▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обычаи, нрав, праздники → Приметы и гадания → Славяне и российские этносы (XIX век)

14. Обычаи, нрав, праздники

14.4. Приметы и гадания. Славяне и российские этносы (XIX век)

Осокин, Гамалея, Преображенский, Вениаминов, Щуров

Статья № 1
Г. М. Осокин, 1895

Сибирь, Забайкайле

Чтобы дать некоторую картину различных проявлений суеверия в крае местного населения, мы приводим ниже, в выборках, собрание примет, поверий, ворожбы, колдовства и тесно связанного с суеверием — знахарства.

Рождение ребёнка:

Повитуху зовешь — дорогой не разговаривай: беду накличешь.
Ребёнок родится — до вечера не показывай чужим, чтобы не сглазили.
Крёстного выбираешь — не бери с одинаковым именем новорождённого.
Бабке на крестинах кладут деньги, чтобы ребёнок здоровым рос; а родильнице — чтобы следующий бабу в могилу не вогнал.
Родильницу дарят — задабривают...

Источник: [19.33]

Статья № 2
Капитан-Командор П. Я. Гамалея, 1807

Морские приметы

Сѣверное сіяніе есть знакъ вѣтра, который спустя 24 или 30 часовъ имѣетъ притти между S и SW, съ мрачною погодою и мѣлкимъ дождемъ. Сила вѣтра, начало и продолжительность онаго, много зависятъ оть блеска и движенія, каковые сіе явленіе представляетъ. Чемъ большій въ немъ блескъ и скорѣйшія движенія примѣчаются, тѣмъ раньше придетъ вѣтръ, будетъ крѣпче, но не столь долго продолжится.

Когда видимъ радугу съ весьма яркими голубымъ и желтымъ цвѣтами, или когда всѣ цвѣты ея вдругъ уничтожаются; то хорошая погода будетъ; прерванная же въ разныхъ мѣстахъ радуга бурею угрожаетъ.

Явленіе на небѣ, подобное части радуги, но занимающее по видимому гораздо большую широту, нежели какая либо часть полной радуги, о приближении крѣпкаго вѣтра возвѣщаетъ.

Свѣтло-голубой цвѣтъ неба, безъ всякихъ облаковъ, обѣщаетъ продолженіе хорошей погоды; но при темно-голубомъ цвѣтѣ, скоро начнутъ собираться облака, и принесутъ съ собою дождь, вѣтръ или туманъ.

Облака идущіе противъ вѣтра показываютъ, что долго еще простоитъ сей вѣтръ. Когда отъ одной точки горизонта свѣтлыми полосами облака по небу распростираются, то вскорѣ съ той стороны вѣтръ будетъ...

Источник: [19.124]

Статья № 3
В. А. Преображенский, 1854

Тверская губерния

Въ день 40 Мучениковъ, 9 марта (Григ. 22 марта — Прим. ред.), крестьяне пекутъ изъ тѣста жаворонковъ, въ знакъ того, что въ это время прилетаютъ жаворонки, и говорятъ, что послѣ этого дня остается 40 утренниковъ, то есть, небольшихъ морозовъ по утрамъ. Очевидно, что то и другое не совсѣмъ несправедливо, потому что это число совпадаетъ въ иные годы со временемъ ранняго прилета грачей и другихъ перелетныхъ птицъ, а иногда и жаворонковъ. Обыкновенное же время появленія жаворонковъ — съ 17 по 25 число. Еще говорятъ, что утренники продолжаются до тѣхъ поръ, пока не покажется изъ земли мышій горохъ, Astragalus perennis...

Вѣра въ домовыхъ, лѣсовиковъ, полевыхъ, водяныхъ, банниковъ, овинниковѣ, русалокъ, вѣдьмъ, еще и теперь занимаетъ крестьянъ страшными и забавными разсказами въ долгіе зимніе вечера.

Портные, работающее всегда на готовомъ хлѣбѣ, вездѣ являются главными разскащиками. Не разъ и мнѣ случалось внимать этимъ деревенскимъ Гомерамъ. Многіе изъ нихъ имѣютъ удивительный даръ разсказывать красно и завлекательно, но не такимъ вычурнымъ слогомъ, какой можно прислушать иногда изъ устъ разскащиковъ въ красныхъ рубашкахъ.

Крестьяне вѣрятъ еще, что дворовой, насылаемый сосѣдомъ, уноситъ у скота кормъ, а домашнiй дворовой по ночамъ гоняетъ до изнеможенія тѣхъ лошадей, которыя не понравятся ему шерстью. Вѣрятъ, что домовой наваливается на спящаго человѣка, если онъ легъ, не перекрестясь, и давитъ его своею тяжестію; увѣряютъ, что если кто осмѣлится спросить его: къ добру или къ худу? то получаетъ отвѣтъ.

Разсказываютъ другъ другу, что домовые проказничаютъ и другимъ образомъ: ходятъ по потолку избы и не даютъ спать по ночамъ своею тяжелою походкою; кидаютъ по потолку и даже въ избахъ кирпичъ, выламывая его изъ трубы; за кирпичемъ иногда летять и лапти и онучи, которыя обыкновенно сушатся на печахъ и на очельяхъ печей.

Увѣряютъ также, что чужіе овинники выгоняютъ хозяевъ изъ подлазовъ и даже зажигаютъ овины. При этомъ часто видятъ, какъ свой овинникъ, отнявъ у чужаго съ огнемъ головешку, бьетъ его головешкою, и какая страшная бываетъ тогда драка.

Банники, по суевѣрнымъ разсказамъ больше — женщинъ, душатъ людей въ банѣ, когда они, войдя, не перекрестясь, остаются тамъ до полуночи.

Водяные, выходя по ночамъ на берегъ, при лунномъ свѣтѣ, плетутъ для себя лапти, сидя на камнѣ или на древесномъ пнѣ; они же будто бы топятъ лодей, которые вздумаютъ нырнуть, не перекрестясь, или желая выиграть пари, рѣшатся переплыть рѣку или достать глубокое дно.

Занятія лѣсовиковъ, какъ думаютъ крестьяне, состоятъ въ перегонѣ звѣрей изъ одной лѣсной дачи въ другую. Замѣтивъ недостатокъ зайцевъ, охотникъ говоритъ, что нашъ лѣсовикъ проигралъ своихь зайцевъ другому. Если кто потеряетъ дорогу въ лѣсу, то виноватъ лѣсовикъ. Въ такихъ случаяхъ снимаютъ верхнее и нижнее платье, и погрозивъ послѣднимъ лѣсовику, выворачиваютъ и надѣвютъ его на изнанку; тогда путь отыскивается.

Полевые, кажется, не имѣютъ особаго назначенія. Отъ многихъ крестьянъ я слыхалъ, что полевыхъ нѣтъ и что полями завѣдываютъ лѣсовики; посему говорятъ: лѣсовикъ лѣсомъ идетъ съ лѣсомъ наравнѣ, полемъ идетъ съ травою наравнѣ.

Русалки, какъ разсказываютъ между собою крестьяне, вредятъ людямъ щекотаньемъ, и человѣкъ, попавшійся имъ въ рука, умираетъ отъ смѣха.

Вѣдьмы, какъ увѣряютъ здѣсь, живутъ близъ Кіева, на какой-то горѣ, покрытой дремучимъ лѣсомъ.

Нѣкоторыя суевѣрія отзываются вліяніемъ своимъ и на хозяйство.
Крестьяне вѣрятъ напр., что не будетъ успѣха въ пути, если перебѣжитъ дорогу заяцъ; что соль, просыпанная на столѣ, предвѣщаетъ ссору въ семействѣ; что драка куръ, которыя зимою кормятся въ избѣ, также предвѣщаетъ ссору; вой собаки предвѣщаетъ пожаръ, когда она держитъ голову къ верху, и мертвеца, когда держитъ голову къ землѣ; крикъ ворона и филина на домѣ предвѣщаетъ смерть кому-либо изъ семьи. Выходъ таракановъ изъ дома предвѣщаетъ пожаръ. Много есть и другихъ примѣтъ.

Изъ нѣкоторыхъ обычаевъ можно указать на слѣдующіе.
Молодые крестьяне и крестьянки Кашинскаго уѣзда, въ день Вознесенія Господня, съ плясками и пѣснями, втыкають на ржаныхъ поляхъ березки, желая, чтобы рожь выросла съ березку.

Въ ночь на 21 іюня (Ивановъ вечеръ) парни и дѣвки сбираются въ хлѣбныя поля и всю ночь водятъ хороводы, распѣвая пѣсни и отыскивая неразцвѣтенія-богатники. Цвѣтокъ приносятъ домой и втыкаютъ въ щель колоды у окна. Если онъ разцвѣтетъ къ утру, то жить въ супружествѣ богато, а если нѣтъ, то бѣдно.

Въ Весьегонскомъ уѣздѣ въ эту ночь ставятъ въ льняныя полосы рябину, для того, чтобы ленъ выросъ также высокъ, какъ поставленная рябина.

Вечеромъ и днемъ 23 числа (Св. Аграфены) молодежъ вездѣ въ губерніи купается для здоровья (6 июля — св. Агриппины — Прим. ред.).

У большей части крестьянъ во всей губерніи есть обычаи въ Великій Четвергъ (Перед Пасхой — Прим. ред.) вставать съ полуночи, окуриваться можжевельникомъ, втыкать сучья его подъ матицу (у потолка) и жечь на заслонкѣ соль, которая называется четверговою и дается въ болѣзняхъ людямъ и скоту, какъ одно изъ самыхъ цѣлительныхъ средствъ; съ этою солью и заговляются, и разговляются.

Есть крестьяне, которые ходятъ купаться въ эту ночь, а некоторые влѣзаютъ на избу, на самый верхъ крыши, садятся на ней верхомъ и хлещутъ себя вѣникомъ.

Обряды эти совершаются преимущественно крестьянами. Некоторые изъ нихъ ѣздятъ верхомъ на помелѣ въ баню, поля и овинъ. Всѣ эти продѣлки дѣлаются въ четвергъ секретно и приписываются ворожеямъ. Хотя я и не видалъ ихъ, но объ нихъ говорятъ гласно...

Крестьяне начинаютъ сидѣтъ вечера и следовательно освѣщать свои жилища лучиною съ Воздвиженья, а нѣкоторые съ Рождества Богородицы, и оканчиваютъ Благовѣщеньемъ. Въ первый и послѣдній праздники суевѣрныя хозяйки, живущія съ примѣтами, всегда отправляются просить огня у сосѣдей подъ тѣмъ предлогомъ, будто свой огонь не улежался, то есть погасъ въ печи. Онѣ вѣрятъ, что добыть въ эти дни огня у сосѣдки значить обезпечить себя на круглый годъ своимъ огнемъ, который всегда будетъ сохраняться въ печи до утра.
<...>

У крестьянъ есть предрассудокъ, что скотъ не стоитъ на дворѣ (То есть дохнет — Прим. ред.) только потому, что пришелъ не по двору, то есть, нелюбимъ домовымъ или дворовикомъ, какъ думають, за непріятный ему цвѣтъ шерсти, не сходный съ фазіогноміею и волосами дворового, который всегда совершенно похожъ на хозяина; хорошо ведется только рыжій скотъ у рыжаго хозяина, у чернаго черный и такъ далѣе.

Если скотъ не стоитъ, то есть, падаетъ корова за коровою, то крестьянинъ увѣренъ, что очень легко предупредить это можно однимъ только средствомъ, именно: зарытъ павшую скотину среди двора. Средство это употребляютв для удаленія чужаго дворовика, нападенію котораго всегда приписываютъ тѣ падежи скота, въ которые падаютъ животныя не только не любимой, но и любимой дворовымъ шерсти.

Какъ строго нужно смотрѣтъ помѣщику въ подобныхъ случаяхъ за скотоникомъ. Взыскания со скотниковъ за падежъ скота, при недостаточномъ содержанiя вынуждаютъ прибѣгать къ подобнымъ предразсудкамъ изъ боязни новыхъ взысканій, въ случаѣ повторенія падежа. А какъ не повториться падежу, если скотникъ зароетъ зараженную скотину подъ ногами у здороваго скота? Это суевѣріе заслуживаетъ преслѣдованія, и для пользы сельскаго хозяйства не должно быть оставляемо безъ вниманія.

Но вотъ и смѣшное суевѣріе, существующее не во всѣхъ селеніяхъ, но во всѣхъ краяхъ губерніи.

Крестьяне увѣрены, что въ случаѣ падежа рогатаго скота не поможетъ ни какое средство такъ сильно, какъ опахиванье селенія от коровьей смерти. Однако не вездѣ прибѣгаютъ къ этому средству, а въ селахъ никогда: вмѣсто того, по наставленію священниковъ, обращаются съ теплыми молитвами къ Богу.

Опахиваютъ же селеніе слѣдующимъ образомъ: на зарѣ, однѣ бабы вывязать соху за гумна; тамь одна изъ беременныхъ запрягается въ соху и тащитъ вмѣсто лошади, а другая управляетъ; всѣ прочія, которая съ помеломъ, которая съ кочергою, которая со сковородвикомъ, которая съ ухватомъ, идутъ за опахивающими, растрепавши волосы, съ крикомъ, воплемъ и стукомъ, въ одніхъ рубашкахъ; опахивающая баба иногда снимаетъ и рубашку. Эта безумная церемонія оканчивается, непремѣнно до восхода солнца.

Источник: [19.146]
Комментарии

Статья № 4
П. П. Вениаминов, 1813

Лунное явление

Мое мнѣніе о семъ явленіи слѣдующее:
Когда праведный Ной по претерпѣніи отъ потопа вышелъ изъ ковчега и отдалъ Богу благодареніе, за спасеніе съ семействомъ своимъ, и принесъ Ему чистосердечную жертву; то Всевѣдущій въ знакъ къ нему любви Своей, и въ знакъ, что уже впредъ не будетъ такого наводненія, какое было тогда, поставилъ на небѣ радугу. — Такъ точно и нынѣ видѣннымъ явленіемъ ознаменовалъ Всемогущій, что Россія уже впредь не увидитъ въ предѣлахъ своихъ въ такомъ множествѣ непріятельскаго скопища, такое въ помянутомъ году было, и никогда, но будетъ терпѣть такого раззоренія, какое учинено нынѣ надменными, развратными и безбожными Французами съ ихъ сообщниками, а особенно отъ ихъ пронырливаго, злонамѣреннаго и желающаго поглотить владычество Царей земныхъ, мирное правленіе ихъ, и спокойствіе смертныхъ, рожденнаго въ подлости и коварствомъ похитившаго престолъ порфирородныхъ Франціи — Наполеона.

Лунное явлениеприметыоберег

Источник: [19.174]

Статья № 5
И Щуров

Примета узнать, какая будет весна
Примечай: если на память Аксиньи Полухлебнцы или 24 числа Генваря месяца погода будет ведреная, то и весна будет сухая.

когда будет веснаприметы

Источник: [19.192]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,075