▲ Наверх


Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать: статьи комментарии автора источники

Встарь → Разделы и темы → Обычаи, нрав, праздники → Обычаи, нравы, черты характера → Славяне и российские этносы (XIX век)

14. Обычаи, нрав, праздники

14.2. Обычаи, нравы, черты характера. Славяне и российские этносы (XIX век)

Описание прихода, Вистенгоф, Записки, Ростопчин, Дубельт

Статья № 1
Описание одного прихода в Грязовецком уезде, 1863

Вологда

Крестьяне нашего прихода, не только состоятельные, но и пробивающиеся своим добром, любят поделиться с нищей братией. А эта братия, особливо из нашего и из соседних приходов, опытно дознав выгоду от христарадничания, не требующего и большого труда к тому же, с каждым годом плодится по осеням и в зимнее время. Говорю по священству, великим и всесвятным именем сладчайшего Иисуса, многие христопросы пользуются как косой, серпом, топором или молотом, ну, словом, в нашем крае образовался класс промышленных христарадников. Иная девка-кровь с молоком, либо мужик точно боров, а [таки] дай ему ломоток хлеба, охапку сенца, ковшик муки, шерсти, сметанки и осенью погуменщины, непровеяной ржи, либо овса лопату.

Попробуйте зимой понанимать в работники или работницы дородных нищих, они не постыдятся вам сказать: «Хозяинушко! Мели-ко у тебя работу за 5, 6 руб. сер. женщина, за 10, 11 руб. мужчина всю зиму, между тем как мы в миру 6-то рублей достанем менее чем в 6 недель»

Которые посовестливее, так прямо не скажут, а все-таки найдут бездну отговорок, увёрток и никак не отдадутся в работники.

Крик души (скорее всего, какого-то честного священника с тремя детьми — автора записей)

Вот я сам, грешный, вижу настоятельную нужду троить землю, усилить скотоводство, тем более, что имею я часть купленной сенокосной земли, но как уладить дело?... Благодаря Бога, мы с женою потеем над работой, мозолим свои руки, но один, положим, и двое, и у каши неспоры.

К лету кой-как уже подыщем работника и работницу, — и то сплошь и рядом незавидных, а к зиме иногда и найти не можешь, а и попадёт, так такой олух, хоть и с ним-то в воду, нынешнюю зиму был у меня такой доброхот. Стыда, совести — ни капли, а лени, неуменья, нехотенья — тьма-тьмущая!

А вчетвером, будь мы ловки-переловки, прилежны-преприлежны, с летней работой толком нам не управиться. Вот иногда бы и прихватил лошадь и мужика потроить землю-либо найти не можешь, либо дай в день 80 коп. сереб., а потом пои-корми крестьянина и его скотину, да последнюю ещё и овсецом.

Смотришь — Лазарь три раза постоловал, его воронуха столько же раз, а три выти, по меньшей мере, стоят 60 коп. сер. Именно! Ведь по 7 коп. надобно взять с мужика за кормежку; лошадь ведь днём и ночью съест пуд хорошего сена и полпуда овса. След., 7+7+7+14 за сено + 25 коп. за овес — 60.
Итого: 60 + 80 = 1 р. 40 коп., вот и летняя поденщинка! Батюшка! Хозяйничай, как знаешь.

Зато по недостатку рабочих и слишком значительной дороговизне на работы, хоть до упаду сами бьемся мы с работой, но результат нашего хозяйничанья — сами с семьей, состоящей кроме нас из трех человек, только сыты. И дай Бог, чтобы проданным хлебом и прочими кой-какими хозяйственными продуктами окупить работников. В третьем годе, так последнюю статью не могу покрыть я доходами от хозяйства — 25 руб. сер. брал из жалованья.

Источник: [19.28]
Комментарии

Статья № 2
П. Ф. Вистенгоф, 1884

Забавы студентов Казанского университета a’la Pussy Riot

 П. Ф. Вистенгоф. Из воспоминаний, 1884
 П. Ф. Вистенгоф. Из воспоминаний, 1884

После одной из таких попоек, сгрузив автора воспоминаний на бричку, и отправив его тело домой, компания вывалилась вечером в город. Искать приключений.

Перепутав спьяну отсвет от свечей в церкви с уличными фонарями, один из компашки метнул булыжник с мостовой через окно в алтарь церкви, где в это время шла служба…

 П. Ф. Вистенгоф. Из воспоминаний, 1884

Студентов посадили в карцер Казанского университета.

Потом следователя интересовал, как и сейчас, только один вопрос:

 П. Ф. Вистенгоф. Из воспоминаний, 1884

Как и сейчас, все тогдашние чиновники прямо-таки исстарались побыстрее доложить своему начальству:

 П. Ф. Вистенгоф. Из воспоминаний, 1884

Высочайшее распоряжение не заставило себя долго ждать:

 П. Ф. Вистенгоф. Из воспоминаний, 1884

То есть парней в кандалы не стали заряжать, в зону царский режим никого из студентов не упрятал. В отличие от современного режима.

Источник: [19.66]

Статья № 3
Из подлинных записок А. К. К-на, 1858

1812 годъ

Во время нашествія Французовъ мнѣ было 16 лѣтъ. Они налетѣли не жданые, не гаданые, какъ комары изъ дальняго лѣса...

Въ то время отечественнаго бѣдствія мы разлюбили французовъ; ихъ веселость и любезность показались намъ слишкомъ приторными, языкъ похожимъ на хрюканье нечистаго животнаго. Я помню, матушка запретила вамъ говорить по-французски, хотя прежде съ большими усиліями этого добивалась. Въ домѣ у насъ нашелся портретъ Наполеона и его немедленно велѣли вынесть; но куда бы вы думали? На чердакъ? — Нѣтъ, хуже, да и тамъ повѣсили вверхъ ногами...

Тогдашній московской главнокомандующій графъ Ростопчинъ въ прокламаціяхъ своихъ, писанныхъ самымъ простымъ слогомъ, преувеличивая были, для возбужденія народнаго фанатизма, представлялъ непріятелей ужасными грѣшниками. Онъ увѣрялъ, что французы изъ нашихъ церквей дѣлаютъ конюшни, изъ священныхъ сосудовъ пьютъ вино, что Наполеонъ — человѣкъ совершенно безъ религіи, отрекшійся отъ Бога и уже бывшій въ Египтѣ мусульманином!.. — Эти воззванія имѣли желаемое дѣйствіе. Наши русскіе мужички, всѣхъ, кто не крестится русскимъ крестомъ, называютъ некрестями; а тогда еще болѣе озлобились противъ нечестивыхъ враговъ, сожигателей Москвы, хотя въ этомъ пожарѣ враги ни душой, ни тѣломъ не виноваты...

Наконецъ народное ожесточеніе къ незванымъ гостямъ достигло высочайшей степени. Французовъ и всѣхъ съ ними пришельцовъ крестьяне не почитали людьми, и кто попадался въ ихъ руки, хотя и безоружный, били на смерть безъ всякаго милосердія, опасаясь только, чтобъ убитый не ожилъ...

Особливо мародеры, эти присмирѣлыя отъ холода октябрскія мухи, умирали какъ бараны на бойнѣ. Въ Гжатскомъ уѣздѣ, по близости Наполеоновскаго тракта въ Москву, одинъ харчевникъ указывать мнѣ на небольшой лѣсокъ, находящейся въ полуверстѣ отъ ихъ деревни, гдѣ, по его словамъ, схоронена не одна сотня такихъ жертвъ.

Вотъ собственныя слова крестьянина: «Устали руки бить ихъ, проклятыхъ! Да убить-то, баринъ, еще не трудно; а хоронить тяжело: велятъ отъ заразы жечь, или глубже закапывать. Вотъ мы и придумали средство. Нахватаемъ ихъ человѣкъ десятокъ и поведемъ въ этотъ лѣсокъ. Тамъ раздадим имъ лопатки да и скажемъ: ну мусье! ройте себя могилки! Чуть кто выроетъ, то и свиснешь его дубинкой въ голову, а другому и приказываешь: ну мусье! зарывай скорѣй, да себѣ рой! — Что жь бы вы думали? — Иной лепечетъ, чертъ его знаетъ что; а плачетъ какъ человѣкъ, и смотритъ на небо и даже крестится... да нашихъ не обманешь! Аленъ-маршъ и хлопъ его по головѣ»

Источник: [19.145]
Комментарии

Статья № 4
Ф. В. Ростопчин, 1812

Главная черта Русскаго характера есть некорыстолюбіе и готовность скорѣе уничтожить, чѣмъ уступить, оканчивая ссору сими словами: не доставайся же никому. Въ частыхъ разговорахъ съ купцами, мастеровыми и людьми изъ простаго народа, я слыхалъ слѣдующее выраженіе, когда они съ горестію изъявляли свой страхѣ, чтобъ Москва не досталась въ руки непріятеля: лучше ее сжечь. Во время моего пребывания въ главной квартирѣ Князя Кутузова я видѣлъ многихъ людей, спасшихся изъ Москвы послѣ пожара, которые хвалились тѣмъ, что сами зажигали свои домы.

МоскваНаполеонвойна1812поджогпожарырусскиенравы

Источник: [19.165]

Статья № 5
Л. В. Дубельт, 1851–1852

1851
НОЯБРЬ 21. Курляндский дворянин барон Остеи-Сакен, прожив 5 лет за границей, возвратился в Россию без паспорта и на границе объявил, что он адъютант принца Мекленбург-Стрелицкого. Его привезли к допросу в 3 отделение, где оказалось, что он это сделал из шалости. Повелено определить его юнкером в Уланский, принца Виртеибергского, полк.

1852
АПРЕЛЬ 10. Отставной поручик Неверов в Александринском театре наговорил дерзостей статской советнице Сокольской, оскорбляющих честь ее. Он арестован. Унтер-шихмейстер Болдарев застрелился. Полиция приказала тело его анатомировать, чтобы узнать о причине смерти!!!
Анатолий Николаевич Демидов хочет сделать майорат в пользу своего племянника.
В разных магазинах обнаружена продажа развратных предметов. Магазин Кёне опечатан. Кёне и иностранец Вольф, делавшие эти предметы, будут высланы за границу.

ИЮЛЬ 11.
Лейб-гвардии Преображенского полка капитан Назимов обедал в Петергофском ваксхале; за жареного цыпленка потребовали от него 75 копеек; ему это показалось дорого, он потребовал буфетчика, вместо которого пришел официант. Назимов ударил официанта, официант ударил Назимова, завязалась драка, и официант сорвал у Назимова эполеты…

СЕНТЯБРЬ 3.
Разница между русским и немцем: немец с женою и детьми должен был переправиться через реку. Паром был невелик, и он. отправя на оном свое семейство, остался на берегу ожидать возвращения парома. На середине реки паром начал тонуть, и немец пришел в отчаяние. Он кричал: «Спасите мое семейство! Спасите моих жену и детей!» Между тем жена и дети утонули. Немец не переставал кричать. Тут сказали ему: «Вместо крику лучше бы вы сели в лодку, которая вот перед вами, и вы могли бы спасти утопавших!» «Ах, Боже мой, — отвечал немец, — это мне не пришло в голову!»

На том же пароме переправлялись три русских мужика. Когда один из них начал тонуть, то другой, не умевший плавать, бросился в воду, чтобы спасти своего товарища, и вместе с ним пошел ко дну. Тогда третий мужик, хороший пловец, кинулся в реку и спас обоих. Вытащив их на берег, он спросил второго мужика: «Как же, братец, ты бросился в воду для спасения своего земляка, когда ты не умеешь плавать?» — «Ах, Боже мой, это мне не пришло в голову!» — отвечал он.

русские нравынемецкие и русские нравыпервые сексшопыдебош в ресторане

Источник: [20.120]






Пользовательское соглашениеО сайтеПосодействоватьОбратная связь

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010–2017

0,08