▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Взаимоотношения: Многое ко Многому → Иные этнические системы (XV век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.4. Взаимоотношения: Многое ко Многому. Иные этнические системы (XV век)

Ордонансы, Коммин

Статья № 1
Бристольские ремесленные цехи

(профессиональные сообщества — иностранцы; то есть проблема гастарбайтеров XV века)

Постановления гильдии ткачей, 1402

Также устанавливается, учреждается и заявляется Филиппом Мидом, мэром Бристоля, Уильямом Спеснером, шерифом и всем Коммунальным советом города, собравшимся в Гилдхолле Бристоля в последний день мая во 2-й год царствования короля Эдуарда IV после Завоевания.

Многие люди из гильдии и ремесла ткачей ежедневно допускают и нанимают на работу в названной гильдии чужеземцев, иностранцев (Ирландцы — Прим. ред.) и других, не родившихся королевскими подданными, а торговцы и другие для своей личной выгоды доставляют в город Бристоль из разных стран бунтовщиков, не родившихся королевскими подданными, которые продаются им, как это было у язычников.

Ввиду отсутствия наказания, это стало причиной того, что число таких чужеземцев и иностранцев очень увеличилось и они усилились в городе Бристоле, а королевские подданные, родившиеся в пределах этого города и других частях королевства, становятся бродягами и не нанимаются, и не могут иметь работу, чтобы жить. Поэтому впредь с этого дня ни один человек гильдии ткачей в пределах города Бристоля не будет сажать [за работу] или нанимать какого-либо такого чужеземца или иностранца, чтобы заниматься ремеслом гильдии ткачей или каким-нибудь другим, относящимся и принадлежащим к этому делу...

Ордонансы для изготовителей изделий из новых кож, 1443

Жалоба мэру, шерифу, бейлифам города и в Коммунальный совет Бристоля:

Показывают и смиренно жалуются ваши бедные сограждане — ремесленники (artificers) гильдии кожевников города Бристоля, что имеются мастера названного ремесла как англичане, так и другие, которые используют в работе людей из чужих стран, не родившихся под властью, и не желают допускать к своей работе хороших мастеров (gode a Craftseman), а только таких иностранцев и чужеземцев (Aleyans and estraunges). Это является причиной многих бродяг и праздных людей в данной гильдии и большого ущерба и беспокойства для указанных ремесленников, и немногие люди в названной гильдии из-за такого найма иностранцев смогут избежать погибели, если они не получат вашей милостивой помощи и защиты в этом вопросе...

Решение:

Во-первых, предписывается и устанавливается, что ни один мастер названного ремесла или гильдии, сейчас или в будущем, не должен принимать какого-либо человека, родившегося вне пределов власти и подданства нашего господина короля, чтобы быть нанятым и служить в данном ремесле, но должен отказать ему в случае, если он [мастер] может иметь других слуг из числа искусных ремесленников указанной гильдии, родившихся во владениях и подданстве нашего господина короля, чтобы служить и работать в этом ремесле или гильдии.

И не должны они [мастера] или кто-нибудь из них принимать подобным образом какого-нибудь ученика под угрозой штрафа, наложенного на имущество и пожитки тех или того, кто будет действовать в противоречии с этим ордонансом, и уплаченного в размере 6 ш. 8 п., а именно: одна половина должна быть передана по постановлению и приговору мэра Бристоля, который будет в то время, в пользу Общины, а другая — Мастеру и смотрителям названной гильдии на содержание светильников этой гильдии, без какого-либо смягчения когда бы то ни было.

Источник: [14.19]

Статья № 2
Филипп де Коммин, †1511

(люди одной нации — люди иной нации)

Направляясь на встречу с королем (Людовиком XI — Прим. ред.), граф Ледесма (Испанец — Прим. ред.) переплывал реку на лодке под парусами из золотой парчи, а на ногах у него были сапоги, усыпанные драгоценными камнями. Французы поговаривали, что камни и парчу он позаимствовал из церквей, но это неправда. Он был очень богат... Люди двух национальностей стали насмехаться друг над другом.
Король Кастилии был некрасив, и его одежда, необычная для французов, вызывала их смех.

Наш же король был одет столь плохо, что хуже и быть не может: на нём был короткий костюм невиданного фасона и шляпа со свинцовым образком на макушке. Кастильцы смеялись над ним, поговаривая, что это от скупости. В конце концов все разъехались с насмешками и издевками на устах, и два короля никогда после этого не проявляли друг к другу симпатии...

В заключение скажу ещё раз, что могущественным государям, как мне кажется, вообще не нужно видеться, если только они хотят оставаться друзьями. И вот по каким причинам.

Их слуги не могут удержаться, чтоб не помянуть прошлого, что всеми принимается в обиду; в свите одного люди обязательно окажутся лучше одетыми, чем в свите другого, что порождает насмешки, которые чрезвычайно раздражают; а если это люди разных национальностей, то недоразумения возникают из-за различий в языке и покрое одежды, ибо то, что нравится одним, другим не по душе. Из двух государей один окажется более представительным и видным собой, чем другой, и возгордится, слыша со всех сторон похвалы, а это не может не бросить тени на другого.

В первые дни после того, как они разъедутся, обо всём этом люди будут переговариваться потихоньку, на ушко, а затем начнут судачить, как обычно, и за обедом, и за ужином; разговоры же эти дойдут и до одного, и до другого государя, ибо в этом мире мало что можно сохранить в тайне, тем более то, о чём все болтают...

В их войске было два вида немцев. Было 1500 швейцарцев, пришедших еще вместе с королем и служивших ему до самой его смерти так верно, что и сказать невозможно. И были другие, которых мы называем ландскнехтами, что значит «земляки»; они были выходцами из разных областей — из верховьев Рейна, Швабии, Во, Савойи и Гельдерна. Они, естественно, ненавидели швейцарцев, а швейцарцы их. Их всего насчитывалось 700 или 800 человек, и присланы они были позднее, получив жалованье за два месяца, которое сразу же по прибытии проели; а больше им денег не платили...

Как только гентцы узнали о смерти герцога Карла, то сочли себя свободными и схватили всех представителей своего правосудия, а их было 26, и почти всех казнили; сделали они это под тем предлогом, что те обезглавили за день до того одного человека, которого, хоть он и заслуживал такой кары, не имели права казнить, поскольку их полномочия со смертью герцога, поставившего их на эти должности, прекращались. Они казнили также нескольких влиятельных и почтенных лиц в городе, которые были друзьями герцога и пользовались его милостью...

Источник: [16.37]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,086