Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений > Взаимоотношения: Многое к Одному > Славяне и российские этносы (XVII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

Взаимоотношения: Многое к Одному. Славяне и российские этносы (XVII век)

Арсений, Корб, Коллинз, Карлейль, Вести, Олеарий, Таннер

Статья № 1
Арсений Елассонский, 1626

(люди — властитель)

...оба они (Марина Мнишек и Димитрий — Прим. ред.) не пожелали причаститься Святых Тайн. Это сильно опечалило всех... это была первая и великая печаль, и начало скандала и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.9]

Статья № 2
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699

(люди — властитель)

Нынешний царь (Петр I — Прим. ред.), далекий от всякой пышности и величавости касательно своей особы, не любит также отличаться блеском своего двора и редко окружает себя этой излишней толпой прислужников. Бояре и царедворцы также не щеголяют теперь прежней пышностью в одежде, они научены примером великого князя, что роскошь в одежде есть дело пустое и что ум не пребывает в богато украшенном жилище. Царь в своей столице ходит по улицам в сопровождении двух, не более трех или четырех простых служителей; даже в опасное время стрелецких смут одно только почтение к царскому величию служило охраной государю.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.2]

Статья № 3
Самуэль Коллинз, 1658–1666

(люди — властитель)

Когда Иван [IV] ездил осматривать своё Государство, многие простолюдины и дворяне подносили ему дары. Один честный лапотник, который плёл лапотки и продавал по копейке пару, не знал, что поднести царю, и просил у жены совета: «Поднеси пару хороших лапоток», — сказала она. — «Это не редкость! — отвечал он, — а есть у нас в саду огромная репа. Мы поднесем ему эту репу, а вместе и пару лаптей».

Как сказано, так и сделано. Император очень милостиво принял подарок и, износив сам одну пару лаптей, заставил всех дворян покупать у крестьянина лапти по пяти шиллингов пару. Это составило крестьянину состояние, он начал торговать и скоро так разбогател, что оставил после себя значительное имение. Потомки его получили дворянское достоинство и называются теперь Лапотскими. Есть одно дерево, подле которого стоял прежде дом его и на которое проходящие бросают свои старые лапти в память этого лапотника; это обыкновение до сих пор ещё ведётся.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.10]

Статья № 4
Чарльз Карлейль, 1663–1664

(люди — властитель)

Я не знаю можно ли это сказать относительно Москвитян. Я не колеблясь, впрочем, скажу, что они очень хорошие рабы, т. е. они весьма годны для перенесения тяжестей ига, которое на них налагают. Действительно, они так подчиняются воле своих царей, сами сознают, что их имущества и они сами принадлежат Богу и царю. Они говорят только о светлых очах своего царя, хотя бы у него и был такой мутный взгляд, как у Дионисия Сиракузского.

Если кто-либо видел своего царя, то он не иначе об этом скажет, как: «имел честь видеть светлые очи великого государя». И если бы христианское смирение не умеряло бы несколько религиозного почтения, какие они ему оказывают, то они, может быть, дошли бы до того, что приписывали бы его словам то, что кричали некогда царю Ироду: «голос Бога, а не человека».

Они публично называют себя его рабами и в знак большого к нему уважения, они называют себя в уменьшительном виде; напр. какой-нибудь челобитчик, именем Петр (Pierre), называет себя Петькой (Pierro). Все Московиты стараются с ранних лет внушить своим детям всё величие монарха.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.11]

Статья № 5
Вести из Валахии, 1621

(люди — властитель, Хотинская война)

...казаки (Запорожцы — Прим. ред.) обезглавили своего гетмана по имени Протаська (Яцько Бородавка — Прим. ред.), так как он с ними не хотел обороняться от турок и нападать ночью на врага. Они избрали себе другого гетмана (П. Конашевича-Сагайдачного — Прим. ред.), предупредив его, что если он станет что-либо менять [в этом порядке вещей], то и его постигнет та же участь.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.20]

Статья № 6
Адам Олеарий, 1636... (†1671)

(семья — хороший гость)

Величайший знак почёта и дружбы, ими оказываемый гостю на пиршестве или во время отдельных визитов и посещений, в доказательство того, как ему рады и как он был мил и приятен, — заключается, по их мнению, в следующем: после угощения русский велит своей жене, пышно-одетой, выйти к гостю и, пригубив чарку водки, собственноручно подать её гостю. Иногда — в знак особого расположения к гостю — при этом разрешается поцеловать ее в уста.

Подобный почёт был оказан и лично мне графом Львом Александровичем Шляховским, когда я в 1643 г. в последний раз был в Москве.

После великолепного угощения он отозвал меня от стола в сторону от других гостей, повел в другую комнату и сказал: «Величайшие честь и благодеяние, которые кому-либо могут быть оказаны в России, заключаются в том, чтобы хозяйка дома вышла почтить и хозяина и гостя. Так как я ему люб, как слуга его светлости князя голштинского, то он во внимание и уважение к нему, за многочисленные благодеяния, испытанные в дни гонений и странствий, желал бы оказать мне подобного рода честь» Поэтому к нам вышла его жена, очень красивая лицом, и к тому же нарумяненная, в прежнем своем брачном наряде и в сопровождении прислужницы, несшей бутылку водки и чарку.

При входе она сначала склонила голову перед мужем своим, а затем передо мной, велела налить чарку, пригубила её и затем поднесла её мне, и так до трёх раз. После этого граф пожелал, чтобы я поцеловал её. Не будучи привычен к подобной чести, я поцеловал ей только руку. Он, однако, захотел, чтобы я поцеловал её и в уста. Поэтому я, в уважение к более высокой персоне, должен был принять эту согласную с их обычаями честь.

В конце концов она подала мне белый тафтяной носовой платок, вышитый золотом и серебром и украшенный длинною бахромою. Такие платки жёнами и дочерьми вельмож дарятся невесте в день свадьбы: и на том, который мне был поднесен, оказалась прикрепленною небольшая бумажка с именем Стрешнева — брата отца великой княгини.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [17.34]

Статья № 7
Бернгард Таннер, 1678

(Стрельцы — Царь)

Посольство Речи Посполитой — славянской федерации (Res Publica) — в Московию

Известия из Москвы от 30 мая 1682 г. Бунт в Москве
12-го апреля (считается — 27 апреля) умер великий князь и царь Фёдор Алексеевич, не смотря на свои цветущие годы. В преемники ему, благодаря многочисленным приверженцам своей матери, избран был младший его брат от второго брака, проживавший тогда в изгнании, и провозглашён великим князем и царём московским. Когда узнал о том народ и войско, то собралась толпа солдат в 10,000, взбунтовалась и в ярости произвела великое избиение вельмож 15-го, 16-го и 17-го апреля. Перебиты были достойным сожаления образом не только родственники новоизбранного царя, но и князья, генералы, царедворцы и иные вельможи великого княжества московского. Сверх того, когда возмущение охватило все части города, народ, дабы последнее это избрание царя не осталось в силе, провозгласил царём и старшего брата Pectorem (т. е. Ивана) Алексеевича, при первом избрании обойдённого вельможами за неспособность, и потому ныне в одном дворце пребывают два царя (т. е. Иван и Пётр). Долго ли продлится этот раздор; покажет время.

Перечень умерщвлённых бояр

Шесть главных бояр и князей царства: первый — князь Юрий Алексеевич; второй — князь Михаил Юрьич Долгорукий; третий — князь Григорий Григорьевич Ромодановский; четвёртый — Иван Максимович Языков; пятый — Артемон Сергеевич Матвеев; шестой — Иван Кириллович Нарышкин.
Два думных дьяка Ларивон Иванов и Аверкий Степанов.
Несколько царедворцев, а именно: Фёдор Петров Салтыков и Василий Филимонов Нарышкин; Афонасий Кирилов Нарышкин; Михайло Данилов фон Гаден и Василий Карион.
Два полковника: Андрей Семенов Дохтуров и Конрад Гарлиски.
Два врача: Даниил фон Гаден и Иван Гутменш и с ними до 40 или 50 ч. простого люда.
Кирило Полуэхтович и Кирило Монастырь с сыном да сын Артемона спаслись, переодевшись монахами.
Известия эти только упоминают о них, не говоря ничего об их должностях, значении и деяниях; я потому и счёл нужны

м сообщить, что знаю об общественном положении каждого.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейвзаимоотношения групп людей и отдельных личностейреволюциивосстаниячеловек и обществовзаимоотношения классоврасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансыописание Москвы XVIIвзгляд чехастрелецкий бунтдвоевластие в Кремлерегентство Софьисинодик убиенных

Источник: [17.168]

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,157