▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обычаи, нрав, праздники → Торжества, праздники не церковные, игрища → Славяне и российские этносы (XVI век)

14. Обычаи, нрав, праздники

14.6. Торжества, праздники не церковные, игрища. Славяне и российские этносы (XVI век)

Кампани, Горсей, Герберштейн, Гваньини

Статья № 1
Паоло Кампани, 1581

Новый год, с сентября

Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим веселием и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду, и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится о их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!». При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни...

Старый Новый год, мартовский

В праздничные дни московиты не освобождаются от занятий и телесного труда, они считают, что в эти дни запрещается не труд, а греховные поступки. По крайней мере, по их словам, почитание праздничных дней пошло от иностранных обычаев, и восходит к иудеям, а их обряды у них запрещены. Прекращение работы подобает богатым и духовным лицам, бедные же, так как они живут одним днём, не могут прекратить работу. Таким образом, всегда, будь это день пасхи или рождества, они трудятся. Исключение составляет только день благовещенья, который они очень чтут и считают священным.

Источник: [16.3]
Комментарии

Статья № 2
Джером Горсей, 1573–1591

Празднества царской (Фёдора Ивановича) коронации завершились пальбой из пушек, называемой царской пальбой, в двух милях от города [были расставлены] 170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шёлком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно.

Источник: [16.8]

Статья № 3
Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

Качели

Однако в определённые праздничные дни летом они разрешают жёнам и дочерям сходиться вместе для развлечения на широком лугу.

Увеселения женщин. Гравюра из книги Адама Олеария

Здесь, усаживаясь на некое колесо, наподобие колеса Фортуны, они едут то вверх, то вниз; или иначе — привязывают веревку, (так что) она провисает, и, сидя на ней, они после толчка раскачиваются и движутся туда-сюда, или, наконец, они забавляются определёнными песнями, хлопая при этом в ладоши; плясок же они совершенно не устраивают.

Кулачные бои стенка-на-стенку

Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой; начинается он на кулаках, но вскоре они бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными.

Всякий, кто побьёт больше народу, дольше других остаётся на месте сражения и храбрее выносит удары, Получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкали переносить побои и терпеть какие угодно удары...

Бои кремлёвских гладиаторов

Есть у государя и другой род забавы, на который [как я узнал] он имеет обыкновение приглашать других послов. В некоем весьма просторном, нарочно для того построенном доме взаперти держат и откармливают медведей; в этом доме государь, взяв с собою послов, устраивает игры.

У него есть несколько людей, несколько бедных крестьян самого низкого звания, которые по приказу государя и на его глазах приступают с деревянными вилами к медведям и дразнят их, (вызывая) на бой. Наконец они схватываются, и если рассвирепевший медведь в ярости ранит их, то они бегут к государю с криком: «Господин, вот мы ранены! Окажи нам милость!»
На это государь отвечает: «Идите! Я окажу вам милость».
Затем он велит лечить их, а сверх того, выдать им платья и несколько [мер] зерна.

Источник: [16.27]

Статья № 4
Александр Гваньини, 1578

Жёны сидят дома... Однако, летом, в некоторые праздничные дни им позволяют немного повеселиться: все вместе, с дочерьми, они прогуливаются по зеленым лужайкам и там, усевшись по обоим концам какой-нибудь доски, поочередно раскачиваются вверх и вниз, или, чаще, вешают канат между двух столбов и, сидя на нём, носятся туда и сюда.

Потом под некоторые известные песни похлопывая руками, притопывая ногами и покачивая головой, они веселятся, или, взявшись за руки и распевая подобным же образом песни, они водят хороводы. Обычай этот соблюдается у всех русских, преимущественно, близко ко времени праздника апостолов Петра и Павла в течение нескольких недель...

Ежегодно по определенным дням соблюдается у всех русских и московитов такой обычай: юноши и многие женатые мужчины выходят из городов и деревень на широкое и красивое поле. Вокруг собирается масса людей, а они по данному сигналу, со свистом и криками, как-то у них в обычае, сходятся врукопашную, безо всякого оружия, и устраивают сражение.

Они со страшной силой колотят друг друга кулаками и ногами, попадая в лицо, грудь, живот и пах. Часто их выносят оттуда полуживыми, а нередко даже и мёртвыми. Такого рода сражения устраиваются, говорят, для того, чтобы юноши привыкли терпеть розги и всевозможные побои.

Источник: [16.39]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,093