▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Взаимоотношения: Многое ко Многому → Славяне и российские этносы (XIX век) → Комментарии к статье № 2

Комментарии к статье № 2, П. А. Кропоткин, †1921

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений
15.4. Взаимоотношения: Многое ко Многому. Славяне и российские этносы (XIX век)

Редактор сайта (12.03.2018 21:21:18)

1
«Происшествие было несколько преувеличено, но, к сожалению, в этом известии была и доля правды» —
Ничего себе «преувеличено»! Тут Кропоткин явно перегнул палку политкорректности! Реально дело обстояло куда бессмысленнее, напомнив всем русским кровавые события 1794 года, восстание Тадеуша Костюшко:

«Восстание в Речи Посполитой ознаменовалось кровавой резней русских в Варшаве, устроенной поляками. Понятно, что для варшавян русские солдаты были олицетворением врагов, но факт остается фактом — поляки проявили крайнюю жестокость. Особенно оскорбительным было то, что случилось это не в честном бою.
На Страстной неделе, перед Пасхой (а это особый праздник для православных), в Чистый четверг, когда православные военные из русского гарнизона в Варшаве без оружия отправились в церковь исповедаться и причаститься, в городе ударил набат, и восставшие, разгромив арсенал, устроили расправу... Только в одном православном храме было вырезано около 500 человек из Киевского полка. На узких улицах старого города разъяренные толпы преследовали русских военных как дичь... За сутки убили, зарезали и растерзали в клочья 2 тысячи 265 военнослужащих русского гарнизона. Историк Н. Костомаров так описал эти события: «Поляки врывались всюду, где только подозревали, что есть русские... искали и найденных убивали. Убивали не только русских. Довольно было указать в толпе на кого угодно и закричать, что он московского духа, толпа расправлялась с ним, как и с русским». На Пасху резня повторилась в Вильно. Вскоре оба города были заняты армией Костюшко.
Впрочем, когда Суворов в октябре подходил к Варшаве, сам Костюшко был уже захвачен в плен (его взяли раненым в бою) и отправлен в Петербург...
К пленным участникам восстания Суворов проявил не только уважение, но и милосердие. Шесть тысяч польских ополченцев были сразу отпущены по домам. Вскоре король Станислав Август Понятовский обратился к Суворову с личной просьбой — освободить одного из захваченных в плен офицеров. Тут же еще 500 польских офицеров получили свободу. Когда после покорения Праги (предместье Варшавы — Прим. ред.) Суворов вступал в Варшаву, его встречали с полным почетом, хлебом-солью... [см. здесь]

Руководитель польских повстанцев-убийц Тадеуш Костюшко (как ни странно!) был освобождён царём, но под условием не посещать Польшу. Гетман уехал в США, но потом слово своё нарушил и прибежал к Наполеону, воевать с Россией. Бонапарт, впрочем, считал его «дураком, который переоценивает своё влияние в Жечи Посполитой». Это мнение, наверное, дошло до Костюшко, и в 1814 году он уже переметнулся к дружбе с Александром I, к победителю. Но и тот его разочаровал... Бегая как проститутка от одного патрона к другому, Костюшко умер от инсульта в 1817 году.

И вот, через три поколения, опять резня сонных русских солдат, и опять в Польше...

2
Но что потом вытворяли в Польше эмиссары Александра II — то, как говорится, ни пером описать, ни... То есть чиновники Питера откровенно глумились над польскими помещиками, одним махом пера отбирая у них земли и бросая её куски в толпу крестьян по принципу «кто первый схватит». В итоге, они получили ненависть к Российской империи не только от польской элиты, но и от польских крестьян, от тех, кто оказался обижен разделом земли.

Но и поляков переклинило: они уже не в первый раз умудрились перепутать понятия «патриотизм» и «махровый национализм», занявшись резнёй представителей власти. Что тут же отпугнуло русское общество, до того всецело поддерживающее устремления поляков к обретению собственной государственности.

Тут ещё надо понимать, что Литовским краем (как пишет Кропоткин) называли по-старинке современную Белоруссию, то есть территорию некогда могучего ВКЛ, входившего с 1568 года в федерацию «Жечь Посполита» с Польшей и её Львовским и Киевским палатинатами вплоть до 1795 года. Таким образом, при фактическом отсутствии границ между Польшей и бывшим ВКЛ репрессиям подверглись не только поляки, но и западные славяне, которых мы теперь называем белорусами. В чём легко убедиться, просмотрев вместе с носителем белорусского языка фамилии репрессированных людей. Таким образом, среди почти 19 тысяч повстанцев, сосланных в Сибирь порой вместе с семьями, сколько было именно этнических поляков — понять совершенно невозможно.

Кроме того, Кропоткин пишет, что фамилия Пржевальский по-польски звучит как Пшевальский, — что почти правильно (Пшевальски). Из чего следует, что автор «Записок» понятия не имеет, что по-белорусски эта фамилия уже в XIX могла записываться, как и сейчас — Пржавальскі. То есть князь Кропоткин был наслышан о правилах польской грамматики, но о западнославянском диалекте русского языка понятие имел мало какое. Не зная таких особенностей, он (и не он один) свалил в одну этническую статистику людей из разных этносистем.



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,111