▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обычаи, нрав, праздники → Обычаи, нравы, черты характера → Славяне и российские этносы (XX век)

14. Обычаи, нрав, праздники

14.2. Обычаи, нравы, черты характера. Славяне и российские этносы (XX век)

Боханов, Шульгин

Статья № 1
А. Н. Боханов, 1914

В России исстари больше ценилась честь, доброта, знатность рода, христианское благочестие, успешная государственная карьера, чем богатство само по себе и любые формы коммерческого успеха. Как с горечью писал профессор-экономист И.Х. Озеров, «русское общество в вопросе индустриализации России стояло на очень низком уровне. Русское общество жило дворянской моралью — подальше от промышленности — это дело нечистое и недостойное каждого интеллигента. А вот сидеть играть в карты, попивать при этом и ругать правительство, вот настоящее занятие мыслящего интеллигента»

В 1904 г., еще будучи саратовским губернатором, он (П. А. Столыпин — Прим. ред.) писал: «У русского крестьянина — страсть всех уравнять, все привести к одному уровню, а так как массу нельзя поднять до уровня самого способного, самого деятельного и умного, то лучшие элементы должны быть принижены к пониманию, к устремлению худшего, инертного большинства. Это видится и в трудности привить к общинному хозяйству сельскохозяйственные улучшения и в трудности часто наладить приобретение всем обществом земли при помощи Крестьянского банка, так что часто расстраиваются выгодные для крестьян сделки»

Даже тогда, когда в погоне за поддержанием высокого стандарта жизни людям с «родовитой генеалогией» приходилось идти на поклон к купцу, промышленнику или банкиру, занимать у них деньги, или сотрудничать с ними в различных коммерческих начинаниях, то и тогда им с большим трудом приходилось преодолевать устоявшиеся психологические барьеры...

интеллигенциявакуумная акустиканедееспособностьобломовщинакармаПратимокши

Источник: [20.81]
Комментарии

Статья № 2
В. В. Шульгин, 1918

Революция в России. Состояние общества. Характеристики

15 февраля

Вспомните, каким презрением клеймило так называемое русское общество, всякие попытки патриотизма. Вспомните, что в нашей печальной печати «патриот» было ругательное слово. Вспомним, что людей, позволявших себе говорить о любви к России, называли истинно-русскими — нечто среднее между хулиганами и содержанцами.

Вспомним, что только очень немногие имели мужество выдержать этот режим, наложенный на патриотизм и вспомним, что среди этих немногих было значительное число обруселых немцев. Да, в 1905 году говорили: «Последние русские — это немцы». Немцы легко обрусевали, становились русскими патриотами, добросовестно изучали Россию, гораздо добросовестнее, чем мы сами и были добросовестными чиновниками.

Правда, с начала этой войны патриотизм будто проснулся в русской интеллигенции. Здесь значительную, можно сказать первенствующую роль играли те соображения, что Германия есть оплот реакции против свободы. Но разрушительная работа многих лет была слишком глубока. За кадетами не пошли социалисты. Они же социалисты, ненавидели Россию смертной ненавистью, таково же было мировоззрение интеллигенции.

Если к этому прибавить, что в физическом смысле русская интеллигенция самая больная во всем мире, что количество неврастеников, истериков, ипохондриков, беспутных, неспособных к работе людей было ужасным у нас, что моральный уровень был необычайно низок, что никаких устоев, которые имеет Англия, Франция, Германия, у нас не было и в помине, что чувство чести русскому интеллигенту чуждо вполне, что просто порядочные люди, каких много в культурных странах, встречаются у нас как величайший раритет и рассматриваются как дон-кихоты, что наша «идейная молодежь» проводила свое время в том, что появлялась часам к двенадцати в университет, часов до шести вечера дымила из папирос на сходках, где наглые еврейчики дурили это баранье стадо; что после шести часов вечера отправлялись дуться в бильярд и тянули водку с девками дешевого пошиба, что наша «золотая молодежь» день проводила в визитах, а вечером дула шампанское с кокотками, что и те и другие абсолютно бездельничали в свои молодые годы, что немногие порядочные трудолюбивые люди изнемогали под бременем тяжелого труда, которое наваливалось на каждого выдающегося человека России, то можно сделать некоторое сопоставление с жизнерадостным, добросовестным, трудящимся и весело отдыхающим немцем, здоровым и телом и духом. Такова была интеллигенция.

А народ? Народ имел несомненно много качеств, хотя конечно наш мужик не так трудолюбив, как немец, но несомненно был гораздо более привычен к труду, чем наша интеллигенция. Затем у нашего мужика было много выносливости, терпеливости, способности выносить лишения, жизнерадостности и естественный, здоровый эгоизм дикаря, притом дикаря с хорошими задатками, назойливого дикаря. Но у него было одно ужасное качество, он весь сплошь от первого до последнего человека был вор. Все обитатели деревни, конечно, подтвердят эти слова, честность является в деревне таким же редким исключением, как истинная порядочность среди русской интеллигенции. Всем было отлично известно, что мужик украдет решительно все, что плохо лежит. Всем известно, они систематически ежегодно захватывают помещичьи межи, стараясь урвать хоть две три скобы в год и, раз урвавши, клялись всем, что есть святого на земле, что отцы и деды их тут пахали, хотя всякий человек знал, что еще в прошлом году тут пахал помещик.

Этот народ отнюдь нельзя было обвинить в том, что он был открытый грабитель или убийца. Наоборот. Количество преступлений сопряженных с пролитием крови необычайно низко в России, а до 1905 года — поразительно низко. Но воровство в виде кражи, фруктов, земли, лошадей, скота и вообще всего того, что только можно было украсть, процветало вовсю.

Итак, краткое резюме. Русский интеллигент полубольной бездельник, лишенный моральных основ, незнающий чувство чести, политический болтун, ненавидящий свое отечество. Русский мужик — здоровый дикарь, насквозь вороватый. Всю эту кампанию, держа крепким обручем, заставляя всех повиноваться себе, стараясь вести государство к большим целям, не обращая внимание на желчную слюну интеллигентов и воровские вздохи мужики, объединял абсолютизм.

Но так долго не могло продолжаться; желчный русский неврастеник, а также кипящий ненавистью еврей, который во что бы то ни стало добыть хотел себе равноправие, обратили внимание на воровские наклонности русского мужика. Они очень легко сообразили, что если переработать социализм в простое ограбление всех у кого что есть, то к этому социализму и легко пристанет стомиллионная громада воровского люда, и вот работа пошла. «Земля и воля». Этот лозунг, опирающийся на полную гамму воровских наклонностей, едва не смыл России и в 1905 году, но встретя перед собой могучую фигуру Столыпина и еврей и желчный русский интеллигент и вороватый мужик, — были укрощены при помощи старой машины, действующей еще по инерции…

Так называемый прогрессивный блок, ускорил он приход революции или наоборот, задержал ее, об этом трудно судить, но вся эта грандиозная постройка, которая именовалась Россией при наличии больной царской семьи, больной интеллигенции, кипящая ненавистью восьмиллионного еврейского народа и насыщенная жадностью стомиллионного русского народа, должна была в конце концов рухнуть под ударами Германии, ибо там была талантливая верховная власть, здоровый и жизнерадостный культурный класс, трудолюбивые и честные люди. Неизбежное совершилось.

Февральская революциягнилая интеллигенциявороватый мужикдефицит образованияпобеда Германии

Источник: [20.87]



Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2018

0,124