▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Взаимоотношения: Один ко Многому → Славяне и российские этносы (XIX век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.3. Взаимоотношения: Один ко Многому. Славяне и российские этносы (XIX век)

Начала, Бичурин, Преображенский, Кропоткин

Статья № 1
Изложение начал мусульманского законоведения

(мусульманин — его родственники)

Всякий обязан содержать и пропитывать своих детей и родителей, деда и бабку; но всех таковых, кроме детей, только в том случае, если они совершенно бедного состояния и сами себя содержать не могут.

Источник: [19.14]

Статья № 2
Н. Я. Бичурин, †1853

(Китайский император — Российская империя. И не только Российская)

Причины провала первых дипломатических миссий в Китае

При сношениях европейских держав с китайским двором, открывшихся за 200 перед сим лет, встретились два обстоятельства, которые до сего времени полагают неотвратимое препятствие к политическому сближению Европы с Китаем. Эти препятствия заключаются не в обширности и безводности бесплодных степей Монголии, не в вечных туманах каменных, непроходимых гор китайского запада, а только в двух словах: дань и поздравительная речь, или адрес.

В дипломатическом языке китайского двора дань называется гун, поздравительная речь — биао. Чтобы во всей обширности постигнуть важность значения, которое сим словам дают китайцы, надобно войти к началу их происхождения...1

Все местные произведения, покупаемые в губерниях для двора, все редкие произведения искусства, в Новый год подносимые богдыхану от страноначальников, носят общее название гун. Лары, привозимые китайскому двору посланниками иностранных держав, не могут быть приняты иначе, как под названием гун, которое, как выше мы видели, означает личное от подданного или от вассала приношение своему правителю.
Биао в книжном языке значит наружность вещи; но сие слово, взятое в переносном смысле, означает излияние верноподданнических чувств перед государем по случаю важного какого-либо торжества. Это, собственно, есть поздравительная речь, или адрес, составляющий ныне существенную часть больших выходов при китайском дворе...

Итак, гун и биао в дипломатическом языке китайского двора суть два клейнода мечтательного первенства его перед дворами всех других держав в свете...

С другой стороны, должно сказать, что сии же два слова суть самые верные посредники к сближению с Китаем, стоит признать себя зависимым от него и положить в договоре постоянно представлять дань в известные годы. Сим средством искони пользуются разные мелкие владетели в Азии, и посланцы их частенько посещают столицу Китая; потому что за доставляемую дань получают равноценную награду и, сверх сего, пользуются безденежным проездом через китайские владения и беспошлинным ввозом своих и вывозом китайских товаров в количестве, ограниченном соответственно достоинству лиц.


1 Известно, что подарки Алексея Романова император Китая воспринял как дань, после чего Российские послы оскорбились и развернулись. Надолго. На 200 лет.

Источник: [19.19]

Статья № 3
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния

(Помещик — Дворня)

Комнатная прислуга большею частію содержится въ настольной за общимъ столомъ; пища для нея готовится изъ помѣщичьихъ запасовъ очередною или собственно для того назначенною кухаркою; одѣвается она холстомъ, сукномъ и обувается сапожнымъ товаромъ изъ помѣщичьихъ кладовыхъ.

Остальная же дворня, состоящая большею частію изъ семейныхъ, содержится мѣсячною выдачею провизіи; для сего выдается по 1 пуду 30 фунт ржаной муки, или 1 четвер. 2 ¼ гарнца ржи, на каждаго двороваго, отъ 14 лѣтъ мужескаго и 16 лѣтъ женскаго пола; отъ 30 до 35 фунт муки, начиная съ 10 лѣтъ до вышеозначеннаго возраста; отъ 15 до 20 фунт дѣтямъ, имѣющимъ отъ 3 до 10 лѣтъ, а моложе этого возраста по 1 гарнцу жита или гречи для каши; кромѣ сего, позволяется каждому семейству этой половины дворни держать корову, свинью, куръ, иногда и овцу, на которыхъ отпускается кормъ изъ помѣщичихъ сараевъ; также дается по нескольку грядъ въ огородѣ или въ саду для посадки картофеля и овощей, а у иныхъ помѣщиковъ по клочку земли въ полѣ. Первый разрядъ дворни называется застольными, а послѣдній месячниками.

На рубашки выдается около 30 аршинъ холста въ годъ. Вообще помѣщики чаще содержатъ всю свою дворню на мѣсячинѣ...

Источник: [19.146]

Статья № 4
П. А. Кропоткин, †1921

Предметы, обладающие даром речи (Instrumentum vocale)

Человеческие чувства не признавались, даже не подозревались в крепостных. Когда Тургенев писал «Му-му», а Григорович свои романы, в которых заставлял публику плакать над несчастьем крепостных, для многих читателей то было настоящим откровением. «Возможно ли это? Неужели крепостные любят совсем как мы?» — восклицали сентиментальные дамы, которые при чтении французских романов горько оплакивали злосчастия благородных героев и героинь.

Образование, которое давали иногда помещики своим крепостным, являлось для них новым источником несчастий. Отец мой раз выбрал в крестьянской избе одного способного мальчика и отдал его в фельдшерскую школу. Мальчик был прилежный и через несколько лет сделал значительные успехи. Когда он вернулся из ученья, отец купил все необходимое для хорошей аптеки, и её устроили очень удобно в одном из флигелей в Никольском. Летом Саша-доктор, как звали в доме молодого человека, усердно собирал и сушил различные це-лебные травы. В короткое время он стал очень любим в Никольском и во всей округе: больные крестьяне приходили из соседних деревень, и отец очень гордился успехом своей аптеки.

Но это продолжалось недолго. Раз зимой отец приехал в Никольское, прожил здесь несколько дней и уехал. В ту же ночь Саша-доктор застрелился — нечаянно, как говорили. Но причиной была любовная история. Он любил девушку, на которой не мог жениться, так как она была крепостной другого помещика...

Нигилизм

В это время развивалось сильное движение среди русской интеллигентной молодёжи. Крепостное право было отменено. Но за два с половиной века существования оно породило целый мир привычек и обычаев, созданных рабством. Тут было и презрение к человеческой личности, и деспотизм отцов, и лицемерное подчинение со стороны жён, дочерей и сыновей...

Даже лучшие люди того времени платили широкую дань этим нравам крепостного права. Против них закон был бессилен. Лишь сильное общественное движение, которое нанесло бы удар самому корню зла, могло преобразовать привычки и обычаи повседневной жизни. И в России это движение — борьба за индивидуальность — приняло гораздо более мощный характер и стало более беспощадно в своём отрицании, чем где бы то ни было. Тургенев в своей замечательной вести «Отцы и дети» назвал его нигилизмом104.

В Западной Европе нигилизм понимается совершенно неверно; в печати, например, постоянно смешивают его терроризмом и упорно называют нигилизмом то революционное движение, которое вспыхнуло в России в конце царствования Александра II и закончилось трагической его смертью. Все это основано на недоразумении, смешивать нигилизм с терроризмом все равно что смешивать философское движение, как, например, стоицизм или позитивизм, с политическим движением, например республиканским.

Терроризм был порождён особыми условиями политической борьбы в данный исторический момент. Он жил и умер. Он может вновь воскреснуть снова умереть. Нигилизм же наложил у нас свою печать на всю жизнь интеллигентного класса, а эта печать е скоро изгладится.

Нигилизм без его грубоватых крайностей, неизбежных, впрочем, в каждом молодом движении, придал нашей интеллигенции тот своеобразный оттенок, которого, к великому нашему сожалению, мы, русские, не находим в западноевропейской жизни. Тот же нигилизм в одном из своих многочисленных проявлений придаёт многим нашим писателям их искренний характер, их манеру «мыслить вслух», которые так поражают европейских читателей.

Прежде всего нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсолютная искренность. И во имя её нигилизм отказался сам — и требовал, чтобы то же сделали другие, — от суеверий, предрассудков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог оправдать. Нигилизм признавал только один авторитет — разум, он анализировал все общественные учреждения и обычаи и восстал против всякого рода софизма, как бы последний ни был замаскирован.

Он порвал, конечно, с суеверием отцов. По философским своим понятиям нигилист был позитивист, атеист, эволюционист в духе Спенсера или материалист. Он щадил, конечно, простую и искреннюю веру, являющуюся психологической необходимостью чувства, но зато беспощадно боролся с лицемерием в христианстве.

Вся жизнь цивилизованных людей полна условной лжи. Люди, ненавидящие друг друга, встречаясь на улице, изображают на своих лицах самые блаженные улыбки; нигилист же улыбался лишь тем, кого он рад был встретить. Все формы внешней вежливости, которые являются одним лицемерием, претили ему. Он усвоил себе несколько грубоватые манеры, как протест против внешней полированности отцов...

Нигилисту были противны бесконечные толки о красоте, об идеале, искусстве для искусства, эстетике и тому подобном, тогда как и всякий предмет искусства покупался на деньги, выколоченные у голодающих крестьян или у обираемых работников. Он знал, что так называемое поклонение прекрасному часто было лишь маской, прикрывавшей пошлый разврат. Нигилист тогда ещё отлил беспощадную критику искусства в одну формулу: «Пара сапог важнее всех ваших мадонн и всех утончённых разговоров про Шекспира».

Брак без любви и брачное сожитие без дружбы нигилист отрицал. Девушка, которую родители заставляли быть куклой в кукольном домике и выйти замуж по расчёту, предпочитала лучше оставить свои наряды и уйти из дома. Она надевала самое простое, чёрное шерстяное платье, остригала волосы и поступала на высшие курсы с целью добиться личной независимости. Женщина, видевшая, что брак перестал быть браком, что ни любовь, ни дружба не связывают её больше с мужем, порывала со всем и мужественно уходила с детьми, предпочитая одиночество и зачастую нищету вечной лжи и разладу с собою...


Конспект «Записок» Кропоткина см. >> здесь, 0.9 Mb

предметы с даром речинигилизм в Россиисудьбы образованных крестьян

Источник: [20.150]
Комментарии



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,118