▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обычаи, нрав, праздники → Торжества, праздники не церковные, игрища → Славяне и российские этносы (XIX век)

14. Обычаи, нрав, праздники

14.6. Торжества, праздники не церковные, игрища. Славяне и российские этносы (XIX век)

Горихвостов, Пассек, Ардашев, Дубельт

Статья № 1
А. З. Горихвостов, 1822–1823

В составе Российской империи с XVII: Ногайская орда → Сибирское Царство → Казахское ханство

…по случаю наступающей свадьбы дочери своей…
[Ноября] 10. Сегодня высокостепенный также угощал приехавших джегалбайлинского отделения некоторых султанов и биев; были и башкирцы. Подзывал почетнейших гостей поодиночке к себе и кормил из своих рук. А к вечеру, как собрано было в большой кибитке у старшей его жены, где много было и женского полу, то они и занимались национальными играми: мужчины боролись, доставали языком серебряную малую монету из котла, наполненного разведенным куртом, стоя на ногах со сложенными назад руками, [играли] и в другие игры, наподобие европейской, в фанты…

Казахстанкочевникиигрысвадьбы

Источник: [19.166]

Статья № 2
Вадим Пассек , 1838

Праздник Ивана Купала

Память о Купалѣ сохранилась не въ одной Россіи. У всехъ народовъ Европы этотъ день имѣетъ какое-то таинственное значеніе, и его начало едва ли не взято изъ первоначальной религіи, едва ли непринесено изъ Азіи, колыбели всѣхъ европейскихъ племенъ. А если нѣтъ? то одно повсемѣстное его употребленiе требуетъ вниманія и дальнѣйшихъ наблюденій.

Въ Швеціи сохранилась память о празднике Купалы во всей свежести и въ тотъ же день, какь въ Россіи. Онъ называется здесь midsommar, т. е. средина лета…

Во всей Германіи существуешь праздникъ Купалы, и въ тотъ же день какъ у насъ, хотя под другимъ названіемъ. Здѣсь во многихъ мѣстахъ прыгаютъ чрезъ огонь дѣвушки, одѣтыя попраздничному, и убравши головы цвѣтами, фольгой и другими украшеніями.

Во Франціи, самъ король зажигалъ купальскій огонь.
Въ Италіи (Генуѣ), наканунѣ Иванова дня дѣти и дѣвушки собираютъ дрова, и сложивши ихъ у церкви, зажигаютъ костры, пекутъ лукъ и ѣдятъ его, для предохраненія себя на цѣлый годъ отъ лихорадки, поютъ и пляшутъ. А на разсвѣтѣ, въ самый Ивановъ день, раздѣвшись, катаются по росѣ, для излеченія нѣкоторыхъ болѣзней, и потомъ идутъ собирать целебные цвѣты, травы, и какой-то цвѣтокъ, съ которымъ можно дѣлашь много чудесъ.

Въ Бельгіи, молодые крестьяне и дѣвушки, одѣвшись въ праздничныя платья, разводятъ предъ Ивановымъ днемъ большіе огни, поютъ и пляшутъ около нихъ.
Въ Даніи, въ лѣтнее равноденствіе зажигаютъ костры и люди купаются для здоровья, и собираютъ цѣлебныя травы.

Въ Англіи, сохранилось много повѣрiй о ночи на Ивановъ день. Только въ эту ночь собранные цвѣты и травы сохраняютъ особенное цѣлебное свойство и силу чарованія. Это повѣрье влило вдохновеніе въ величайшаго поэта, Шекспира. Воспользовавшись отношеніями извѣстныхъ ему ліц, онъ создалъ свои Ночныя видѣнiя на Ивановъ день…
Въ Шотландiи, ночь на Ивановъ день празднуютъ также со многими обрядами и повѣрьями. Сходный съ этимъ обычаемъ существуетъ у Румуновъ…

У Финовъ также празднуется Ивановъ день, въ который ночью эажигаютъ костеръ хворосту и сучьевъ, извѣстный подъ именемъ Кокко, а въ новгородской губерніи, гдѣ есть и селеніе Koкуй этотъ день называется Кокуем.
Замѣчательно, что и въ Сибири нѣкоторыя мѣста называютъ Кокуемъ.

У Литовцевъ праздникъ Купало извѣстенъ подъ названіемъ Купайлы, и сопровождается пѣснями, плясками, прыганьемъ чрезъ огонь и другими обрядами и повѣрьями.

Сербы думаютъ, что Ивановъ день столь великъ и важенъ, что самое солнце останавливается на небѣ…

Въ воспоминаніе ниспроверженія кумировъ долго существовалъ въ Польшѣ обычай дѣлать изъ соломы или конопли идоловъ и, нарядивши въ одежду, съ жалобными пѣснями бросать въ воду. Здѣсь и въ Силезіи 7-го марта дѣлали идола Мараны или Маржаны (marzani) и съ пѣснями потопляли его въ рѣкѣ или въ озерѣ.

НоврузсолнцестояниеИвана КупалаподлогЕвангелие от ЕссеевХристос

Источник: [19.170]
Комментарии

Статья № 3
П. Н. Ардашев

«Петербургский дневник»

Императрица Мария Федоровна была прежде большая любительница катанья на коньках и на санках с гор (в Таврическом саду в Пет(ербур)ге) и проделывала оба эти вида спорта с большой ловкостью и даже с некоторою «отчаянностью» и нисколько не смущалась, если приходилось потерпеть иногда крушение. Раз каталась она под руку с гр. Олсуфьевым. На бегу последний хотел изловчиться, чтобы поднять какую-то оброненную Императрицей вещь, но потерял равновесие и со всего размаху шлепнулся об лед, увлекая за собой и свою спутницу. Императрица смеялась сама первая и больше всех своему приключению. Не плакать же было в самом деле...

царские забавысанки с гор

Источник: [20.133]

Статья № 4
Л. В. Дубельт, Л. В. Дубельт

1851
НОЯБРЬ 13. И. О. Сухозанет в английском клубе выиграл у А. И. Сабурова 60 т. руб. серебром.

ДЕКАБРЬ 21 (перевод с французского).
Министр императорского двора князь Волконский подал Государю Императору счет, что Его Величество в течение года проиграл в карты 1300 рублей. «Нет, такая игра разорительна, — сказал Государь. — лучше по вечерам ездить в театр!»

1852
ГЕНВАРЬ 26. Подтверждено запрещение лотерей.

азартные игры в Россиицарь-игроклотереи в России

Источник: [20.120]
Комментарии






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,104