Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Торжества, праздники не церковные, забавы и игры > Иные этнические системы (...VIII век)

14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры

Торжества, праздники не церковные, забавы и игры. Иные этнические системы (...VIII век)

Апулей, Овидий, Тацит, Малала, Летописный свод, Сигеберт

Статья № 1
Апулей, †180

Олимпийские игры

Будучи ещё несовершеннолетним, отправился я из Милета на Олимпийские игры...

...мы направились в соседний город Платею. Там мы услышали много толков о некоем Демохаре, собиравшемся устроить бой гладиаторов... Вот знаменитые по силе гладиаторы, вот и испытанного проворства охотники, а там преступники, осужденные на смерть, уготованные для откармливания диких зверей; сколоченные машины на высоких сваях, башни, построенные из соединенных одна с другой досок наподобие подвижного дома, украшенные яркою живописью,  — прекрасные вместилища для участников предстоящей охоты.

К тому же какое множество, какое разнообразие зверей! Он специально позаботился издалека привезти эти ходячие породистые гробницы для осужденных преступников. Но из всех приготовлений к роскошному зрелищу больше всего поражало необыкновенное количество огромных медведей, которых он собирал, не жалея затрат, откуда мог. Не считая тех, что захвачены были на его собственных охотах, не считая тех, что он покупал за хорошую цену, еще и друзья наперерыв дарили ему медведей различных мастей, и всех он тщательно кормил при великолепном уходе...

Вот и наступил день, назначенный для открытия игр; меня ведут с большой торжественностью под рукоплескания толпы, следовавшей за нами, до самого цирка. В ожидании, пока кончится первый номер программы, заключавшийся в хоровой пляске, меня поставили у ограды, и я с аппетитом щипал веселую травку, росшую перед самым входом, то и дело бросая любопытные взоры в открытую дверь и наслаждаясь приятнейшим зрелищем.

Юноши и девушки, блистая первым цветом молодости, прекрасные по внешности, в нарядных костюмах, с красивыми жестами двигались взад и вперед, исполняя греческий пиррический танец; то прекрасными хороводами сплетались они в полный круг, то сходились извилистой лентой, то квадратом соединялись, то группами врозь рассыпались. Но вот раздался звук трубы и положил конец этим сложным сочетаниям сближений и расхождений. Опустился главный занавес, сложены были ширмы, и сцена открывается перед глазами зрителей

На сцене высоким искусством художника сооружена была деревянная гора, наподобие той знаменитой Идейской горы, которую воспел вещий Гомер; усажена она была живыми зелеными деревьями, источник, устроенный на самой вершине руками строителя, ручьями стекал по склонам, несколько козочек щипали травку, и юноша, одетый на фригийский манер в красивую верхнюю тунику и азиатский плащ, который складками ниспадал по его плечам, с золотой тиарой на голове изображал пастуха, присматривающего за стадом.

Вот показался прекрасный отрок, на котором, кроме хламиды эфебов на левом плече, другой одежды нет, золотистые волосы всем на загляденье, и сквозь кудри пробивается у него пара совершенно одинаковых золотых крылышек; кадуцей указывает на то, что это Меркурий. Он приближается, танцуя, протягивает тому, кто изображает Париса, позолоченное яблоко, которое держал в правой руке, знаками передает волю Юпитера и, изящно повернувшись, исчезает из глаз. Затем появляется девушка благородной внешности, подобная богине Юноне: и голову ее окружает светлая диадема, и скипетр она держит. Быстро входит и другая, которую можно принять за Минерву: на голове блестящий шлем, а сам шлем обвит оливковым венком, щит несет и копьем потрясает  — совсем как та богиня в бою...

Тут движется толпа посвященных в таинства, мужчины и женщины всякого положения и возраста, одетые в сверкающие льняные одежды белого цвета; у женщин умащенные волосы покрыты прозрачными покрывалами, у мужчин блестят гладко выбритые головы; земные светила великой религии, они потрясают медными, серебряными и даже золотыми систрами, извлекая из них пронзительный звон. Наконец  — высшие служители таинств; в своих узких белых льняных одеждах, подпоясанных у груди и ниспадающих до самых пят, несут они знаки достоинства могущественнейших божеств. Первый держал лампу, горевшую ярким светом и нисколько не похожую на наши лампы, что зажигают на вечерних трапезах; это была золотая лодка с отверстием посредине, через которое выходил очень широкий язык пламени.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеОлимпийские игрыпляскиторжественное открытие

Источник: [8.2]

Статья № 2
Овидий, †17

Косвенно упоминает, в Примечаниях:

Праздник Венеры — женский праздник 1 апреля.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [8.3]

Статья № 3
Корнелий Тацит, †117

Вид зрелищ у них (Германцев — Прим. ред.) единственный и на любом сборище тот же: обнаженные юноши, для которых это не более как забава, носятся и прыгают среди врытых в землю мечей и смертоносных фрамей. Упражнение породило в них ловкость, ловкость  — непринужденность, но добивались они их не ради наживы и не за плату; вознаграждение за легкость их пляски, сколь бы смелой и опасной она ни была,  — удовольствие зрителей.

Играют германцы и в кости, и, что поразительно, будучи трезвыми и смотря на это занятие как на важное дело, причем с таким увлечением и при выигрыше, и при проигрыше, что, потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкою свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в рабство и, сколь бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу.

Такова их стойкость в превратностях этого рода, тогда как ими самими она именуется честностью. Рабов, приобретенных таким образом, стараются сбыть, продавая на сторону; поступают же они так и для того, чтобы снять с себя сопряженное с подобной победой бесчестье.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [8.1]

Статья № 4
Иоанн Малала, †578

Царьград

В мае месяце не проводился в обычный срок праздник дня рождения города, но он праздновался 13 числа этого месяца.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [8.19]

Статья № 5
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

Рим. Русские забавы

В те же лета Совий некто, болярин из Антиохии, пришел с Августом в Рим, и умер в Риме, и поручил в память о себе городу своему устраивать каждые 5 лет в течение 30-ти лет в дни перития месяца, то есть февраля, игры со скоморошными и кукольными представлениями, и соревнованиями всякими на колесницах и среди пеших воинов.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеЛицевой сводзабавы в Римекукольный театр

Источник: [16.55]

Статья № 6
Сигеберт, монах из Жамблу, †1112

400
Когда в Риме проводились гладиаторские игры, монах Телемаций, укорявший людей, жадно взиравших на зрелище, был побит народом камнями. Разгневанный этим, император Гонорий навсегда запретил своим эдиктом бои гладиаторов.

историяинтересные фактыкультураторжествапраздники не церковныеигрызабавыспортобычаичерты характераобраз жизниобществонравы обществанравысаморазвитиегладиаторские боихлеба и зрелищзакат кровавых шоу

Источник: [12.34]
Комментарии

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,172