Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений > Взаимоотношения: Один ко Многому > Славяне и российские этносы (XVIII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

Взаимоотношения: Один ко Многому. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Император, Наказ, Журнал , Бестужев-Рюмин, Монастырь

Статья № 1
Пётр I и титул Императора

(властитель — мир)

В 1721-м году октября в 11 день по упрощению всенародному царское величество изволил принять титул императорской и в церкви Живоначальной Троицы...

В 1714 году о сей северной монархии предложил князь Димитрей Кантемир за 7 лет прежде наименования России империею или монархией, и прежде наименования царскаго величества императором, которое предложение напечатано повелением его императорскаго величества. В предложении аравлене и равины сказывают: еже север всем вселенныя частем преодолеть имеет, паче же аравляня яко испытатели физических вещей паче прочих за несуменное содержат монархии: восточную, полуденную, западную и северную. Первую глаголют Восточную, вторую Греческую, третию Римскую, четвертую Северную, в которой всегда разные и великие процветали владычества.

Сию монархию насадит Бог единым от князей, всеми добродетельми и науками обогащенным, и большая дела ясно покажутся, неже в тех трех прешедших монархиях!

Сию Северную монархию (в последнем Кола в пункте полунощном версе быти утверждают) полярную и привлекающую монархию нарицают (Под Севером никаких государств и народов, кроме державы Российския, не обретается).

Иоанн Латоциний, славный физик и математик, в 1595 году в книге о пременах государств и империев за 126 лет до принятия императорскаго титула Петром Великим и наименования царства Российскаго империею написал:

Известно есть, что зело храбрый принц придет от норда во Европе и в 1700 году начнет войну и по воле Божией глубоким своим умом и поспешностию и ведением получит места, лежащий на зюйд и вест, под власть свою и напоследок наречется император.

В явлении святаго и равноапостольнаго царя Константина и святаго папы Силвестра патриарха Царяграда (В истории о белом клобуке, которая несколко сот лет обретается в России) патриарху Филофею: «Веси, Филофею, яко вся святая предана будет от Бога велицей Рустей земли, и царя Рускаго возвеличит Господь над многими языцы, и под властию их многие цари будут, и страна та наречется Светлая Россия, Богу тако изволившу прославить Рускую землю и исполнить православие, величеством честнейшую сотворить паче первых. Повелением Божиим приидохом к тебе поведати сию тайну Божию, яже збудется во времена своя» (Папа Силвестр папствовал с 314, умер в 336 году; царь Константин царствовал с 306 по 337 год).

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [18.25]

Статья № 2
Наказ вотчинника крестьянам, 1709

(дьяк — его личные крестьяне)

Думный дьяк А.А. Виниус лучше всех знал как именно надо управлять хозяйством в своём Московском уезде, в стане Горетовом:

Май
...А поздаются те севы от крестьянской лености: спят и завтракают долго, а на работу ходят мало пред полуднем, оттого в те дни, когда на меня работают, их работа останавляется на долгие дни. А ранней сев ретко когда б не удался. И их, крестьян, наряжать на мою работу ходить рано, всегда на другом часу, и с работы сходить тогда за час или во два часа. А на себя работать им в неделе два дни: пяток и суботу. А в воскресной день им для святости никакой им работы не работать.

И заставить их, крестьян, чтоб ходили в церковь и богу молились и дома отдыхали. А в понедельники опять на мюю работу рано быть готовым. А ранняя работа зело впредь поступает, паче ж когда наступят дни ненасные. А которые крестьяне сей мой указ и ваш наряд преслушают, и тех смирять сперва батагами, а после вдругие плетьми.

Июнь
А крестьяна мои всех деревень чтоб без указу моего никому своих покосов на пашенной земли в наймы никому не о[т]давали, а владели б всяк своим же по своим тяглам, а в мои бы не вступались.

Июль
А буде без меня где крестьяна моею пашнею завладели и по себе разделили, и у них ту землю опять отнять и велеть им пахать, где преж сего при мне по 704 год пахали, потому что ныне крестьян всех во всех деревнях больши 20 дворов, и тритцать им десятин вспахать мочно...

Август
Когда жниво мое совершится, тогда, смотря по роду, заемной хлеб по указам с крестьян с первых овинов яровой и аражаной собирать и отнудь не запуск[ать]. Также заемные сено и деньги выбирать же, а на ослушников писать.

Сего ж месяца после жнитва возов пять или шесть глины доброй, ис которой черепицу делали, на двор мой привести и в погриб зимней в углу сметать. Когда от печей дым, розмяв гораздо, замазывать снутри и снаружи.

Ноябрь
Сего месяца скотинные покои, где не докрыто или худо, вновь накрыть, и щели боковые плотно затыкать и убить, чтоб ветр и стужа не проходила...

Того накрепко беречь, чтоб по дворам бань отнудь у крестьян не было, а были бы под горо[й], от дворов дале. И впредь бань никому без указу не ставить.

Декабрь

...Ныне в долгие ночи при лучине заставить крестьян работать, что хто умеет. Фофанову скренички и пестерики на домашнюю потребу. И роздать на пряжу куделю, шерсть, лен в вес и в вес опять примать.

Сего месяца у крестьян которой долговой хлеб недобран, донимать и выбирать без остатку, никому ни для какой помялки не наровить.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансы

Источник: [18.51]

Статья № 3
Журнал Дежурных генерал-адъютантов

(Императрица — Люди)

1745-й. Iюня 8.
Приказъ Суздальскаго пѣхотнаго полка, капитану Журавлеву.
Ея императорское величество соизволила изустно указать, дабы въ нижнемъ саду на двухъ мостахъ, что къ Марлю, поставить изъ команды вашей караулъ, которому приказать, чтобъ черезъ тѣ мосты челобитчиковъ и другихъ подлыхъ людей отнюдь не пропускать…

1752-ой. Апрѣля 29.
Ея императорское величество повелѣть соизволила, чтобъ у Армитажа въ Мойкѣ всегда была веревка. Чего ради сего-жъ числа отъ флота лейтенанту Щѳрбачеву приказано, чтобъ въ показанномъ мѣстѣ веревку поставить и съ надлежащимъ числомъ на ней людей, которымъ приказать, чтобъ они были при той веревкѣ неотлучно; при томъ смотрѣть, чтобъ чрезъ каналъ въ садъ никого никто не перевозилъ. А буде-жъ они кого увидать, то какъ тѣхъ перевозчиковь, такъ и того, кого они перевозить будутъ, велѣть брать подъ карауль — приводить къ дежурнону ея императорскаго величества генералъ-адъютанту.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансыдочь Петрабеззаботное правлениеоградиться от людейнет проблем

Источник: [19.176]
Комментарии

Статья № 4
Письмо канцлера А. П. Бестужева-Рюмина сыну Андрею, 1765

Письмо канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина сыну Андрею, 1759 г.*

Позициии завещания сыну-мажорику

2-е. К тому в прибавок даю тебе в совершенное и собственное владение и ползование все мои родовые пошехонские вотчины, в которых по последней ревизии девятьсот четырнатцать душ. Да ис пожалованных мне за мои службы подмосковное село Обрасцово з деревнями, в которых сто восемдесят две души. Итого тысяча девяносто шесть душ, ис которых по поположенному мне окладу, то есть по три рубли на душу бездоимочно, оброку три тысячи двести восемьдесят восемь, да особливо с села Обрасцова за мелницы и рыбные ловли — двести десят {рублев}, итого всего три тысячи четыреста девяносто восемь рублев в год получается.

4-е. Для услуг твоих, оставляю тебе до времени нынешняго твоего камердинера калмыка. А сверх того даю тебе шесть лакеев в ливрее и два истопника. Да для мытья белья, буде надобно, три женщины.

5-е. Для управления твоего дома и для приказных, а особливо деревенских дел, уступаю тебе прикащика Таласанова со всею ево семьею.

7-е. Для кухни твоей даю тебе двух исправных поваров с однем учеником с семьею ж их.


* Полный текст письма А.П. Бестужева-Рюмина своему сыну-мажорику см. здесь, 1.5 Mb. — Прим. ред.

О, похоже, первом на Руси грантоеде НКО стран Внеморальной Оси, изобретательном взяточнике А. П. Бестужеве-Рюмине см. ст. 6 80.2.18.s и комментарий к ней

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансыотцы и детитрагедия канцлерамальчик-мажорик XVIIIрабы на Русилюди-вещи

Источник: [21.124]
Комментарии

Статья № 5
Летописи Волоколамского Иосифова монастыря, 1746–1852

Один против Системы!

Крестьянин села Балашкова Маторин оказал сопротивление монастырю за наглое будто бы распоряжение в его доме монастырских служителей: причем, якобы, в безпамятстве от испуга поколол ножем трех человек до смерти, а двух ранил.

О своем поступке Маторин заявил в Тверской губернской канцелярии, и хотя монастырския власти извещали суд, что Маторин оказал сопротивление при взятии его, вместе с другими, на монастырскую работу на одну неделю, в замен ближайших к монастырю крестьян ежечасно отбывавших монастырския работы, но Маторин после пытки трехкратнаго жжения огнем утверждал, что он был бран служителями в рекруты.

Дело кончилось определением Синода о переведении Маторина в другую Иосифовскую вотчину, но Маторин с некоторыми согласниками бежал.

историяинтересные фактыклассы обществаиерархия личностейстратытаксонывзаимоотношения людейчеловек и обществовзаимоотношения классовреволюциивосстаниярасслоение обществакультурачиныдолжностизванияидеологияполитиказнаменитостипсихологияаватары людейобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравственностьэкономикафинансыЛетопись монастыряодин против Системыотказ горбатиться на монастырьпротивостояние мракобесию

Источник: [19.213]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,198