▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Взаимоотношения: Многое ко Многому → Иные этнические системы (XVII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.4. Взаимоотношения: Многое ко Многому. Иные этнические системы (XVII век)

Витсен, Бакиханов, Донесения, Список, Стрюйс

Статья № 1
Николаас Витсен, 1664

(голландские колонисты — туземцы-балты)

Рига

Наши земляки в этот же день пришли приветствовать посла, среди них был крестьянин из-Де Рейп, который живёт и торгует здесь уже 30 лет. У него усадьба размером в 5 миль, в которой 100 крестьян, его рабы, обрабатывают землю и ежегодно приносят ему свою дань.

Если их («Туземцев» — Прим. ред.) не держать в такой бедности и подчинении, они выйдут [из повиновения]. Господа имеют право распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, что в Курляндии ещё часто практикуется; но все же их права более ограничены, чем это было в Древнем Риме... Здесь жесткие порядки: впрягают людей рядом с животными в телегу с навозом...

Эти замки обслуживаются окрестными крестьянами, которые там по очереди отрабатывают барскую службу: укладывают сено в стога, прядут и выполняют любую работу, какую им приказывают. Над ними надзиратель, который часто и весьма ощутимо напоминает им об их долге. Говорят, что здесь ещ` действует древнее право хозяина на первую ночь невесты...

Простые люди в Эстонии, как и в Лифляндии, все крепостные, но их здесь содержат (sic! содержат обычно скот — Прим. ред.) лучше, почему эта страна и больше заселена...

Крестьяне живут бедственно: пашут для господина, а о своей жизни говорят:

Я лифляндский мужик,
Жизнь моя отравлена,
Полезу я на березу,
Вырублю из нее седло и повод,
Свяжу обувь лыком,
Наполню своему юнкеру шкаф,
Отдам пастору долг
И ничего не знаю про Бога и его слово,

из чего вкратце можно судить и об их жизни.

Источник: [17.39]

Статья № 2
Аббас-Кули-ага Бакиханов (Кудси), †1846

(люди — захватчики)

Турки, сосредоточив все свои силы в Шемахе, не могли оставить больших гарнизонов в других крепостях. В Баку, Дербенде в турецких гарнизонах было всего по 200–300 человек.

Бакинцы в минуту стеснённых для турок обстоятельств стали открыто показывать своё недовольство. Правитель Баку, желая подавить волнение в самом начале (В январе 1607 г. — Прим. ред.), нескольких из них наказал смертью. Но эта мера ожесточила жителей до крайности: они восстали, убили правителя, вырезали гарнизон и головы их вместе с пленными и ключами от крепости отправили шаху, который в награду отдал им всё имущество турок.

Дербенд последовал их примеру. Жители его возмутились и запросили (В конце 1606 г. — Прим. ред.) помощи у Рустам-хана, сына Хан-Мухаммада, уцмия Кайтакского. Турки заперлись в цитадели. Но когда от шаха пришло подкрепление осаждающим, турецкий комендант Хызыр-Гасан, видя бесполезность сопротивления, сдался со своим гарнизоном числом от 60 до 70 человек и поступил на персидскую службу. Манучар-бек был назначен комендантом крепости.

Источник: [19.47]

Статья № 3
Донесения о Португалии, 1638

(люди — смотрящие иного государства; восстание в Эворе)

Вышеназванный Дюпон сказал, что в 18 или 20 лье от Лиссабона есть город Эвора в провинции Алентежу; горожане укрепили его, льют пушки и навезли туда продовольствия на два года. Народ взялся за оружие и начал восстание, и многие жители других городов стекаются в вышеназванный город, некоторые даже из Лиссабона.

На берегу бухты Сетубал есть два города, именуемые, по его словам, Эвора и Бадахос (Это одно и тоже — Прим. ред.). Эти города восстали, народ прогнал судейских чиновников, назначил на их место новых, сжег королевские налоговые списки и освободил заключенных.

Источник: [17.50]

Статья № 4
Статейный список посольства Избранта Идеса, 1692–1695

(Россия — Китай)

Требования и предложения царей Ивана и Петра Алексеевичей к китайскому хану

Декабря в 28 день Елизарей, выписав из наказу на перечень дела руским письмом 5 статей, да сверх наказу шестую статью, для того что о сей статье ему, Елизарью, был имянной великих государей приказ.

1.
Чтоб изменников отдать, которые живут на Нюмене реке, великих государей, их царского величества, люди онкоцкие и братские многие люди. И о тех изменниках был посылан дворянин Григорей Лоншаков и ему только отдано ис тех беглецов 3 человека мужеска полу, да женска полу 2 бабы з двумя робенки.
2.
Чтоб царского величества людей пленных увольнить и отпустить из Китайского государства в сторону царского величества.
3.
Чтоб хан указал серебра доброго высылать пут по тысяче и больши в царствующий великий град Москву с купчины своими и покупали б оне всякие рускир товары и неметские, которые будут им годны.
4.
С теми ж купчины своими чтоб указал каменье узорочные и иные какие товары, которые в руском государстве напредь сего из Китай в привозе не бывало, и пряных зелей и всяких кореней, что в Китайском государстве родится, к царскому величеству высылать.
5.
Чтоб хан указал в Российское царского величества государство своим хановым китайцом для торгу со всякими товары приезжать.
6.
Чтоб хан указал в Китайском государстве дать под церковь место, а на строение церковное от великих государей, от их царского величества, прислано будет казны…

Елизарью ж говорили: как впредь от великих государей будут послы или посланники и гонцы, и они б приходили в двухстах человеках, а которые будут от порубежных воевод посланы посланцы за делами, и они б приходили в пятидесяти человеках. И Елизарей говорил: как он будет в царствующем великом граде Москве, и он о том их царскому величеству ближним людем донесет.

Китайпосольствотребованияпредложениястандарт численноститорговляпленные

Источник: [17.132]

Статья № 5
Ян Стрюйс, 1668–1673

(власть — народ)

Ливония: на пути от Риги до Пскова
На этом неудобном пути встречалось многое, достойное сожаления.
Причиною крайней нищеты этих несчастных людей — их господа, которые обращаются с ними хуже, нежели Турки с своими рабами. Они оправдывают такую жестокость мнением, что с мужиками надобно обращаться, как с животными; иначе ничего от них не добьешься. Как бы то ни было, мне кажется, что следовало бы несколько отличать их от животных по многим причинам, о которых говорить здесь неуместно; но корыстолюбие и сила, управляющие всем, возбуждают другие чувства, которые трудно подавить.

курши и эстынищета прибалтов

Источник: [17.147]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,075