▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Взаимоотношения: Многое ко Многому → Славяне и российские этносы (XVI век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.4. Взаимоотношения: Многое ко Многому. Славяне и российские этносы (XVI век)

Флетчер, Ульфельд, Герберштейн, Гваньини, Густинская, Инвентари

Статья № 1
Джильс Флетчер, 1598–1599

(люди — монахи)

Также много у них и женских монастырей, из которых иные принимают только вдов и дочерей дворян, когда царь намеревается оставить их в безбрачном состоянии для пресечения рода, который он желает погасить. О жизни монахов и монахинь нечего рассказывать тем, коим известно лицемерие и испорченность нравов этого сословия. Сами русские (хотя, впрочем, преданные всякому суеверию) так дурно отзываются о них, что всякий скромный человек поневоле должен замолчать.

Источник: [16.4]

Статья № 2
Якоб Ульфельд, 1578

(русские — иностранцы)

Новгород

К нам всякий день приходили гудошники (скоморохи), разыгрывали комедии на свой лад, часто среди представления они обнажали зады и показывали всем срамные места тела, вставали на колени и поднимали зад кверху, отбросив всякий стыд и робость. То же самое иногда делали и женщины.

Однажды, находясь на площадке перед нашим домом вместе со своими многочисленными слугами, мы увидели в соседнем [доме] женщин (проституток), которые задирали вверх одежду и показывали нам в окне срамные [части тела], как передние, так и задние; высовывали из окна голые ноги — поочерёдно то левую, то правую, и зад, и другие [части тела], не смущаясь присутствием приставов.

Источник: [16.23]

Статья № 3
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

(люди — властители)

(люди одной веры — люди иной веры)

Московия

Осеняя себя крестным знамением, они делают это правой рукой как бы уколом прикасаясь сперва ко лбу, потом к груди, затем к правой и, наконец, к левой ее стороне, образуя таким образом крест. Если кто-нибудь водит рукой иначе, то они считают его не за единоверца, а за иностранца; я помню, как они обозвали этим именем меня и бранили за то, что я, не зная об этом обряде, водил рукой иначе.

Великое княжество Литовское

Народ жалок и угнетён тяжёлым рабством. Ибо любой, в сопровождении толпы слуг, располагающий властью, войдя в жилище крестьянина, может безнаказанно творить, что ему угодно, грабить и забирать необходимые в житейском обиходе вещи, съестное и все, что заблагорассудится и даже жестоко избивать крестьянина, если тот вдруг откажется отдавать.

Поэтому-то деревни располагаются вдалеке от дорог. Крестьянам без подарков преграждён путь к господам, какое бы они ни имели до них дело. А если их и допустят, то все равно отсылают к должностным лицам и начальникам. И если те не получат подношений, то не решат и не постановят ничего хорошего, т. е. к управляющему делами и более знатному, а точнее сказать (по-немецки) к Stathalter; и им тоже нужно дать.

Этот порядок существует не только для простонародья, но и для бедных дворян, если они хотят добиться чего-нибудь от вельмож. Я сам слышал, как один высший чиновник при молодом короле сказал следующее: «В Литве всякое слово — золото». Это значит: никого не выслушают и никому не помогут без денег.

Многим может показаться удивительным и даже невероятным, как бедняки ещё умудряются существовать; это при том, что в любой день могут нагрянуть татары или московиты и пленить его вместе с женой и детьми.

Источник: [16.27]

Статья № 4
Александр Гваньини, 1578

(властители, смотрящие — люди)

(отцы — дети)

Шесть дней в неделю поселяне работают на своих хозяев, лишь седьмой остается для личного труда, и работают они плохо, если их не секут как следует. От хозяев они получают определенный земельный надел и пастбища, благодаря которым могут существовать, и платят ежегодные подати. Труд ремесленников обычно оплачивается дешево. Когда же возрастает стоимость хлеба, ремесленники зарабатывают так мало, что труд целого дня (даже при самой старательной работе) не может окупить достаточного количества хлеба.

Свободные и рабы, которые служат своим хозяевам за деньги, не могут уйти от них, когда захотят: ведь если кто-нибудь уйдет без согласия хозяина, другой его не примет в услужение, если не будет рекомендации прежнего хозяина или друзей, ручающихся за его верность.

Отец также имеет право четырехкратной продажи сына, так что если сын продан один раз и каким-нибудь образом освобожден или отпущен, то отец может продать его снова и снова, по своему отцовскому праву. После четвертой продажи всякие права на сына он теряет.

Источник: [16.39]

Статья № 5
Густинская летопись, 1507

(авантюристы — люди)

Тем летом под Краковом объявились тринадцать неких авантюристов, объявивших себя апостолами, которые называли одного из своей компании Христом. Они ходили по сёлам, и обманывали доверчивых крестьян: из безводных озёр вылавливали рыбу... предварительно запустив эту рыбу в озёра, подговаривали кого-нибудь притвориться мёртвым, а потом его «воскрешали». Когда они гостили в Шлёнске у одной женщины, та отказала им в их просьбе. Тогда «апостолы» незаметно завернули тлеющую губку в полотенце, и, покидая её дом, пригрозили хозяйке карой божией. Женщина не глядя положила полотенце в сундук, и тот вскорости загорелся, а от него сгорел и весь дом. На вопрос мужа «Что случилось?» она ответила, что «Так меня покарал Христос за то, что я не дала ему то, что он просил». Муж тут же понял в чём дело, собрал мужиков, догнал «апостолов» и крепенько их побил, так, что они с тех пор прекратили свой занятие. В тот год в Кракове сожгли некоего еврея за то, что нашли у него письма, в которых оскорблялась вера христианская. В тот же год приходили Татары на Русскую землю.

Густинская летопись, 1507. Тем  летом под Краковом объявились тринадцать неких авантюристов, объявивших себя апостолами, которые называли одного из своей компании Христом. Они ходили по сёлам, и обманывали доверчивых крестьян: из безводных озёр вылавливали рыбу… предварительно запустив эту рыбу в озёра, подговаривали кого-нибудь притвориться мёртвым, а потом его «воскрешали».  Когда они гостили в Шлёнске у одной женщины,  та отказала им в их просьбе. Тогда  «апостолы»  незаметно завернули тлеющую губку в полотенце, и, покидая её дом, пригрозили хозяйке карой божией. Женщина не глядя положила полотенце в сундук, и тот вскорости загорелся, а от него сгорел и весь дом. На вопрос мужа «Что случилось?» она ответила, что «Так меня покарал Христос за то, что я не дала ему то, что он просил». Муж тут же понял в чём дело, собрал мужиков, догнал «апостолов» и крепенько их побил, так, что они с тех пор прекратили свой занятие. В тот год в Кракове сожгли некоего еврея за то, что нашли у него письма, в которых оскорблялась вера христианская.

Источник: [19.4]

Статья № 6
Инвентари имений XVI-го столетия ВКЛ

(русские — евреи)

Из введения И. Я. Спрогиса (член Археографической Комиссии Вильны)

Кому не известно, что в настоящее время (1888 г. — Прим. ред.) в городах и местечках западных губерний России половину населения, даже слишком, составляют евреи. Между тем, 300 лет тому назад, напр. в вышеприведенных нами городах: в Брянске и Сараже не было ни одного еврея, в Нарве — тоже, в Пещатке было всего 11 человек, в Кретынге не было ни одного, в Плотелях — тоже, в Кобрине по инвентарю 1597 г. перечня мещан нет, но по ревизии Кобринской экономии 1563 г., изданной Виленской Археографической Коммиссие в 1876 году, в этом городе насчитано евреев всего 34 человека.

Под № 93-м помещен касаюшийся королевских доходов достойный внимания отрывок из таможенной книги, веденной на русском языке, в которой записывалась пошлина, взимаемая с товаров, провозимых на витинах* реками Неманом и Вилиею (правый приток Немана — Прим. ред.) в город Королевец, (Кенигсберг, в Пруссии) и обратно. Из этого отрывка видно, что в данный промежуток времени (с 20 Апреля по 20-е Июня) почти вся торговля, производившаяся обозначенными водными путями, находилась в руках христиан. Ею были заняты 60 ковенских мещан, 12 виленских, 2 гродненских, 1 минских и 4 слуцких. Из евреев упомянуто только 13 гродненских обывателей и ни одного ковенскаго и виленскаго. Евреи почти исключительно занимались хлебною торговлею.


* Витина — ходовое плоскодонное судно (не барка) по Неману и Припяти: до 20 саж. длиною и до 4 шир., подымающая до 15 тысяч пуд. груза. — Прим. ред.

евреи в Россииевреи в ВКЛрост еврейства в России

Источник: [19.208]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,092