▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Взаимоотношения: Многое ко Многому → Славяне и российские этносы (XVIII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.4. Взаимоотношения: Многое ко Многому. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Манифест, Инструкция, Екатерина, Силин, Перри, Юль

Статья № 1
Торчинский манифест (Status Plebei), 1768

(люди — шляхта; Торчин, Волынь)

В оригинале названия у документа нет. Это — последняя капля терпения людей. Извлечения

Мы отбываем многообразные полевые барщины, земляные работы, подводную повинность, несем денежные оброки и дани скотом, медом — все это для вас; для нас же в награду — дыба, колодки, цепи, батоги, розги и другие орудия пытки; наш кровавый пот для вас panis bene merentium («Доходные должности» — Прим. ред.)...

В частновладельческих же имениях нас угнетают жесточайшим образом, здесь крестьян не только мучают, обкрадывают, дарят, продают, сдают в аренду евреям (Торгово-ростовщическая верхушка еврейских общин — Прим. ред.), но и доводят до полнейшего разорения...

Посмотрим на голландскую и швейцарскую республики. Там правим мы сами без князей, королей и сената, там для общего совета собираются граждане от уездов, городов и деревень. В республиках Венеции, Лукке и Сан-Марино хотя и существует дворянство, занимающее первенствующее положение, но оно не имеет власти над жизнью и имуществом граждан. Так относитесь же должным образом к большинству своих сограждан и облегчите их положение...

Духовенство, получая с нас доходы, дерёт за требы так, как если б мы только на него работали, не считаясь с тем, что мы должны кормить войска, отдавать всё панам, забывая о самих себе. Евреи посылают к нам в дома судебных исполнителей и забирают последнее имущество...

Наша смелость и отчаяние вам известны. Мы не будем требовать разносолов, мы привыкли спать на земле, нам знаком солнечный зной. Нашим оружием будет летом коса, а зимой топор, да и другое оружие мы найдем в ваших усадьбах, проникнуть в которые мы легко сумеем, ибо сами их охраняем, и нас для этого в деревнях достаточное число. Нам не нужно седел и мундиров, мы и так легко узнаем друг друга, ибо нашим кличем является «Горе!», одеждой — нищета, напитком — слёзы, а жизнь наша проходит в грязи и неизменных бедствиях...

Всё это написано не в шутку и не для развлечения вашего. Выбирайте сами, смягчите свое отношение к нам, как мы этого требуем; если же мы этого не добьёмся, то у нас есть средства постоять за себя...

Вспомните, кто кормил ваших отцов, — не кто иной, как общинники, которых вы именуете холопами. Откуда всё, что вы имеете, как не от них, в ком надежда на богатство ваших детей, как не в нас и в наших сыновьях, которых вы, живя в разврате, часто понуждаете жениться на ваших наложницах. Подумайте о стране, которую вы можете разорить, подумайте о своей фамильной чести, которой вы так чванитесь...

Мы не посылаем к вам полномочных послов, ибо им трудно было бы описать наш тягчайший гнёт, да ещё перед вами — нацией, ошалевшей от беспредельной гордыни, которая за противное слово обрекла бы на смерть тех, кто просит лишь о том, чтобы сделать несколько более сносной свою жизнь. Поэтому мы рассылаем наш акт без подписи на польском и греческом языках (В смысле на православном, то есть русском. — Прим. ред. ) и призываем к тому же граждан Польского королевства и Литовского великого княжества и принадлежащих им провинций: сноситесь с нами, объединяйтесь и стойте заодно, а когда придет время, сходитесь на места, которые будут назначены секретным советом, под наши знамена...

Настало время подняться нам из рабского состояния, которого не терпят наши собратья в наследственных монархиях и даже оттоманских владениях. А если какая-либо деревня или поселение уклонятся от этих действий, то они первые познают нашу суровость, подобно тому как и милость ощущают скорее всего ближние. Будьте же милосердны к нам, ибо если мы не почувствуем облегчения, то вам придется ощутить, на что способны мы, угнетённые, — в чём подписывается крестьянство Короны, объединившееся за веру и свободу.

Источник: [17.20]
Комментарии

Статья № 2
Инструкция по ловле ханжей в Архангельске, 1740

(богатые — бедные-по-духу)

Являющихся в городе Архангельске ханжей1, которые иногда живут не в домех, но в шалашах, являя себя простому народу святыми и седящих по рынкам, вымышленных раскащиков и поющих некия басни для прелщения простого народа, да бы тем обманом себе тунеяцкой хлеб получить, також скитающихся по миру, как мужеска так и женска полу малолетных и престарелых всех, не обходя никого, ловить тебе и приводить в губернскую канцелярию в самой скорости без всякого послабления и упущения...

Понеже в губернской канцелярии не безыизвестно, что таковых, и шатающихся по миру, нигде инде более того, как во время божественного пения в церкви, наипаче в воскресные и торжественные дни, не находитца для прошения милостыни, что и по указам в то время весма допускать запрещено, того ради в такие дни, после совершения божественного пения, означенных людей, выходящих ис церкви или вне церкви стоящих, потомуж брать и приводить в губернскую канцелярию немедленно, дабы чрез такой способ оных тунеядцев и обманщиков вовсе искоренить.


1 Ханжа — нищий (стар.), здесь можно сказать «хиппи XVIII века» — Прим. ред.

Источник: [18.26]

Статья № 3
Екатерина II и мусульмане России

(смотрящие-во-власти — мусульмане)

1788 г. сентября 22. — Указ Екатерины II Симбирскому и Уфимскому генерал-губернатору барону Игельстрому об учреждении в Уфе Духовного собрания магометанского закона

Приняв за благо предоставление ваше, чтоб Мулл и прочие духовные чины Магометанскаго закона между народами оный в Империи Нашей исповедующими, определялись не инако, как по учинским им надлежащего испытания и с утверждением Наместнического Правления, повелеваем вам произвесть сие в действо, и в следствие того учредить в Уфе духовное собрание Магометанскаго закона, которое имея в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, в разных губерниях пребывающих, исключая Таврической области, где особое есть Духовное Управление, в случае надобности определить их куда-либо вновь, сии люди были испытываемы, и не инако определяемы, как когда признаны будут достойными; со стороны же наших Генерал-Губернаторов, правящих ту должность, в отсутствии же их Губернаторов, наблюдать, дабы к исправлению духовных должностей Магометанского закона употребляемы были люди в верности надежные и доброго поведения.

В духовном собрании помянутом председательствовать первому Ахуну Мухамет Джан Гусейну, коего Мы Всемилостевейше жалуем Муфтием, с произвождением ему жалованья по 1 500 рублей в год, и с ним заседать 2 или 3 Муллам из Казанских татар, в верности к Нам и в добропорядочном поведении их испытанным, с жалованьем по 120 рублей на год; о чем предоставляем вам снестися с Генерал-Губернаторами и правящими ту должность тех Губерний, в коих народы Магометанской веры обитают.

Источник: [18.90]

Статья № 4
Е. П. Силин

(смотрящие всех сортов — люди)

«Кремлёвский распределитель» дефицита XVIII века

С начала организации караванной торговли русские казённые караваны и частные купцы привозили из Пекина и Урги большое количество шёлковых тканей, которые составляли около 90 процентов от всех ввозимых китайских товаров...

Последние (Придворные аристократы — Прим. ред.) имели полную возможность получать не только шёлковые ткани, но и все привозимые китайские товары. По свидетельству Иоганна Фоккеродта, товары, доставляемые казенными караванами из Пекина, направлялись в Москву, где сосредоточивались в одном из магазинов. С поступлением каждой партии товаров туда являлись придворные, которые выбирали для себя все лучшее, а остальное оставалось «для народной продажи».

Источник: [20.45]

Статья № 5
Джон Перри, 1716

(«колонизаторы» — "аборигены)

Русские, живущие в Сибири, равно как и туземцы, поддерживают дружественные сношения, с Монголами (Mungul), Братскими (The Bratskoi), Тунгузами (Tungoese), Богдоями (Bogdoi) и Узбекскими Татарами (Yousbeck Tartars), обитающими к югу от Сибири до пределов Китая...

 Россия, 1704. 1720. Карта Николаса Вишера // Сайт Петра Власенко, http://ua.vlasenko.net/
Россия, 1706. 1720. Карта Николаса Вишера // Сайт Петра Власенко, http://ua.vlasenko.net/

Вследствие договора, Калмыки получают от Царя для содержания небольшую ежегодную помощь, которая выдаётся им в Астрахани рожью, одеждою и проч. За это они обязаны, по первому приказанию, помогать Царю в его войнах, не только против Турок и Татар, но и против других врагов его; хотя народ этот не дисциплинированный, но он сильный и воинственный и происходит, как предполагают, от тех Скифов, которые так прославились войною против Персов. Они ещё недавно оказали Царю большие услуги в войне со Шведами...


Изображения в более высоком разрешении можно выбрать в разделе Рефераты.

колонизаторы и аборигеныпокорение Сибирипродовольственное снабжение калмыковвоинская повинность

Источник: [18.143]

Статья № 6
Юст Юль, 1710

(Победители — Пленные)

Так как в начале настоящей войны, когда шведам случалось брать в плен русских, отнимать у них знамена, штандарты, литавры и пр. или одерживать над ними верх в какой-нибудь маленькой стычке, они всякий раз спешили торжественно нести трофеи и (вести) пленных в Стокгольм, то этим шведы подали его царскому величеству повод действовать так же и относительно их самих. До моего приезда в Россию царь уже (праздновал таким образом) взятие Нарвы, Шлиссельбурга и Дерпта. На (нынешний) же день был назначен выезд по случаю дальнейших побед, дарованных ему Богом, и таким (образом) год начался для меня отрадным зрелищем: я видел, как в Москву вели в триумфе тех шведских генералов и офицеров, (несли те) знамена и штандарты, большая часть которых в 1700 г. была в Зеландии при Хумлебеке102. Ибо все изменилось103 с 8 июля 1709 г., (с того дня), как под Полтавою его величество царь разбил наголову всю армию короля шведского, (при чем) сам король, раненый, едва спасся от плена и бежал в Турцию.

Март
1-го. Описывая под вчерашним числом (свадебный) пир, (я) забыл рассказать о двух обстоятельствах, которые, по-моему, следует отметить.
Среди пира царь послал за фельдмаршалом Рейншильдом*. Когда тот, явившись, стал очень чваниться подобною царскою к нему милостью и я вступил с ним по этому поводу в разговор, царь подошел к нему, будто сейчас только вздумал с ним поговорить, прикинулся весьма любезным (и) как бы в полудремоте спросил его, по какой причине он и (прочие) шведы спустя три дня после битвы под Фрауштатом хладнокровно умертвили 600 русских пленных, когда они уже были посажены в тюрьму. В свое оправдание Рейншильд отвечал, что тотчас после битвы он должен был по приказанию своего государя и короля отправиться за 12 миль от (Фрауштата) и лишь по возвращении узнал об этих убийствах, которых(де) отнюдь не оправдывает.


* Главнокомандующий шведскими войсками под Полтавой. — Прим. ред.

обращение шведов с пленнымиубийство русских пленных

Источник: [18.147]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,084