Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Отношение к религии. Верования > Во что веровали, как следовали вере > Славяне и российские этносы (XIV век)

16. Отношение к религии. Верования

Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XIV век)

Воскресенская, Патриаршая, Кибург, Тверская, Гнезненские, Седова, IV скра, Нейросеть

Статья № 1
Воскресенская летопись, 1347

Спор со шведами о вере

Этот спор свёлся, по сути, к нахрапистости царя Магнуса, короля Швеции: мол жду от вас философов, поговорить—поспорить о том, чья вера правильнее. Новгородский владыка Василий на то ответил, что, мол, этот спор пусть рассудит глава Церкви Восточной Римской империи, сидящий в Царьграде, а нам де спорить никакого смысла нет.
Однако, в итоге Кузьма, один из философов Новгорода, таки посланных Республикой в Швецию, таки добрался до лагеря короля Швеции в 1347 году. Король явных претензий к новгородцам не предъявил никаких, но заметил, что препятствием непреодолимой силы для вечной дружбы Швеции и ключевым городом Ганзы на Востоке — т. е. Великим Новгородом — является разница в вере, и, мол, если вы её не смените на нашу, католическую, то пойду на вас войной:

Весьма примечательно то, чем этот король кончил: его недруги внутренние с престола свергли, просто выбросив с корабля в море... Его подобрали наши монахи, вы́ходили, и бывший король Швеции, приняв Православную веру, мирно почил под стенами Соловецкого монастыря.

Воскресенская летопись, 1347. Спор о вере со шведами о вере

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.7]
Комментарии

Статья № 2
Патриаршая летопись (Никоновская), 1389–1390

Что видели делегаты РПЦ в Царьграде:

Добравшись до знаменитого монастыря Спаса Вседержителя (Пантократора), мы целовали ту доску, на которой лежало тело Христа, снятое с креста... а в церкви видели святое евангелие от Феодосия, царя Малого, и там же целовали следы крови Господней, истекшей из Его рёбер.

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1389-1390. Что видели делегаты РПЦ в Царьграде

и в Иерусалиме:

В Иерусалиме, в церкви Воскресения Господня — на правой стороне лежит доска, на которую положили Христа Бога нашего... (так сколько же досок было? Если другая — в Царьграде. — Прим. ред.). А службу справляют Греки, Римляне, Армяне, Фрязи и Сирийцы, а также Яковиты, Немцы (то есть представители семи Церквей — Прим. ред.)... Видели Лобное место, на котором распяли окаянные иудеи Господа нашего Иисуса Христа...

Патриаршая (Никоновская) летопись, 1389-1390. Что видели делегаты РПЦ в Иерусалиме

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.9]
Комментарии

Статья № 3
Конрад Кибург, 1397

Великое княжество Литовское

В тот же день навестили мы Андрея, епископа виленского: это старец прекрасной наружности, бодрый, румяный, высокого роста и полный, говорит бегло по латине и, для иностранца, довольно хорошо по немецки... епископ уверял нас, что Литва отличается особенным усердием к христианству и вполне покорна велениям столицы апостольской. Он целый век прожил между литовцами и хорошо знает этот народ, легко поддающийся примерам, подаваемым от верховной власти; откровенно высказал и то, что Литва, оставив язычество, которое было основанием ее народности, находится на пути к изменению своей цивилизации в западноевропейскую, причём выразил надежду, что этот путь не будет для неё столь тернистым, как для пруссов... (Племя пруссов было физически уничтожено католиками — Прим. ред.).

Редкое свидетельство о древней религии славян

После полудня пришел священник Бервальд с другим прелатом, родом чехом, при них опять возобновился разговор о чародее, предке нашего почтенного пинцерны и, по поводу его, перешел к древней святыне Перкуна, о которой мы узнали следующие интересные подробности, рассказанные Бервальдом: на том месте, где стоит теперь кафедральный собор (В Вильне — Прим. ред.), было обширное пространство, окруженное каменной стеной; в средине его, под тенью очень старых дубов, стоял жертвенный алтарь, на котором, пред истуканами Перкуна и других богов, помещенными в нишах, горел, неугасая, огонь, почему все здание оставалось без крыши.

Из этой то языческой святыни перестроили нынешнюю кафедру и так как стены ограждали слишком широкое пространство, то поставлены были три ряда пилястров, которые поддерживают потолок и крышу. При уничтожении следов язычества, все деревья около храма Перкуна были вырублены, внешняя стена уничтожена, истуканы были сожжены или с привязанными каменьями брошены в реку, металлические же поломаны на куски.

Круглая башня, прежде охранявшая вход, стоит не переделанная, её обратят в колокольню, когда привезут большие колокола. Рассказывали нам эти священники о дьявольском навождении и о различных чудесах, при недавнем обращении Литвы, которые Бог соизволил показать грубому языческому народу для утверждения святой правды; опустим эти подробности, которых к тому же не имеем права описывать без утверждения апостольской столицы.

На месте, где строится новая приходская церковь, также стояла языческая божница, каменная и крытая, посвященная какому-то божку; близ малого рынка, где русская церковь, была божница литовского Бахуса. За замком, на предместье Антоколь, находился лес, посвященный всем богам и в нём деревянное капище; где стоит малый замок, у смоленской дороги, было что-то вроде божницы, дивно украшенной. Таким образом, языческая Вильна действительно была гнездом чертовской веры; дай Бог, чтобы она снова в ней не появилась!...

Из старой истории Вильны то достойно внимания, что в этих пустынных и лесистых местах, кругом облитых реками, было поселение в весьма давнее уже время и когда в XIII веке появлялась здесь (при устье Вилейки в Nergis) главная святыня Перкуна, то прилежащия слободы, став под защиту первосвященника, сделались еще населеннее. Гедимин эти слободы превратил в город, на подобие городов заграничных, русинов поселил он отдельно от туземцев, для немцев и поляков назначил часть около маленькой церкви св. Николая.

Праздник Ивана Купала

Вечером прибыл к нам боярин Оттокар и пригласил нас отправиться на место народного празднества; этот праздник (Иоанна Крестителя — Прим. ред.) литовцы празднуют обще с русскими, у первых он называется «Росса», у вторых «Купель».

На восточной стороне города лежит русская слобода, юрьевская или святоюрьевская, за нею по пригоркам тянется лес, в котором от времени до времени открываются веселые долины, усыпанные цветами, как будто покрытые пестрым ковром. В этом лесу, по пригоркам и в долинах, увидели мы множество шалашей, наметов и разведенных огней, около них толпился народ, стон стоял от его говора и песней, лилось вино, кружились быстрые пары танцующих, одним словом, царствовало самое искреннее веселье.

Далее набрели мы на долину редкой красоты; среди нее горел громадный костер, а вокруг сновали группы людей высшего сословия, мужчины отдельно от женщин; одни прохаживались, другие сидели на траве, покрытой коврами, третьи подкреплялись за низкими столами, были, наконец, такие, которые проводили время, слушая пение старцев и баб, а слуги светили восковыми факелами. Особенное, единственное зрелище! К довершению нашего удовольствия служила музыка, раздававшаяся, поочередно, с двух довольно отдаленных пригорков, а горы кругом пылали огнем, высоко выбрасывая искры; горели смоляные бочки и смолистое дерево.

У нас в Пруссии были в обычае подобные праздники, но их запретили, так там они соединялись с языческими обрядами, здесь же, как нам говорили, забавляются без всякой примеси суеверия и не делают ничего неприличного; однако ж песни и игры народа языческие; охраняя свою народность, он не так легко оставляет старые привычки.

Возвращаясь, видели мы деревянную русскую церковь, ярко освещенную; в ней и около неё стояли со свечами толпы молящегося народа. Какие-то безобразные головные уборы окончательно портили и без того некрасивые лица женщин, напротив литовки и сами красивы и головы убирают со вкусом, а молодые деревенские девушки ходят простоволосые и это ещё красивее: искусно причесанные и притом хорошие волосы гораздо привлекательнее самых изысканных уборов.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [14.13]
Комментарии

Статья № 4
Тверская летопись

1326

В 6833 году от СМ было завершено строительство церкви св. Фёдора. А той же зимой князь Юрий был убит в Орде.
15 сентября 6834 года от СМ были убиты в Орде великий князь Дмитрий Михайлович Тверской и князь Александр Новосильский, в один день, на одном и том же месте, на реке, зовущейся Кондракли.

Тверская летопись, 1326. В 6833 году от СМ было завершено строительство церкви св. Фёдора. А той же зимой князь Юрий был убит в Орде. 15 сентября 6834 года от СМ были убиты в Орде великий князь Дмитрий Михайлович Тверской и князь Александр Новосильский, в один день, на одном и том же месте, на реке, зовущейся Кондракли.

1376

В 6885 году от СМ умер великий князь Ольгерд Гедеминович. Было у Едимея семь сыновей: Наримонт, Ольерд, евнутей, Кестутей, Кориад, Люборт и Монтивид. Ольерд же перебил всех братьев разумом и силой (Став Великим князем Литовским — Прим. ред.), так как ни вина, ни медовухи не пил. У него было 12 сыновей, из которых пять — от первой жены, а от тверичанки Ульяны — семь. И вот имена Ольердовых сыновей: Андрей, Дмитрей, Константин, Володимир, Фёдор, а от Ульяны — Корибут, Крыгайло, Ягайло, Шветригайло, Коригайло, Луговень и Вигонт.

Тверская летопись, 1376. В 6885 году от СМ умер великий князь Ольгерд Гедеминович. Было у Едимея семь сыновей: Наримонт, Ольерд, евнутей, Кестутей, Кориад, Люборт и Монтивид. Ольерд же перебил всех братьев разумом и силой (Став Великим князем Литовским – Прим. ред.), так как ни вина, ни медовухи не пил. У него было 12 сыновей, из которых пять – от первой жены, а от тверичанки Ульяны – семь. И вот имена Ольердовых сыновей: Андрей, Дмитрей, Константин, Володимир, Фёдор, а от Ульяны – Корибут, Крыгайло, Ягайло, Шветригайло, Коригайло, Луговень и Вигонт.

1382

...первым делом царь (Тохтамыш — Прим. ред.) Серпухов сжёг, и только затем пошёл на Москву. А москвичи, собрав вече, ограбили митрополита и великую княгиню, выдворив затем её за городские ворота.

Тверская летопись, 1382. …первым делом царь (Тохтамыш – Прим. ред.) Серпухов сжёг, и только затем пошёл на Москву. А москвичи, собрав вече, ограбили митрополита и великую княгиню, выдворив затем её за городские ворота.

религияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 5
Гнезненские заметки

Также в лето 1314, после того как 4 марта гнезненский епископ господин Якуб умер и был похоронен в замке святого Георгия, архидиакон познанской церкви и гнезненский каноник господин Боржислав в Унеюве, в день блаженных апостолов Филиппа и Иакова, по всеобщему согласию (per formam compromissi) знаменитой церковью был единодушно избран в судьи (in arbitros).

В то же лето, когда он и был избран, ибо таков обычай, ради утверждения [в этом сане] он предпринял более чем месячную поездку в римскую курию. Но ещё до того как Боржислав был выбран умер папа Климент, после чего римский престол оставался свободным почти три года; и таким образом его утверждение было отложено. Затем, когда в апостолики был избран господин Иоанн XXII, вышеупомянутый Боржислав надлежащим образом был испытан и там, в Авиньоне, где располагалась курия господина папы, посвящён в архиепископы. Но увы! какая печаль! — ради прочих дел своего народа (gentis) и церкви задержавшись в римской курии, в лето Господне 1317 он там же и закончил свой последний день и был похоронен в церкви братьев-проповедников. Таким образом гнезненское архиепископство было отдано на попечение вышеупомянутого господина папы.

Польские хроникисвободный престол Риманазначение епископа Ватиканомрелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [14.38]

Статья № 5
М. В. Седова

Кресты и привески-иконки

Во всех слоях новгородского культурного слоя с X до XV в. обычной находкой являются кресты. Их обнаружено 56 (Из 2 447 предметов — Прим. ред.). Встречены они почти на всех раскопах и на Софийской, и на Торговой сторонах, правда, основная масса этих предметов происходит с Неревского раскопа...

В грамоте 138 (ярус 11; рубеж XIII–XIV вв.) говорится: «Оу Смена оу яколя двои чепи въ 2 рубля с хрестом»:

 Новгород, {1300–1320}. Раскоп Неревский, усадьба «Б». Грамота 138, https://gramoty.ru/index.php?act=full&id=140, https://gramoty.ru/index.php?act=full&id=325
Новгород, {1300–1320}. Раскоп Неревский, усадьба «Б». Грамота 138, https://gramoty.ru/index.php?act=full&id=140 // «Вот я, раб Божий Селивестр, написал завещание. У Лунька полтина. У Захарьи полтина. У детей Алюя полтина. У детей Кузьмы Онисимова две гривны. У Семена Яковлева две цепи ценою в два рубля с крестом и доспехи ценою в две [гривны] серебра. У Кюрика Тюльпина семьдесят гривен. У Бориска полтора рубля. У Петряича ватный тюфяк и корова поручная (т. е. взятая в качестве залога). У Селилы 10 гривен. У Слинька шапка ценою в 13 гривен. У Иваниса войлочный плащ. У Федорца две гривны. У Селькуевича три гривны. У Григория Роготина два рубля [и две (или: три, четыре)] гривны»

По тем временам названные суммы были очень значительны — ведь в XIV в., судя также по грамотам, можно было купить за рубль лошадь. Следовательно, в грамотах речь идет об уникальных крестах, возможно золотых. В новгородскую же коллекцию входят лишь обычные серийные изделия.

Привески-иконки встречаются довольно редко. Их найдено всего 11. Любопытно отметить, что в берестяной грамоте 500 (XIV в.) названа «икона с гоитаном» (шнуром):

 Новгород, {1320–1340}. Раскоп Славенский. Грамота 500, https://gramoty.ru/index.php?act=full&id=511
Новгород, {1320–1340}. Раскоп Славенский. Грамота 500, https://gramoty.ru/index.php?act=full&id=511 // «...полтора рубля серебром, ожерелье... , другое хрустальное (?), шуба немецкая, кожа выделанная, ржи семь коробей, две необработанных кожи, цепь для котла, мешок куньих шкурок (?), пять телячьих и пять овечьих шкур, котел, сковорода, скобкарь (деревянный двуручный жбан), полотна два локтя, ... , полсть, три хомута ременных, узда кованая (последующее робична неясно, см. ниже), икона с гайтаном (шнурком для ношения на груди), попона конская»

Её носили, вероятно, на шее. Иногда привески-иконки входили в состав ожерелья. Большинство иконок круглые, литые, с ушком для подвешивания, изображения на них односторонние.
Древнейшими привесками-иконками в Новгороде являются изделия начала XII в., найденные на Неревском раскопе.

ювелирные изделия Новгородакресты-нательникипривески-иконырелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [20.100]

Статья № 7
IV скра ганзейской конторы в Новгороде, 1315

Единый таможенный терминал Новгорода и Ганзы: правила использования церкви св. Петра в торговле

2
Знать должны все те, кто эту грамоту видит и слышит ее чтение, что староста двора2 и его помощники3 и объединенные немецкие купцы, которые были в Новгороде, решили на общем собрании, что нужно соблюдать все церковное право и право двора и все право св. Петра, будь то в мелочах или в крупных делах, как это было исстари правом и обычаем.
Во-первых, не должны спать в церкви [для ее охраны ночью] ни два брата, ни два складника4, также не должен самостоятельный купец5 посылать спать в церковь двух [своих] подручных6, [иначе] штраф 10 марок7. Также, [если] забудут открытыми окна, то за каждое окно 1 марка штрафа, а не закроют двери брусом8, штраф 1 марка.
Далее, тот, кто стоит перед церковью [сторожем] тот должен охранять ее так, чтобы не понести от этого убытка; если случится, что русский взойдет на первый камень [ступени], это будет [для караульного] одна марка штрафа, [если русский войдет] в церковь, штраф будет 10 марок.
Далее, если тот, кому положено запирать церковь, забудет какой-нибудь замок незапертым, что будет обнаружено, тот платит 10 марок штрафа.
Далее, если случится, что кто-нибудь вынесет ключи со двора, тот платит 10 марок штрафа.
Если также случится, что кто-то носит ключ открыто, так что [их] увидит какой-нибудь русский, тот платит 1 марку штрафа.
Далее, нужно вручать ключи старосте или его подручному9. Если же во дворе не окажется старосты, то нужно вручить их священнику.
Далее, кто поместил товар в церкви так, что он касается дверей или лежит на железе10, за это будет одна марка штрафа.

10
Далее, если кто-нибудь будет шуметь во время богослужения независимо от того чем, тот платит 1 марку.

14
Далее, нужно [оказывать] сознательное уважение алтарю и убирать с алтаря кружки и подобные предметы; так как, если кто прольет что-нибудь на алтарь, платит штраф в 1 марку.
15
Далее, вино нужно помещать у алтаря, сколько можно там уместить, остальное же в комнате Морнвега, [иначе] штраф 1 марка.
16
Далее, никто не должен брать свечи или воск, [принадлежащие] св. Петру, чтобы поливать им бочки15, штраф 1 марка.
18
Далее, если кто-нибудь попортит чем-нибудь предмет св. Петра, который принадлежит церкви, тот платит штраф в 1 марку.

67
Далее, когда староста двора отсутствует, то нужно прислать из городов людей, чтобы они избрали старост св. Петра [из наличных купцов] Любека и Готланда; если таковых здесь не окажется, то нужно избрать людей, которые были бы на это пригодны, до того времени, когда предет кто-нибудь из Любека или с Готланда; равным образом нужно избирать помощников старосты двора.
68
Далее, любчане и готландцы должны здесь [поочередно] назначать священника, каждого на один год.

108
Далее, священнику нужно выплачивать полгривны [при приезде] в страну54 и полгривны [при выезде] из страны и никоим образом не меньше. Это постановление одобрено и вынесено в 1343 г. от Р. X. в пасху [13 апреля].
109
Далее, то товарищество [купцов], которое священник выберет себе [для совместного жилья], должно его принять и создать ему наилучшие условия; этому товариществу св. Петр должен давать за священника еженедельно по 1 фердингу.

Россия и Ганзаскра Ганзыдоговоры с Ганзойдвор Ганзы в Новгородеправила поведения в церквирелигияисторияинтересные фактыидеологияаксиома Достоевского-Ницшеальтернативная историяобществомракобесиесимфония власти и Церкви

Источник: [14.41]
Комментарии

Статья № 8
Нейросеть YandexGPT, 2023

Пересказ всех статей выше в выдаче YandexGPT:

искусственны интеллектнейросетиНейросеть YandexGPTпересказ нейросетью текстарелигияотношение к религиивоцерковлённостьРПЦ

Источник: [21.182]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,181