода множество людей с жёнами и детьми малыми пытались спастить вплавь — по Волхову, и, далее, через озеро Ильмень. Говорят, что отплыли от Новгорода 180 судов по 50 и более человек в каждом. Но уже на озере поднялся сильный ветер, который разметал и потопил все лодки до единой, и утонули и все люди и их скарб.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1472. И утонули новгородцы в водах Ильменя, и была от того радость великая всем людям его (Ивана III – Прим. ред.) державы в Москве: во второй день сентября из осаждённого (Московитами – Прим. ред.) Новгорода множество людей с жёнами и детьми малыми пытались спастить вплавь – по Волхову, и, далее, через озеро Ильмень. Говорят, что отплыли от Новгорода 180 судов по 50 и более человек в каждом. Но уже на озере поднялся сильный ветер, который разметал и потопил все лодки до единой, и утонули и все люди и их скарб.

Источник: [19.10]
Комментарии

Статья № 3
Всенародное провозглашение Четырёх Пражских статей, 1420

Чешская земля и верные христиане... не станут держаться, кроме как этих четырех статей, согласно Новому Завету Господа Иисуса Христа:
Во-первых, чтобы слово божие по королевству Чешскому свободно и беспрепятственно возвещалось и проповедовалось христианскими священниками, как спаситель наш завещал... и чтобы слово божие проповедовалось на всяком языке...

Во-вторых, чтобы священное таинство причастия телом и кровью христовой всем верным христианам, которым смертный грех не препятствует, под обоими видами, хлебом и вином, свободно давалось согласно заповеди спасителя...

В-третьих, чтобы неправое обладание священников и монахов великими богатствами мирскими, которыми они владеют по светскому праву, во вред своему духовному сану и в ущерб светским властям, вопреки заповеди христовой, было прекращено и отнято и, чтобы согласно евангелию жизнь их стала примером для нас...

В-четвертых, чтобы все смертные грехи, особенно явные, и другие непорядки, противные закону божию, разумно и справедливо искоренялись в каждом сословии теми, кому дана власть; пусть будет уничтожена дурная слава об этой земле, дабы принести благо королевству и языку Чешскому.

Источник: [15.8]

Статья № 4
Псковская вторая (Синодальная) летопись, 1441

По весне, на вербной неделе, приехал из Литвы митрополит Сидор и начал поминать в молитвах Евгения, папу Римского. Тогда великий князь (Василий Тёмный — Прим. ред.) снял Сидора с должности митрополита и посадил его под домашний арест.

Псковская вторая (Синодальная) летопись, 1441. По весне, на вербной неделе, приехал из Литвы митрополит Сидор и начал поминать в молитвах Евгения, папу Римского. Тогда великий князь (Василий Тёмный – Прим. ред.) снял Сидора с должности митрополита и посадил его под домашний арест.

Источник: [19.5]

Статья № 5
Лаврентий из Бржезовой (Гуситская хроника), 1414–1422

Требования чехов после казни Яна Гуса — «Четыре Пражские статьи»

Статья первая... Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках...

Статья вторая. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам...

Статья третья. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа...

Статья четвертая. Чтобы все смертные грехи и особенно прегрешения против нравственности и все другие бесчинства, противные закону божию, в каком бы сословии они ни наблюдались, согласно правилам, разумно пресекались и искоренялись теми, кого это касается...
Среди же духовенства имеются заблуждения симонии: вымогательство денег за крещение, конфирмацию, исповедь, за таинство святой евхаристии, за святой елей, за венчание и за 30 служб1 с установленной ценой, откупленных или заказанных, как то: за службы над покойником, за молитвы или молебны в торжественные или юбилейные дни, а также за все другое: за проповеди, за погребение и звон в колокола, за освящение церквей, алтарей и часовен, за пребенды2 и бенефиции, за прелатское и Другие достоинства, за личные платы, паллиум3 и за куплю и продажу индульгенций и другие бесчисленные заблуждения, которые возникают из этого и оскверняют церковь Христову, и еще испорченные и дурные нравы, как то: бесстыдное сожительство и нечистое порождение сыновей и дочерей и другие виды разврата, гнев, вражда, ссоры, пустое празднословие, истязание и ограбление простого народа ради своего удовольствия, алчное вымогательство платы оброков и приношения и введения в обман простого народа бесчисленными лживыми обещаниями.


1 Наследники умершего должны были платить особую дань приходским священникам, чтобы те служили за душу умершего в течение 30 дней 30 заупокойных месс — Прим. ред.

2 Приношения — Прим. ред.

3 Церковный знак отличия — свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками. За большие деньги этот знак предоставлялся папой высшей церковной иерархии, главным образом архиепископам — Прим. ред.

Источник: [15.13]

Статья № 6
Тверская летопись

1408

В четверг 21 июня, в 7 часов дня в Ростове сгорели 14 церквей, на каменной же соборной церкви св. Богородицы загорелся верх и упал затем. А служили в той церкви епископы: первым был Лука, отслуживший 4 года и 8 месяцев; второй, Иван — 23 года...

Тверская летопись, 1408. В четверг 21 июня, в 7 часов дня в Ростове сгорели 14 церквей, на каменной же соборной церкви св. Богородицы загорелся верх и упал затем. А служили в той церкви епископы: первым был Лука, отслуживший 4 года и 8 месяцев; второй, Иван – 23 года…

1441

В 6949 году от СМ прийдя в Москву, митрополит Сидор так говорил: «Был у нас собор с папой Римским, где мы веру объединили, и теперь можно наши службы вести в их церквах, а им их службы проводить в наших христианских церквах, и попов назначать им в наши церкви, а нам — в их»
И служил Сидор обедню, поминая кесаря перед великим князем Василием Московским (Василием Тёмным — Прим. ред.), а папу Римского — перед нашим патриархом Царьградским. А ещё так говорил: «в качестве проскуры с опресноком может использоваться пшеничный хлеб»
Князь Московский Василий было повелел арестовать его и заковать в кандалы, но Сидор скоропостижно бежал из города, и только в одних портках бесерменских прибыл в Тверь, под защиту великого князя Бориса Александровича. Тот какое-то время принимал у себя Сидора, но затем отпустил, и тот поехал в Литву (ВКЛ), к князю Казимиру.

Тверская летопись, 1441. В 6949 году от СМ прийдя в Москву, митрополит Сидор так говорил: «Был у нас собор с папой Римским, где мы веру объединили,  и теперь можно наши службы вести в их церквах, а им их службы проводить  в наших христианских церквах, и попов назначать им в наши церкви, а нам – в их». И служил Сидор обедню, поминая кесаря перед великим князем Василием Московским (Василием Тёмным – Прим. ред.), а папу Римского – перед нашим патриархом Царьградским. А ещё так говорил: «в качестве проскуры с опресноком может использоваться пшеничный хлеб». Князь Московский Василий было повелел арестовать его и заковать в кандалы, но Сидор скоропостижно бежал из города, и только в одних портках бесерменских прибыл в Тверь, под защиту великого князя Бориса Александровича. Тот какое-то время принимал у себя Сидора, но затем отпустил, и тот поехал в Литву, к князю Казимиру (ВКЛ).

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 7
Лаврентий из Бржезовой (Гуситская хроника), 1414–1422

И ещё, они проповедовали, что монастыри с монахами — это вертепы разбойников и что основаны они все против закона Христова, так как Христос поручил своим апостолам, а через них и всем пресвитерам, чтобы они не запирались, а шли бы по всему миру, проповедуя слово божье и крестя всех во имя отца и сына и святого духа. Следовательно, все монастыри, как владетельные, так и нищенствующих монахов, верующие должны до основания разрушать и разорять, чтобы монахи и братья шли в мир проповедовать евангелие.

На основании этого святотатственного предписания нижепоименованные монастыри были разрушены и сожжены в течение одного года; названия их приводятся далее в следующем порядке. Монастыри владетельные. Картезианский, Страгов, Бржевнов, У подножия моста, Здераз, св. Амвросия, Аула Регия, Корона, Милевско, Непомук... Хотешов и Доксаны.

Итак, все эти монастыри, мужские и женские, раньше щедро одаренные, теперь были разрушены. Все их владения и поступления с них король Сигизмунд присоединил к своим замкам в королевстве или раздал баронам за их услуги и за то, что помогали ему в борьбе против пражан...

И еще, накануне праздника Троицы, иначе в день мая месяца 25-й, женщины таборитские разрушили женский монастырь св. Екатерины в Новом Городе Пражском и разорили его, разобрав на нём прежде всего крышу.

Источник: [15.13]

Статья № 8
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

6980 (1480)
О новгородцах, как утонули на озере Ильмень
В том же году в сентябре во 2 день из Новгорода пошло многое множество людей с женами и с детьми по озеру в больших судах, каждый по своим местам. Говорят, что было судов тех больше 180, а в судне и по пятьдесят человек, и больше. И когда были они на середине озера того, и дохнул на них внезапно сильный ветер, и потопил все те суда; ни одно из них не уцелело, и все люди утонули, и добро их.

6996 (1496)
О новгородских попах
В том же году новгородских попов били кнутом, так как прислал их владыка Геннадий из Новгорода Великого, потому что они, будучи пьяными, надругались над иконами; и послал их князь назад к владыке.

Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6980 (1480): Радость московитов по погибшим новгородцам
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6980 (1480): Радость московитов по погибшим новгородцам, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6996 (1496): За пьянсво и дебоши попов избили кнутом в Москве
Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного. 6996 (1496): За пьянсво и дебоши попов избили кнутом в Москве, http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/

Лицевой сводпраздик-на-кровирадость московитовупившиеся попынаказание смотрящих

Источник: [16.65]

Статья № 9
Е. Ф. Грекулов

Реальное христианизаторство Росии. Инквизиция РПЦ*

Ведовские процессы

Жертвами православных инквизиторов были главным образом женщины. По церковным представлениям, женщины легче всего входили в сношения с дьяволом. Женщин обвиняли в том, что они портят погоду, посевы, что они виновницы неурожая и голода. Киевский митрополит Фотий разработал в 1411 г. систему мероприятий по борьбе с ведьмами. В своем послании к духовенству этот инквизитор предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний, «вещих женок», их обвинили в чародействе. В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой.

Насаждение православия

Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им еще «великой опалой» от государя и «конечным извержением без милости» от церкви. Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви.


* См. только часть ужасов Эпохи Моли в период строительства теократического государства в изложении Академии Наук СССР в Конспекте работы Е.Ф. Грекулова здесь, 0.84 Mb— Прим. ред.

Инквизиция в Россииведовские процессымонастырские тюрьмынасаждение православияразжигание нац– и религиозной нетерпимости

Источник: [20.141]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,087