▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Кто есть для чего в государстве, или Чиностояния → Иные этнические системы (...VIII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.1. Кто есть для чего в государстве, или Чиностояния. Иные этнические системы (...VIII век)

Платон, Масуди

Статья № 1
Платон, †348 до н. э.

О происхождении торговцев и купцов (в форме беседы)

—  ...Но разместить такое государство в местности, где не понадобится ввоза, почти что невозможно.
— Невозможно.

— Значит, вдобавок понадобятся ещё и люди для доставки того, что требуется, из другой страны.
— Понадобятся.

— Но такой посредник уедет порожняком, если он приехал порожняком, то есть не привез сюда ничего из того, что требовалось, оттуда. Не правда ли?
— По-моему, да.

— Здесь нужно будет производить не только то, что достаточно для самих себя, но и всё то, что требуется там, сколько бы этого ни требовалось.
— Да, это необходимо.

— Нашей общине понадобится побольше земледельцев и разных ремесленников.
— Да, побольше.

— И посредников для всякого рода ввоза и вывоза. А ведь это  — купцы. Разве нет?
— Да.

— Значит, нам потребуются и купцы.
— Конечно.

— А если это будет морская торговля, то вдобавок потребуется еще и немало людей, знающих морское дело.
— Да, немало.

— Так что же? Внутри самого государства как будут они передавать друг другу всё то, что каждый производит? Ведь ради того мы и основали государство, чтобы люди вступили в общение.
— Очевидно, они будут продавать и покупать.

— Из этого у нас возникнет и рынок, и монета  — знак обмена.
— Конечно...

— Если земледелец или кто другой из ремесленников, доставив на рынок то, что он производит, придет не в одно и то же время с теми, кому нужно произвести с ним обмен, неужели же он, сидя на рынке, будет терять время, нужное ему для работы?
— Вовсе нет, найдутся ведь люди, которые, видя это, предложат ему свои услуги. В благоустроенных городах это, пожалуй, самые слабые телом и непригодные ни к какой другой работе. Они там, на рынке, только того и дожидаются, чтобы за деньги приобрести что-нибудь у тех, кому нужно сбыть своё, и опять-таки обменять это на деньги с теми, кому нужно что-то купить.

— Из-за этой потребности появляются у нас в городе мелкие торговцы. Разве не назовем мы так посредников по купле и продаже, которые засели на рынке? А тех, кто странствует, по городам, мы назовем купцами...

«Волки» и «овцы»

...тех, что ходят пешком, он одним не дал жала, зато других наделил ужаснейшим. Те, у кого жала нет, весь свой век  — бедняки, а из наделённых жалом выходят те, кого кличут преступниками.

Источник: [8.4]
Комментарии

Статья № 2
ал Масуди, †956

Ардшир1, сын Бaбака, первый разделил придворных на несколько степеней, и это деление соблюдалось последующими царями, а также халифами; он считал это административным мероприятием, поддерживающим основы власти.

Его придворные были разделены на три группы. К первой группе принадлежали рыцари и царевичи; сидели они по правую руку, на расстоянии 10 локтей от него, и это был интимный кружок сотрапезников и собеседников царя, среди них знатные и учёные люди.

Вторая группа сидела да расстоянии 10 локтей от первой, и к ней принадлежали главные марзубaны и правители областей, пребывавшие при дворе Ардашира, и испехбеды, которым в его правление поручалось управление областями.

К третьей группе, сидевшей на расстоянии 10 локтей от второй, принадлежали шутники, любители легкомысленных разговоров и весельчаки; но и в эту группу не включались люди низкого и презренного происхождения, люди с физическими недостатками и уродствами, горбатые, не включались и сыновья и дочери людей, занимающихся презренными профессиями, как-то: ткачей, кровопускателей (Хирургов — Прим. ред.) и других, хотя бы они обладали знанием сокровенного и вообще были сведущи во всех науках.

Ардашир, бывало, говорил:

«Нет для царя, вождя или истинно сведущего человека ничего более вредного, чем общение с неумным человеком и общение с человеком низменного происхождения; подобно тому как душа извлекает пользу из общения с благородным, воспитанным и родовитым человеком, точно так же она развращается от общения с человеком подлого происхождения, которое оказывает на неё глубокое влияние и низводит ею с высот ею совершенства и отвращает ею от ею добрых нравов. Точно так же и ветер, пронёсшись мимо чего-либо благоухающего, несёт с собой благоухание, которым оживляет души и укрепляет [выполняющие их волю] члены, а когда ветер пронесётся мимо зловония, он несёт его с собой и причиняет боль душе и приносит глубокий вред тому, что с ней связано; порча быстрее овладевает душой, чем добродетельность, ибо разрушать легче, чем строить. Человек мудрый от общения с невеждой и низменным человеком в течение месяца ощущает в разуме своём ущерб на целый век»...

Затем Ардашир установил степени государственных должностей и установил он их семь, в их числе везиры (в Иране — бузурефрамадар), а затем мубедар (мубедан-мубед), который должен был заботиться о делах веры, а также исполнял функции верховного судьи; он был главой хербедов, которые исполняли во всем государстве функции служителей культа и судей и выносили судебные решения.

Затем Ардашир установил должности испехбедов, числом четыре: один испехбед для Хорасана, второй для западных областей, третий для южных и четвёртый для северных областей. Эти четыре лица были верховными правителями государства; каждому из них было поручено управление одной из частей государства, а именно, каждый из них стоял во главе одной четверти его; под началом каждого из этих четырёх [испехбедов] находился марзубaн, и эти марзубaны являлись их заместителями.

Таким образом, Ардашир установил эти четыре [высшие] степени государственных чиновников, в руки которых были переданы бразды правления государством и которые должны были давать советы в вершении и разрешении [государственных] дел.

А затем он установил степени певцов, всех музыкантов и занимающихся музыкой «как профессией».


1 Ардшир — Артаксеркс (Ардашир I Папакан), основатель династии Сасанидов (226–241 гг.), сын правителя города Истахр, распространивший свою власть на ряд областей, входивших ранее в состав Парфянского царства. — Прим. ред.

Источник: [10.11]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,118