Встарь, или Как жили люди


Гравюра
Искать информацию: в статьях в комментариях по имени автора среди наименований источников

Встарь > Разделы и темы > Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры > Обычаи, нравы, черты характера > Славяне и российские этносы (XVIII век)

14. Обычаи, нравы, приметы, темп жизни, праздники не религиозные, игры

Обычаи, нравы, черты характера. Славяне и российские этносы (XVIII век)

Рондо, Письма крестьян, Мамышев, Пётр, Милюков, Манштейн, Перри, Потоцкий, Сегюр, Голицыны

Статья № 1
Леди Рондо, 1730–1739

Из Петербурга в Москву

Нашим пристанищем всякий раз служила одна маленькая задымленная комната, где мы останавливались поменять лошадей и поесть то, что взяли с собой (из Петербурга).

Люди изо всех сил стремятся услужить, но видишь, что человеческая природа столь унижена, встречаешь таких жалких и несчастных бедняг, что они, кажется, лишь по виду напоминают человеческие существа.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [18.12]

Статья № 2
Письма крестьян Кыштымского завода, 1762

Письма отправленного с Урала в Петербург челобитчика Е. И. Баландина жене:

Сожительнице моей Оксинье Коновне от мужа твоего Ефима Никифорова с любовью поклон.
Детям моим Якову, Афонасию, Степаниде мир и благославление. Братам моим Никифору, Митрофану и сожительницам вашим и с детками желаю здравствовать и нижайший свой поклон посылаю. Свояку моему Осипу Сивухину с сожительницей Анною нижайший поклон; пожалуйте, не оставьте в нуждах детей моих.

А буде нужда какая будет в деньгах — и ты проси у старосты с мирскими людьми, ибо от нас к ним писано, чтоб Вас в нуждахъ не оставили. А мы за мир стараться будем.
А тако окончив остаюсь муж твой Ефим Баландин с любовью поклон посылаю...

Пожалуйте, староста с мирскими людьми, не оставьте в нужде домашних наших, дайте им на нужду потребное число денег, а мы за Вас в Питере трудиться будем.

На «конверте» было написано:
«Отдать сие письмо в Маслянский острог, а буде тут быть не случится, то отдать в городе Екатеринбурге Маслянской слободы проволошному мастеру Тимофею Назарову, чтобы он передал в Маслянскую слободу к старосте с крестьянами».

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [18.78]

Статья № 3
Н. Мамышев, 1779

Чукчи, населяющие пространство земли всего Чукотского носа, даже до Пенжинского моря, есть народ многочисленной, занимающийся звериною и рыбною ловлею, подобно прочим полуденным Сибирским народам. Главное богатство его состоит в разведении собак и оленей...
Коряки во всем подобны Чукчам — видом, обычаями, родом жизни. Они граничат с ними с южной стороны и населяют западной берег Пенжинского моря.

Вражда... ни Чукчи, ни Коряки нынешние не знают ее причины, но друг другу враги непримиримые...

Лет 30 тому назад, или несколько более, Чукчи, гоняся за Коряками со всем остервенением диких и в гораздо большем противу обыкновенного числе, подошли к самой крепости, обнадеяся весьма на свое многолюдство, и желая верным учинить поражение своих неприятелей.

Коряки, быв уверены в помощи гарнизона, толь бессумненно всегда ими изведанной, в виду почти оной остановились и приготовились дать доброй отпор. Сражение началось со всем свирепством неугасимого мщения. Сперва меткие стрелы, а потом палицы и копья, багрили снег длинными ручьями крови. Но скоро приметна стала слабость Коряков; мужество уступало многолюдству, и победа клонилась на сторону Чукчей. Коммендант отправил поспешно часть своей команды. Огнестрельное оружие остановило успехи нападающих...

Чукчей сломили, разбили, рассеяли. Коммендант преследовал их далеко; но неукротимые Коряки с стремлением погнались за убегающим неприятелем. Ни приказания начальствующего, ни густота леса, ни темнота наступающей ночи, не могли удержать их от убийства.

...каждая жена искала тела милого своего друга; каждое дитя, утопая в снегу, старалося добраться до печальных остатков своего отца; и когда находили, то мать над оным собственными своими руками вонзала ножь в сердце своего младенца.

— «Кто нас будет кормить? — Кто вас будет лелеять и покоить? — Злые потащат нас в неволю — изнурять работою и побоями — уморять голодом! — Где укроемся от морозов лютых?» — Так плакали бедные вдовы, умерщвляя детей над трупами мужей своих.

С ужасом Коммендант известился о сем неслыханном убийстве. Немедленно приказал всех сих исступленных захватить и привести в крепость. Но средство было уже поздное: почти все дети лежали бездыханные между трупами отцев своих.

Отвели им для общего житья старые казармы; но что же? Убивственная рука еще не устала; она искала новых жертв. Женщины, укрываемые темнотою ночи, с печальными песнями, в дружеских объятиях, поражали одна другую небольшими ножами, неприметно привязанными к их поясам в числе украшений, обыкновенных сим народам... Многие, не принимая пищи, изнурили себя голодом и умерли безвременною смертию.

Я слышал сие от Коммендантского сына, бывшего очевидцем происшествия.
Вот одна из причин малого размножения северных народов в Сибири.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [18.94]

Статья № 4
Из историй о Петре I Джона Белла из Антермони, 1714–1715

№ 3
Когда возникали неотложные дела, он часто приходил в Сенат к четырем часам и посылал за сенаторами, которые иногда присылали свои извинения.

Однажды, когда холодным зимним утром послали за канцлером графом Головиным, который был уже в годах, он ответил, что у него-де болят зубы и что он не может присутствовать. Нужно заметить, что когда его величество был во Франции, он купил набор инструментов для удаления зубов и при этом изучил немного, как пользоваться ими, и его слуга всегда носил их в кармане. Царь сам сел в сани, поехал прямо к дому канцлера и сказал ему, чтобы тот встал, потому что он приехал лечить его. Нетрудно представить, что сей пожилой господин лучше обратился бы к другому лекарю, но делать было нечего: он встал, и зуб у него был удален по всем правилам, хотя, как мне рассказывали, с большими трудностями. Однако было замечено, что впоследствии очень немногие жаловались на зубную боль...

Английский корабел господин Дэвенпорт 11 работал на верфи, где строили корабль, который находился на стапеле, когда прибыл царь и приказал произвести некоторые изменения. Корабел сказал ему, что не может сделать это в тот же день, потому что его жена только что родила и он должен идти домой и крестить ребенка. «Ладно, — сказал Петр, — родился мальчик?». «Да», — ответил корабел. «Тогда ступай и приведи священника, а я буду крестным отцом».

Он пришел, как обещал, и, согласно обычаю, поздравил роженицу и преподнес ей в подарок положенную в таких случаях золотую монету. Когда церемония закончилась, царь спросил, есть ли в доме что-нибудь на обед; еды оказалось немного — только холодная баранья нога, которую он приказал подать на стол: этого было достаточно для царя и нескольких слуг. Я знал этого мальчика, когда он был уже взрослым...

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [18.129]
Комментарии

Статья № 5
П. Н. Милюков, 1901

Иностранцевъ, привыкшихъ къ твердой социальной группировкѣ, къ рѣзко проведеннымъ соціальнымъ гранямъ, всегда смущало и удивляло отсутствіе общественныхъ перегородокъ (кромѣ установленныгь самою властью) въ русскомъ обществѣ.

«Русскіе сановники», замѣчаетъ Юль (1709), «весьма невыдержанны въ соблюденіи своей чести и достоинства. То ихъ офицеры, до бригадировъ включительно, ухаживаютъ за ними, какъ лакеи, прислуживаютъ и наливаютъ имъ вино, то они обращаются съ ними за панибрата, какъ съ товаришами... Оть обѣда до поздней ночи сановники могутъ съ самыми младшими своими подчиненными курить, пить и играть въ карты на деньги, что у насъ считалось бы неприличными и для простого капрала»

<...>
Итакъ, наука нужна лишь постольку, поскольку она можетъ пригодиться все для той же цѣли, для «людскости», для пріобрѣтенія необходимыхъ въ свѣтскомъ обиходѣ знаній, привычекъ, вкусовъ; самое большее — для того, чтобы вести занимательный разговоръ. Мы знаемъ, что такимъ образомъ создалось представленіе объ особомъ кругѣ наукъ и искусствъ, необходимыхъ шляхетству, и что дворянство долго лишь постольку цѣнило казенныя учебныя заведенія, поскольку тамъ преподавались именно эти, нужныя для молодого шляхтича знания и техническіе навыки.

Не находя этого (Светского обихода — Прим. ред.) въ существовавшихъ школахъ, дворяне предпочитали воспитывать дѣтей въ частныхъ пансіонахъ или посредствомъ гувернеровъ, причемъ часто иностранные языки оказывались единственнымъ предметомъ преподаванія.

Но очень скоро потребность въ особомъ курсѣ шляхетскихъ наукъ была удовлетворена Анной въ открытомъ ею, по желанію дворянства, для подготовки офидеровъ — сухопутномъ шляхетскомъ корпусѣ. Я здѣсь тотчасъ же обнаружилось, къ какого рода предметами дворянство тяготѣетъ всего болѣе.

Изъ 245 русскихъ кадеть, воспитывавшихся въ корпусѣ въ 1733 году, обучались:

Верховая ѣзда, очевидно, лишь потому стоить такъ низко, что это искусство пріобрѣталось и помимо ученія въ корпусѣ...

Благотворительная деятельность мартинистовъ во время голода 1787 какъ разъ совпала съ блестящей поѣздкой Екатерины въ Крымъ, долженствовавшей служить выставкой всеобщаго благополучія въ имперіи. Контрастъ былъ слишкомъ разителенъ.

Недоброжелателямъ мартинистовъ легко было установить мнѣніе, что Новиковъ дѣйствуетъ съ намѣреніемъ и, очевидно, хочетъ привлечь на свою сторону низшіе классы народа. Павла сдѣлаютъ главой русскаго масонства и помогутъ ему, опираясь на общее недовольство, взойти на престолъ. Екатерину устранятъ, какъ устранила она Петра III. Откуда возьмутъ средства для всего этого? И тутъ отвѣтъ былъ готовый. Очевидно, масоны дѣлаютъ фальшивыя ассигнации...

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитие

Источник: [20.63]
Комментарии

Статья № 6
Х. Г. Манштейн, 1727–1744

Придворные шуты нѣкогда были въ большой у всѣхъ чести. По древнѣйшему вѣ Россіи установленному обычаю, каждой частной человѣкъ получающій хорошіе доходы имѣлъ при себѣ по крайней мѣрѣ одного шута. Изъ сего можно судить, что въ нихъ не было недостатка и при Дворѣ; и они не прежде были удалены оттуда, какъ со времени правительствованія Принцессы Анны, которая ихъ вовсе не терпела. Петръ I отмѣнно ихъ жаловалъ; при немъ часто ихъ бывало человѣкъ до двенатцати и болѣе.

При Императрицѣ Аннѣ Ивановнѣ число шутовъ было шесть: Коста, Педрилло, Князь Голицынъ, Князь Волконской, Апраксинъ и Балахеревъ. Изъ сего видно, что четыре послѣдніе были изъ древнѣйшихъ фамилій россійскаго дворянства. Ибо Волконской былъ дѣверомъ Графа Бестужева, великаго Канцлера…

Вотъ какимъ образомъ онъ (Педрилло — Прим. ред.) пріобрѣлъ первыя десять тысячь рублей.
У Россiянъ есть обыкновение посещать родилніцъ, и класть имъ при семъ случай подъ полушки деньги. Ежели родильница знатная госпожа, то надобно ей подарить по крайней мѣрѣ червонецъ; за что родильница платитъ поцѣлуемъ въ уста. Гepцогъ Курляндскій однажды сказалъ Педриллѣ шутя что онъ женатъ на козѣ. Педрилло отвѣчалъ ему съ глубочайшимъ почтеніемъ, что это правда, и что какъ скоро его жена разрешится oтъ бремени, онъ осмѣлится просить Ея Величество со всемъ ея Дворамъ въ гости къ родильнице въ той надеждѣ, что oтъ гостей сихъ соберетъ денежную сумму, которой довольно будетъ для лучшаго воспитатя ея дѣтей. Сія шутка разглашена была по всему Дворцу. Въ назначенной день кладутъ его на театрѣ въ постель, и подлѣ него козу; по открытии занавѣса всѣ увидели Педриллу съ его женою въ постѣлѣ. Императрица поднося ему подарокъ, назначаешь сама, сколько каждой изъ ея придворныхъ долженъ дать родильницѣ…

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиедворшутынравыутехисостояние

Источник: [18.138]

Статья № 7
Джон Перри, 1716

Не благодаря, но всегда вопреки

Вот ещё одно обстоятельство, относящееся до бедственного положения этих людей, о котором я не могу не упомянуть, a именно: если какой-либо бедный человек, по природе более смышлёный и лучший работник, чем соседи его, бывает избран и назначен для исполнения какой-либо Царской работы, то он по двум нижеследующим причинам всегда старается скрыть свои способности и притворяется невежественным.

Во-первых: если станет известно, что в какой-либо области, городе, или месте, живёт такой-то человек искусный и способный, то его уже не оставят в покое и постоянно будут требовать и давать ему работу, или по приказанию самого Правители, или подвластных ему чиновников, или местных Дворян, у которых они находятся рабами, и с этой минуты такой человек уже не может распоряжаться своим временем, ни получить для себя приличного вознаграждения, а вместо того, если им будут недовольны, или если он начнёт роптать, то часто за труды свои он получает удары.

Во-вторых: в случае, когда из места жительства их высылается известное число работников на Царскую работу, если один из них окажется способнее и искуснее своих товарищей (кроме тех случаев, когда сам Царь тут присутствует, и знает об этом), то на него накладывается и больше труда и больше ответственности в работе, хотя это не доставляет ему никакого большого поощрения против других работников...

Чтобы читателю легче было понять, каким образом получают плату эти люди, приставленные к исполнению общественных работ, необходимо рассказать следующее. В России все простолюдины или крестьяне (которые возделывают, пашут и засевают землю) суть рабы и принадлежат или самому Царю, или Боярам, или монастырям, или Дворянам этой страны, и когда Царь жалует кому-либо деревню (эти последние часто описываются и отнимаются от одного человека, чтобы отдать их другому), или когда покупают, или продают, в России деревни, либо поместья, то ценность их исчисляется не по пространству земли, принадлежащей к ним, а по числу жителей или рабов, населяющих землю.

Каждый дом или семья получает в надел известный участок земли, за который обязаны они платить своему владельцу соответственную сумму деньгами, хлебом и всякого рода произведениями в натуре.

Кроме общих налогов, накладаемых на них особыми Царскими Указами, для покрытия военных издержек, в России существует обыкновение для всяких Царских работ или дел, где требуется известное число простых работников, плотников, каменщиков, или кузнецов, посылать, по усмотрению, к Правителям областей, уездов и городов предписания набрать работников из среды крестьян или рабов, иногда приходится так, что каждый 3, 5 или 10-й дом обязан поставить человека, плотника, кузнеца, или простого работника с лошадью, или без лошади, на столько-то месяцев, или столько-то времени, смотря по назначению. Поставляются эти люди на счёт города, или деревни, откуда велено набирать работников, и притом до тех пор, пока не сменит их новое число свежих людей, набранных из другого округа, или из того же самого места.

До сведения моего дошло, что иногда половина народонаселения, принадлежащего известной деревне, или округу, высылалась поочерёдно сменять другую, не получая за это ни какого жалованья. Вследствие этого обыкновения в России, когда я старался, по мере сил моих, выхлопотать, в пользу некоторых лиц, действительно способных, вознаграждение, хотя бы по копейке в день, чтобы тем поощрить и прочих, то, в бытность мою в Воронеже, я получил от Господина Апраксина ответ, что не было до сих пор примера, чтобы из Царской казны выдавались людям деньги за исполнение их обязанностей в деле, на которое они были отправлены, но что, взамен этого, растут в России батоги, и что, если они не исполняют требуемых от них работ, то их следует за это бить.

Если все это взять в соображение, то нельзя удивляться тому, что Русские из всех народов в мире самый вялый народ и тяжёл на подъем, когда идёт дело о преуспеянии в искусстве, или науке, и при всяком удобном случае готов возмутиться и принять участие в самых варварских жестокостях, в надежде избавиться от рабства, которое наследственно тяготит на нем...

Рассуждают также о наложенном на них кратком покаянии за прошлые грехи, и испрашивании отпущения от Священника; когда же этот последний осенит их знамением креста и произнесёт отпущение, то они отходят удовлетворённые и успокоенные, как будто не совершили никакого зла, хотя бы они и соделали самые страшные преступления в мире. Это-то, как я уже прежде имел случай заметить, и служит причиною вероломства и неблагородства Русских в отношении всех тех, кто имеет с ними дело; они постоянно перетолковывают неправильно свои слова и изменяют своему слову. Вследствие этого в стране этой между иностранцами существует поговорка: «Если ты хочешь знать, честный ли человек Русский, то посмотри, растут ли волосы на ладони его: если нет, так и не жди честности!»

Когда они льстят, расточая ласковые речи, и с клятвой уверяют вас в своём уважении (что и есть обыкновенный их способ поставить вас в зависимость от них, и что они делают в отношении друг друга, равно как и в отношении иностранцев), то вы всегда должны быть на стороже, потому что можете быть уверены, что они имеют намеpение предать вас.

Чувство стыда вообще так мало в них развито, и так мало связано с понятием о низком деле, что быть хитрецом в народе считается похвальным качеством; они говорят: «Этот человек понимает свет, и несомненно будет иметь успех». Об честном человеке они говорят: «Он глуп и не умеет жить». Они так мало уважают своё собственное слово, и понятие о чести так мало имеет для них значения в истинном смысле его, что на языке их не существует даже слова, чтоб выразить это понятие...

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеподавление инициативыитоги коррупциикаждый за себячестность в загоне

Источник: [18.143]

Статья № 8
Ян Потоцкий, 1797

Наследница княгини Ольги — грабёж как образ жизни

Как я уже начал говорить о жителях Кавказа, то прибавлю, что я много их видел в Астрахани и между прочими одну чеченскую княжну; война принудила ее удалиться в этот город. Она довольно хороша и довольно образована по своему, т. е. она знает турецкий язык, так как на нем говорят в Персии. Впрочем она не избавилась от своих национальных предубеждений.

Ей было очень скучно в такой земле, где на дорогах не грабят вооруженной рукой; украденная ленточка приятнее для нее жемчужного ожерелья, купленного. Она тщеславилась тем, что, с самого начала света, князья ее дома, всегда грабили по дороге в Тифлис и Баку; и она была бы в отчаянии, если бы ее родственницы и приятельницы узнали, что она вышла замуж за человека, который живет не разбоем.

Я думал, что это преувеличение, но Тюмень (Калмыцкий князь — Прим. ред.), который хорошо знает отечество этой женщины, потому что несколько раз был там в походах, рассказывал мне, что, ежели какой-нибудь князь недовольно ревностно занимается благородным ремеслом разбойника, то проходящие складывают перед его жилищем кучи камней, расположенных известным образом, чтобы обесславить его на всю жизнь.

Вообще кавказские народы являют странную смесь необразованности и великодушия; они лгуны, воры и обманщики с иностранцами, но оказывают геройское презрение к жизни и ненарушимое уважение к гостеприимству; наконец, они друзья искренние.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиенаследница княгини Ольгикровавая чеченкатотальный грабёж

Источник: [18.145]

Статья № 9
Л.-Ф. Сегюр, 1785–1789

«Низший» класс

Так как у низшего класса народа в этом государстве нет всеоживляющего и подстрекающего двигателя — самолюбия, нет желания возвыситься и обогатиться, чтобы умножить свои наслаждения, то ничего не может быть однообразнее их жизни... ограниченнее их нужд и постояннее их привычек. Нынешний день у них всегда повторение вчерашнего; ничто не изменяется; даже их женщины, в своей восточной одежде, с румянами на лице (у них даже слово красный означает красоту), в праздничные дни надевают покрывала с галунами и повойники с бисером, доставшиеся им по наследству от матушек и украшавшие их прабабушек. Русское простонародье, погруженное в рабство, не знакомо с нравственным благосостоянием, но оно пользуется некоторою степенью внешнего довольства, имея всегда обеспеченное жилище, пищу и топливо; оно удовлетворяет своим необходимым потребностям и не испытывает страданий нищеты, этой страшной язвы просвещенных народов...

В этом году императрица истребила старинный обычай, по которому просьбы на высочайшее имя писались так: бьет челом раб твой такой-то. Новым указом запрещено было употреблять это выражение, и велено слово раб заменить словом подданный.

«Высший» класс

С полвека уже все привыкли подражать иностранцам — одеваться, жить, меблироваться, есть, встречаться и кланяться, вести себя на бале и на обеде, как французы, англичане и немцы. Все, что касается до обращения и приличий, было перенято превосходно. Женщины ушли далее мужчин на пути совершенствования. В обществе можно было встретить много нарядных дам, девиц, замечательных красотою, говоривших на четырех и пяти языках, умевших играть на разных инструментах и знакомых с творениями известнейших романистов Франции, Италии и Англии. Между тем мужчины, исключая сотню придворных, каковы, например, Румянцевы, Разумовские, Строгановы, Шуваловы, Воронцовы, Куракины, Голицыны, Долгоруковы и прочие, большею частью были необщительны и молчаливы, важны и холодно вежливы и, по-видимому, мало знали о том, что происходило за пределами их отечества...
Не менее того удивил меня другой обычай, введенный тщеславием: лица чином выше полковника должны были ездить в карете в четыре или шесть лошадей, смотря по чину, с длиннобородым кучером и двумя форейторами. Когда я в первый раз выехал таким образом с визитом к одной даме, жившей в соседнем доме, то мой форейтор уже был под ее воротами, а моя карета еще на моем дворе!

«Промежуточный» класс

Другого рода роскошь, обременительная для дворян и грозящая им разорением, если они не образумятся, это — многочисленная прислуга их. Дворовые люди, взятые из крестьян, считают господскую службу за честь и милость; они почитали бы себя наказанными и разжалованными, если бы их возвратили в деревню. Эти люди вступают между собою в браки и размножаются до такой степени, что нередко встречаешь помещика, у которого 400 и до 500 человек дворовых всех возрастов, обоих полов, и всех их он считает долгом держать при себе, хоть и не может занять их всех работой.

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиенищих нетМРОТ всем хватаетнатуральное хозяйствожизнь по устоям

Источник: [18.148]

Статья № 10
Из семейной хроники рода Голицыных

Голицына Т. К. Письмо сыну Голицыну А. М., 12 августа 1753 г.

Александра, дарагой, здравствуй!
Историю тебе хачу написать. Березин наш женился. 500 душ за женой взял. И так взбесился, что наш дом везде бранит. И тебе дастается. Што бутто, что мы не имеем, то все чрез ево к нам милостивое претстателство. А мы все дураки, сами не можем без нево ничево зделать. А тебя асаблива, что твои чины все ево особливою милостию ты дастал. Ета истино не сносно, от такова человека иметь не благодарность. Каторой, так многа одалжон, к нам в дом пришол...
Божия милость буди с табой. К(нягиня) Г(олицына).
Августа 12 (1753).

историяинтересные фактыобычаикультурачерты характераобраз жизнитемп жизниобществонравы обществанравысаморазвитиеиз грязи в князибогатый бедному не ровня

Источник: [21.126]

      |     О сайте >>   |    Обратная связь   |    Поддержать сайт >>

ПОБЕДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСА «ЗОЛОТОЙ САЙТ»
Победитель XIII Всероссийского интернет-конкурса «Золотой сайт» в номинации «Познавательные сайты и блоги»Победитель интернет-конкурса «Золотой сайт»

© Lifeofpeople.info 2010 - 2024

▲ Наверх

0,207