▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Славяне и российские этносы (XIII век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XIII век)

Ниенштедт, Герман, Тверская, Известия, Седова, Грекулов

Статья № 1
Франц Ниенштедт, †1622

Русь (люди) XIII века стеной стояли за веру отцов, за ведическую веру, похоже, на дух не перенося христианство также, как и все народы Балтии тогда. По факту:

В 1268 году магистром был назначен Вернер фон Брейтгаузен. Он управлял 2 года.
Около этого времени самаиты послали военноначальника Траммате с другими к королю Мендову (Ккнязь ВКЛ, Миндовг — Прим. ред.) и его королеве, чтобы условиться с ними, дабы они отступили от христианства и снова сделались язычниками, потому что христианством их обманули, а обещанное братьями ордена только один обман и неправда. Они (говорили самаиты) отвратили вас от ваших богов, ваш отец был могущественный король, а вы хотите своим детям оставить такой позор, что сами и ваши дети будете подданными. Вы находитесь в совершенном ослеплении, хотя все считают вас мудрым королём. Смотрите на самаитов и семигаллов, которые желают вам добра, и держитесь ваших богов, которых держались и ваши родители; если мы на самом деле узнаем, что снова стали язычниками, то Литва и Ливония подчинятся вам, и вы будете господином обеих этих земель.

Услышав это, король разгневался на христиан и последовал советам самаитского вождя; но королева очень огорчилась и напоминала ему о великих почестях и дружбе, которые оказал ему и ей магистр ливонский, и что это постыдно, что он так позволяет вождю соблазнять себя. Но король стоял на своём и ничего не хотел знать.

Тогда король Мендов велел во всех своих владениях ловить христиан и многих из них убили; он также послал к русскому королю и объявил ему, что он отступил от христианства, и это известие было очень приятно русскому королю; последний обещал оказать большую помощь против христиан и ордена.

Источник: [16.21]

Статья № 2
Герман Отшельник, начало XIII

Кодекс Гигас (Codex Gigas)

Чешский монах приводит в своём титаническом труде (640 страниц, вес книги — 75 кг) один из самых знаменитых портретов дьявола, созданный в Средневековье, а также изображение града небесного.

Герман Отшельник, начало XIII. Портрет дьявола из Codex Gigas
Герман Отшельник, начало XIII. Портрет дьявола из Codex Gigas
Герман Отшельник, начало XIII. Небесный град из Codex Gigas
Герман Отшельник, начало XIII. Небесный град из Codex Gigas

Источник: [13.14]
Комментарии

Статья № 3
Тверская летопись

1211

В том же году приехал в Новгород Добрыня Андреевич из Царьграда и привёз с собою Гроб Господен; а сам постригся в монастыре Спаса на Хутине.

Тверская летопись, 1211. В том же году приехал в Новгород Добрыня Андреевич из Царьграда и привёз с собою Гроб Господен; а сам постригся в монастыре Спаса на Хутине.

1218

В том же году пришёл во Владимир к великому князю Константину из Царьграда епископ Полоцкий Владимир, и принёс часть из страстей Господних: обе руки Логина, и часть мощей Марии Магдалины.

Тверская летопись, 1218. В том же году пришёл во Владимир к великому князю Константину из Царьграда епископ Полоцкий Владимир, и принёс часть из страстей Господних: обе руки Лгина, и ачсть мощей Марии Магдалины.

1227

В том году сожгли четырёх волхвов... прямом на подворье князя Ярослава.

Тверская летопись, 1227. В том году сожгли четырёх волхвов… прямом на подворье князя Ярослава.

1243

В тот год Литва начала пакостить на подконтрольных Александру землях; князь же вышел лишь с одним отрядом, но победил семь литовских банд, множество из врагов убив, а тех безбожных литовцев что удалось пленить, князь приказал привязать к конским хвостам, и, всячески оскорбляя пленников, он так и привёл их с собою. Именно с этого момента все начали, и уважать и трепетать только от его имени.

Тверская летопись, 1243. В тот год Литва начала пакостить на подконтрольных Александру землях; князь же вышел лишь с одним отрядом, но победил семь литовских банд, множество из врагов убив, а тех безбожных литовцев что удалось пленить, князь приказал привязать к конским хвостам, и, всячески оскорбляя пленников, он так и привёл их с собою. Именно с этого момента все начали, и уважать и трепетать только от его имени.

Источник: [19.45]
Комментарии

Статья № 4
Известия венгерских миссионеров, 1235–1320

Башкиры

Они (башкиры)— язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних они знают, что те венгры произошли от них, но не знали, где они...

Русь

Ведь царство русское откололось от римской церкви, как царство греческое, преимущественно из-за утверждения об исхождении св. духа не от сына, чего они не желают признать. И крестят они иначе, чем мы, говоря: «Да будет крещён раб христов и проч.».

Мордва

Возвращаясь из вышесказанной Венгрии, он в 15 дней прошёл по реке царство мордванов1; это — язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться.

Сибирь (Тюмень)

Когда мы еще были в Баскардии, пришёл некий посол из страны Сибирь2, которая окружена Северным морем... Тот народ стягивает с головы мёртвого человека кожу с волосами и почитает её своим богом, а кожу, содранную с лица, они держат в домах своих и чтят, как домашнего бога.

Далее, когда однажды начался у них (жителей Sibur-Сибири) мор, их прорицатели сказали: «Все вы погибнете смертью, если не станете христианами». Услышав это, многие из них крестились у некоего русского клирика-схизматика...

Так как однако указанный русский («клирик-схизматик») и не умел, и не решался должным образом наставить их, они, и крещённые, как некрещённые, остались в прежнем заблуждении. Из этого достаточно ясно, что тот народ быстро обратился бы, если бы было кому научить их вере христовой...


1 Царство мордванов — к западу от Великой Булгарии, с севера было ограничено Волгой, с запада Окой и княжеством Рязанским. — Прим. ред.

2 Sibur (Сибирь) — это не Сибирь в нашем понимании, а область в районе Тюмени с главным городом Sibur или Sybur. — Прим. ред.

Источник: [13.39]
Комментарии

Статья № 5
М. В. Седова

Кресты
Во всех слоях новгородского культурного слоя с X до XV в. обычной находкой являются кресты. Их обнаружено 56 (Из 2 447 предметов — Прим. ред.)...

К 20–60-м годам XIII в. можно отнести бронзовую пряжку с полукруглым приемником и фигурным крестообразным туловом индивидуальной формы не встреченной в других местах (Рис. 56,13., Тихв13-18-38).

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Бронзовая пряжка коловрат-осолонь, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рис. 56,13 (Тихв13-18-38). Бронзовая пряжка коловрат-осолонь, [20.100]

Ещё одна накладная пластина трапециевидной формы с суживающимся обломанным концом относится к 60–80-м годам XIII в. (Рис. 66. 13-18-245). Пластина бронзовая кованая, имеет три отверстия для прикрепления. Размеры 7,4×2,7 см. По контуру зубчатым колесиком нанесён двойной пунктирный орнамент. В центре помещена резная фигура дракона («летучего змея») с острыми ушами, открытой пастью, короткими лапами, крыльями, как у грифонов, и хвостом в виде пальметки. Дракон расположен на плоскости пластины горизонтально, причем обозначен лишь его силуэт, без разделки деталей тела.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Накладная пластина с драконом, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Накладная пластина с драконом, [20.100]

Как и на костяной новгородской накладке XIV в., мастер остроумно использовал суживающуюся форму пластины, вписав в неё постепенно уменьшающуюся фигуру зверя. Сама же трактовка образа дракона более архаична, чем на костяной накладке, здесь нет ещё змеиного туловища. Фигура напоминает скорее изображение драконов на новгородских миниатюрах XII в. и на датируемых началом XIII в. вратах Суздальского собора. Трактовка морды дракона сохраняет устойчивые начертания и в XIV в. Так, близкую аналогию описываемому рисунку дракона находим на Людогощинском кресте 1359 г.

Ампула (Рис. 73).
Свинцовая ампула — сосуд для святой воды (высота его 5,4 см, диаметр — 4,4 см), с цилиндрическим горлом и двумя полукруглыми ручками — датируется 70–90-ми годами XII в. (17-21-1490). С двух сторон на сосуде помещены изображения, обрамленные бордюром из вписанных друг в друга зигзагообразных линий. На лицевой стороне изображена фигура Христа в пояс и начертаны буквы IС ХС. На оборотной стороне помещена поясная фигура святого Дмитрия в фас. Святой облачен в плащ, правая рука его согнута в локте и держит крест, левая рука с раскрытой ладонью поднята перед грудью. Лицо святого плохо различимо, вокруг головы — круглый рельефный нимб. По сторонам размещены плохо читаемые буквы надписи — вероятно, о агиос Дмитриос.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Свинцовая ампула — сосуд для святой воды, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Свинцовая ампула — сосуд для святой воды; лицевая и оборотная сторона [20.100]

Ампулы для святой воды и масла хорошо известны среди древностей ранневизантийского периода (V–VII вв.). Это так называемые монцские ампулы, отличающиеся формой, размерами и характером изображения от новгородской. Ближайшую аналогию новгородской ампуле представляет сосуд, найденный на холме «Царевец» в Велико Тырнове в Болгарии. На нем изображены фигуры солунских святых Дмитрия и Феодоры. Близок также сосуд из собрания Эрмитажа с изображениями святых Матроны и Феодулы. В. Н. Залесская, опубликовавшая последний сосуд, отмечает находки четырех подобных ампул в Болгарии и одной — в Херсонесе.

Ампулы изготовлялись в Фессалонике в X–XII вв. в память о посещении святых мест. Многочисленные паломники разносили их в различные места самой Византийской империи и за ее пределы. Новгородская ампула найдена на усадьбе И, принадлежавшей, судя по находкам берестяных грамот церковного содержания (244, 317, 319, 323, 331, 359, 369), какому-то церковному подворью со второй половины XII и до конца XIII в.

 Новгород, {1340–1360}. Раскоп Неревский, усадьба «И». Грамота 317, http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=325
Новгород, {1340–1360}. Раскоп Неревский, усадьба «И». Грамота 317, http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=325 // «... слезы проливаются перед Богом. За то гнев Божий на вас мечет, язычники. Так что покайтесь в том беззаконии! А на то дело окаянное немногих попускает; а [вам] бы их хотя бы не стесняться (т. е. хорошо бы, чтобы вы хотя бы не боялись осуждения с их стороны)»

Привеска диаметром 2,8 см, литая из латуни (Рис. 20, 3. 20-17-540). На лицевой стороне помещены две погрудные рельефные фигуры святых, возможно апостолы Петр и Павел. По краю иконки идут концентрические окружности и слабо заметный растительный орнамент в виде бегунка. Довольно близкие изображения Петра и Павла есть на новгородских актовых печатях — например, на печати 208, датирующейся 1219–1221 гг.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рельефные фигуры святых: возможно Петра и Павла, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рельефные фигуры святых: возможно Петра и Павла, [20.100]
 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рельефная фигура св. Фомы, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Рельефная фигура св. Фомы, [20.100]

Иконка диаметром 2,3 см, литая из оловянисто-свинцового сплава с погрудньм изображением святого со свитком в левой руке (Рис. 20, 1. 20-26-38). По-видимому, это святой Фома. Около его головы с обеих сторон расположена неясная подпись, из которой слева читаются буквы ЛГ, справа — МЛ. Следует отметить, что стилистически близкое изображение святого есть на новгородской печати 688. Правда, там помещен святой Тимофей.

ювелирные изделия Новгородазнак коловрата-осолоньбуддийские традиции на Руси

Источник: [20.100]
Комментарии

Статья № 6
Е. Ф. Грекулов

Реальное христианизаторство Росии. Инквизиция РПЦ*

Ведовские процессы

p>В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников». Как рассказывает летопись, казнь происходила на архиерейском дворе по настоянию новгородского архиепископа Антония. Духовенство поддерживало в народе веру, будто колдуны и ведьмы способны на поступки, враждебные христианству, и требовало жестокой расправы с ними.


* См. только часть ужасов Эпохи Моли в период строительства теократического государства в изложении Академии Наук СССР в Конспекте работы Е.Ф. Грекулова здесь, 0.84 Mb— Прим. ред.

Инквизиция в Россииведовские процессымонастырские тюрьмынасаждение православияразжигание нац– и религиозной нетерпимости

Источник: [20.141]



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,112