Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нрав, праздники > Торжества, праздники не церковные, игрища > Иные этнические системы (IX век) > Комментарии к статье №1

Комментарии к статье №1, Мусa ибн-Исa аль-Кисрави

14. Обычаи, нрав, праздники
14.6. Торжества, праздники не церковные, игрища. Иные этнические системы (IX век)

Редактор издательства (6.03.2021 06:44:46)

Относительно дат, дошедшие до нас сообщения Кисрави касаются лишь празднования Михраджaна, приходившегося в Михр-руз, — так назывался каждый шестнадцатый день — шестого месяца, Михр-мaха, и ничего не говорят о времени празднования Науруза. Это обстоятельство, впрочем, вполне понятно — самое название указывало место в календаре; Науруз должен был праздноваться в начале первого месяца Фарвардина. Лишь позднейшие компиляторы указывали на то, что этот день был первым днем нового года и что его имя по-персидски имело это значение.
Наконец, как Кисрави (IX), так и Бируни (X), одинаково сообщают о разделении дней месяца на шесть частей, по пяти дней в каждой, назначенных праздником для шести различных общественных групп и лиц. Бируни прибавляет к этому, что и Михр-мaх, месяц празднования Михраджaна, так же, как и Фарвардин, был разделен на шесть частей для празднования различных классов.

Бируни же дает нам сведения, которые не имеются в дошедшем до нас тексте Кисрави и которые, как увидим, содействуют пониманию текста, а именно — одновременно с разделением месяца на шесть частей, и каждый из первых шести дней имел определенное назначение в церемониале.
В первый день царь открывал праздник и объявлял о приеме и пожалованиях. Во второй, ему являлись лица, имевшие наибольшее значение в государстве — «дихкaны» и «ахль-аль-буютaт», т. е. во-первых, представители класса мелких поземельных собственников, тех вассалов, которые образовывали, по выражение проф. Нельдеке, истинное «ядро нации» и во-вторых, представители семи главнейших родов персидской аристократии, т. н. «люди домов». В третий день — рыцари и представители высшего духовенства. В четвертый — домочадцы, родня и свита царя. В пятый — его дети и клиенты. Шестой день был посвящаем царем отдыху и осмотру подарков. Этот день, называвшийся, как и всякий шестой день месяца, Хурдaд-Руз, в данном случае, по словам того же Бируни, кроме того носил название «Великого Науруза» и имел большую важность у персов. Итак, не вдаваясь пока в разбор того, почему этот день считался особенно священным, отметим лишь, что первый из второй группы пяти дней месяца считался по преимуществу царским днем.

Возвращаясь теперь к делению месяца на шесть частей, мы отмечаем, что те общественые группы и лица, которым посвящаются эти части месяца, различны у Кисрави и Бируни. В то время, как у Кисрави первые пять дней считаются праздником знати, вторые самого царя, третьи — слуг, четвертые — свиты, пятые — войска, шестые — народа, у Бируни мы находим следующий порядок — цари, знать, слуги, клиенты, народ и пастухи.
Далee, так как первые пять дней были посвящены приему различных классов знати, а шестой день, или первый из второй группы дней, считался царским по преимуществу, то мы склонны считать болеe достоверной группировку дней праздничного церемониала у Кисрави. Из этого же получается вывод, не лишенный интереса с обще-исторической точки зрения. В то время, как шестой день месяца посвящается царю и считается наивысшим праздником, все же первые пять дней нового года считаются Наурузом знати и таким образом, государственный строй сасанидской Персии, с ее развитыми феодальными отношениями, отражается и в терминологии церемониала.

История и баланс событий. Вып. 4

   Внимание!  Здесь может быть Ваша реклама:  баннер или гиперссылка.   Контакты по E-mail

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь Канал в Яндекс.Дзен >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2021

▲ Наверх

0,109