▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Иные этнические системы (XI век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Иные этнические системы (XI век)

Титмар, Скот, Кнут, Отчет кардинала, Анафема, Вьет, Венецианские анналы, Ансельм, Даврижеци, Бременский, Ножанский, Иштван I, Вестъёталаг, Льоренте, Сигеберт, Стурлусон, Косидовский

Статья № 1
Титмар из Мерзебурга, начало XI

Хотя я исполняю функцию точильного камня, который точит железо, но не себя самого, всё же, чтобы не быть облаянным бессловесной собакой, скажу всем невеждам, а, особенно, славянам, которые полагают, что после смерти всё бренное прекращает существование, про истинность воскресения [мёртвых] и про будущее воздаяние в соответствии с заслугами каждого; о том же с уверенностью заявляю и всем верующим.

Существуют, ведь, 3 категории душ, имеющих различные начало и конец. Первая категория — души бесплотных ангелов, не имеющие ни начала, ни конца. Вторая — души людей, имеющие начало, но не имеющие конца. Они, ведь, бессмертны, и, как полагают некоторые народы, в будущей жизни занимают не то положение, что в этом мире. Третья категория — души животных и птиц, которые вместе с телом обретают равно и начало, и конец...

Источник: [10.3]

Статья № 2
Мариан Скот, 1086

Между тем вместо апостольского мужа Александра, к которому посылали вестников, на апостольский престол, вступил Григорий VII, Гильдебранд, по званию монах.

Гильдебранд, он же и Григорий папа, сидел на престоле 12 лет. Он, на основании учения ап. Петра, св. Климента и канонов отцов церкви, именем Бога, Петра и Павла и своим собственным по определению большинства епископов, не обращая внимания ни на что, запретил пресвитерам, диаконам и всему духовенству иметь жён и вообще жить вместе с женщинами, исключая тех, которых допускает правило, или собор Никейский.

Далее, он постановил также, что до приговору св. Петра осуждается с Симоном не только покупающий, но и продающий какую бы то ни было церковную должность, епископскую, пресвитерскую, диаконскую, или другую, относящуюся к управлению или к церковному сбору; осуждается также и всякий участник этого преступления. Ибо Господь сказал: «Даром получили, даром и дайте». От имени этого собора были посланы к Гейнриху [IV], королю Римскому, в качестве папских легатов, два епископа вместе с императрицею, матерью короля, и на вселенском соборе в присутствии Гейнриха, по общему приговору всех епископов, объявили браки клериков и особенно пресвитеров расторгнутыми, и не хотели даже вместе с королём провести праздник пасхи, в городе Бамберге, вкушать пищу и иметь общение с Германном, епископом того города, который купил себе свое звание.

Многие клерики охотнее желали быть отлучёнными папой, нежели разойтись с жёнами, но папа, чтобы косвенно наказать их, в том же году соборным посланием предписал, чтобы ни один христианин не смел слушать обедню, отправляемую женатым пресвитером.

Источник: [11.3]
Комментарии

Статья № 3
Законы Кнута, 1017–1035

Британия

В прежнее время допускалось, что ребенок, лежавший в колыбели, хотя бы он не вкушал ещё никакой пищи (кроме материнского молока), жадными людьми считался столь же виновным, как если бы он был (вполне) сознательным. Но я впредь строго запрещаю это, а также многие другие вещи, которые весьма неугодны богу.

Источник: [11.7]
Комментарии

Статья № 4
Отчет кардинала Гумберта о посольстве в Константинополь, 1054

Размежевание единой Церкви Иешуа

На двенадцатом году имперского правления Константина Мономаха, седьмом индикта, в самый день рождества блаженного Иоанна Крестителя, посланники Святого Римского и Апостольского Престола, а именно кардинал епископ Сильва-Кандиды Гумберт, архиепископ Амальфи Петр и Фридрих, диакон и канцлер [Римской Церкви], прибыли от господина Папы Льва IX.

По настойчивости сих римских легатов, в Студийском монастыре в пределах города Константинополя, в присутствии императора и его князей (procerum), монах Никита («диссидент» из местных клириков) предал анафеме один текст, который распространялся против Апостольского Престола и всей Латинской Церкви под названием «О пресном хлебе, субботе и браке священников»

Кроме того, он предал анафеме всех тех, кто отрицал, что Римская Церковь есть первая из всех Церквей и кто положил упрекать ее вечно-православную веру в каком-либо виде. После этого, по предложении тех же Римских легатов и на глазах у всех, православный император приказал, чтобы вышеупомянутый текст был сожжен, что и было исполнено...

Наконец, поскольку Михаил (Властитель Царьграда — Прим. ред.) избегал их (легатов) общества и беседы с ними и продолжал упорствовать в своей глупости, 16 июля вышеупомянутые легаты вошли в церковь Святой Софии, несмотря на возражения недовольного Михаила и в то время, когда духовенство в третий час утра по своему обычаю приготовлялось к Мессе, возложили хартию об отлучении от Церкви на главный алтарь, под пристальным взором присутствующего народа и духовенства...

После того, как был восстановлен порядок в Латинских церквах в Константинополе и издана анафема против всех тех, кто принимал причастие с того момента от руки любого Грека, осуждающего Римские жертвенные дары, они были приняты православным императором с поцелуем мира, и с его дозволением и имперскими дарами 18 июля в спешке отправились в обратный путь ко св. Петру и своим домам.

Но ввиду чрезвычайного давления и просьб со стороны Михаила, обещавшего, что он наконец-то вступит с ними в переговоры, 20 июля император был вынужден своими письмами вернуть их (легатов) назад из Солембрии.

Вернувшись в тот же самый день, они сначала поехали ко дворцу [... — название неясно — Прим. ред.].

Когда ересиарх Михаил узнал, что они (легаты) возвратились, он на следующий день попытался привести их в церковь Святой Софии, как будто бы на совет так, чтобы, когда их хартия была предъявлена в переводе, которой он совершенно извратил, они могли бы быть убиты там народом.

Принимая против этого меры предосторожности, благоразумный император не хотел, чтобы какой-либо совет состоялся без его присутствия. И так как Михаил всеми способами противился этому, император распорядился, чтобы сии легаты быстро уехали. Так и было сделано.

В конце концов, ядовитый Михаил, огорченный тем, что его заговоры не осуществились, возбудил огромное восстание против императора за то, что его волей была оказана помощь легатам. Вследствие этого император вынужден был передать Михаилу переводчиков Латинян, а именно Павла и его сына Смарагда, ослеплённых и с лишенными волос головами. И таким образом он прекратил беспорядки.

Но после того, как император послал своих людей вослед легатам, он получил подлинный экземпляр буллы об отлучении, который был послан ему из одного из городов Русских, показал его гражданам и уличил Михаила в подделке хартии легатов.

Возмущенный сим, он (Мономах) выслал друзей и родственников Михаила из дворца, лишив их постов, и по сей день всё ещё остаётся в глубокой враждебности к нему.

Источник: [11.9]

Статья № 5
Анафема Константинопольскому патриарху, 1054

Что касается столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан, то город сей христианнейший и православный.

Что же до Михаила (Властителя Царьграда — Прим. ред.), произвольно именуемого патриархом, и тех, кто одобряет его глупость, то в их среде ежедневно сеются многие плевелы ересей...

В этих, а также и во многих других ошибках сам Михаил, хотя бы и вразумляемый письмами господина нашего Папы Льва, презрительно отказался покаяться. Кроме того, когда мы, послы Папы, восхотели устранить причины такого большого зла разумным способом, он отказал нам в приёме и беседе, запрещал совершать мессу в церквах, так же как и ранее закрывал церкви Латинян, называя их «азимитами» («опресночниками»)...

Итак, поскольку мы не потерпели это неслыханное оскорбление и рану, нанесённую Первенствующему, Святому и Апостольскому Престолу, и были озабочены, что католическая вера будет различными путями подрываться, властью Святой и нераздельной Троицы и Апостольского Престола, чьё посольство мы выполняем, всех православных отцов семи соборов и всей Католической Церкви, мы подтверждаем следующую анафему, которую преподобнейший Папа произнёс в отношении Михаила и его приверженцев, если не покаются.

Михаилу, неофиту, рекомому патриархом... да будет ему анафема... Аминь, Аминь, Аминь.

Источник: [11.10]

Статья № 6
Краткая история государства Вьет

[Год] и-чоу, 16-й год Шунь-тянь.

Буддийский монах Вань-син перевоплотился (?).

[Год] синь-вэй, 4-й год Тянь-чэн...

[Король] построил буддийские и даоские монастыри, в общей сложности в 150 местах.

[Год] цзя-сюй, 7-й год Тянь-чэн, Осенью, в 9-ю луну...

Буддийский монах из монастыря Фа-юнь-сы в Гу-чжоу докладывал королю: «В монастыре [стал] литься свет, который всходил несколькими лучами. Стали копать по направлению излучения света и нашли каменный сундук. Внутри каменного сундука оказался [еще один] серебряный, внутри серебряного — золотой, внутри золотого находилась стеклянная ваза, а в вазе оказался шэ-ли1.

[Год] у-инь. 7-й год Хуй-фэн...

[Король] направил юань-вай-лана Юань Вэнь-синь к Сунам просить Трипитаку («Три корзины» — трёхчастный буддийский свод канонов — Прим. ред.).


1 Шэ-ли — (инд. — шарира) — мощи, т. е. кости, зубы, волосы, мясо (затвердевшее), одежда, книги (Словарь Палладия, т. II, с. 566). Здесь — затвердевшие мощи Будды — Прим. ред.)

Источник: [20.49]
Комментарии

Статья № 7
Краткие Венецианские анналы

Вообще-то тело евангелиста Марка покоилось в Венеции с 700-ого года (см. ст. 9 в 16.1.8.w)

В год господень тысяча девяносто четвертый, шестого июня, тело блаженного Марка, апостола и евангелиста, было положено под колонну в церкви. До восьмого октября тело находилось там, и церковь, где было помещено тело, была посвящена блаженному Марку, апостолу.

Источник: [12.21]

Статья № 8
Ансельм из Рибемона, †1099

I-ый Крестовый поход

...отправились к Никее на второй день пред майскими нонами... Однако граф Жилль с уцелевшими франками начал отбиваться (От турок — Прим. ред.), перешёл в наступление и уничтожил неисчислимое их множество... наши воины, вернувшись с победой, несли множество голов, насаженных на пики и копья, удостоив радостного зрелища людей Господа (То есть походных попов — Прим. ред.).

Источник: [11.18]

Статья № 9
Аракел Даврижеци, †1670

В 478 (1029) году, когда исполнилось 1000 лет [с тех пор, как] был отпущен сатана, явилось множество ужасных знамений: небеса с востока на запад разверзлись, свет вылился вниз и наступила мгла, появились звёзды и [раздались] ужасные звуки.

Источник: [17.44]

Статья № 10
Адам Бременский, †1081

Шведы / готы

Теперь скажем несколько слов о верованиях свеонов. У этого племени есть знаменитое святилище, которое называется Убсола и расположено недалеко от города Сиктоны. Храм сей весь украшен золотом, а в нём находятся статуи трёх почитаемых народом богов. Самый могущественный из их богов Top — восседает на престоле в середине парадного зала, с одной стороны от него — Водан, с другой — Фриккон.

Вот как распределяются их полномочия: «Тор, — говорят свеоны, — царит в эфире, он управляет громами и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Водан, что означает «ярость», — бог войны, он возбуждает мужество в воинах, сражающихся с неприятелем. Третий бог — Фриккон — дарует смертным мир и наслаждения. Последнего они изображают с огромным фаллосом.

Водана же свеоны представляют вооруженным, как у нас обычно Марса. А Тор напоминает своим скипетром Юпитера. Они также почитают обожествленных людей, даря им бессмертие за славные деяния. В «Житии святого Ансгария» упоминается, что подобным образом свеоны обожествили короля Эрика.

Источник: [11.21]

Статья № 11
Гвиберт Ножанский, †1121

Всякий считал долгом продать лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто бы он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу и дело шло о скорейшем выкупе. В ту эпоху был всеобщий голод...

Так как многие торопились окончить свои дела, то произошло удивительное явление, которое послужит образчиком внезапного и неожиданного падения всех цен: за денарий можно было купить семь овец. Недостаток хлеба превратился в изобилие, и каждый, заботясь всеми средствами собрать более или менее денег, продавал все, что имел, не по его стоимости, а за все, что давали, лишь бы не остаться последним в предпринятом пути Божьем.

Таким образом, в то время произошло изумительное явление: все покупали дорого и продавали дешево; при всеобщем стремлении, дорого покупалось всё, что было необходимо для дороги, а то, чем следовало покрыть издержки, продавалось весьма дешево. В прежнее время темницы и пытки не могли бы вырвать силою того, что теперь отдавалось за безделицу.

Он (Пётр Пустынник — Прим. ред.) носил на голом теле шерстяную тунику, на голове капюшон, и сверх всего грубую мантию до пят; руки и ноги оставались голыми; хлеба он не ел, или почти не ел, а питался вином и рыбою. Этот-то человек, собрав многочисленную армию, увлечённую отчасти общим потоком, а отчасти его проповедями, решился направить свой путь чрез землю венгров...

Источник: [11.22]
Комментарии

Статья № 12
Иштван I (Святой), †1038

Венгрия

Если когда-нибудь в твоё правление (пусть это будет как можно дальше) найдутся такие, кто попытается разъединить Троицу в этом её виде, или убавить от неё или прибавить к ней что-нибудь, знай: что такие люди — слуги главы еретиков, а не сыны церкви.

Таким не давай кормления и защиты, чтобы тебя самого не посчитали их сообщником и благоволителем...

Источник: [11.25]
Комментарии

Статья № 13
Три вестьётские хроники

О христианизации Швеции

Олаф Скотконунг1 был первым христианским королем в Швеции. Он был крещен епископом Зигфридом2 в источнике, протекающем близ Хусабю3 и называемом [источником] Биргитты4. И он подарил тогда посредством скётнинга5 всю [эту] деревню посоху и стулу6...

Зигфрид7 был первым епископом, принесшим сюда веру в Христа. Он приехал сюда из Англии и наметил здесь три места для постройки церквей и освятил три церковных двора: один в Фриггиэроне8, другой в Гюреме9, третий в Агнистаде10. И затем он поехал в Веренд и принес туда веру в Христа. И он умер своей смертью и его мощи покоятся в Векше. Но его душу взяли святые ангелы и перенесли ее в рай. И его душа должна получить полное вознаграждение за его труды...

христианизация Швецииподлоги истории

Источник: [13.52]
Комментарии

Статья № 14
Хуан Антонио Льоренте, †1823

Метаморфозы христианства. Становление инквизиции (продолжение)

1022 Стефан, духовник Констанции, жены короля Роберта, на Орлеанском соборе в присутствии государей приговорён к сожжению в числе других как еретик-манихей после тщетных усилий обратить их.

1073 Перед этим годом св. Пётр Дамиан укоряет папу Александра II в применении отлучения против всякого рода проступков. Александр II призывает императора Генриха IV явиться в Рим для суда на соборе.

1074 Григорий VII отлучает императора Генриха IV, освобождает его подданных от присяги на верность и заставляет их избрать государем Рудольфа, герцога Швабского.
Григорий VII желает устроить крестовый поход против турок в пользу Михаила, восточного императора. Смерть мешает ему в этом.

1095 Урбан II велит обнародовать крестовый поход против турок.

1099 Войско крестоносцев овладевает Иерусалимом.

<< предыдущий век    следующий век >>

становление инквизицииСупремаметаморфозы христианстваСписок Льоренте

Источник: [19.181]
Комментарии

Статья № 15
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112

1035
В это время епископы на [созванном] в Трибуре по приказу императора Конрада королевском и соборном собрании94 хотели среди прочего принять раздел, согласно которому в случае, если пост первого месяца придётся на неделю, в которой начало поста попадает на среду, празднование обоих постов должно отмечаться исполнением одной службы. Но Герхард из Камбре и немногие вместе с ним, возражая против этого решения многих, добились, чтобы пост первого месяца по древнему обычаю отмечался на следующей неделе, на которой и должна проводиться служба.

1033
Епископами Франции был дан для соблюдения подчинённым им народам декрет такого рода. Один из них сказал, что ему с неба спустилось письмо, которое призывало возобновить на земле мир. Он сообщил об этом деле остальным и передал народу следующее распоряжение. Ни один не должен носить оружие и требовать назад похищенное, но каждый должен уступать гонителям, не становясь мстителем за свою кровь или за кровь кого-либо из близких. Люди обязаны поститься на хлебе и воде каждую пятницу, а в субботу воздерживаться от мяса и варенья; довольствуясь только этим постом во искупление всех грехов, они не должны знать для себя никакого другого дополнительного наказания, и всем следует клятвенно обязаться соблюдать это. Тот, кто откажется, будет отлучён от христианства, и никто не навестит его перед смертью и не предаст погребению.

Были даны также многие другие невыносимые повеления, которые кажутся весьма тягостными для повторения. Когда многие, жадные до новизны, охотнее, чем следовало, одобрили эти новые повеления, Герхард из Камбре, который единственным из лотарингцев прибыл во франкский диоцез и которого ничьи доводы не могли склонить к принятию этого, опроверг отдельные пункты, говоря, что род людской изначально разделён на три сословия: на духовенство, воинов и земледельцев, и что два сословия нуждаются в поддержке одного, а это одно — в поддержке названных двух. Поэтому следует носить оружие, возвращать похищенное властью закона и милости; побуждать мстителя не горевать по пострадавшему или убитому, но примиряться с ним, согласно Евангелию; не требовать от всех соблюдать один пост по пятницам и субботам, ибо возможности у всех разные; не довольствоваться всем одним этим постом, ибо мера покаяния у всех разная. Не следует также подтверждать это клятвой и усугублять нарушение клятвы клятвопреступлением; а отлучать возражающих, отказывать больным в посещении и мёртвым в погребении — ужасно. Достаточно соответствующих декретов отцов и соответствующей меры наказания, которая накладывается на пренебрегающих своими обязанностями.

1046
Поскольку папы в Риме боролись между собой за папскую власть123, король Генрих отправляется против них в Рим; после того как они были низложены по каноническому и императорскому приговору, Свитгер124, епископ Бамбергский, он же Климент, 146-м возглавил римскую церковь; король Генрих был посвящён им в императоры125, тогда как римляне поклялись никогда не избирать папы без его согласия.

1065
Многие люди, числом до 7 000, отправившись по обету в паломничество в Иерусалим, в Святой Пяток были осаждены арабами в какой-то крепости; они были в такой мере убиты или ранены, что из более чем 7 000 человек назад вернулось не более 2 000.

1077
Император Генрих, проведя в Вормсе собор 24 епископов и многих вельмож королевства192, приказывает постановить, что все декреты и действия папы Гильдебранда следует считать недействительными; там все, кроме немногих, отрекаются от Гильдебранда и выносят приговор, согласно которому он должен отказаться от папской власти. В свою очередь Гильдебранд отлучает в Риме императора Генриха193 под тем предлогом, что князья королевства якобы по справедливой причине выступают против отлучённого короля... Папа, выйдя навстречу императору в Ломбардии, снял с него отлучение194, заключив мнимый мир.

споры о догматаххристианские паломникитрактования Евангелий

Источник: [12.34]
Комментарии

Статья № 16
Снорри Стурлусон, †1241

Сага об Олаве Святом (†1028)

Вечером конунг спрашивает сына Гудбранда, как сделан их бог. Тот отвечает, что он сделан по образу Тора.

— В руке у него молот. Он громадный, а внутри полый. Он стоит на подставке, и когда его выносят, то снова ставят на эту подставку. Он богато украшен золотом и серебром. Каждый день ему приносят четыре каравая хлеба и мясо.

Сага о Магнусе Добром

Магнус конунг велел изготовить раку, отделанную золотом и серебром и выложенную драгоценными камнями. Эта рака была сделана наподобие гроба, такого же размера и вида. Под нею были ножки, а сверху крышка, украшенная головами драконов. На задней части крышки были петли, а спереди запоры, замыкаемые на ключ. Потом Магнус конунг приказал уложить в раку святые останки Олава конунга. Много чудес произвели святые мощи Олава конунга... Был принят закон для всей Норвегии праздновать день Олава конунга. И с тех пор этот день почитали как величайший праздник.

Об этом говорит скальд Сигват:

Олавов — он силой
Божьей полн — нам должно
Праздновать отныне
День, отринув злобу.
Свято чтить я стану
Праздник князя — скорби
Не смирить — он руки
Унизал мне златом.

идолы Швецииобраз ТораСвятой Олавмощи Олава

Источник: [13.54]

Статья № 17
Зенон Косидовский

Христианские реликвии

Исследователями установлено, что эта «святыня» (ясли Христа — Прим. ред.) состоит из пяти кусков оливкового дерева, скрепленных металлическими полосами, причем на одной из полос обнаружена затертая надпись на греческом языке, относящаяся к VII–IX векам и содержащая перечень христианских святых. Возраст реликвии точно не установлен. Известно лишь, что впервые она появляется в церковном инвентарном списке XI века, то есть в эпоху массового производства «реликвий». В этом же списке имеется и такая реликвия, как «Ковчег завета», что ещё больше усиливает наши сомнения в подлинности Иисусовых яслей.

подлоги христианских реликвий

Источник: [20.109]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,082