▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений → Кто есть для чего в государстве, или Чиностояния → Иные этнические системы (XVIII век)

15. Иерархия личностей и групп. Примеры взаимоотношений

15.1. Кто есть для чего в государстве, или Чиностояния. Иные этнические системы (XVIII век)

Нейендаль

Статья № 1
Нейендаль, 1783

Записки о Риге до реформ Екатерины II

Жители Риги разделялись на граждан, неграждан и иноземцев. Кто желал быть принятым в рижское гражданство, тот должен был представить в кемерейный суд доказательства, что он происходит от честных и свободных родителей и изучал, согласно здешним предписаниям, или купеческое или ремесленное дело...

Городская община была разделена на три городския сословия:

К первому сословию принадлежал магистрат (совет) со своими членами, которые образуют городское начальство, разделенное на различные департаменты и нижние суды.
Второе сословие составляют купцы или граждане большой гильдии. В этой гильдии принимались братчиками светские или духовные ученые, занимавшие общественные должности.
Третье сословие составляли мастера цеховых ремесел или граждане молодой гильдии.

Права граждан Риги:

О первом сословии или магистрате

Городской магистрат со своими различными департаментами состоит из лиц или ученых или купеческого звания большой гильдии. Хотя членам рижского магистрата дипломом шведского короля Карла XI от 23 ноября 1660 г. представлены права личного дворянства, хотя прирожденные дворяне из древнейших родов часто находились в составе магистрата, тем не менее члены магистрата причисляют себя к гражданам (Бюргерам — Прим. ред.). Должность членов магистрата была пожизненною...

Жалованье на содержание личного состава всего магистрата шло из городских доходов. Многие коренные чиновники, в особенности достигшие штаб — офицерских чинов, находили, конечно, жалованье членам магистрата слишком высоким и осуждали это. Но жалованье высоко не было. Члены магистрата, которым приходилось жить одним жалованьем (ученые находились именно в этой категории), получали скудные доходы. Для них было невыгодно, что жалованье если не все, то по крайней мере частию не шло натурою, как бывало в XVI столетии. Цены на все предметы с начала XVIII столетия так повысились, а ценность денег так упала, что жить одним жалованьем было трудно.

О втором сословии или большой гильдии

Желавший приписаться к местному купечеству, если он в Риге родился или воспитывался в Риге с молодых лет, должен был представить свидетельство от здешнего купца, что он провел у него известное число лет в изучении торгового дела и все это время вел себя добропорядочно, верно и честно; кроме того он должен был представить доказательства, что обладает капиталом по меньшей мере в 500 рейхсталеров или имеет кредит на эту сумму. Все это требовалось на том важном основании, дабы в гражданство и купечество не проскальзали люди грубые, неопытные, несведущие, безнравственные и ненадежные и чтобы они своим незнанием, неловкостию или же нечестным ведением торга не имели возможности вредить кредиту и доброму имени рижского купечества...

О третьем сословии или малой гильдии

К этой гильдии причислялись все те цеховые ремесленные мастера, которые снискали себе право здешнего гражданства. Всякий желающий поступить в цех должен был представить судом засведетальствованные доказательства о своем рождении от свободных и беспорочных родителей, а также доказательства в том, что они свое ремесло изучили у цехового мастера, и гезелем верно и чесно исполняли все, что от гезеля требуется уставом цеха. Затем он должен был, в присутствии некоторых мастеров, выполнить пробную работу, указываемую шрагом.

Если цех найдет работу удовлетворительною, то гезель принимался в цех и был представлен амтовому (цеховому) суду, который и утверждал его в звании мастера с ограничением однакоже, что он, до получения прав гражданина, не имеет права вывешивать никакой вывески о своем ремесле.

Каждый цех избирал на два года своего эльтермана и двух его помощников; избранные, если они были беспорочными людьми — утверждались в своих должностях амтовым судом.

О негражданах (Beiwohner)

Хотя неграждане, как недоказавшие своих качеств и надлежащих знаний, и не входили в состав городской общины и в общем управлении не принимали никакого участия, но им было дозволено, какой бы нации и религии они ни были, владеть в городе и его округе землями и домами. Им дозволялось даже учреждать общества, называемые местными амтами. Подобные амты имели мастеров, гезелей и учеников. Работы их вообще не достигали того совершенства, как работы немецких ремесленников, но зато они работали дешево, а потому были необходимы для недостаточных людей.

С этими местными амтами не должно смешивать ненемецких или латышских амтов, занимавшихся частию обработкою, частию транспортировкою товаров и называвшихся рабочими, трепальщиками, соленосцами, вящиками и пр. Они принадлежали не к негражданам, а к служителям. Они же обязаны были, во время осады, служить рабочими в артиллерии. По старинному обычаю, в латышский амт мог быть принят только тот, кто многие годы безукоризненно служил у одного и того-де господина в должности кучера, рабочего и т. п.

Об иноземцах

Иноземцами назывались все те лица, которые селились в Риге из других городов России или из иностранных земель и не вписывались в здешнее гражданство или купечество. Они не принимали никакого участия в управлении города и, как не зачисленные в состав общины, не платили никаких городских податей и не несли никаких личных служб.

Иноземцы не могли вести местного торга или заниматься ремеслом. Они могли только продавать оптом и только местным гражданам. С купленными товарами иноземцы не могли спекулировать и не могли перепродавать их н иностранцам, ни гражданам.

Иноземцы, до тех пор пока не приобрели прав здешнего гражданства или не присягнули на подданство империи, не имели права учреждать здесь фабрик, заводов пр. Иноземцы не имели права владеть в Риге на праве собственности ни домами, ни землями, но если они вступали в здешнее гражданство или купечество, то и пользовались всеми правами и преимуществами здешнего гражданства. Подобное устройство имело в виду сохранение за Ригою значения не фактории, но торгового города. Ввезенные в Ригу товары должны были составлять собственность гражданина, а не служить предметом наживы для иностранцев или для пребывающих здесь иноземных коммисионеров.

Источник: [18.98]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,082