▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Отношение к религии. Верования → Во что веровали, как следовали вере → Славяне и российские этносы (XI век)

16. Отношение к религии. Верования

16.1. Во что веровали, как следовали вере. Славяне и российские этносы (XI век)

Пивоварчик, Титмар, Отчет кардинала, Анафема, Послание папы, Послание Болеславу, Гельмольд, Бременский, Седова

Статья № 1
С. А. Пивоварчик

Белорусское Понеманье

Среди памятников Понеманья есть городища, которые относятся к святилищам. Понеманье — край поздней христианизации. Поэтому не исключено существование в этих землях языческих святилищ. В Белоруссии к изучению святилищ только приступают. Тем интереснее факт существования такого памятника в Понеманье.

Городище-святилище находится около д. Верховляны Берестовицкого р-на. Размеры почти круглой площадки городища — 31×27,5 м. Вал высотой 2–3 м окружает площадку со всех сторон, с запада находится вход. Между валом и площадкой находится ров. Подобное размещение рва и вала характерно для святилищ Смоленской земли. При шурфовке в центре площадки на глубине 0,2 м выявлены угли, кремний с первичной обработкой и обломки ранней гончарной керамики. Поселением памятник быть не мог, поскольку площадка маленьких размеров, ров с валом не приспособлены для обороны. Начиная с дневной поверхности и до глубины 0,4 м во рву шёл культурный слой, в котором встречались угольки и фрагменты керамики. Глубже, на толщину 0,2 м шла вымостка из больших и мелких камней. Между камнями также залегали кости животных (в основном свиньи) и уголь.

Под камнями на материке найдена гончарная керамика, которая датируется XI—XII вв. К этому времени можно отнести функционирование памятника. На исследованных памятниках в бассейне Прута и на среднем Днепре рвы также имеют плоское дно, выложенное камнями, на которых разжигался костёр. Тут находились «пылающие жертвенники». В огонь кидали мясо жертвенных животных и ритуально разбитые горшки. Площадки выполняли роль капищ, на которых молились, и где стоял деревянный или каменный идол. На святилищах Буковины имелись ещё культовые колодцы, родники и каменные глыбы. Недалеко от верховлянского святилища находится камень, из-под которого бьёт родник. И с памятником, и с родником связы-ваются местные легенды о провалившейся под землю церкви.

Ещё одно святилище могло располагаться в Волковысском р-не. Здесь между деревнями Родники и Яриловка нами обследована возвышенность правильной овальной формы размерами 18×35 м. Прослеживается искусственная подрезка склонов. Заложенный в центре шурф культурного слоя не выявил. Сразу под дерном найдено небольшое количество камней средних размеров со следами нагара. Названия деревень, в районе которых находится указанный памятник, тесно связаны с языческим культом. Ярила — в языческой славянской мифологии бог плодородности земли. Культ Ярилы был широко распространен у славян. Яриловица — языческий праздник в честь Ярилы. Праздник включал в себя магическо-земледельческие элементы. Вполне возможно, что указанный нами памятник являлся местом, где отмечался праздник в честь Ярилы.

Возможно, функции святилища могли выполнять и другие городища Понеманья. В первую очередь это относится к городищу Санники, которое расположено на холме и имеет круглую форму площадки, но не имеет слоя, городищу Деревное, которое по своей планировке похоже на балтские-капища (пилкалнисы), городищу Меречевщина, ров с плоским дном которого выложен камнем. Однако мы не располагаем пока другими материалами, чтобы утверждать это с полной уверенностью.

Источник: [20.13]

Статья № 2
Титмар из Мерзебурга, 1005

Лютичи. Их вера. Храм Ретры

После этого, за день до нашего прихода к реке Одер (1005 год), к нам присоединились лютичи, следуя за своими, идущими впереди богами (Cкорее, стягами с их изображениями — Прим. ред.).

Хоть я с большим содроганием могу говорить о них, всё же, чтобы ты, любимый читатель, узнал про лживое их суеверие и ещё более бесполезный культ этого народа, я коротко расскажу, кто они и откуда сюда пришли.

Есть в округе редариев (Около Стрелитца и Штаргарда, Мекленбург — Прим. ред.) некий город, под названием Ридегост (Древняя Ретра, см. карту и коммент. — Прим. ред.), треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями.

Храм Ретры стоял на территории современного округа Нойбрандербург
Храм Ретры стоял на территории современного округа Нойбрандербург

Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных.

Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.

Для тщательной заботы о святилище местными жителями назначены особые служители. Когда они собираются там, чтобы принести жертву идолам или смягчить их гнев, те сидят, тогда как остальные стоят рядом; тайно перешёптываясь друг с другом, они с трепетом копают землю, и, бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение.

Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном, и, воткнув в землю крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи.

Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим.

Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение. Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей.

Всеми ими, называемыми общим именем лютичей, не управляет какой-то один правитель. Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии.

Сами неверные и непостоянные, от других они требуют великой и нерушимой верности. Мир они заключают, сбривая часть волос, посредством травы и пожатия рук. Однако за деньги их легко можно заставить его нарушить.

Эти воины, некогда рабы, а теперь, из-за нашего нечестия, свободные, пришли к королю на помощь с такой свитой. Избегай, читатель, общества их, а равно и культа, внимая и исполняя заповеди Божественного писания! Зная и сохраняя в памяти ту веру, что открыто объявил епископ Афанасий, ты сочтёшь истинно ничтожной ту, о которой я упомянул выше.

Непохожие друг на друга отряды, ведомые отличными друг от друга вождями, быстро добравшись оттуда до реки Одер, разбили палатки возле другой реки, носящей славянское название Бобер, латинское же Кастор. Болеслав (У отца которого было мировое соглашение с лютичами... — Прим. ред.), укрепив берега названной реки и пребывая с многочисленным войском в Кроссене (При впадении р. Бобер в Одер — Прим. ред.), всячески мешал переправе... (Когда лютичи всё-же переправились, Болеслав Храбрый предпочёл бежать — Прим. ред.).

Источник: [10.3]
Комментарии

Статья № 3
Отчет кардинала Гумберта о посольстве в Константинополь, 1054

Размежевание единой Церкви Иешуа

На двенадцатом году имперского правления Константина Мономаха, седьмом индикта, в самый день рождества блаженного Иоанна Крестителя, посланники Святого Римского и Апостольского Престола, а именно кардинал епископ Сильва-Кандиды Гумберт, архиепископ Амальфи Петр и Фридрих, диакон и канцлер [Римской Церкви], прибыли от господина Папы Льва IX.

По настойчивости сих римских легатов, в Студийском монастыре в пределах города Константинополя, в присутствии императора и его князей (procerum), монах Никита («Диссидент» из местных клириков — Прим. ред.) предал анафеме один текст, который распространялся против Апостольского Престола и всей Латинской Церкви под названием «О пресном хлебе, субботе и браке священников»

Кроме того, он предал анафеме всех тех, кто отрицал, что Римская Церковь есть первая из всех Церквей и кто положил упрекать ее вечно-православную веру в каком-либо виде. После этого, по предложении тех же Римских легатов и на глазах у всех, православный император приказал, чтобы вышеупомянутый текст был сожжен, что и было исполнено...

Наконец, поскольку Михаил (Смотрящий Царьграда — Прим. ред.) избегал их (легатов) общества и беседы с ними и продолжал упорствовать в своей глупости, 16 июля вышеупомянутые легаты вошли в церковь Святой Софии, несмотря на возражения недовольного Михаила и в то время, когда духовенство в третий час утра по своему обычаю приготовлялось к Мессе, возложили хартию об отлучении от Церкви на главный алтарь, под пристальным взором присутствующего народа и духовенства... После того, как был восстановлен порядок в Латинских церквах в Константинополе и издана анафема против всех тех, кто принимал причастие с того момента от руки любого Грека, осуждающего Римские жертвенные дары, они были приняты православным императором с поцелуем мира, и с его дозволением и имперскими дарами 18 июля в спешке отправились в обратный путь ко св. Петру и своим домам.

Но ввиду чрезвычайного давления и просьб со стороны Михаила, обещавшего, что он наконец-то вступит с ними в переговоры, 20 июля император был вынужден своими письмами вернуть их (легатов) назад из Солембрии.

Вернувшись в тот же самый день, они сначала поехали ко дворцу [... — название неясно — Прим. ред.].
Когда ересиарх Михаил узнал, что они (легаты) возвратились, он на следующий день попытался привести их в церковь Святой Софии, как будто бы на совет так, чтобы, когда их хартия была предъявлена в переводе, которой он совершенно извратил, они могли бы быть убиты там народом.

Принимая против этого меры предосторожности, благоразумный император не хотел, чтобы какой-либо совет состоялся без его присутствия. И так как Михаил всеми способами противился этому, император распорядился, чтобы сии легаты быстро уехали. Так и было сделано.

В конце концов, ядовитый Михаил, огорченный тем, что его заговоры не осуществились, возбудил огромное восстание против императора за то, что его волей была оказана помощь легатам. Вследствие этого император вынужден был передать Михаилу переводчиков Латинян, а именно Павла и его сына Смарагда, ослеплённых и с лишенными волос головами. И таким образом он прекратил беспорядки.

Но после того, как император послал своих людей вослед легатам, он получил подлинный экземпляр буллы об отлучении, который был послан ему из одного из городов Русских, показал его гражданам и уличил Михаила в подделке хартии легатов.

Возмущенный сим, он (Мономах — Прим. ред.) выслал друзей и родственников Михаила из дворца, лишив их постов, и по сей день всё ещё остаётся в глубокой враждебности к нему.

Источник: [11.9]

Статья № 4
Анафема Константинопольскому патриарху, 1054

Что касается столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан, то город сей христианнейший и православный.

Что же до Михаила (Смотрящего Царьграда — Прим. ред.), произвольно именуемого патриархом, и тех, кто одобряет его глупость, то в их среде ежедневно сеются многие плевелы ересей...

В этих, а также и во многих других ошибках сам Михаил, хотя бы и вразумляемый письмами господина нашего Папы Льва, презрительно отказался покаяться. Кроме того, когда мы, послы Папы, восхотели устранить причины такого большого зла разумным способом, он отказал нам в приёме и беседе, запрещал совершать мессу в церквах, так же как и ранее закрывал церкви Латинян, называя их «азимитами» («Опресночниками» — Прим. ред.)...

Итак, поскольку мы не потерпели это неслыханное оскорбление и рану, нанесённую Первенствующему, Святому и Апостольскому Престолу, и были озабочены, что католическая вера будет различными путями подрываться, властью Святой и нераздельной Троицы и Апостольского Престола, чьё посольство мы выполняем, всех православных отцов семи соборов и всей Католической Церкви, мы подтверждаем следующую анафему, которую преподобнейший Папа произнёс в отношении Михаила и его приверженцев, если не покаются.

Михаилу, неофиту, рекомому патриархом... да будет ему анафема... Аминь, Аминь, Аминь.

Источник: [11.10]

Статья № 5
Послание римского папы Григория VII Гильдебранда великому киевскому князю Изяславу Ярославичу, 17 апреля 1075 г.

Князь-изгой власти ради продавал душу хоть кому:

Епископ Григорий, раб рабов божьих, Дмитрию, королю русскому (Христианское имя киевского князя, изгоя, сына Ярослава Мудрого — Прим. ред.), и королеве, супруге его (Олисаве-Гертруде — дочери польского короля Мешко — Прим. ред.), шлёт привет и апостольское благословение.

Ваш сын (Ярополк — Прим. ред.) во время посещения апостольского престола прибыл к нам, и так как он хотел получить королевство как дар св. Петра из наших рук, изъявив св. Петру, главе апостолов, должную верность, то обратился к нам с покорными мольбами, решительно утверждая, что эта его просьба скреплена вашим согласием, и испытывая уверенность в своих исканиях в случае облагодетельствования его милостью и защитой апостольской власти. Мы снизошли к его просьбам и стремлениям, поскольку они казались справедливыми, и, кроме того, как ввиду вашего согласия, так и по причине преданности просителя, и передали ему управление вашим королевством как частью владений св. Петра...

Кроме того, чтобы как это, так и многое другое, не содержащееся в нашем послании, достаточно глубоко запечатлелось в ваших сердцах, мы отправили наших послов, из которых один — ваш известный и верный друг (? - не выяснено — Прим. ред.). То, что есть в послании, они с усердием изложат вам, а прочее дополнят на словах. Им, из благоговения перед св. Петром, чьими послами они являются, предстаньте кроткими и приветливыми, терпеливо выслушайте то, что они вам передадут от нас...

Источник: [11.11]

Статья № 6
Послание римского папы Григория VII Гильдебранда польскому князю Болеславу II Смелому, 20 апреля 1075 г.

Поначалу поляки Рим не замечали, но потом «мостостроители» (букв. понтифики) таки их скрутили...

Мы знаем, что ваша светлость искренне почитает св. Петра, главу апостолов... Что касается нас, то нам известно, что для вас будет необходимым и почетным, и с тем большей заботой мы стремимся вознаградить вас (Дать «легитимную, имперскую» корону Польши — Прим. ред.), чем более, по нашему мнению, ревностны ваши верность и любовь, чем более готовности проявляете вы в повиновении и покорности — в служении (Смотрящие Польшы обратились в христианство по католическому обряду в 966 году — Прим. ред.)...

Далее, среди такого множества людей до такой степени мало епископов и обширны епархии некоторых из них, что они совершенно не имеют возможности выполнять епископские обязанности и надлежащим образом управлять подчиненным им народом...

Что касается упорядочения (Читай: централизации управления из Рима. — Прим. ред.), которое у вас необходимо осуществить, то пусть послы или сами определят [обязанности епископов] в соответствии с установлениями святых отцов, или пусть доложат нам то, что нужно сделать...

Если вас это радует, без сомнения, вам прежде всего необходимо помнить о долге любви, который [мы это вынуждены сказать] вы нарушили, отняв имущество у русского короля (Болеслав деньги за найм войск для воцарения князя-изгоя в Киеве взял, но потом прогнал его от себя — Прим. ред.).

Поэтому, сочувствуя вам, мы очень просим и увещеваем вас, из любви к богу и св. Петру, возвратить русскому королю всё то, что отнято у него вами или вашими людьми, имея в виду, что тем, кто несправедливо отнимает добро других, никоим образом нельзя надеяться попасть в царство Христа и бога, если они, имея возможность, не исправят свою ошибку. Поэтому мы страстно желаем, чтобы то, о чем мы говорим, ради спасения вашей души, с любовью было вами возвращено...

Источник: [11.12]

Статья № 7
Гельмольд из Любека, †1177

Западные славяне, начало XI

Не следует, кажется, пройти мимо того, что этот самый Мечислав, князь бодричей, публично признавая веру христову, а втайне её преследуя, выкрал сестру свою, богу предназначенную девицу Годику, из женского монастыря в Микилинбурге (Мекленбург — Прим. ред.), соединив её бесстыдным браком с неким Болеславом; остальных [же] девиц, которые там находились, [одних] своим рыцарям в жёны отдал, [других] отправил в землю лютичей (Померания — Прим. ред.) и ран (о. Рюген — Прим. ред.), так что монастырь этот совсем опустел.

Раны — славяне острова Рюген

Раны же, у других называемые рунами, — это кровожадное племя, обитающее в сердце моря (о. Рюген — Прим. ред.), преданное сверх всякой меры идолопоклонству. Они занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитейший храм. Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего месторасположения.

Народы, которые они подчинили себе оружием, принуждаются ими к уплате дани их храму. Жреца они почитают больше, чем короля. Войско своё они направляют, куда гадание покажет, а одерживая победу, золото и серебро относят в казну бога своего, остальное же делят между собой.

Источник: [12.20]

Статья № 8
Адам Бременский, †1081

Склавы (Sclavi — поморские славяне — Прим. ред.) и свеоны (Sueones — полабские славяне? — Прим. ред.) до сих пор сохраняют те же языческие обычаи, которые раньше существовали у саксов (Saxones).

Источник: [11.21]

Статья № 9
М. В. Седова

Кресты и энколпионы

Во всех слоях новгородского культурного слоя с X до XV в. обычной находкой являются кресты. Их обнаружено 56 (Из 2 447 предметов — Прим. ред.). Встречены они почти на всех раскопах и на Софийской, и на Торговой сторонах, правда, основная масса этих предметов происходит с Неревского раскопа.

Различаются кресты-тельники, которые носили под одеждой, и энколпионы — они служили вместилищем мощей, и носили их поверх одежды, как, например, на автопортрете мастера Авраама на Магдсбургских вратах Софийского собора в Новгороде. В новгородских берестяных грамотах кресты упоминаются дважды. Так, в грамоте 246 (24/22; 70–90-е годы XI в. — 20–50-е годы XII в.) речь идет о «чьстьном дрѣве» стоимостью «полоупяты гривьни» (4 ½ гривны):

 Новгород, Раскоп Неревский, усадьба «Д - Е». Условная дата: 1025–1050. Грамота 246, http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=251
Новгород, Раскоп Неревский, усадьба «Д - Е». Условная дата: 1025–1050. Грамота 246, http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=251 «От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты поклялся мне на кресте (или: взял крест) и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром»

Наиболее древний крест-складень, или энколпион, найден в слое рубежа XI—начала XII в. (Рис. 18, 3, 4. 21/20-22-997). Размеры 7,3×10,5 см. Он литой из бронзы, с закругленными и снабженными дополнительными выступами концами, с массивным ушком, состоящим из двух половинок.

 М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Крест-складень, или энколпион, [20.100]
М. В. Седова. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X–XV вв.) // Крест-складень, или энколпион [20.100]

На лицевой стороне его, в центре, помещено рельефное изображение распятого Христа. Фигура Христа как бы прислонена к кресту, без подчеркивания мучений, что вообще характерно для ранних образцов энколпионов. На трёх концах — гравированные погрудные изображения святых: слева — Богоматери, вверху — Георгия и справа — Иоанна Богослова. Контуры нимбов и одежда святых заполнены красной эмалью...

На оборотной стороне в центре домощена рельефная фигура Богоматери с младенцем на руках... На концах креста, в круглых медальонах, — плоские погрудные изображения с подписями: слева — апостола Павла, справа — апостола Петра (с перестановкой букв справа налево), вверху — святого Николая. На внутренней стороне креста, на обоих половинках процарапаны плохо читаемые имена святых...

ювелирные изделия Новгородакресты в грамотеэнколпион для мощей

Источник: [20.100]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,089